ТОРГОВЦЫ, ЯРМАРКИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ



 

Вы упомянули о коммерции. А как ею занимались в Средние века? Как покупали и продавали пишу, одежду и другие вещи?

– Я успел сказать, что в XI–XII веках, на переломе средневековой истории, произошел подъем сельского хозяйства: леса корчевали, пахотной земли стало больше. Одновременно в городах активно развивались ремесла. В результате количество товаров для продажи и обмена заметно выросло. И сразу же повсюду начали организовываться такие точки, где люди встречались, чтобы продавать и обменивать свою продукцию, – так и появились ярмарки.

Они распространились по всей Европе. В XII–XIII веках самыми прославленными и многолюдными были ярмарки в графстве Шампань, которые ежегодно проходили по очереди в городах Провен, Ланьи, Труа, Бар‑сюр‑Об.

Существовали и менее значительные рынки – местные и областные, – куда тоже стекалось много народа.

– Ярмарки были международными?

– Конечно. Как вы понимаете, для того чтобы купить что‑то в чужой стране, надо иметь валюту этой страны, а значит, иногда приходится обменивать деньги. (Еще недавно, до появления евро – единой европейской валюты, – мы каждый раз меняли деньги, пересекая границу.) В Средние века в разных частях одной страны могли ходить самые разные деньги, поэтому на ярмарках совершался в том числе и обмен, которым занимались особые люди, поднаторевшие в денежных операциях. В итоге в конце этого периода наиболее удачливые (или хитрые) менялы стали банкирами (banquiers ). Почему их так назвали? Потому что они заключали сделки прямо на скамейках (bancs) ! По крайней мере, вначале. Потом‑то они, разумеется, выстроили специальные здания – будущие банки.

Но такое разнообразие валют – возможно, один из факторов, затормозивших экономический прогресс Средневековья.

А еще это значит, наверное, что в Средние века много путешествовали?

– О да! Вопреки расхожему представлению, которое давно пора отбросить, сервы были не так прочно прикреплены к земле (не были «крепостными»). Сеньоры взимали с крестьян очень большой оброк (в этом и состояла феодальная повинность), и сервам приходилось разъезжать в поисках лучших условий. Но и без того, как вы поняли из вышесказанного, в Средние века и мужчины, и женщины, даже из простых, часто пускались в путь. Делали это с разными целями: сменить сеньорию или город в надежде найти какую‑то выгоду и вообще зажить лучше на новом месте; поучаствовать в ярмарке; совершить паломничество.

Люди пускались в странствия, переезжали с места на место – среди них и миряне, и клирики, несмотря на то что жизнь монахов и затворниц в их монастырях стала суровее. Скажу больше: сама христианская религия толкала людей на скитания, ведь она учит, что человек на земле – путник (по‑латыни homo viator, от via – путь), путешественник. Никогда это понятие не отражало порядок вещей так верно, как в Средние века.

 

БЕДНЯКИ, ГОЛОД, БОЛЕЗНИ, ЭПИДЕМИИ

 

Вы неоднократно говорили о том, что XI–XIII векапериод расцвета. И все равно представление о Средневековье неразрывно связано с картинами крайней бедности. Это неверно?

– К сожалению, верно. Средневековые города населяло огромное количество бедного люда, и, безусловно, бедность – одно из позорных пятен, составляющих образ «уродливого» Средневековья.

В Средние века можно было умереть от голода?

– Да, несмотря на подъем сельского хозяйства и торговли съестным, пища богатых и бедных, сеньоров и сервов очень различалась. Голод, частый гость в городе, не обходил и деревню, где тоже были свои бедняки. В XIII веке стало немного легче, но в XIV снова голодали, как раньше. Кормление голодающих и бедняков стало одной из церковных обязанностей. Сначала она возлагалась только на клириков, затем на сеньоров, богатых людей и, не забудем, королей. Именно голод, которому надо было противостоять, заставил людей вспомнить о милосердии и взаимопомощи. Чтобы ввести в обиход понятие благотворительности (фр. charité ), клирики использовали латинское слово caritas , одно из значений которого – «любовь».

Много ли было нищих?

– Много, тем более что к нищете не всегда относились с презрением. В Средние века образ Иисуса‑нищего был вполне привычным, и, когда в XIII веке в города пришли доминиканцы и францисканцы (см. выше), этим религиозным орденам дали название «нищенствующих», что в те времена принимали скорее за похвалу.

А как ухаживали за больными? Как их лечили?

– Лечить было трудно. Очень долго (по правде говоря, дольше, чем длилось Средневековье) больных лечили в основном народными средствами: процесс мог сопровождаться ритуальными жестами и заговорами, приемом чудодейственных зелий, растиранием мазями, и всему этому приписывались целительные свойства. Скажем прямо: в нехристианских районах мужчины и женщины, занимавшиеся такого рода врачеванием, почитались колдунами и колдуньями. На христианской земле колдовать воспрещалось (я еще скажу пару слов об этом), но существовали знахари – им Бог дал знание, но не силу; по крайней мере, такова была официальная точка зрения. Самые богатые люди, сеньоры и буржуа, часто пользовались услугами врачей‑евреев, потому что евреи переняли опыт античной ученой медицины.

Но уже тогда, в XIII веке, медицина шагнула далеко вперед, ее стали преподавать в университетах. Медицинский факультет организовали и в Париже, но лучшим в этой области науки считался университет Монпелье.

Больниц еще не было?

– Были. Первые больницы, «Божьи приюты» (hôtels‑Dieu ), строили все в том же XIII веке на средства церкви и особенно религиозных орденов. До наших дней сохранились приюты в бургундском городе Бон (XV век) и в итальянском городе Сиена. В Париже на острове Сите тоже есть больница под названием Отель‑Дьё, действующая, но ее здание датируется всего лишь XIX веком.

Какие болезни были самыми страшными?

– Вплоть до XIV века больше всего боялись проказы, которая встречалась повсеместно. Горожане строили специальные больницы для прокаженных – лепрозории. Небесной покровительницей прокаженных считалась Мария Магдалина, поэтому кварталы, где располагались лепрозории, называли «кварталами Магдалины» (такие есть, например, в Париже и Лилле). Люди думали, что проказа заразна, и прокаженным, которые разгуливали на воле, полагалось вертеть трещотки, издававшие легко узнаваемый звук. В XIV веке проказа почти исчезла – вероятно, благодаря тому, что люди стали лучше питаться и следить за чистотой тела.

Но пришло время другой болезни, исключительно заразной, – чумы. Ее привезли с Востока, из Крыма, генуэзские моряки, и она охватила почти весь христианский мир. Вспышки чумы повторялись через неравные промежутки времени, но достаточно часто. Первая настоящая эпидемия, 1348–1349 годов, повергла христиан в ужас, унеся в могилу целые семьи, целые монастырские общины. Потом начались поиски лекарств, но в основном зачумленных помещали в карантин, чтобы уберечь здоровых от контакта с ними. Население городов подчинялось особым правилам, помогающим избежать заражения.

Скверная еда, в свою очередь, становилась причиной эпидемий дизентерии, от которой многие умирали, особенно младенцы и малолетние дети. Возможно, вам рассказывали, что Людовик Святой умер от чумы (в 1270 году под стенами города Туниса), но это неверно: он умер от дизентерии или тифа.

 

 

Глава V

ВЛАСТИТЕЛИ

 

Вы пока что ничего не рассказали нам о королях.

– И правда. Как мы уже видели, в феодальном обществе практически вся власть принадлежала сеньорам, но над ними стояли еще более могущественные люди, и с XIII века их сила неуклонно росла. Это короли.

Королевская власть стала для Запада новшеством (как вы знаете, мир делился на Запад и Восток (или Левант) относительно Рима и Европы). Корни этой формы власти в Европе уходят в V–VI века. Короли были у франков и готов, самые известные из них – Хлодвиг и Теодорих (его столица находилась в Равенне, в Италии). Для занятий государственными делами короли приближали к себе некоторых подданных – сегодня их назвали бы чиновниками высшего ранга.

И как же становились королями?

– Двумя способами: в результате выборов или по рождению. Так, Гуго Капет, основатель династии Капетингов, в 987 году был избран пэрами – равными ему сеньорами. Но возобладала другая тенденция – обеспечить передачу власти потомкам, приведшая к появлению королевских фамилий, и наследовал королю, как правило, его старший сын. Во Франции с X века правили Капетинги, с XIV‑го, начиная с Филиппа VI, – Валуа. Не во всех королевствах власть могла перейти к женщине: стать королевой было почетно, но не более; иногда она могла оказывать влияние на сына или мужа – короля.

Это правда, что король считался «святым»?

– Да, но не в такой степени, как римский император, которому поклонялись, как некоему богу или полубогу. Короля не обожествляли. А вот королевскую «должность» признавали священной, иногда сам король обязывал к этому, превращая свою коронацию в религиозную церемонию. Французских королей вообще короновали в Реймском соборе, в память о совершившемся там крещении Хлодвига, а английских – в лондонском Вестминстерском аббатстве.

В чем разница между королем и императором?

– Множество королей, каждый во главе своего королевства, сменило единого для всех римского императора. Напомню, что последний управлял всей Римской империей единолично и всходил на престол либо по праву рождения, либо по призыву солдат. В Средние века этот образ оставался по‑прежнему ярок.

– В том‑то и дело! Неужели императору Карлу Великому не хотелось стать новым властителем Римской империи?

– Король франков Карл, которого позже стали называть Карлом Великим (лат. Carolus Magnus , фр. Charlemagne ), самый могущественный из христианских королей, действительно, задумался о том, чтобы восстановить влияние и территории римских императоров, разумеется, в свою пользу. Ему не подчинялись напрямую лишь англосаксонские короли. Он мог рассчитывать на помощь церкви, тоже своего рода монархии во главе с римским епископом, получившим титул Папы. При участии последнего на Рождество 800 года, в Риме, Карл был провозглашен императором. Однако важность этого события сильно преувеличивают. Конечно, Карл Великий стал легендарной личностью, причем еще в Средневековье, но его наследники не удержали императорскую власть. В чем причина? Вероятно, в том, что идеал Карла Великого принадлежал не будущему, а прошлому – Античности. Он не видел будущего Европы. В империи, которую он собирался построить, не было места англосаксам. Карл – прежде всего франкский патриот, он не заглядывал далеко за пределы «страны франков» и завоеванных ею земель. Но надо отдать ему должное: он покровительствовал искусствам и словесности, окружил себя учеными со всех концов христианского мира, поощрял тягу к просвещению у своих приближенных… Известно ли вам, что в конце XIX века, когда ввели всеобщее обязательное образование, утверждалось, что его история восходит к Карлу Великому? Но это, конечно, легенда.

Чем короли отличались от сеньоров?

– Во‑первых, у них были свои атрибуты власти, как правило – трон, корона, жезл, называемый скипетром, а у некоторых еще и «рука правосудия» (кисть руки на конце жезла), ибо правосудие было прерогативой короля – одной из функций, возложенных на королевскую власть, а также на церковь. Обычно напрямую, как суверен, король управлял только собственным доменом – относительно небольшой территорией, и косвенно, как сюзерен, – землями сеньоров. Другая прерогатива короля состояла в поддержании мира и согласия.

А королевский двор тогда уже был?

– Двор – нет, но в XIII веке, и еще активнее в XIV, короли, особенно французские, стали окружать себя людьми, которые помогали им строить монархию – из нее и вышла высшая форма власти, называемая государством сегодня. В зарождающемся средневековом государстве король – это лицо, облеченное властью и чьей опорой служат советники. Таковы Фердинанд I Великий в Кастилии (1035–1065), Людовик VII во Франции (1137–1180), Генрих II в Англии (1154–1189). В XIII веке появились уже различные собрания, к которым король обращался за советом в области финансов или, скажем, правосудия. Но не стоит воображать правительство с министрами и «администрацию», охватывающую все королевство.

Они действительно управляли страной?

– Предполагалось, что короли должны заниматься делами королевства, которое очень медленно превращалось в государство, основанное на развитых социальных институтах (законодательстве, налогообложении, советах, государственной службе). Так вот, в VIII веке возникла идея, что короли не справляются со своей работой, их прозвали «ленивыми королями». Во Франции это даже стало предлогом для смены династии: Пипин Короткий, отец Карла Великого, отнял трон у предыдущей королевский фамилии – Меровингов (то есть потомков предводителя франков Меровея) и стал основателем новой – так называемой династии Каролингов.

– У средневековых королей была армия?

– Они командовали армией, которая формировалась, как правило, каждую весну в преддверии новой войны. Эту армию составляли, с одной стороны, зависимые люди, набранные в королевском домене, с другой – наемники, иностранные солдаты, которым король платил жалованье (solde). Но в особых случаях под командованием короля собиралась армия, которую можно назвать национальной, так как она состояла из солдат со всего королевства. Такое войско в 1214 году повел за собой в битву при Бувине король Франции Филипп‑Август. Постоянная армия появилась у французских королей лишь в XV веке.

– И последний вопрос о королях: как получилось, что Париж сделался их резиденцией и столицей франков?

– В некоторых странах короли старались обосноваться в каком‑то одном городе, и он считался главным в королевстве[2]. Париж был столицей при Хлодвиге, но оставался ею недолго. Резиденция Карла Великого, город Аахен (современная Германия), также не удержала столичного статуса. А вот Лондон является столицей Англии со времен Вильгельма Завоевателя (XI век). Во Франции долгое время оспаривали друг у друга главенство Париж и Орлеан, Париж был столицей с XII по XV век, потом еще немного в XVI, а во второй половине XVII века король (Людовик XIV) жил в Версале.

Короли Кастилии (Испания) тоже неоднократно меняли столицу: в конце XI столетия ею стал отвоеванный у мусульман Толедо, а Мадрид – лишь с XVI‑го.

В Италии столицы тогда еще не было, а Рим почти все время служил резиденцией Пап. Не было столицы и в Германии, хотя с XII века немецкие князья избирали императора во Франкфурте‑на‑Майне.

Кажется, над королями все‑таки стояли две еще более значительных фигуры, и они часто ссорились.

– Верно. Верхушкой общества были император и Папа, и теоретически они обладали наибольшей властью. Папа – глава церкви, настоящий правитель, наподобие монарха. У императора больше почета, чем подлинной личной власти. Формально он стоял над королями, князьями и городами, но это не значит, что ему подчинялись, и с X века его влияние простиралось недалеко за пределы Священной Римской империи – то есть Италии и Германии.

Из‑за чего же они ссорились?

– Ссоры Пап и императоров постоянно упоминаются в хрониках (летописях), их основной повод – назначение епископов. Но хотя конфликты эти выходят на первый план, настоящая история делается в их тени, скрываясь иногда на задворках городов, сеньорий, королевств, и именно она влияет на развитие общества. В 1313 году в Пизе скончался Генрих VII; после этого императоры потеряли власть за пределами Германии. Папу стала избирать коллегия кардиналов (конклав), назначенных его предшественниками. Императора – немецкие курфюрсты (князья‑выборщики).

 

Глава VI

РЕЛИГИЯ И ЕДИНСТВО ЕВРОПЫ


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!