Благими намерениями вымощена дорога в ад



 

С английского: Hell is paved with good intentions.

По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона  (1709—1784), именно последний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Но у нее есть, видимо, первоисточник, который был, можно предположить, хорошо известен С. Джонсону. Эта мысль, хотя и в несколько иной форме, впервые встречается в английской литературе у богослова Джорджа Герберта  (ум. 1632) в его книге «Jacula prudentium». Там он написал: «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрых намерений и пожеланий».

Слова Джорджа Герберта станут широко известными в XIX в., когда в романе «Ламермурская невеста» (1819) Вальтер Скотт заставит повторить их одного из своих персонажей — английского богослова, прототипом которого, очевидно, стал Дж. Герберт.

Учитывая, что в Библии, в книге Иисуса, сына Сирахова (гл. 21 ст. 11) есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада», то возможно, что фраза Сэмюэля Джонсона родилась на основе и этого библейского образа, и мысли Джорджа Герберта.

Иносказательно: о добрых, но дурно исполненных намерениях, что обычно приводит к противоположному результату.

 

Благо народа — высший закон

 

С латинского: Salus populi suprema lex  [салюс попули супрэма лекc].

Из речи «О законах» римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона  (Марк Туллий Цицерон, 106—43 до н. э.): «Да будет высшим законом их (правителей. — Сост.)  благо народа».

 

Благоглупости

 

Из «Невинных рассказов» Михаила Евграфовина Салтыкова-Щедрина  (1826—1889). В рассказе «Деревенская тишь»: И кого ты своими благоглупостями удивить хочешь?  Потом это выражение встречается в очерках «За рубежом» того же автора.

Неологизм, который писатель ввел в русский язык.

Иносказательно: прописные истины, в данной ситуации неуместные.

 

Благонамеренные речи

 

Название сборника сатирических очерков (1872—1876) Михаила Евграфовина Салтыкова-Щедрина  (1826—1889). Писатель в данном случае использовал этот эпитет иронически, поскольку слово «благонамеренность» в его время традиционно означала лояльность властям.

 

Благорастворение воздухов

 

Из «великой ектеньи», то есть молитвы, произносимой в православном храме дьяконом во время обедни (литургии Иоанна Златоуста). Это молитва «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных...».

Глагол «благорастворяти» в церковно-славянском языке буквально означает соединять жидкости или вещества, но в данном случае речь идет о ниспослании молящемуся земных благ, благополучия.

Иносказательно: прекрасная погода в сочетании с ароматами цветов, плодов и пр.; мир, покой (шутл.-ирон.). Выражение приобрело иронический оттенок благодаря М. Е. Салтыкову-Щедрину, который его неоднократно употреблял в своих сатирах.

 

Благородный жулик

 

С английского: The Gentle Grafter.

Название сборника рассказов (1908) американского писателя О. Генри  (псевдоним Уильяма Сидни Портера, 1862—1910).

Иронически о приятном, с хорошими манерами, обаятельном, но нечестном человеке.

 

Благую часть избрать

 

Из Библии.  В Евангелии от Луки (гл. 10, ст. 38—42) рассказывается о двух сестрах — Марфе и Марии. Когда в их дом пришел Иисус, Марфа занялась хлопотами по хозяйству, а Мария «избрала благую часть» — стала внимательно слушать поучения Иисуса. В Библии и православной литературе под «благой частью» подразумевается приверженность душеспасительным делам и поучениям.

Иносказательно: сделать правильный выбор (высокопарн.).

 

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

 

Из пьесы «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова  (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7).

Вероятно, это выражение представляет собою парафраз из Евангелия от Марка (гл. 16, ст. 16): «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Иронически о том, кто излишне, безосновательно доверчив или о том, кто слишком обольщается своими радужными планами и надеждами.

 

Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые

 

Из стихотворения «Цицерон» (1836) Федора Ивановича Тютчева  (1803— 1873):

 

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

 

«Всеблагие» — боги, вершители судеб людей и мира.

Смысл выражения: жить в эпоху перемен непросто, но именно в такое время человек может полностью реализоваться, лично увидев и поняв ход исторических событий.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!