Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»



1. Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX в.?

2. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено отношение лирического «я» к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?

3. Как трактуется в стихотворении проблема народного счастья?

4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?

5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа?

7. Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта?

Стихотворения «Праздник жизни — молодости годы...» и «Сеятелям» могут быть предложены учащимся для самостоятельного анализа, для работы в группах или парах.

Вопросы и задания к стихотворению «Праздник жизни — молодости годы...»

1. Как в этом стихотворении отразились жизненные противоречия Некрасова-поэта и Некрасова-журналиста?

2. Докажите, что он относится к своему поэтическому труду со «строгостью судьи и гражданина».

3. Как в стихотворении переосмысливается миссия поэта-пророка?

Вопросы и задания к стихотворению «Сеятелям»

1. Как в стихотворении трансформируется евангельская притча о сеятеле?

2. В чем поэт видит предназначение современного сеятеля? Какие «семена» он должен бросить на «ниву народную»?

3. Сопоставьте стихотворение Некрасова «Сеятелям» со стихотворением Пушкина «Свободы сеятель пустынный...».

В конце урока может быть прочитано предсмертное стихотворение поэта «О муза! я у двери гроба...». В нем еще раз звучит самообвинение в том, что поэт недостаточно служил народу, но он умирает уверенным, что его выбор правильный, что его жребий завиден, что он всегда был в кровном союзе с честными сердцами. Он снова, как и в раннем творчестве, видит свою музу «иссеченной кнутом».

Итог урока. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенных. Однако он видит в поэте и ветхозаветного пророка, который безжалостно карает отступников, изменивших убеждениям.

Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться...», 1858) звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, — беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.

 

Урок 94*. «Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез...»[88]

Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова. «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Под жестокой рукой человека...».

Урок может быть организован в форме практикума, на котором учащиеся попытаются самостоятельно исследовать стихи Некрасова и определить их идейно-эстетические позиции, особенности художественной формы, ассоциативные связи с русской литературой. Для подготовки к анализу стихотворений группам школьников можно поручить самим составить вопросы и задания, дать им коллективную оценку, а затем объединить их в общий план интерпретации текста.

Одна из черт поэзии Некрасова — урбанизм, изображение жизни большого города и его противоречий, беспощадной власти города над человеком. В этом направлении Некрасов продолжает традиции Пушкина («Медный всадник») и Гоголя (Петербургские повести). У Некрасова тема Петербурга как бесчеловечного города-убийцы отчетливо видна в лирическом цикле, получившем прозаическое название «О погоде». В нем проявились наблюдения Некрасова-гуманиста, описывающего страшные «лики» жестокого города, сходные с жанровыми особенностями физиологических очерков, входящих в альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Одно из самых ярких стихотворений, входящих в цикл, — «Под жестокой рукой человека...» (1858).


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1846; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!