Искусства и словесность, ученость и образование, праздники



 

Какое у средневековых людей было отношение к культуре, к учению, к учености?

– Согласно христианской церкви, люди – и женщины в том числе! – должны были красотой и ученостью славить Господа. Однако этот идеал продвигали прежде всего клирики, и прежде всего для них в монастырях и при церквях создавали условия для учебы и творчества. В монастырях до XIII века существовали специальные залы – скриптории (от латинского scribere – писать), где монахи составляли молитвенные книги, расписывали их сами или отдавали рисовальщикам и живописцам. Помимо этого монахи копировали древние рукописи, то есть исполняли функции переписчиков, или «культурных проводников».

 

ИСКУССТВА И СЛОВЕСНОСТЬ

 

Значит, это они рисовали миниатюры, которые мы видим в верхней части книжных страниц?

– Да, среди прочего. Или еще фантастических существ на полях рукописей. В то время искусство преодолевало переходную стадию от ремесла, мастерства, к творчеству, понимаемому как сочетание знания и красоты, которое ближе к концу Средневековья станет искусством в собственном смысле слова. Первым, кого признали профессиональным художником, принято считать итальянца Джотто, работавшего в XIV веке в Ассизи – городе святого Франциска, во Флоренции, Падуе и Риме. То есть это был мирянин. Действительно, можно сказать, что в Средние века наука и искусство становятся более светскими, мало‑помалу освобождаясь от влияния религии. В XIII столетии главные очаги знаний и творческой деятельности переместились из церквей и монастырей в города, в те места и ту среду, которые не зависели от духовенства.

Тем не менее, когда говорят об искусстве Средних веков, указывают в основном на религиозные памятники.

– Да, потому что в ту пору именно в церкви расцвели, помимо архитектуры, два великих искусства – скульптура и музыка (не считая фресковой живописи). Картины масляными красками, написанные на мольберте, появились только в XV веке.

Вы сказалимузыка?

– Средневековье вполне заслуживает названия музыкальной эпохи, именно тогда были созданы и усовершенствованы такие инструменты, как лютня, скрипка (в своей ранней форме) и орган. Последний достиг таких размеров, что в церквях стали делать галереи с органными корпусами, которые становились все больше и больше. Но главным музыкальным инструментом Средневековья оставался человеческий голос. Именно тогда были изобретены новая система музыкальных знаков, сольфеджио, новые способы пения, особенно хорового, – полифония («многоголосие» по‑гречески). Добавлю, что в XIV веке музыка модернизировалась, приняла новые формы, которые получили название «ars nova» – «новое искусство».

А еще, как мы поняли из вашего рассказа о рыцарях Круглого стола, появились романы.

– Да, литература в Средние века была в почете, и родился новый, великолепный жанр словесного творчества. XII–XIII века оставили нам циклы историй и легенд, часто анонимных (автор неизвестен), – так называемых сказаний, эпических песен о военных подвигах: например, о деяниях Карла Великого в «Песни о Роланде». С другой стороны, появились куртуазные романы, в которых центральной темой была любовная, один из лучших авторов в этом жанре – уроженец Шампани Кретьен де Труа (XII век). Романов артуровского цикла мы уже касались. Но величайший поэт Средневековья, по общепринятому мнению, – итальянец Данте, написавший в начале XIV века огромную «эпопею» в стихах – «Божественную комедию». Она повествует о путешествии итальянского поэта, в проводники которому дан великий поэт Античности Вергилий, по загробному миру – Аду, Чистилищу и Раю, где Вергилия сменяет усопшая возлюбленная Данте, Беатриче.

А театр?

– В раннем Средневековье театр исчез, потому что христиане считали его языческим искусством. Однако в XII веке он возродился в монастырях, а в XIII распространился в городах. Во Франции своей богатой литературной и театральной жизнью славился город Аррас. На юге Франции, где говорили на окситанском языке (langue d’oc , откуда название провинции Лангедок), сливки поэтического и артистического общества собирались в Тулузе и проводили «Цветочные игры».

 

УЧЕНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

 

Ну… а что знали средневековые люди? Чему они учились и учили?

– Клирики переняли древнеримскую классификацию знаний. На первом этапе обучали трем базовым предметам – трем свободным искусствам (или тривиуму, лат. trivium , «три пути»): грамматике, риторике, диалектике; затем переходили к четырем высшим наукам (квадривиуму, quadrivium – «четыре пути»): арифметике, геометрии, музыке, астрономии.

Но ведь это не религиозное знание!

– Конечно, это светские предметы, а не церковные, как и в сегодняшних школьных программах. Религия по‑прежнему играла большую роль, но и ее коснулись перемены. Помимо молитвенных и благочестивых книг, в церкви все более интенсивно развивалось учение о Боге и Его творениях – богословие, или теология по‑гречески.

А такие школы, как сейчас, были?

– Нет, в точности таких же не было, но с XII века начали формироваться типы образования, которые мы назвали бы начальным и средним. В то же время оно не было ни всеобщим, ни обязательным! И хотя появились школы для девочек и учительницы, женское образование намного уступало мужскому. В этих школах дети учились прежде всего чтению, причем учились по Псалтыри – библейской книге псалмов (молитв), входящей в Ветхий Завет. Учились также и счету. Надо знать, что в XII веке европейцы заимствовали у арабов цифру «ноль» (пришедшую из Индии), что значительно изменило и облегчило процесс счета.

Как становились учителями и учеными?

– Все в том же XII веке, веке знаний, когда церковь постоянно подчеркивала, что Бог создал по Своему образу и подобию человека и его разум , сформировалась система, которую мы сейчас назвали бы высшим образованием. Первое время его получали в церквях и обителях (в Париже таким местом были собор и церковь монастыря Сен‑Виктор), затем в специальных школах, которым позже дали название «университеты» (от латинского universitas – совокупность), поскольку в них надо было изучать все отрасли знаний.

Как были организованы университеты?

– Как правило, они состояли из трех больших комплексов. На факультете искусств преподавали базовые науки; на двух факультетах права – гражданское право и каноническое (церковное), причем последнее – очень углубленно; наконец, существовал факультет богословия. Каждый университет приобретал известность благодаря особым успехам в какой‑либо из наук. Так, лучшим по правоведению считался университет в итальянском городе Болонья (во Франции этим славился Орлеанский), по богословию – Парижский, самый серьезный медицинский факультет, как мы уже говорили, находился в городе Монпелье (тогда еще не входившем в состав Французского королевства).

В XIII веке был изобретен новый метод обучения и мышления – схоластика, позволившая подняться к вершинам, сопоставимым с достижениями греческой философии. Среди схоластов были выдающиеся учителя, такие, как немец Альберт Великий, итальянцы Бонавентура и Фома Аквинский.

На каком языке велись занятия?

– На латыни, конечно. Поэтому большинство учителей могло преподавать и за пределами родной страны, где угодно в Европе. Альберт учил в Кёльне, а Бонавентура и Фома Аквинский стали профессорами богословия в Париже. Были и другие знаменитые центры учености, например Оксфорд в Англии и Саламанка в Испании. Впоследствии, в XIII–XV веках, университеты выросли по всей Европе, от Упсалы в Швеции до Коимбры в Португалии, от Неаполя в Италии до Гейдельберга в Германии и Кракова в Польше. Студенты тоже могли кочевать из одного университета в другой.

 

ПРАЗДНИК

 

– В Средние века любили праздники (кроме церковных)?

– Очень любили. Можно даже сказать, что у людей было сильно развитое чувство праздника. По сути, это в равной степени плод старых языческих традиций (в особенности крестьянских), не изжитых или переиначенных, и христианской литургии. Именно в Средние века родился карнавал – крестьянский праздник, которому, несмотря на недовольство церкви, был уготован огромный успех. Дошедшие до нас описания повседневной жизни той эпохи отражают и возникшее тогда противопоставление праздников по своей природе несомненно языческих и праздников церковных, из которых многие посвящены страстям Христовым. Из этих свидетельств стоит упомянуть «Битву Карнавала и Поста» – знаменитое полотно фламандского художника XVI века Питера Брейгеля. Но и главные христианские праздники – Рождество и Пасха – праздновались очень весело.

Что победилоискушение карнавала, где можно было хорошо развлечься, или серьезность поста, навязанного церковью?

– Для того чтобы искоренить или ослабить увлечение светскими песнями и танцами – каро́лями, – церковь ввела новые праздники, по большей части городские. Это отвечало потребности встречаться по праздничному поводу и укрепляло желание людей объединяться в прочные сообщества с четкой иерархией. И вот церковь устраивала многочисленные процессии, чаще всего в городах, и в этих процессиях разные группы населения занимали места, положенные им по социальному статусу: во главе – духовенство, в хвосте – бедняки‑миряне. И поныне во многих европейских городах какой‑нибудь день в году отводится подобным процессиям, пусть они утратили то значение, которое им придавали в Средние века. Часто их приурочивают к важным многодневным праздникам: в Севилье – к Святой неделе, в провинции Бретань – к праздникам отпущения грехов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, Средние века – довольно долгий период. Если даже не соглашаться с той точкой зрения, которую разделяю я, – что они завершились в конце XVIII века с рождением современной промышленности и Великой французской революцией, – то все равно никто не станет спорить, что их протяженность не меньше десяти столетий. С V по XV век – целая тысяча лет!

За этим длительным периодом закрепилось название, данное ему в эпоху Возрождения, изначально уничижительное. Мы уже видели, что и сегодня многие воспринимают Средневековье как дурной, «уродливый» период истории, который отличают одновременно жестокость, темнота и невежество. Теперь мы знаем, что эта картина неверна, хотя жестокость в Средневековье, конечно, была и проявлялась не только в форме междоусобиц и войн между странами, но и в насилии над евреями, начинающемся антисемитизме, репрессиях инквизиции по отношению к еретикам, восставшим против учения церкви. Крестовые походы, безусловно, тоже являются частью этой неприглядной стороны Средневековья.

Но это была и великая эпоха созидания, я считаю – в первую очередь. Подтверждением служат искусства, социальные институты, особенно в городах (те же университеты), прогрессивная схоластическая философия. И мы знаем, что в Средневековье возник обычай собираться вместе для торга и праздника, в результате чего появились ярмарки, рынки, публичные торжества, которые занимают важное место и в нашей жизни.

 

РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

 

А еще Средневековье воплотило в себе любопытное сочетание разнообразия и единства. Разнообразие проявляется прежде всего в постепенном образовании государств: с IX века – Франции и Германии, с конца XI – Англии, в конце XV – Испании, когда брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского соединил Кастилию и Арагон. Единство выражено повсеместным распространением христианской религии. Как было отмечено выше, христианство проводило черту между мирянами и духовенством, так что Средние века можно назвать периодом рождения светского общества. Кроме того, сформировался единый тип образования; и в наши дни высшее образование везде получают в университетах, пусть в них и не преподают больше на латыни. Добавим, что сокровища искусства – тоже всеобщее наследие.

Надо ли говорить, что именно Средние века – период рождения и формирования Европы. И если у каждого этапа развития цивилизации своя роль, свое назначение в истории, то Средним векам было назначено «произвести на свет» Европу. Сегодня наша задача – постараться ее укрепить и обогатить, используя как стимул двойную направленность к единству и к разнообразию, доставшуюся Европе от Средневековья.

Обозначение «Европа», редко встречающееся в средневековых текстах, в середине XV века появляется в заглавии трактата папы Пия II. Это не случайно и дает нам повод считать XV век началом заключительного этапа Средневековья.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!