Вопросы и задания к стихотворению «Рыцарь на час»



1. Почему у стихотворения такое название?

2. Какой поэтический смысл выявляется в том, что в начале стихотворения лирический герой предается созерцанию природы?

3. Какая жестокая дума его волнует? Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых минутах прошлого?

4. В каких «позорных пятнах» упрекает себя лирический герой? Как в произведении намечен конфликт «отцов» и «детей»?

5. Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены «благие порывы», но «свершить ничего не дано», или это поэма-исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принес существенной пользы людям?

6. Как вы думаете, сам поэт относит себя к тем, кому суждены лишь «благие порывы», или он в стане «погибающих за великое дело любви»?

В эпоху правительственного террора, наступившего после выстрела Каракозова (1866), Некрасов, желая спасти от закрытия «Современник», принял участие в чествовании графа М. Н. Муравьева, известного государственного деятеля, получившего большие полномочия в России. В тот же день он пишет стихотворение «Ликует враг...», в котором сожалеет об этом политическом шаге.

4 марта 1866 г. он получил анонимное послание «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Автор послания укорял поэта в двуличии, лицемерии, лжи, восклицая при этом «Не может быть!». Позже выяснилось, что это была поэтесса и переводчица О. П. Мартынова-Павлова. Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство...» — ответ на это послание.

Вопросы и задания к стихотворению «Умру я скоро. Жалкое наследство...»

1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства оно вызывает у читателя?

2. Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь?

3. Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой?

4. Какой поэтический смысл имеет композиция стихотворения с повторяющимся рефреном?

5. Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и идейного смысла стихотворения?

По цензурным соображениям Некрасов решил выдать стихотворение «Пророк», посвященное Чернышевскому, находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки «Из Байрона», «Из Ларры», «Из Барбье»). Подарив художнику И. Н. Крамскому 3 апреля 1877 г. свой экземпляр «Последних песен», Некрасов зачеркнул название стихотворения и написал «В воспоминание о Чернышевском».

Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

1. К кому обращается автор стихотворения «Пророк», кого убеждает в правильности пути своего героя?

2. Почему стихотворение так называется? Есть ли в нем основания для сопоставления с одноименными произведениями Пушкина и Лермонтова?

3. В чем, по мысли автора, смысл жизни и высокое предназначение человека?

4. Какие жизненные ценности он утверждает? Возможно ли, по Некрасову, служение добру без жертв?

5. Почему в финале стихотворения, написанного революционером-демократом, появляется библейский образ распятого Христа?

 

Урок 93. «Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой...»[87]

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Праздник жизни — молодости годы...», «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба...».

В начале урока можно обсудить стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...» и выяснить, какой Некрасов хочет видеть свою музу, какой поэзии ждет от нее.

Поэт не случайно показывает музе крестьянку, которую секут на площади. Он называет свою музу сестрой обездоленных и угнетенных, а в стихотворении «Музе» (1876—1877) из сборника «Последние песни» снова возвращается к этому образу:

  О муза! наша песня спета. Приди, закрой глаза поэта На вечный сон небытия, Сестра народа — и моя!

В «Последних песнях» возрождается и образ «несжатой полосы» как символа незавершенного труда. Стихотворение «Сон» (1877) явно перекликается с написанной значительно ранее «Несжатой полосой» (1854).

В этих стихотворениях десятиклассники должны увидеть условность созданных поэтом картин. Так, «Несжатая полоса» — это не повествование о горькой доле крестьянина, а молодая женщина, которую секут на Сенной, — не жестокий факт жизни угнетенных в крепостной России. И это потому, что образ несжатой полосы ассоциируется с незавершенным трудом поэта, а изображение наказания крестьянки лишь способ, при помощи которого он пытается учить свою музу, какой она должна быть. Поэт, по Некрасову, не должен ждать от музы слов, которые она может продиктовать ему, воспевая «красу долин» и «ласку милой». Он заставляет свою музу быть «музой мести и печали». Кстати, современный ему житель Петербурга не мог увидеть на Сенной площади акт наказания крестьянской женщины. Подобные экзекуции были отменены задолго до рождения Некрасова. Но чувства гнева и скорби, которыми проникнута его поэзия, позволяют отнести оба стихотворения не к теме страданий угнетенного народа, а к теме поэта и поэзии, по-своему осмысленной Некрасовым и пронизывающей все его творчество.

Одним из первых откликов поэта на проблемы писательского труда и предназначения писателя демократических убеждений стало стихотворение «Блажен незлобивый поэт...». Оно написано на смерть Гоголя, последовавшую 21 февраля 1852 г., и направлено против теории «искусства для искусства». Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил — ненавидя», и провозглашает этим приоритет «гоголевского направления» в литературе 1850-х гг.

Под влиянием этого стихотворения Тургенев, как он сам признавался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 г., написал свой знаменитый некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!