Миряне и клир, сеньоры и сервы, буржуа, торговцы и ремесленники, путешественники и пилигримы, бедняки и хворые



 

До сих пор речь шла больше о «прекрасном» Средневековье, но не все в нем было так уж прекрасно. Например, когда мы говорим «феодальное общество», мы все‑таки порицаем Средневековье…

– Согласен, но средневековое общество, как и любое другое, устроено сложно. Почему его называют феодальным? Прежде всего потому, что правят в нем сеньоры, у них есть подчиненные – вассалы, которым они предоставляют (если хотите, дают в пользование) фьефы – земли, приносящие доход. От слова «фьеф» и происходит слово «феодализм». Этот общественный строй ненавидели и обличали философы XVIII столетия и деятели Великой французской революции за то, что народ – крестьян, простолюдинов – угнетали богатые и могущественные. Таков и сейчас привычный образ Средневековья.

 

КЛИРИКИ: БЕЛОЕ И ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО

 

Можно ли сказать, что это общество было неравным по определению, сеньоры угнетали сервов?

– Мы поговорим об этом. Но в первую очередь надо ясно представлять себе другое различие, более важное для той эпохи. В Средние века существует четкое разделение людей на два класса. Первый составляют те, кто посвятил себя Господу и религии, – их называют клириками. Второй – добрые христиане, почитающие Бога, но имеющие семью и род занятий, менее зависимые от церкви, – это миряне.

Клирикиобязательно мужчины, женщин среди них не было?

– В общем, да, главным образом мужчины – епископы, священники и монахи. Но были и женщины‑монахини, которые, объединившись, затворялись в монастырях (отсюда название «затворницы»). Клирики не вступали в брак, хотя в раннем Средневековье епископы и священники, бывало, жили с женщинами и имели от них детей. В XII веке церковь окончательно запретила сожительство, и запрет этот был очень строгим. Тогда же монахов, которые иногда принимали к себе в монастырь женские общины, обязали выдворить их или максимально размежеваться.

Как становятся клириками?

– Человек, который видит в этом свое призвание, просит епископа принять его в клир. Затем его наставляют в набожности и благочестии. Тот, кто собирается стать священником, получает одну за другой разные степени, повышая свой статус. Высшая степень – таинство рукоположения, то есть возведение в сан. После этого священник становится высшим духовным лицом, он может совершать обряды (крестить, принимать исповедь, служить мессу) и проповедовать. Над священниками главенствует епископ.

Клириков было много?

– Да, особенно по сравнению с нынешним днем! Надо знать, что духовенство в Средние века делилось на два типа – впрочем, это разделение имеет место и сейчас. Первый – духовные лица, которые общаются с верующими; главные среди них – священники, и, как правило, каждому священнику дается приход в границах одной из епархий, управляемых епископами. Такие клирики составляют так называемое белое духовенство, живущее в миру. Второй тип – одиночки, удалившиеся от мира (даже если они не вовсе потеряли связь с обществом) и соблюдающие монастырский устав. Это монахи, от греческого «монос» – один, название «одиночек» закрепилось за ними несмотря на то, что в большинстве случаев они живут общинами – конечно, достаточно изолированными от остального мира.

– Но среди монахов тоже есть различия…

– И с V–VI веков различий становилось все больше. Например, ирландские монахи прославились как основатели монастырей в Альпах и Вогезах. В VI веке итальянский монах Бенедикт Нурсийский создал умеренный устав (то есть не слишком суровый), в котором физическому труду отводилось столько же места, сколько религиозным обязанностям. В начале IX века сын Карла Великого Людовик Благочестивый предписал этот устав всему монашеству. Так появились бенедиктинцы.

Но тем дело не кончилось. Начиная с X века создавались многочисленные монашеские ордены: принимая устав святого Бенедикта за образец, они приспосабливали его к переменам в развитии общества. Один из таких орденов, основанный в Клюни, получил небывало широкое распространение в Европе: клюнийцы представляли собой серьезную силу, их глава, аббат Клюни, считался очень влиятельной фигурой; несколько монахов аббатства стали впоследствии Папами. В XII веке поднялась новая волна преобразований: часть монахов стремилась вернуться к образу жизни более суровому, более близкому к духу и букве устава святого Бенедикта. Самые известные из них – цистерцианцы (по названию их «головного офиса» в бургундском монастыре Сито), из которых наиболее знаменит святой Бернар Клервоский, живший в первой половине XII века.

– А тамплиерыони ведь тоже были религиозным орденом?

– Я как раз собирался сказать о них. Крестовые походы против мусульман (первый состоялся в конце XI века, см. далее) и желание силой обратить в свою веру язычников привели к основанию духовно‑рыцарских орденов. Важнейшие из них на юге и западе – тамплиеры и госпитальеры, на востоке – тевтонские рыцари. Свои ордены были и в Испании.

Франциск Ассизский тоже был монахом?

– На самом деле нет. В начале XIII века возникли так называемые нищенствующие ордены: францисканцы, по имени Франциска Ассизского, и доминиканцы, по имени святого Доминика. Это были не монашеские общины, а братства. Братья жили не на отшибе, а в обителях, расположенных в стенах города. Нищенствующими их называли оттого, что жили они подаянием и пожертвованиями, а не доходом от земель и владений – землями и владениями управляли за них «друзья»‑миряне. Ордены быстро обрели популярность. Братья принимали деятельное участие в жизни горожан, порой целых семей, хотя кое‑кто из мирян упрекал их в излишнем вмешательстве в чужие дела и назойливости. С XIV века численность и значение монахов и братьев неуклонно снижались.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!