Практическое отправление службы праздника.



Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе под 25 марта, совершается не в самый день Праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в Дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню.

Кроме того, в Типиконе под 24 и 25 числами нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим.

Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются "Блаженны". Псалмы 102-й: "Благослови, душе моя, Господа..." и 145-й:

"Хвали, душе моя, Господа..." опускаются, и хор сразу поет "Во Царствии Твоем...". Все остальные стихи поются с припевом: "Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Затем по прочтении "Честнейшую" священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: "Всесвятая Троице..." По окончании ее священник произносит: "Премудрость". Хор: "Достойно есть" до середины. Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую". Священник:

"Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...". Хор: "Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови". И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у престола:

"Боже, милостив буди мне, грешному. Боже очисти грехи моя, и помилуй мя. Создавый мя Господи, помилуй. Без числа согреших Господи, прости мя"[19]. Затем священник произносит литургийный возглас: "Благословено Царство...", начертывая крест Евангелием над антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов:

"Приидите, поклонимся..." и т.д. Если праздник случится в Великий пост, то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На "Господи, воззвах" - стихиры на 10: Триоди - 2, подобны - 3 и праздника - 3 (2 из них повторяются), "Слава, и ныне" - праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): I. Быт. гл. 28, 2. Иезек. гл. 43-44, 3. Притч, гл. 9.

Затем "Да исправится молитва моя", великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на "Господи, воззвах" - стихиры на 8: Триоди - 3 и праздника - 5, "Слава, и ныне" - праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исход, гл. 3 (о купине) и 2) Притчей, гл. 8 (о вечном бытии Сына Божия).

Затем "Сподоби, Господи". На стиховне - самогласная стихира дня (дважды) и мученичен, "Слава, и ныне" - стихира праздника. По "Ныне отпущаеши" - тропарь праздника, ектения, три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина и отпуст.

Всенощное бдение начинается по Уставу с великого повечерия. После прочтения славословия совершается лития. Поются стихиры праздника 3, гл. 1. (В субботу и Неделю - на "Слава" - "Да веселятся небеса"). "Стихиры на стиховне праздника, с их припевами, т.е. "Благословите день от дне спасение Бога нашего". На благословении хлебов - тропарь праздника (трижды). "Буди имя Господне" и пс. 33.

На утрени: на "Бог Господь" тропарь праздника (трижды). По кафизме - седальны праздника. Полиелей, седален праздника, степенны - 1-й антифон 4 гл. Прокимен гл. 4: "Благовестите день от дне спасение Бога нашего", "Воспойте Господеви песнь нову", Евангелие от Луки, зач. 4. Затем "Слава: Молитвами богородицы", на "И ныне" - то же и '"Помилуй мя, Боже". Стихира праздника.

Канон - праздника, гл. 4, ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия - праздника. Но в тех песнях канона, где совпадают трипеснцы, т.е. в понедельник 1,8,9 и т.д., то канон праздника с ирмосами на 6 и трипеснец на 8. Катавасия - ирмос триоди. По 3-й песни - седальны праздника. По 6-й песни - кондак "Взбранной Воеводе..." и икос. На 9-й песни - припев: "Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу" и ирмос; "Яко одушевленному..."

Если есть трипеснец, то припев; "Слава тебе, Боже наш, слава Тебе", а затем ирмос Триоди. Светилен праздника "Ангельских сил..." (дважды). "Слава, и ныне" - "Еже от века днесь познавается".

На хвалитех - стихиры на 4, "Слава, и ныне" - "Еже от века таинства". Если праздник случится в субботу или воскресенье, то поем великое славословие, если же в другие дни, то читается вседневное славословие. По прочтении великого славословия произносится ектения: "Исполним утреннюю молитву" Далее поются стихиры на стиховне и читается: "Благо есть..." (единожды). По "Отче наш..." - тропарь праздника, после которого сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже...". Затем: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен..." Хор: "Аминь". Чтец - молитву: "Небесный Царю...", после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами и сразу же читается 1-й час и отпуст.

1-й час с кафизмой, тропарь и кондак праздника. В конце часа, после возгласа: "Боже, ущедри ны..", три великих поклона и молитва "Христе, Свете истинный" и отпуст. Часы 3-й, 6-й и 9-й тоже с кафизмами, но без поклонов. На 6-м часе - паремии Триоди. Затем "Блаженны", но не с начала, т.е. "Благослови, душе моя, Господа..." (пс. 102), а прямо "Во Царствии Твоем..." и т.д.[20] (скоро, без пения и без поклонов), "Помяни нас, Господи...", "Лик небесный...", "Ослаби, остави...". По "Отче наш..." - кондак праздника, "Господи, помилуй" (40 раз), "Слава, и ныне", "Честнейшую", возглас "Боже, ущедри..." и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина и молитва "Всесвятая Троице...". Далее священник на амвоне: "Премудрость". Хор: "Достойно есть"; священник:

"Пресвятая Богородице, спаси нас"... Хор: "Честнейшую". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже..." Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды), "Благослови" и бывает полный отпуст, после которого священник молится у престола как обычно перед литургией: "Царю Небесный...". Вечерня начинается возгласом: "Благословено Царство..." Следует отметить, что вечерня, которая предваряет литургию св. Иоанна Златоуста, помещена в Типиконе под 26 числом. Так как служба под 25 марта оканчивается часами с изобразительными.

Вечерня. На "Господи, воззвах" - стихиры Триоди 2 и подобны Триоди 3, праздника 3 и архангела 3. В это время совершается проскомидия. Вход с Евангелием. "Свете тихий". Прокимен дня, 4 паремии: 2 дневных и праздника 2: 1) Исход, гл. 3 ("Вниде Моисей..."); 2) Притчей, гл. 8 ("Господь со -зда мя начало путей Своих..."). Затем ектения малая и возглас: "Яко свят еси...". Поется "Святый Боже...". Затем прокимен, гл. 4: "Благовестите день от дне...", Апостол к евр., зач. 306. Евангелие от Луки, зач. 3, и прочее последование литургии св. Иоанна Златоуста. Задостойник: "Благовествуй, земле...", "Яко одушевленному...". Причастен: "Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе" (см. Богослужебные указания на 1949 год)[21].


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!