II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.



1. Основная тема трагедии – царь и народ. Борис Годунов в изображении Пушкина.

Правление Бориса Годунова – смутная пора. Царь Борис взошел на престол путем преступления – убийства царевича Димитрия, сына Ивана IV. Хотя Пушкин наделил своего героя некоторыми положительными чертами, тем не менее объяснил падение власти Бориса главным образом социальными обстоятельствами. На борьбу с ним выступило боярство, казаки, польская шляхта, но главное – восстал народ против Годунова, а народ – определяющая сила истории.

Царь Борис и Самозванец.

Изображая борьбу Годунова и Самозванца за власть, Пушкин срывает с них «личину справедливости и божественного произволения» (А. И. Ревякин). Оба они – тираны и злодеи, добившиеся царской власти преступлениями и презирающие народ.

Борис – политик, понимающий всю сложность обстановки в стране, не опирается ни на одну общественную группу. Самозванец же пользуется поддержкой многих социальных сил и на первых порах – народа. Но он не смог сохранить такое отношение народных масс к нему.

Народ и его роль в трагедии.

Народ – главный герой трагедии. Ему отведено в композиции произведения центральное место: он появляется в самом начале трагедии, он же и завершает ее. Без народной поддержки бессильны и цари, и бояре.

«Народ безмолвствует». В этом безмолвии – приговор Самозванцу. Он осужден народом единодушно, и это предрекает ему скорый конец. Народ в изображении Пушкина – мятежная стихия. Свергнуть тиранов он может, но обеспечить себе благо и свободу не в состоянии. Причина этого – темнота, политическая несознательность народных масс.

Домашнее задание.

1. Прочитать «Маленькие трагедии».

2. «Моцарт и Сальери». Какова позиция Пушкина в оценке двух типов художников: Моцарта и Сальери? Характеры, взгляды и поступки героев.

Урок 32
«Маленькие трагедии»

Цели : рассказать о создании «Маленьких трагедий»; дать общее представление о содержании, героях; определить основные конфликты пьес; показать напряженную атмосферу описываемых Пушкиным ситуаций, сосредоточение на «судьбе человека» – глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистической страстью – скупостью, завистью, чувственностью; определить позицию Пушкина в оценке двух типов художников: Моцарта и Сальери («Моцарт и Сальери»).

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Маленькие трагедии» – чуда искусства, великие в целом и в частях.

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово учителя.

С сентября по ноябрь 1830 г. А. С. Пушкин провел в болдинском уединении. «Я в Болдине писал, как давно уже не писал» (Из письма А. С. Пушкина П. А. Плетневу). Поэт закончил последние главы «Евгения Онегина», создал множество стихов, «Повести Белкина», «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Маленькие трагедии». 23 октября 1830 г. был окончен «Скупой рыцарь», 26 октября, то есть через два дня, – «Моцарт и Сальери», через неделю, 4 ноября – «Каменный гость», а 6 ноября была завершена четвертая из маленьких трагедий – «Пир во время чумы».

Сюжетно-тематической основой трагедии послужили переживания поэта, его раздумья о современной жизни, о человеке, о добре и зле. Герои «маленьких трагедий» – люди выдающегося ума, огромной силы воли, больших страстей. Пушкин показал их в момент наивысшего напряжения духовных сил, то есть в кульминационных ситуациях, в завершающихся конфликтах.

II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.

1. Какие несовместимые черты уживаются в бароне Филиппе из «Скупого рыцаря»? (Скупость и рыцарство.)

2. Для чего барону нужны деньги? Каким образом он делает свои накопления? (Барон Филипп – зловещая фигура. Свои ничего не дающие ему накопления делает ценой человеческих «слез, крови и пота». Деньги для него не «оборотный капитал», а некое символическое средство сохранения пошатнувшегося положения рыцарства. Барон – безумец, мечтающий о безраздельном господстве над миром.)

3. Расскажите о главном герое из «Каменного гостя». (Дон Гуан – легендарный испанский соблазнитель, владеющий разнообразными способами обольщения. В его характере, как пишет Д. Д. Благой, «сочетание непосредственности и расчета, огня и холода, ветреной беспечности и искреннего чувства»[1].)

4. В чем пафос пьесы «Пир во время чумы»? («Пир во время чумы» – перевод Пушкиным фрагмента из поэмы английского поэта-романтика Джона Вильсона «Город чумы» (1816 г.). Пафос «Пира во время чумы» – торжество человеческого духа над смертью, хвала жизни, любви и мужеству.)


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!