Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении



В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название

"Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии". Она открыта в рукописях - греческих и славянских - не ранее XV века, составлена греческими песнопевцами, среди которых - великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы, и основная часть ее - "похвалы", или "непорочны" -представляет собой очень искусное подражание великосубботным "похвалам". В XVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта.

В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празднование, кроме Успения, и воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование.

В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, а затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа[30].

В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы", или "Похвалы", получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому "Последованию" помещен в книге "Служба на Успение"[31], в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В "Богослужебных указаниях" на 1950 г. также помещен "Чин погребения", но в нем вместо великой вечерни перед утреней дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой субботы). Последование утрени с "Похвалами" в "Богослужебных указаниях" напечатано полностью (по Иерусалимскому последованию).

Особенности Всенощного бдения погребения следующие:

Возглас: "Слава Святей...", псалом 103, "Блажен муж..." На "Господи, воззвах..." - 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского устава. "Слава, и ныне" - стихира праздника. Если погребение совершается в субботу, то на "Слава" - стихира праздника, а на "И ныне" - догматик текущего гласа, т.е. отдание гласа. Вход. Прокимен, гл. 2: "Воскресни, Господи, в покой Твой...". Стих: "Клятся Господь Давиду...". Паремии три, которые читались на самый праздник. На литии - шесть стихир (из Минеи). На стиховне - четыре стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословение хлебов - тропарь праздника (трижды).

Стихира: "Тебе одеющуюся светом, яко ризою" - составлена в Подражание подобной же стихире в Великий Пяток на вечерни.

Погребение Божией Матери в современной церковной практике.

Погребение в храме Московской духовной академии по благословению Святейшего Патриарха совершается в тот же день вечером, но по Уставу положено на третий день. Богослужение начинается с бдения. Вначале праздничная вечерня, а затем утреня. На "Бог Господь..." при пении особых тропарей из Иерусалимского последования "Благообразных ученик лик", "Слава: "Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная" "И ныне: Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим...", поющихся распевом на подобен "Благообразный Иосиф...", духовенство выходит к плащанице, и читаются статии "Непорочны". Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-ой - малое, после 3-й статии поются особые тропари: "Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся..." с припевом "Благословенная Владычица, просвети мя светом Сына Твоего". В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектения, антифон 4 гласа: "От юности моея..." (полиелей и величание не поются), прокимен "Помяну имя Твое..." и Евангелие Луки, зач. 4. Потом - "Слава: Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же, "Помилуй мя, Боже..." и стихира праздника. Далее "Спаси, Боже, люди Твоя...", возглас и каноны 2, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском последовании.

В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к плащанице. Совершается трижды каждение вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет "Святый Боже...". После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника ("Премудрость, прости" не говорится). Затем трижды каждение вокруг плащаницы и совершается помазание елеем, ектении и отпуст.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!