ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА В СЕДМИЧНЫЙ ДЕНЬ



Вся служба совершается только празднику. Стихиры на "Господи, воззвах" - на 6. "Слава, и ныне" - праздника, - но если отдание будет в пятницу, то "Слава" - стихира праздника, "И ныне" - догматик гласа, т.е. в этот день положено отдание его. Прокимен дня. Затем - "Сподоби, Господи" и просительная ектения. По "Ныне отпущаеши" - тропарь праздника (единожды), далее - ектения сугубая и отпуст.

На утрени: на "Бог Господь" - тропарь праздника (дважды), "Слава, и ныне" - тот же. После кафизм - седален праздника.

Каноны - праздника: первый - на 8, второй - на 6. Катавасия: "Крест начертав...". По 3-й песни канона - седален праздника (дважды). По. 6-й песни -кондак и икос. Вместо "Честнейшую" припевы праздника. Славословие великое. Далее тропарь, ектения и отпуст.

На литургии: на "Блаженны" - тропари 9-й песни обоих канонов на 8, По входе - тропарь праздника, "Слава, и ныне"

кондак. Прокимен, Аллилуиа и причастен праздника. Но Апостол и Евангелие читается сначала дня, а затем праздника.

ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА В ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ

Начало - обычное, воскресное. Стихиры на "Господи, воззвах": воскресных - 4 и праздника (которые пелись на самый праздник) - 6. "Слава" - праздника, "И ныне" - Богородичен текущего гласа - (догматик). На литии стихиры только праздника. На стиховне - воскресные, "Слава, и ныне" - праздника. Тропари по "Ныне отпущаеши" - "Богородице Дево" (дважды) и праздника (единожды).

На утрени: Тропари на "Бог Господь": воскресный (дважды), "Слава, и ныне" - праздника. Седальны после кафизм воскресные. Тропари по непорочных: "Ангельский собор". Антифоны степенны и прокимен - гласа. Евангелие воскресное. Каноны: воскресный - на 4, Богородицы из Октоиха - на 2 и праздника оба канона - на 8. Катавасия - "Крест начертав". По 3-й песни - кондак, икос и седален праздника (дважды). После 6-й песни - кондак и икос воскресные. На 9-й песни поем "Честнейшую", светилен - воскресный, "Слава, и ныне" - праздника.

Хвалитные стихиры: воскресные - на 4 и праздника с их припевами ~ на 4. "Слава" - стихира евангельская, "И ныне" - "Преблагословенна еси, Богородице...". Славословие великое. Тропарь только воскресный. Ектении и отпуст.

Тропари на часах: воскресный, "Слава" - праздника, "И ныне" - Богородичен часа. Кондаки чередуются, т.е. на 1-м часе - праздника, а на 3-м - воскресный и т.д.

На литургии: тропари на "Блаженны" - гласа (т.е. воскресные) - на 6 и праздника (из 9-й песни канона) - на 4.

По малом входе - тропарь воскресный и праздника, "Слава" - кондак воскресный, "И ныне" - праздника.

Прокимен вначале - Недели пред Воздвижением, а затем Богородицы. Рядовой гласа опускается. Апостол, Аллилуарий и Евангелие - Недели пред Воздвижением и рядовой (читаются под одно зачало), затем Богородицы. Причастен: "Хвалите Господа с небес" и праздника - "Чашу спасения прииму...".

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(21 ноября)

История праздника

О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях.

О введении Пресвятой Девы во храм по достижении Ею трехлетнего возраста упоминают, в частности, антиохийский епископ Еводий (I в.)[14], блаженный Иероним (IV в.), святой Григорий Нисский (IVв.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (VII в.). Время установления праздника в честь этого события с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил повсеместное распространение уже в VIII-IX вв. В IX веке Георгий, митроп. Никомидийский, составил канон праздинка ("Отверзу уста моя") и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон праздника ("Песнь победную"). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Великая вечерня. "Блажен муж" - 1-й антифон. На "Господи, воззвах" - стихиры на 8. "Слава, и ныне" - стихира и праздника. Затем - прокимен дня и читаются три паремии.

В первой паремии (Исх. 40,1-5, 9-10; 16, 34-35) в образе ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии; так Дух Святый осенил Пресвятую Деву - скинию воплощения Господа.

Во второй паремии (3 Цар. 7,51; 8,1,3-7,9-11) Церковь видит прообраз Пресвятой Девы в кивоте завета Господня, который, по освящении Соломонова храма, священники внесли во Святая Святых.

В третьей паремии (Иезек.43,27; 44,1-4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника (гл. 4-й):

"Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение". На утрени, по полиелее, величание:

"Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое". Прокимен: "Слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое". Стих: "Отрыгну сердце мое слово благо". Евангелие (Лк. зач. 4-е). На "Слава" поется стихира: "Днесь храм одушевленный..." "И ныне" - то же. Затем - "Помилуй мя, Боже". Канонов - два: первый - твор. Георгия, митроп. Ннкомидийского, со ирмосом - на 8; ирмос - дважды. Второй канон - Василия Пагариота, архиеп. Кесарийского, со ирмосом на 8: ирмос - дважды. По 3-й песни канона - седален праздника; "Слава, и ныне" - "Непорочная Агница..."; по 6-й песни - кондак и икос.

Кондак: "Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи. Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангелн Божии: Сия есть селение Небесное".

На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поются припевы праздника. Припев 1-го канона: "Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во святая святых". И сразу ирмос: "Яко одушевленному Божию Кивоту да никакоже коснется рука скверных (непосвященных - А.И.). Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая".

(Этот же припев и ирмос являются Задостойником на литургии). Далее к тропарям 2-го канона припев: "Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную рукама иереовыма".

На литургии, как обычно в двунадесятые Богородичные праздники, "Блаженны" с тропарями канона, песнь 3-я и 6-я -на 8. По входе - тропарь праздника, "Слава, и ныне" - кондак. Прокимен, гл. 3-й: "Величит душа..."; стих "Яко призре на смирение...". Апостол (Евр., зач. 320), Евангелие (Лк., зач. 54) и причастен праздника: "Чашу спасения прииму...". Вместо "Достойно" - Задостойник.

Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднества (20 ноября) и четыре дня попразднества. Отдание праздника - 25 ноября.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!