Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской духовной академии.



На "Господи, воззвах" - 3 стихиры воскресные, одна - анатолиева и 6 стихир праздника Успения (из Иерусалимского последования). "Слава" - стихира праздника, "И ныне" - догматик гласа. Прокимен "Господь воцарися". Лития праздника (из Минеи). Стиховны стихиры Октоиха, "Слава, и ныне" - праздника. По "Ныне отпущаеши" - тропарь "Богородице Дево..." (дважды) и праздника (единожды).

На утрени. "Бог Господь...", тропарь воскресный (дважды), "Слава: Благообразных ученик лик...", "И ныне: Священным учеником...". 17-я кафизма с Похвалами Божией Матери. По окончании третьей статьи[32] сразу же поются воскресные тропари по непорочных (из чина последования "Благословенная Владычице" опускается). Ипакои, степенны - гласа, Прокимен, Евангелие - воскресные. "Воскресение Христово...", "Слава: Молитвами апостолов...", "И ныне: Молитвами Богородицы...", "Помилуй мя, Боже...", "Воскрес Иисус из гроба...". Далее стихира праздника. Молитва "Спаси, Господи, люди Твоя..." и возглас.

Канон воскресный на 4, Богородичен Октоиха на 2 и праздника из Минеи оба канона на 8.

По 3-й песни - кондак и икос праздника, по 6-й - кондак и икос воскресный, по 8-й песни - "Честнейшую...", по 9-й песни - экзапостиларий воскресный, "Слава, и ныне" - праздника.

На хвалитех - 4 стихиры Октоиха, 4 стихиры праздника, "Слава" - стихира Евангельская, "Н ныне: Преблагословенна еси...".

Великое славословие. При пении Трисвятого - крестный ход. Тропарь "В Рождестве..." Окончание праздничное.

На литургии. "Блаженны" из Октоиха на 6 и праздника песнь 3-я на 4 (из Минеи). При входе поется "Приидите, поклонимся...", "Воскресый из мертвых...", тропари - воскресный и праздника. "Слава" - кондак воскресный, "И ныне" - праздника. Прокимен, Апостол, "Аллилуиа", Евангелия читаем прежде воскресные, а затем Богородицы, те, которые читаются на Рождество Божией Матери. Причастен: "Хвалите Господа с небес..." и праздника: "Чашу спасения прииму...".

ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

(25 декабря)

История праздника.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в восточных и западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики - гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что "Бог послал свой Ум - первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный Духу" (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой, такой же. И вот Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Воплощения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновалось в один день, а именно 6 января, под общим названием Богоявления.

Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам - Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам - в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римский Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося "бога солнца" был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и проч. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IV века. Впервые отдельное празднование Рождества Христова было введено в Константинопольской Церкви около 377 г. по указанию императора Аркадия и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря Месяца более всего исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Из богослужебных песнопений, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются первая стихира на "Господи, воззвах", кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке преп. Романом Сладкопевцем. Им было составлено 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние.

Уже в VII-VIII веках известны Минеи со службами Рождеству в целом их виде. В Х веке имелись службы предпразднства и попразднства, а в XI-XII вв. служба, посвященная Рождеству Христову, на Востоке принимает такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI, VII, VIII и IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на "Господи, воззвах" и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), Косма Маиумский (канон) и другие.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 922; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!