Правовое положение римских граждан



106. Приобретение римского гражданства. Римское гражданство
приобреталось:

(1) Рождением, причем ребенок, рожденный в римском браке,
следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной,
не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Таким обра­
зом, ребенок, рожденный от брака римских граждан, был римским
гражданином, так же как ребенок, рожденный римлянкой, не со­
стоявшей в браке. Ребенок же, рожденный вне брака не-римлян-
кой, не признавался римским гражданином, хотя бы отцом его
был римский гражданин. В целях стимулирования браков в I в.
н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака рим­
ской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его от­
цом был не римский гражданин.

Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится граж­данином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рож­дения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не со­стоящей в браке, признается римским гражданином, если мать бы­ла гражданкой в момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента.

(2) Освобождением римским гражданином своего раба (п. 118).

(3) Усыновлением римским гражданином чужеземца.

(4) Предоставлением римского гражданства отдельным лицам,
общинам, провинциям особыми актами государства.

107. Положение римских граждан в публичном и в частном пра­
ве.
С точки зрения своего правового положения римские гражда­
не делились на две большие группы: а) свободнорожденные,
ingenui, б) освобожденные из рабства римским гражданином,

-89-


вольноотпущенники, libertini, подвергавшиеся и в качестве рим­ских граждан некоторым ограничениям в правах.

(1) Свободнорожденные римские граждане были носителями
полной правоспособности, политической, семейной и имущест­
венной. Основными политическими правами граждан были:
а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право
участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii);
в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum).

Право участвовать в народных собраниях отражалось и в струк­туре имени римского гражданина. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского гражданина со­стояло из пяти частей: a) praenomen — имя в собственном смысле слово; б) nomen — наименование семьи или рода, к которому при­надлежит данное лицо; в) указание имени отца в родительном па­деже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименова­ние трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период им­перии перестали созываться; д) прозвище, которое стало вклю­чаться в полное имя гражданина позднее других частей.

Таким образом, полное имя, например, Цицерона было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M [arci] f [ilius] Corneliana (triba) Cicero (cognomen).

He имея политических прав, женщины не имели и официаль­ного имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла, в родительном падеже: дочь или жена такого-то.

В области частноправовых отношений правоспособность рим­ского гражданина складывалась из упомянутых выше ius conubii и ius commercii, в составе которого с некоторого времени стали особо выделять testamenti factio, право составлять и быть свидете­лем при составлении завещания (testamenti factio activa) и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio passiva).

(2) Граждане, принадлежавшие к числу вольноотпущенников,
libertini, оставались в принципе навсегда носителями некоторой
ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и ча­
стноправовых отношений. Прежнее рабское состояние словно на­
лагало печать на правовую сферу человека и после вступления его
в число свободных римских граждан.

В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущен­ников заключались в том, что они не служили в римских легио-

-90-


нах, а в I в. н.э. утратили и ius surTragii, почему указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенни­ков, они не имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.

В период империи ограничения публичных прав вольноотпу­щенников усилились, но в то же время сложился институт присво­ения вольноотпущенникам полной политической правоспособно­сти специальным о том постановлением императора, restitutio natalium, которая сообщала им полную правоспособность и в сфе­ре частного права или путем присвоения императором золотого перстня (ius aureorum).

В праве Юстиниана, когда политические права граждан давно уже утратили прежнее значение и содержание, ограничений поли­тических прав вольноотпущенников больше нет. Сохраняются, од­нако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещаются браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки со все­ми свободнорожденными. Кроме того, вольноотпущенник несет по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения патроната между бывшим господином — патроном — и его вольноотпущенником — клиен­том, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплу­атация бывшего раба.

Правоотношения, составляющие в совокупности патронат, мо­гут быть сведены к трем группам: a) obsequium — совокупность личных и имущественных, семейного характера, прав патрона (право домашнего суда над клиентом и др.); б) орегае — обязан­ность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги (п. 447); в) bona — взаимная обязанность вольноотпущенника и патрона помогать друг другу в материальной нужде, давать али­менты; к этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.

Отношения патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил обыкновенно praenomen и nomen патрона, указывая и имя последнего в родительном паде­же в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в cognomen. Так, освобожденный Цицероном раб Гермодор име­новался: Marcus Tullius Marci libertus Hermodorus.

-91-


Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущен­нику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвине­ние, грозившее смертной казнью, а также в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на орегае.

Императорская restitutio natalium также устраняла частноправо­вую связь патрона с клиентом, почему и предоставлялась обыкно­венно императором не иначе, как с согласия патрона.

108. Утрата римского гражданства. Римское гражданство утра­чивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminu-tio maxima). Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав.

В древнейшие времена гражданин мог быть при некоторых об­стоятельствах продан в рабство, однако не иначе как за границу, trans Tiberim, ибо до периода империи считали, что гражданин не мог стать рабом на территории римского государства. Так, магис­трат имел право продать в рабство за границу дезертира или граж­данина, уклонившегося от ценза, обокраденный мог продать вора, кредитор — несостоятельного должника.

Эти основания утраты римского гражданства впоследствии от­пали, но на их месте появилось обращение в рабство в связи с на­казаниями, налагавшимися за некоторые тяжкие преступления. Так, в период республики становился рабом гражданин, пригово­ренный к aquae et ignis interdictio; в период империи — лица, при­говоренные к бессрочным каторжным работам или ссылке.

Гражданин мог и сам отказаться от прав гражданства, и притом только гражданства (capitis deminutio media), перейдя, например, в число латинов в целях получения земель, раздававшихся лати-нам, населявшим колонии и т.п.

До последнего столетия республики не существовало ни особо­го суда, ни особого порядка разрешения споров о гражданстве. По-видимому, такие споры разрешались магистратом в админист­ративном порядке. В конце республики законом Papia (которому, вероятно, предшествовали другие законы в той же области) был учрежден особый суд для разрешения споров о гражданстве.

В период империи не-гражданин, выдававший себя за римско­го гражданина, карался смертной казнью.

Спор о принадлежности гражданина к числу ingenui или liberti-ni разрешался в порядке особой преторской actio praeiudicialis.

-92-


Закон Visellea 24 г. н.э. установил уголовную ответственность вольноотпущенника, выдававшего себя за свободнорожденного.

Правовое положение latini

109. Возникновение правового положения latini . Как уже указано,
latini это, прежде всего, древнейшие жители Лациума и их потом­
ство, latini veteres, latini prisci. Но правовое положение latini есть
и некоторая юридическая категория — latinitas, которая предостав­
лялась иногда и не-жителям Лациума. Уже Латинский союз возво­
дил в правовое положение latini население отдельных италийских
общин за пределами Лациума. После того, как в I в. до н. э. рим­
ское гражданство было распространено на всю Италию, в право­
вом положении latini осталось население внеиталийских общин
или целых провинций, которым latinitas была предоставлена осо­
быми актами римского государства.

Наконец, существуют еще две категории latini. Это лица, осво­божденные из рабства господином-латином, а со времени закона Lex lunia Norbana (19 г. до н. э.) также и лица, освобожденные из рабства, при определенных условиях, римским гражданином и не­сколько ограничиваемые в правоспособности и после перехода их в число свободных людей.

Таким образом, правовое положение latini приобретается:

а) рождением, причем действует правило, однородное с уста­
новленным для приобретения рождением римского гражданства:
ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок,
рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию
матери;

б) присвоением правового положения латина актом государст­
венной власти;

в) добровольным переходом римского гражданина в число lati­
ni в целях приобретения земель, раздаваемых населению коло­
ний;

г) освобождением из рабства господином — латином или рим­
лянином — при условиях.предусмотренных законом lunia Norbana.

110. Положение latini в публичном и в частном праве. Правовое
положение latini не вполне одинаково, в зависимости от того, при­
надлежат ли они к числу latini veteres, к числу latini coloniarii или
latini luniani.

В сфере публичного права все латины, не имея ни права слу­жить в римских легионах, ни ius honorum, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраниях.

-93-


Это право было пережитком своеобразного правила, в силу ко­торого в древнейшие времена каждый житель общины, входившей в состав Латинского союза, имел ius suffragii во всех остальных об­щинах, входивших в союз.

В сфере частноправовой большинство latini veteres, наиболее близких римлянам и по историческому происхождению и по куль­туре, имели как ius conubii, так и ius commercii. Остальные латины, не имея ius conubii, имели ius commercii, которое, однако, ограни­чивалось для latini luniani. Об этой категории латинов говорили: «живут как свободные, умирают как рабы» — vivunt ut liberi, niori-untur ut servi; они не вправе были составлять завещаний, в их иму­ществе не допускалось и наследование по закону: после смерти ли­ца, принадлежавшего к числу latini luniani, все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из раб­ства, как если бы это имущество принадлежало господину всегда (iure peculii) (см. п. 117), без обременения господина имуществен­ными обязательствами умершего. Имущественные споры всех ла­тинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

111. Приобретение римского гражданства. Переход из состояния латина в состояние римского гражданина был относительно прост. Латины приобретали римское гражданство либо а) в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство, либо б) в си­лу специальных актов государства, наделявших правами граждан­ства отдельных латинов или целые группы их. Так, издревле рим­ское гражданство присваивалось latini veteres, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собою сокращение населе­ния городов Лациума, то применение его было с некоторых пор ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жи­тельства латина. Упразднение же в I в. до н. э. правила о приоб­ретении гражданства latini veteres, переселившимися в Рим, стало одним из поводов к войне, которая привела к присвоению рим­ского гражданства всему населению Италии. До этого времени права римского гражданства приобретали также и латины, зани­мавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Latini luniani наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности до­рог, поставок римскому государству и т.п.

Категория latini coloniarii утратила значение с распространени­ем в начале III в. н. э. прав гражданства на все население импе­рии. Категория latini luniani была упразднена при Юстиниане.

-94-


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!