РЫЦАРИ, ПРЕКРАСНАЯ ДАМА И МАДОННА



Жак Ле Гофф

История Средних веков, рассказанная детям

 

 

Жак Ле Гофф

История Средних веков, рассказанная детям

 

Моим родителям, Ханке, Барбаре и Тома

 

ВСТУПЛЕНИЕ К КНИГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ… И ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОСТАРШЕ

 

Для понимания настоящего важно знать прошлое: в чем мы ему наследуем, от чего отказались.

Историки заметили, что понимать и объяснять прошлое, особенно в школе, становится легче, если выделять в нем последовательные периоды, каждый со своими характерными чертами. Период под названием «Средние века» сразу вызывает два вопроса: какова его протяженность и какова роль в истории – положительная, как считают одни, или отрицательная, как полагают другие.

Средневековье вдохновляло романистов, и многие исторические романы имели громкий успех, а с тех пор как появилось кино – и режиссеров, и публика, особенно дети, с упоением смотрит исторические фильмы. Это еще один повод попытаться объяснить вам, что представляли и что представляют собой для нас ныне Средние века.

 

Глава I

СРЕДНИЕ ВЕКА

Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

 

 

– В школе нам говорят, что XVI век – это эпоха Возрождения, XVII век – эпоха классицизма, XVIII – век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?

– Средневековье длилось очень долго – как минимум тысячу лет! Обычно, когда говорят о Средних веках, имеют в виду период с 1000 по 1500 год, хотя вообще‑то они начались по крайней мере пятью веками раньше – около 500 года, еще в V веке от Рождества Христова. В 476 году предводитель варваров Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть в Риме. Это событие знаменовало конец Римской империи и, более того, – конец Античности.

– Но ведь эпохи не сменяются каждый раз, как свергают короля или пресекается королевская или императорская династия.

– Совершенно верно. В V веке были и другие важные перемены. Во‑первых, начавшееся еще в IV столетии Великое переселение народов, которые римляне называли варварскими. Первыми пришли варвары с севера (германцы и североевропейские племена) и с запада (кельты), затем – с востока (венгры и славяне). Нашествие этих орд кажется нам ураганом, сметающим все на своем пути. Однако ближе к истине картина мирного переселения людей, которые хотят жить южнее, чем раньше. Возьмите викингов: вам наверняка попадались изображения того, как они высаживаются на берегах Нормандии, чтобы разграбить и опустошить прибрежные территории. Более вероятно, однако, что это были купцы, приплывшие из северных стран торговать, некоторые из них так и остались «у нас».

– Значит, поменялась и вера?

– Да, но по другим причинам. В IV–V веках в Римской империи распространилось христианство, религия, которую приняли императоры, и пришел конец язычеству – так христиане называли римскую веру в многочисленных богов и богинь. Язычество исчезало постепенно (но, конечно, исчезло не полностью) и мало‑помалу уступало место христианству. Многобожие сменилось верой в библейского Бога Ветхого и Нового Заветов, единого в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Тогда стали принимать христианство и варвары: имя самого известного из новообращенных во Франции вам, без сомнения, знакомо: это король франков Хлодвиг (500 год от P. X.). Согласно легенде, он крестился по настоянию своей жены Хродехильды.

– А это легенда?

– Да, я сознательно сказал «согласно легенде». И хотел бы обратить ваше внимание на то, что документов от раннего Средневековья сохранилось очень немного, а те, что сохранились – например, рассказ о крещении Хлодвига, – не обязательно показывают события так, как они происходили. Поэтому к ним надо подходить критически, сопоставлять с другими документами, или, как говорят историки, источниками. У авторов этих рассказов были свои соображения: скажем, в данном случае надо было продемонстрировать, что земли, из которых состоит Франция, были крещеными изначально, подчеркнуть христианские истоки. В реальности все гораздо сложнее.

– Учитель говорил нам и о некоем «долгом Средневековье».

– На то есть причины: о датировке конца Средневековья много спорят. Я сказал «около 1500 года», потому что такую границу предлагают ваши учебники. В них пишут, что в конце XV века в Италии, а затем и во всей Европе начался новый период – Ренессанс (Возрождение). Еще, как вы скоро увидите, в школьной программе XV век считается началом так называемого Нового времени. Все же есть историки, и я в их числе, которые полагают, что Средневековье длилось до конца XVIII столетия.

– Почему?

– Если говорить коротко, именно эту эпоху отмечают три явления, круто изменившие жизнь общества (уточню – западного общества, европейского, и прежде всего наиболее развитых государств: Англии, Франции, стран Северной Европы). Во‑первых, стремительный научный прогресс, введение в оборот все более и более точных инструментов и методов исследования. Далее, как следствие научных успехов, создание в конце XVII века все более эффективных механизмов и технологий производства. В 1698 году в Англии был запущен первый паровой двигатель (его изобретатели – француз Дени Папен и англичанин Томас Сэйвери). Все это позднее назовут началом «промышленной революции». Произошли, наконец, и политические революции, в частности Великая французская, признанная настоящим поворотным моментом в истории Франции, Европы и даже всего мира: она положила конец старой политической системе, старому режиму и так называемому феодализму, который стал, собственно, символом «уродливого» Средневековья.

– Давайте начнем с самого понятия – «Средние века». Почему «Средние»?

– Выражение как раз тогда и появилось, ближе к концу эпохи. Его ввели в обиход ученые и люди искусства, оценивавшие недавнее прошлое (для нас – ядро Средневековья) как этап промежуточный, переходный, и при этом темный, упадочный по сравнению с Античностью. Древняя культура идеализировалась; с их точки зрения, она была утонченнее. Это, прежде всего идея итальянских поэтов‑гуманистов конца XV – начала XVI столетия, убежденных, что у людей больше достоинств, чем считает средневековое христианство, зацикленное на греховности человека перед лицом Господа.

Есть и другой источник. В XVIII веке (веке Просвещения, как вы только что совершенно верно сказали) было принято относиться с презрением к людям и культуре Средневековья. Укоренилось представление о периоде мракобесия, когда вера в Бога подавляла человеческий разум. И просветители, и гуманисты разучились видеть красоту и величие этих столетий.

Подведем итог: Средние века – это те, которые лежат между двумя эпохами, почитаемыми выше их, то есть Античностью и Новым временем. Последнее начинается с Возрождения – тоже очень характерное слово: в XV–XVI веках возрождается античность, как будто Средневековье было ненужным отступлением!

– Значит, «уродство» Средневековья видят все. Но никак не скажешь, что эта сторона победила!

– Конечно. В XIX веке писатели‑романтики увидели и другую – прекрасную и величественную. В чем? Здесь еще не прозвучало слово «готический», прочно связанное в нашем представлении со средневековыми соборами. Но в эпоху Возрождения это слово означало «варварский». Хулители уродливого Средневековья находят его искусство варварским. А вот романтиков, напротив, восхищает изысканность и необычность готики, особенно готических церквей. Пример такого отношения – известный вам роман «Собор Парижской Богоматери», в котором Виктор Гюго увековечил одноименный собор в сердце Парижа, куда и в наши дни туристы тысячами едут со всего мира.

Все же признаем, что оба стереотипа Средних веков – темное время и золотое время – держатся до сих пор. Даже от образованных людей часто слышишь: «Мы же не в Средневековье!» Назвать что‑либо или кого‑либо средневековым – далеко не комплимент…

– Это не так уж неверно!

– Я бы сказал, что Средние века не такие сусальные, какими их иногда воображали романтики, но и не эпоха скорбей и невежества (собственно, это нас и отталкивает), как нам старались внушить просветители. Явление надо изучать во всей полноте. По сравнению с Античностью Средневековье – период прогресса во многих областях, и я могу доказать это. В нем, несомненно, было «уродство»: сеньоры угнетали крестьян, церковь отличалась нетерпимостью и подвергала независимые умы (так называемых еретиков) суду инквизиции, которая пытала и сжигала бунтарей… Люди нередко голодали, и цвела нищета; люди боялись, боялись панически, например, лесов и моря… и дьявола. Но сегодня у нас еще больше страхов, и некоторые из них еще сильнее (страх перед инопланетянами или, что гораздо реальнее, перед атомной бомбой).

Но есть и «прекрасное» Средневековье, именно оно раскрывается в детском восхищении рыцарями, замками, соборами, романским и готическим искусством, красочностью (витражи!) и праздниками. Часто забывают, что женщины в ту пору, хоть и считались ниже мужчин по положению, получили, завоевали более справедливый статус, более высокий и авторитетный, какого не знали даже в древних Афинах. И наконец – но мы еще к этому вернемся, – именно в Средние века родилась Европа!

– Европа, вы сказали?

– Да, это очень важно: Европа зарождается и формируется в Средневековье. Древнеримская цивилизация охватывала только часть Европы – южные территории, расположенные в основном вокруг Средиземного моря. Северные земли (Германия, затем Скандинавия), западные (Бретань, Англия, Ирландия) и восточные (Венгрия, Центральная Европа) лишь с V века стали мало‑помалу включаться в общее политическое и религиозное пространство, составившее будущую Европу.

– Получается, что Римская империя как единое целое перестала существовать около 500 года от Р.Х.?

– Именно так. Отныне новые жители будущей Европы начинают объединяться, и на тех территориях, где они обосновываются, вырастут государства, во главе которых встанет новый, очень важный исторический персонаж, к нему мы тоже еще вернемся, – король.

– И перестала существовать латынь, разговорный язык Римской империи.

– Чем севернее, тем лучше сохранялся родной язык первопоселенцев, хотя, конечно, было много заимствований из латыни. Она превратилась в письменный язык ученых и такой оставалась до XV века. На юге латынь, на которой говорили в Римской империи, преображалась веками, в каждой стране по‑своему. Из нее произошла группа романских языков: французский, итальянский, испанский, португальский и (об этом часто забывают) румынский.

– В следующем классе мы должны определиться, будем ли учить латынь, – что бы вы посоветовали?

– Латынь важна тем, что дает нам доступ к наследию прошлого. Если вы готовитесь посвятить себя гуманитарным специальностям, имеет смысл пойти на факультатив, где неплохо обучают латыни. Если вы склоняетесь к естественным или точным наукам, выберите занятия полегче, но не пренебрегайте латынью вовсе. По моему мнению, в будущем вам поможет даже минимум знаний.

– А от греческого – языка восточной части Римской империи – на Западе отказались полностью?

– Да, Восточная Римская империя стала отдельным миром – Византийской империей, так как во главе ее по‑прежнему стоял император, правивший страной из Виза́нтия (позднее Константинополь). В том же городе находилась резиденция главы греческой (православной) церкви, который ставил себя выше Папы.

Западный христианский мир быстро (с VII века) отделился от Византии политически. Папа добился независимости не так скоро, окончательно – в XI веке.

Отношения между западным, римско‑католическим, христианством и восточным, византийским, были прохладными, затем откровенно испортились. В 1204 году католики, выступив в крестовый поход против мусульманского Востока, захватили и разграбили Константинополь.

 

Глава II

РЫЦАРИ, ПРЕКРАСНАЯ ДАМА И МАДОННА

 

РЫЦАРИ

 

 

– По‑французски в слове «рыцарь» – chevalier тот же корень, что в слове «лошадь» – cheval. Между ними есть связь?

– Разумеется. Мы привыкли к образу рыцаря в латах, но не все знают, что своим названием он обязан лошади. Рыцарь – это человек, у которого есть лошадь[1]. Причем лошадь боевая, а не рабочая, которая тянет плуг (с древних времен и до недавнего прошлого эту работу выполняли быки). Это и не скаковая лошадь, и уж точно не чистокровная арабская. Нет, это мощный ратный конь, предназначенный для битвы.

– Это средневековое нововведение?

– Да, этот тип лошади пришел, вероятно, из Азии примерно в VII веке. Во всяком случае, римская Античность его не знает, и в сражениях той эпохи он не отмечен. Впервые он появился в войнах рыцарских времен и стал использоваться повсеместно.

– Слово «рыцарь» ассоциируется еще и с «рыцарственностью»…

– Ну конечно, это один из самых привлекательных образов средневекового человека. Дошедшие до нас рассказы тому доказательство: рыцарь – главный герой; от него ждут храбрых поступков, возвышающих его над обычными людьми. Множество средневековых текстов повествует о приключениях рыцаря, о его подвигах, авторитете, который за ним признавали, и о его «рыцарских» качествах – благородстве духа и отваге.

– Вы говорили, что рыцарь – тот, кто ездит на «боевой лошади». Почему эта деталь так важна?

– Потому что и сражения, и состязания, в которых использовались лошади, заставили работать мысль, изобретались предметы и приемы, которых раньше не знали. Первое значительное новшество – стремена, с ними стало удобнее держаться на лошади в битве. Так же появляется седло, его постоянно совершенствуют. Сама лошадь закована в броню, накрыта попоной, голова ее тоже защищена. Всадник одет в доспехи, вооружен мечом или копьем.

Но все это – лошадь, доспехи, оружие – дорого стоит. Чем и объясняются внешние различия – между богатыми рыцарями, у которых есть помощники и хорошая экипировка и которые выглядят очень внушительно, и бедными, у которых экипировка скромнее и нет своего обоза.

– В музеях иногда видишь рыцаря в латах, верхом на коне в полной сбруе и тоже в доспехах – очень впечатляет.

– Согласен и могу добавить, что так считали и в рыцарские времена. Внешняя сторона рыцарской жизни впечатляла современников, потому что выходила за рамки обыденного. Эффектнее всего были доспехи. Рыцарь в кольчуге и шлеме казался необычным человеком. Чаще всего он передвигался на лошади, доспехи звенели от тряски, и это громкое бряцание, конечно, привлекало внимание. В отличие от священника, который вне службы был человеком неприметным, рыцарь был шумлив и выставлял себя напоказ.

– А известно, чем занимались рыцари, чем заполняли свой день?

– Их главное назначение – сражаться. Но, вопреки расхожим представлениям, они по большей части дрались не один на один, а в групповых схватках, отряд против отряда.

– Даже на турнирах?

– Даже на турнирах. Кстати, время и место сражений не было произвольным. Как правило, они происходили весной. И были два вида игр: охота и увеселение. Рыцари – заядлые охотники и охотились тоже группой. С другой стороны, проводились турниры, на которых единственной ставкой был престиж, почет. И они тоже были коллективными: сталкивались две партии, или два лагеря.

– Турниры – это игра или всерьез? На них убивали?

– Конечно, всерьез. Обычно дело ограничивалось ранеными (доспехи защищали от мечей и копий); как и на войне, старались не убивать, а брать пленных, чтобы отпускать их за выкуп. Это был источник дохода. Но могли и поплатиться жизнью: например, в 1559 году на турнире погиб король Франции Генрих II. Надо знать, что католическая церковь долгое время выступала против войны и вооруженного насилия и осуждала турниры (доказательство того, что дрались на них не только ради смеха). В XII веке церкви (я имею в виду Папу и епископов) даже удалось запретить их. Однако в XV–XVI веках они вновь вошли в моду. В середине XV столетия король Рене, могущественный герцог Анжуйский и граф Прованский, будущий король Сицилии, написал «Книгу турниров», имевшую громкий успех.

– Почему же турниры прекратились?

– Прежде всего потому, что изобретение и повсеместное внедрение огнестрельного оружия изменило расклад не только на турнирах, но и во всех сражениях, а также в тактике ведения войны.

– Сегодня во время школьных поездок ученикам часто показывают исторические места или спектакли на средневековые темы, иногда организуют турниры. Как вы объясняете такую популярность?

– Турнир – один из ярких и, если можно так сказать, неувядаемых образов Средневековья. В современной литературе он воскрешен, вместе с соборами и прочим, усилиями писателей‑романтиков XIX века. Вы читали «Айвенго» шотландца Вальтера Скотта? В этом знаменитом романе, вышедшем в 1819 году, есть замечательный рассказ о турнире. В XX веке турниры часто показывали в кино, без сомнения, по причине их зрелищности. Для меня самый красивый и убедительный фильм о Средних веках – «Ланселот Озерный» Робера Брессона, там и турнир есть. Может быть, он трудноват для восприятия, но я все равно советую всем детям старше десяти и молодежи его посмотреть.

– В сценках из средневекового быта часто действуют сокольничие. Рыцари на самом деле увлекались соколиной охотой?

– Да, и этот, и другие виды охоты входили в круг их занятий. Но кроме того, рыцари объезжали свои земли, совершали паломничества, устраивали празднества, посещали представления трубадуров (название поэта‑певца на юге) или труверов (на севере), жонглеров, слушали музыку… В сущности, они балансировали между войной и миром, но война, наверное, захватывала их больше, – возможно, потому, что они воспринимали свою земную жизнь как борьбу за жизнь небесную. Сегодня существует мнение, что церковь организовала крестовые походы в Святую землю отчасти для того, чтобы занять делом рыцарство.

– Есть очень известные рыцари – Ричард Львиное Сердце или те, кого назвали вы, – Айвенго, Ланселот, Парцифаль…

– Осторожно, не торопитесь! Среди знаменитых рыцарей, чьи подвиги и приключения нам пересказаны, есть реальные исторические персонажи, такие, как Ричард Львиное Сердце, король Англии, умерший в 1199 году. Но есть и персонажи романов – и только романов! Это прославленные «рыцари Круглого стола».

– Трудно поверить, а ведь мы всегда считали, что они существовали на самом деле!

– Да, такова сила легенды, отраженной в целом ряде романов в стихах второй половины XII века и романов в прозе первой половины XIII‑го (то есть между 1150 и 1250 годом). Их сюжет строится вокруг легенды об одном короле V века, о котором почти ничего не известно и который тем не менее стал самым ярким героем Средневековья, – короле Артуре, предводителе бриттов. Воображение сказителей соткало вокруг него историю, которой был обеспечен огромный успех, – историю о двенадцати рыцарях Круглого стола. Она мгновенно покорила мужчин и женщин Средневековья, в частности, потому, что основана на строгом равенстве рыцарей. Это равенство выражает очень простая находка: они собираются за круглым столом, садятся бок о бок, не подчиняясь никакой иерархии. Зато они состязаются в славных деяниях и стремятся совершить главный подвиг средневекового рыцаря – выполнить обет, связанный с его служением Господу.

– Обет найти святой Грааль!

– Да. Этот рыцарский кружок отличался глубокой религиозностью. В артуровском цикле придумана прекрасная история, цель которой была восславить Бога и Христа, Сына Божия. Возможно, это не совсем просто понять: рыцари в легенде несут «мистическую» службу, то есть служат Господу, чтобы выполнить божественную, тайную миссию; они втянуты в приключение, которое не ограничено земным миром, а соприкасается с другим, небесным, божественным. Их послал Господь, и Господь обещал им награду. Их история сразу стала мифом, иными словами – тем, во что не веришь, но чего желаешь в глубине души. И в наши дни многие хотели бы стать рыцарями Круглого стола, которым поручено найти таинственный святой Грааль.

– А что такое святой Грааль?

– Это волшебный кубок, или чаша, в которой хлеб святого причастия действительно превращается в тело Господне. Так легенда о короле Артуре покорила средневековый (и не только) мир, едва ли не больше всех прочих – его женскую часть. Напомню, что дела и подвиги рыцарей Круглого стола – полностью мужская история. Все герои – молодые мужчины, ведь рыцарское общество – прежде всего общество мужчин, они играют в нем главную роль.

 

ПРЕКРАСНАЯ ДАМА И МАДОННА

 

– А как же «Прекрасные дамы»?

– Вообще‑то «дамы» – это литературные персонажи, вымышленные героини романов. Рискуя разочаровать девочек, скажу, как было на самом деле: в реальной жизни очень немногие дамы походили на тех, что описаны в романах артуровского цикла. Но верно и другое: читая о придуманных и превозносимых средневековыми авторами женщинах, замечательных своей красотой и добродетельностью, читатели хоть и редко, но верили, что за этими образами скрываются реальные женщины, воплотившие идеал настоящей Дамы. В этих рассказах у каждого рыцаря есть своя дама, и… очень редко это его жена.

– Значит, в действительности средневековые женщины все‑таки стояли ниже мужчин?

– Как и во всех древних обществах, увы. Но я хочу подчеркнуть, что в ту же эпоху, когда начала хождение легенда о рыцарях Круглого стола, произошло зарождение и распространение брачных отношений в современном смысле слова. Церковь налагает все более строгие запреты на полигамию (многоженство) и развод. Женщинам она отводит почти такое же важное место, как мужчинам. Например, стало обязательным согласие женщины на брак (она сама должна сказать «да» во время венчания), тогда как раньше мужа навязывали семья, родители, а у женщины никто ничего не спрашивал. Конечно, чтобы девушки делали «правильный» выбор – то есть тот, что уже сделали родители, – применялись разные способы давления. Но важен сам принцип. И благодаря ему в дальнейшем большинство женщин будут вступать в брак по своей воле… Наверное, это кажется вам странным, ведь сейчас каждый волен вступать или не вступать в брак, разводиться. Но даже в наши дни существуют общества, в которых женщина не имеет права выбрать в мужья того, кого любит.

– Выходит, дамы из рыцарских легенд все‑таки повлияли на жизнь общества.

– Бесспорно. Но ведущая роль принадлежит другой даме, имя которой знакомо любому европейскому ребенку независимо от того, христианин он или нет. Я имею в виду Марию, Деву Марию, мать Иисуса. С XI по XIII век почитание Марии, или Мадонны, стало важной частью средневековой набожности.

– Что значит почитание?

– Это значит, что к Марии возносили мольбы и молитвы, ее изображали в скульптуре и живописи, о ней писали книги, совершали паломничества в те места, где ей поклонялись, посвящали ей соборы и церкви (они до сих пор носят имя Марии). Мадонна – главный посредник между Богом и верующими. Чтобы снискать милость Иисуса, сына Божьего, – скажем, выздороветь, – люди обращались к Деве Марии, прося у нее заступничества перед ним. В каком‑то смысле Мария стала «Прекрасной дамой» средневекового общества.

– Рыцари тоже почитали Деву Марию?

– Разумеется, и рыцари призывали ее на помощь и молили о спасении в трудные минуты… В их служении она играет большую роль. Кроме того, надо понимать следующее: со временем рыцарство явно становится чем‑то священным, религиозным. В рыцари посвящают в ходе религиозной церемонии, используя религиозные символы. Будущего рыцаря испытывают церковь и ее служители: епископы, священники и монахи (речь о них еще впереди). Во время церемонии рыцарь приносит обет Богу, Иисусу, Сыну Божьему, Пречистой Деве и святым.

– Но ведь есть и «плохие» рыцари!

– А как же! И это несмотря на множество портретов «хороших» рыцарей, которые оставило нам Средневековье. Последние вызывали исключительное уважение благодаря двум вещам: великолепной физической форме и добрым делам – защите слабых, бедноты и духовенства (духовенство – образованные люди, прежде всего священники и монахи, в том числе женщины, посвятившие себя Богу и живущие в монастырях).

Но бывают, конечно, и «плохие» рыцари. В романах, о которых мы говорили, и в героических поэмах – больших рассказах, где описаны в стихах подвиги рыцарей (из самых известных – «Песнь о Роланде»), – появляются предатели и лжецы, рыцари, преследующие и убивающие людей ради забавы.

– Вы назвали «хороших» рыцарей – Персеваля, Айвенго, Ланселота. А сохранились ли имена «плохих»?

– В «Песни о Роланде» есть знаменитый изменник Ганелон. Но чаще они похожи на чудовищ: например, великан Морхульт в романе «Тристан и Изольда». Как ни привлекателен образ рыцарства, не забывайте и об этих злодеях, ненавидимых и осуждаемых теми, кто о них писал, и теми, кто читал об их злодействах.

В Средние века всегда рисуют мир, в котором противодействуют добрые и злые, бьются друг с другом ангелы и демоны. Вы легко найдете рыцарей добродетельных, как ангелы, и, наоборот, злокозненных, как дьявол. Рыцарский роман целиком построен на этом конфликте между Добром и Злом, честью и бесчестием; их борьба определяет развитие интриги, то есть истории, рассказанной в романе.

 

 

Глава III

СОБОРЫ И ЗАМКИ

 

– Когда мы говорим «Средневековье», на память приходят не только рыцари, но еще и замки, соборы.

– Вполне закономерно. Но все‑таки это не были обычные жилища и церкви. Большинство средневековых домов содержались скромно или вовсе убого, крестьяне жили в особенной бедности, иногда в нищете. Каменные постройки появились далеко не сразу, даже в городах очень долго строили из дерева, чем и объясняется высокая частота пожаров: в Средние века сгорела масса домов, храмов, деревень и городов!

Воображение занимают два типа зданий, ставшие символами Средневековья: укрепленный замок и собор, жилище рыцаря и жилище Бога, точнее – служителей Бога, то есть епископов. Замок свидетельствует о могуществе и авторитете рыцаря; в соборе проявляется власть Бога, она передается через Его главного представителя – епископа. Епископ – глава церковного округа, который называется епархией (прежнее разделение на епархии почти совпадает с современным). Церковь, «дом Божий», где епископ ежедневно молится, проповедует и проводит службы, называется собором.

– Но что связывает собор и замок?

– И для образованных людей, и для народа эти два типа жилища являются указанием на значительность, высокое положение хозяина. Противопоставление высокого и низкого переносится в физическое пространство: желая доказать свою устремленность вверх, люди возводят башни и такие высокие стены, что их видно отовсюду. Иными словами, высокое означает прекрасное и великое. Это противопоставление высокого низкому, выраженное в строительстве соборов и замков – я хочу сказать, выраженное наглядно, мы его видим своими глазами, – очень важно для Средневековья. Оно очевидным образом соотносится с противопоставлением земного небесному, «здешнего» – «нездешнему». Отсюда значение, которое придается крепостным стенам и башням. Внушительные башни бывают у средневековых церквей. Богатые горожане тоже строили дома с башнями, но, к сожалению, их разрушили, когда Средние века уже закончились.

Вы наверняка знаете, что у мусульманских мечетей также есть башни, очень тонкие, вознесенные к небу, – минареты. Это значит, что наши религии соревновались друг с другом и в архитектуре «домов Божьих». Напоминаю, что ислам, или мусульманство, был основан пророком Магометом (сейчас чаще говорят Мухаммад) в начале VII века (в 622 году), – он почти ровесник Средневековья. Но к исламу мы вернемся позже.

 

ЗАМКИ

 

– Когда мы строим замки из песка, то обычно это крепости с башнями и зубчатыми стенами, рвами, дорогами, которые бегут вверх по спирали, узкими и темными лестницами, глухими закоулками…

– Вы правы: и детям, и взрослым замок кажется частью «прекрасного» Средневековья.

– Но для чего именно он был нужен?

– Для рыцаря он выполнял две одинаково важные функции. С одной стороны, военную – как крепость для защиты от врага, а с другой – это жилище. Величина замка зависела от того, сколько народу там жило. Как правило, он давал кров и защиту одновременно и многочисленной семье сеньора, и его слугам (тоже с семьями), и даже крестьянам из ближних деревень. Некоторые замки можно считать предшественниками города, чье пестрое население тоже состоит из людей разного возраста и рода занятий.

– И все‑таки возникает впечатление, что большинство замков, независимо от степени их сохранности, находится за городом.

– Так и есть: рыцари, как правило, старались держаться на расстоянии от горожан, особенно от «буржуа». Они предпочитали жить поблизости от охотничьих угодий и земель, на которых работали крестьяне. Но известны и городские замки. Например, в Париже на острове Сите; Пале‑Рояль (Королевский дворец), бывший средневековый замок, и Лувр тоже расположены в самом центре города. В Италии большинство замков стоит именно в городе.

– Замки есть повсюду в Европе?

– Абсолютно. Не в последнюю очередь потому, что на протяжении всего Средневековья Европа постоянно переживала войны и жестокие столкновения и образ жизни во всей Европе был примерно одинаковым. Если хотите полюбоваться великолепными замками, поезжайте в Испанию, она ими славится. Или отправляйтесь в Восточную Европу, например в Польшу: там впечатляющие замки возвел Тевтонский орден, главный из них – замок Мальборк.

– Но ведь средневековые замки не всегда строились одинаково?

– Конечно, нет, они существенно менялись. Переворот произошел дважды. Приблизительно в XI веке камень вытеснил дерево, и роль замков изменилась. С X по XII век замок строили как убежище для сеньора и его родных, там же делали склад оружия и провизии – хранилищем служили донжоны. В замках из камня жилые помещения и провизию защищали толстые стены, рвы, подъемные мосты, машикули́ (отверстия, из которых можно было лить на атакующих кипяток, смолу и т. д.). Замок превратился в настоящую крепость, взять которую стало крайне сложно.

– А действительно, как же удавалось захватывать замки?

– В основном через предателей! Какой‑нибудь житель замка или группа жителей подает знак осаждающим, указывая путь, по которому можно попасть внутрь.

– В фильмах и комиксах осаду замка изображают так: враги забираются наверх по лестницам, прислоненным к стене, а наверху осажденные стараются их сбросить или целыми котлами льют на них кипящее масло. Это хоть немного похоже на правду?

– Похоже, но повторюсь: осада могла затянуться надолго, и число устоявших замков точно больше числа захваченных. Укрепленные замки строились таким образом и в таких местах, что практически отбивали у противника охоту атаковать (посмотрите на руины замка Шато‑Гайяр в Нормандии или Куси в Пикардии).

– Но тогда из‑за чего в один прекрасный день замки перестали строить и почему от многих из них остались только руины?

– Прежде всего из‑за пушек. Начиная с рубежа XIV–XV веков эта громкая техническая новинка разрушает одну за другой даже самые толстые стены. Кроме того, замки постепенно становятся в первую очередь резиденциями – в эпоху Возрождения они только такими и будут, – и, следовательно, полностью меняются их архитектура и устройство. Ну а потом, когда Средневековье завершилось, французский король, чтобы доказать свою власть над сеньорами, рушил замки самых могущественных.

– В замке было удобно жить?

– Нет. Лишь в эпоху пушек, когда замок превращался в резиденцию, в нем появился какой‑то комфорт. До тех пор жизнь была куда суровей: подушки предназначались только для сеньора и его близких; мебели использовали мало, в основном сундуки для одежды; столы собирали по необходимости, стулья сколачивали кое‑как. Правда, у самых богатых людей стены были украшены гобеленами. Считалось престижным иметь камин: во‑первых, его проект можно было заказать архитектору, а значит, получить произведение искусства; во‑вторых, он давал холодному замку такую редкость, как тепло. Камин и каминная зала – символ домашнего уюта, место встреч, бесед, игр. Поскольку питание жизненно важно, очень интересным местом бывает кухня (сходите посмотреть на кухни Лувра и Консьержери). В Средние века люди приучались жить в чистоте, поэтому в замках делали нормальные отхожие места.

 

СОБОРЫ

 

– Вы сказали, что замки и соборы объединяет устремленность ввысь.

– Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это дом Божий. Его могущество передается тому, кто представляет Его на земле, – епископу. Есть и другая причина, более низменная: почти все соборы находятся в городах, а города соревновались, кто построит самый большой, самый высокий, самый красивый собор.

– Зачем нужны были соборы?

– Прежде всего это было место богослужения, здесь собирались для молитвы, на мессу и прочие службы, на религиозные церемонии. В соборе живет епископ и постоянно присутствуют каноники, составляющие совет при епископе. Утром, днем и вечером каноники проводят службу – проще говоря, славят Бога, истинного хозяина этого места. Поют они на хорах. Если вы зайдете в какой‑нибудь собор, то почти наверняка вас впечатлят размеры хоров и деревянные кресла, соединенные в ряд (иногда их украшает великолепная резьба), на которых сидели и пели каноники.

Но как в огромном соборе можно было расслышать слова священника или пение каноников?

– В соборах начали проповедовать где‑то с XIII века, то есть с 1200 года. Проповедник обращается к верующим, излагает им жизнь и учение Христа, рассказывает о Деве Марии, о ветхозаветных пророках, толкует Евангелие – священную книгу христиан, главное действующее лицо которой – Христос. Рассказывает о святых, ободряет или укоряет паству, дает наставления… Верующие слушают стоя, и слышно им, наверное, плохо, но проповедник изъясняется не только словами, но и жестами. Средние века – эпоха красноречия и выразительной жестикуляции.

В собор приходили только на службы или там собирались и по другим поводам?

– Там проводились разные мероприятия, в том числе праздники. Но тогда уже существовали и общие залы для собраний – не обязательно было идти в церковь, чтобы собраться вместе!

Как соборы строились?

– Почти все сохранившиеся соборы выстроены из камня. Но в бедных областях с обширными лесами церкви поначалу строили из дерева: прекрасные образцы еще уцелели в Скандинавии и на юге Польши.

В Средние века соборы украшались богаче других зданий. Особенностью того времени была традиция красить их в разные цвета (сейчас она ушла, а известные нам соборы не сохранили красок). Убранство включало в себя резьбу, гобелены, фрески – росписи на стенах, прямо по штукатурке. Самая искусная резьба украшала капители (верхушки) колонн внутри здания и портал, то есть главный вход, снаружи. Появлялись все новые формы, или стили, резьбы. Говоря об интерьере, можно еще упомянуть баптистерий – это большая каменная чаша, стоящая в отдельном закутке; во время крещения ее заполняли освященной водой. Баптистерии было принято обильно украшать. Почему? Потому что крещение – это главное таинство в христианстве. Иудеем или мусульманином можно родиться – христианином не рождаются. Человек – ребенок или взрослый – становится христианином, когда его голову окропляют крестильной водой.

Вы сказали, что стиль резных украшений менялся.

– Конечно, а благодаря развитию техники строительства менялся и облик всего здания. Обычно выделяют два периода. С X века (то есть примерно с 900 года) соборы постепенно стали строить сводчатыми. Вместо потолка делали свод, к которому как бы сбегались стены. Правда, до XII века в церквях почти всегда было сумрачно, люди не испытывали потребности освещать их. Этот стиль, или искусство, называется романским. Затем возникло стремление к свету, даже Бога стали отождествлять в первую очередь со светом. Технический прогресс, освоение больших пространств, все более искусное использование железа и других металлов привели к тому, что в XI–XIII веках появились величественные готические соборы. Кажется, я уже говорил, что «готический» означает «варварский»: готы – те самые варвары‑германцы, которые в V веке завоевали Римскую империю. И вот в эпоху Возрождения искусство предыдущих столетий стали называть варварским, готическим, в XVII веке название закрепилось – а в начале века XIX‑го романтики, как мы видели, снова ввели его в моду.

Мы слышали, что в соборах или в их постройке есть некая «тайна»…

– Да нет. Соборы великолепны и устроены очень сложно, даже запутанно, отсюда миф о том, что в них есть тайники. Но этот миф родился гораздо позже, в XVIII веке, в цехах, или организациях, которые сами считались тайными, – я имею в виду франкмасонов («вольных каменщиков»), возводивших себя к строителям соборов. Хотя в некоторых соборах (например, Шартрском) действительно находили планы тайного хода наподобие лабиринта, который поначалу сбивал с толку посетителя.

Строительство соборов обходилось дорого?

– Дорого. Иногда пишут, что сеньоры «безвозмездно предоставляли» рабочих для постройки соборов. На самом деле все происходило по‑другому: все люди, занятые на строительстве соборов, – архитекторы, каменщики, всевозможные ремесленники, – все получали плату. Процесс длился очень долго, а когда заканчивался, рабочие уезжали на следующую стройку.

– А кто им платил?

– Главным образом церковь, иногда знатные и богатые горожане, реже короли и сеньоры. Собор стоил очень дорого, и его постройка могла затянуться надолго – тем более что работы прерывались как раз из‑за отсутствия средств. Стоило случиться экономическому спаду, войне, эпидемии, и строительство останавливали из‑за нехватки денег для оплаты труда рабочих. Поэтому многие соборы так и остались незавершенными, например в Нарбонне, в Кёльне (достроен только в XIX веке). Но самый знаменитый – в Сиене, в итальянской области Тоскана.

Мы забыли про витражи. На экскурсиях рассказывают, что средневековые простолюдины учили Библию и Евангелие по сценам, изображенным на витражах.

– Витражи характерны для соборов готического стиля. Именно тогда придумали делать окна из кусочков разноцветного стекла, скрепленных железом. Сейчас лишь по витражам можно представить, какими красочными были соборы и некоторые церкви. Полюбоваться цветными витражами можно, среди прочего, в парижской Сент‑Шапель, построенной при Людовике Святом в середине XIII века.

 

 

Глава IV

ЛЮДИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!