А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов. Нравственный смысл и символика комедии.



Задача уроков — показать на примере пьесы «Лес» своеобразие пьес этого периода в творчестве Островского, роль композиции и системы героев в раскрытии конфликта.

В конце 1860—1870-х гг. A. H. Островский пишет ряд острых сатирических комедий, самой интересной из которых является «Лес». Продолжая традиции Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, драматург поднимает проблему оскудения привилегированных сословий. Здесь появляются иные герои, а пьеса изображает достаточно острый нравственно-социальный конфликт

На уроках, посвященных обсуждению пьесы «Лес», следует остановиться на четырех моментах:

1. Символическое значение названия пьесы. Лес — это образ русского национального мира.

2. Противостояние нравственным порокам благородных свойств, причем нравственные пороки — это качества привилегированных сословий, а благородные свойства присущи чаще бедным людям.

3. Смысловая роль игры. Игра как форма жизни. Герои-актеры.

4. Своеобразие пьесы. Приемы авторского стиля.

Четыре направления работы на уроке определят и его форму. Можно обсуждать пьесу со всем классом, а можно дать задания по группам. В любом случае беседа начинается с названия. Таким образом, первое направление работы — выявление символического смысла названия пьесы.

Вопросы для обсуждения

1. Какой смысл имеет название пьесы? Только ли о конкретном лесе говорится в комедии? Как сочетаются между собой два пространства: лес и сад?

(Значения названия: конкретное — тот лес, который продают; символическое — лес как своеобразное состояние отношений между людьми; нравственное — лес, который может помочь людям стать счастливее; обобщенное — лес как образ русского национального мира (вспомните Русь, окруженную дебрями).) Интересно, что в декорациях лес появляется только во втором действии, когда встречаются Аксюша и Петр. В этом же действии из леса выходят Несчастливцев и Счастливцев. Конкретно о лесе говорят немного, но он как будто присутствует во всех действиях.

Для анализа текста следует выбрать следующие эпизоды: действие 1, явл. 1, 6; действие 2, явл. 1, 2, 7; действие 3, явл. 4; действие 5, явл. 9.

Вопросы для обсуждения

Действие 1, явл. 1, 6

1. Как говорят о лесе Аксюша и Карп? Как характеризует их такое отношение к лесу? Почему Аксюша на слова Карпа отвечает: «Не дай Бог»? Почему она не хочет, чтобы деньги за проданный лес пошли ей на приданое?

2. О каком лесе идет речь? Только ли о том, который собираются продавать?

3. Как раскрываются характеры Гурмыжской и Восмибратова в их разговорах о лесе? Что их интересует в лесе прежде всего?

4. Почему об одном и том же лесе герои говорят абсолютно по-разному — в зависимости от выгоды?

5. Чья еще судьба зависит от продажи леса?

Действие 2, явл. 1, 2, 7

1. Какую роль играет лес во втором действии? во время свидания Аксюши и Петра? во время прихода Несчастливцева и Счастливцева?

2. Символом чего становится лес во время расплаты Восмибратова с Гурмыжской?

Действие 3, явл. 4

Как вы понимаете фразу Карпа: «Да и то сказать — образование; а здесь-то что? Одно слово: лес»?

Действие 5, явл. 9

Как вы понимаете монолог Несчастливцева: «Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

Вывод. 1) Образ-символ «лес» помогает раскрыть характеры героев, так как он постоянно присутствует в разговорах о продаже леса, о деньгах, которые получат за него, в репликах Карпа, переживающего, что все продают, в решении судьбы Аксюши и Петра. 2) Лес олицетворяет собой «сыр дремучий бор», т. е. безнравственность ряда героев; в более широком смысле лес — это что-то темное, дремучее, непролазное. 3) Лес показан и как некая сила, которая отомстит героям, продавшим его, потому что за продажей — разорение.

Второе направление работы — это изучение системы образов.

К первой группе мы отнесем героев из привилегированных сословий: Гурмыжская, Буланов, Милонов, Бодаев.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1999; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!