Социальная ситуация и комплексное региональное исследование (Орловский регион)
Примером конкретного изучения образа жизни как целостного явления служит исследование «Состояние и основные тенденции развития образа жизни в советском обществе». В качестве аналитической единицы этого проекта избираются социальные ситуации, свойственные субъектам образа жизни на всех уровнях общества.
В рамках инфраструктуры образа жизни выделяются три уровня анализа: общий, локальный, индивидуальный. Основанием для выделения названных уровней является необходимость осуществлять последовательный переход от всеобщих характеристик условий общественной жизни (всеобщее) к особенностям непосредственного окружения человека (особенное) и к индивидуальным способам и формам его социальной жизнедеятельности (единичное).
Соответственно каждый из названных выше уровней структурируется применительно к специфике конкретных компонентов образа жизни людей.
Общий уровень рассмотрения образа жизни предполагает анализ особенностей способа и объема производства и потребления материальных и духовных ценностей в масштабе всего общества; анализ экологических ресурсов и социальной структуры общества; анализ действующих в масштабе общества общих правовых, морально‑этических и эстетических идеалов и ценностей; образцов деятельности, общения и поведения, а также анализ имеющегося социального знания обо всех перечисленных компонентах условий жизни.
|
|
Локальный уровень предполагает анализ экономических, экологических и социокультурных особенностей данной республики, региона, города, села, данного предприятия, учреждения, данного способа организации социальной жизнедеятельности; анализ объема производства и потребления материальных и духовных ценностей в масштабах изучаемого «социального и культурного пространства», а также анализ действующих в указанных локальных масштабах норм и образцов деятельности, общения и поведения.
Индивидуальный уровень рассмотрения условий образа жизни предполагает анализ жизненных ситуаций людей – носителей различных образов жизни.
Каждому из трех уровней соответствует свой тип теоретических показателей – информационных единиц. Соответственно выделяются три разновидности таких единиц: универсальные, локальные и индивидуальные.
Универсальные единицы описывают условия жизни людей в обществе, социальные ситуации классов.
Информационные единицы, соответствующие локальному уровню, описывают образ жизни людей в рамках изучаемого социокультурного пространства, социальной ситуации региона, отрасли.
Единицы индивидуального уровня описывают конкретные жизненные ситуации людей.
|
|
Эти информационные единицы используются как ключевые при обработке массива эмпирических данных, получаемых из анкетного опроса, анализа документов и статистики. С их помощью строятся реальные показатели исследования. Универсальные и локальные информационные единицы отражают обобщенные, принятые в социальной статистике способы описания условий образа жизни.
Индивидуальные фиксируют моменты реализации условий в конкретной социальной ситуации. Именно они формируют непосредственную основу для тех вопросов анкеты, которые выявляют механизмы взаимодействия человека с окружающими условиями и способы решения индивидами проблемных ситуаций.
При помощи таких обобщенных информационных единиц образа жизни, полученных при анализе представительных литературных и статистических источников, могут быть описаны условия, существенно влияющие на социальные ситуации.
Следует иметь в виду, что многослойная структура объекта (жизненные ситуации) требует рассмотрения одних и тех же компонентов условий образа жизни под разными углами зрения. Например, такой важный параметр жизненной ситуации человека, как жилище, принадлежит техно‑экономической, социокультурной и экологической сферам (см. схему 4).
|
|
В соответствии с принятой программой исследования сектором комплексного изучения социалистического образа жизни АН СССР было проведено обследование Орловского региона, и в частности его культурно‑информационной ситуации.
В исследовательскую задачу не входило всестороннее выяснение особенностей культурного процесса с точки зрения глубинного усвоения духовной культуры. Исходная задача ограничивалась описанием общих социальных условий жизнедеятельности, выявлением тех жизненных ситуаций, в которых культурные реалии выступают в качестве неотъемлемого и активного фактора наблюдаемого явления.
Подобное замечание следует отнести и к анализу информационных потоков. Здесь на первое место выдвинулась задача описания структуры культурно‑информационных интересов в зависимости от содержания и формы социальной информации (информационного источника), а также в зависимости от социально‑демографических и региональных характеристик выборочной совокупности. Примечательно, что исследование указанной сферы помогло специфицировать структуру свободного времени жителей города Орла и сельской местности, провести посредством анализа информационной деятельности такие сравнения элементов социальной структуры, которые не подлежат обычным статистическим измерениям.
|
|
В ходе исследования культурно‑информационной ситуации были установлены некоторые существенные, на наш взгляд, факты. К их числу прежде всего следует отнести следующие.
1. На одно из первых мест иерархии желаемых материальных трат выдвигаются книги – произведения русской и мировой классической художественной литературы.
2. Чем богаче личные домашние библиотеки, тем выше информационная активность индивидов.
3. Наличие домашней библиотеки выступает в качестве общего дифференцирующего признака.
Отношение к книге является важным показателем отношения индивидов к литературному языку – важнейшему национальному и социальному богатству общества.
Как подчеркивает академик В.В. Виноградов, «литературный язык является средством развития общественной жизни, материального и духовного прогресса данного народа, орудием социальной борьбы, а также средством воспитания народных масс и приобщения их к достижениям национальной культуры, науки и техники. Литературный язык – всегда результат коллективной творческой деятельности»[147]. В.В. Виноградов особо указывает, что в условиях социалистического общества литературный язык как в письменном, так и в устном общении становится выразителем подлинной общенациональной нормы[148]. Это нормирующее отношение литературного языка чрезвычайно существенно для критериев оценки взаимодействия между формой и содержанием «культурной информации», с одной стороны, их массовым восприятием и истолкованием – с другой.
Способность массовых коммуникаций – прежде всего газеты, телевидения, радио – одновременно обращаться к многомиллионной аудитории необычайно усиливает воспитательную роль литературного языка, и в частности текстов массового воздействия. Вопросы соответствия формы и содержания из области стилистики переходят в непосредственную социальную жизнь.
Выявление духовной основы образа жизни составляет прочную традицию русской культуры, в том числе классической художественной литературы. В статье «Что же нам делать?» Л.Н. Толстой писал: «Всякий человек, естественно, видит благо в расширении и разнообразии своей деятельности…»[149]. В другой статье «Рабство нашего времени», также связанной с конкретно‑социологической деятельностью писателя (участие в переписи населения), Л.Н. Толстой подчеркивал: «Представьте себе человека из совершенно чуждой нам страны, не имеющего понятия о нашей истории и наших узаконениях, у которого, показав ему нашу жизнь в разных ее проявлениях, спросили бы, какие он видит различия между образом жизни людей нашего мира? Главное различие в образе жизни людей, на которое укажет такой человек, будет то одно – малое число людей – с чистыми белыми руками, хорошо питаются, одеваются, помещаются, очень мало и легко или вовсе не работают и только развлекаются, тратя на эти развлечения миллионы тяжелых рабочих дней других людей; другие же, всегда грязные, бедно одетые, бедно помещаемые и бедно питаемые, с мозолистыми, грязными руками, не переставая с утра до вечера, иногда до ночи, работают на тех, которые ничего не работают и постоянно развлекаются»[150].
В свете этих слов очевидно, что изучение образа жизни как явления определенной материальной, духовной, в том числе политической, культуры должно предусматривать многогранное рассмотрение развития социальной структуры общества, его идеологических и обиходных норм, его эстетических и этических ценностей, его хозяйственной, информационной и культурной деятельности. Изучение это должно вестись с полным учетом взаимодействия общего и особенного, глобального и регионального, интернационального и национального, группового и индивидуального.
Методология социологического исследования социальных явлений выдвигает перед социологом задачу согласования уровней исследования. В качестве такого согласующего начала может быть избрана, как указывалось, конкретно‑историческая, социальная и жизненная ситуации, т. д. содержательный срез действительности, в котором органически переплетены политэкономические, социальные, культурно‑информационные и конкретно‑политические процессы общества. Глобальная социально‑историческая ситуация выступает здесь в качестве модели, порождающей разнообразные жизненные ситуации индивидов и общностей.
При исследовании культурно‑информационных явлений необходимо иметь в виду, что они обладают относительной самостоятельностью и что их изучение составляет хотя и соподчиненную, но вполне самостоятельную задачу.
Реалии духовной культуры как формы общественного опыта представляют собой «выводы» не только по поводу данной действительности. В значительной степени они исторически детерминированы. В меньшей мере, но все же соподчинены этой детерминации и социальные сведения повседневного характера – текущая информация.
Если средства передачи, хранения и обработки информации подвержены изменениям в связи с технологией, то психологический отклик на сообщения во многом зависит от сложившихся привычек и обычаев. Вот почему исследование культурно‑информационных феноменов, наблюдаемых непосредственно через анкету, должно производиться в рамках удовлетворительного исторического контекста. В описываемом орловском исследовании такой рамкой является информация о прошлом, настоящем и будущем. Хронологические рамки охватывают столетний интервал – 80‑е годы XIX и XX вв. Как увидим в дальнейшем, указанный интервал является не факультативным, а существенно необходимым, ибо более узкие рамки не позволяют оценить происшедшие сдвиги в требуемом масштабе исторической перспективы.
Непосредственной идейной базой, определяющей анализ исторических отношений Орловского региона в пореформенный период, является фундаментальный труд В.И. Ленина «Развитие капитализма в России», в котором наряду с другими регионами России глубокому исследованию подвергалась Орловская губерния.
Характеризуя социальную ситуацию, в том числе и в Орловской губернии, В И. Ленин указал на важнейшие черты анализируемых социально‑экономических отношений – конфликтность, противоречивость, разнообразно, выражавшиеся в сложном переплетении феодальных и капиталистических методов хозяйствования. «Названные системы – подчеркивал В.И. Ленин, – переплетаются в действительности самым разнообразным и причудливым образом: в массе помещичьих имений соединяются обе системы, применяемые по отношению к различным хозяйственным работам. Вполне естественно, что соединение столь разнородных и даже противоположных систем хозяйства ведет в действительной жизни к целому ряду глубоких и сложных конфликтов и противоречий…»[151]
Сказанное позволяет представить данное исследование как исследование социально‑исторического плана, объектом которого является Орловский регион – город Орел и Орловская область, предметом – социальная, экономическая и культурно‑информационная ситуации, которые на непосредственном уровне предстают как жизненные ситуации индивидов.
Таким образом, здесь выступают два типа целостных аналитических образований – «ситуация», содержащая целенаправленную совокупность отношений, и «регион» – социально‑пространственная совокупность.
Для описания региональной ситуации должны быть представлены данные, характеризующие самые различные аспекты социума: характеристика региона относительно форм собственности и производства; народные обряды и костюм, основные типы поселений и жилищ, идеальные образы благосостояния; глубина и широта социального поприща: основные занятия, идеальные образы деятельности в зависимости от пола, возраста и происхождения; обеспеченность индивидов и групп информационными источниками и средствами; общее и особенное в выборе культурно‑информационных ценностей; структура информационного потребления и т. д.
Анализируя современную ситуацию в культурно‑информационной сфере Орловского региона, необходимо помнить, что этот регион играл важную роль в культурно‑исторической жизни русского общества.
Ключом к пониманию особенностей социальной и духовной деятельности, развивавшейся в пореформенный период на Орловщине, служит ленинская мысль о разнообразии и противоречивости общественных отношений, сложившихся в этом регионе в указанный период. Это разнообразие, несомненно, может быть отнесено ко всему контексту духовной деятельности, послужить в существенной степени объяснением причин и форм ее развития. Подчеркнем, что разнообразие является отличительной чертой и географического, и исторического, и психологического ландшафтов губернии.
Это ленинское положение об особой ситуации региона может быть обращено и к истолкованию духовной атмосферы той части общества, которая по своему социальному бытию и роду деятельности была тесно связана с художественно‑философским оформлением социальных и нравственных исканий «униженных и оскорбленных». То, что эти поиски приняли такую совершенную художественную форму, зависело, конечно, от многих причин, и в первую очередь, на наш взгляд, от природного и исторического положения Орловской губернии.
На просторах Орловского края не раз разыгрывались события, имевшие значение для жизни страны в целом, здесь трудами русских писателей и мыслителей литературный язык получил свое дальнейшее развитие. Созданные на Орловщине классические литературно‑художественные произведения оказывали существенное влияние на общерусское революционное сознание. Пользуясь образным выражением В.И. Ленина, они в полной мере выполнили роль зеркала, отразившего духовную и социальную жизнь самых различных слоев общества – их требования, идеалы и ожидания. Прототипы героев Тургенева, Лескова, Вольнова, Бунина были широко представлены в образе жизни Орловщины. Свидетельства тому – документальная и мемуарная литература.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!