Знаковый характер социальной семантической информации



 

В оценке социально‑информационных источников советская наука опирается на марксистскую традицию изучения феноменов общественного сознания как принадлежащих к определенному типу надстройки, взаимодействующей с базисом общества на определенной ступени его развития.

За последние десятилетия понятие информации прочно вошло в научный и философский язык[16]. Однако существующие в литературе определения информации, как правило, характеризуют ее как феномен снятой неопределенности. Попытки приложения этого понятия к общественному развитию делают необходимым уточнение объема этого понятия по отношению к социальному миру.

Обратимся к определению П. Винера. Полная отвлеченность этого определения от содержательной стороны информации, приведение информации лишь к моменту передачи сигналов не удовлетворяют ни социологов, ни историков, ни экономистов.

В обществе социальная информация, возникающая в результате‑деятельности людей, может не только не снижать неопределенность социального бытия, но, наоборот, многократно усиливать эту неопределенность посредством творческих актов деятельности, углублять разнообразие социума посредством разнообразия методов и техники самой этой деятельности, расширять материальный и умственный горизонты общества посредством накопления и умножения форм духовной культуры. Это значит, что определение Н. Винера относится только к передаваемым в обществе командам. Командами социальный семиозис далеко не исчерпывается.

Современное общество проницается разнообразными информационными потоками, идущими от сферы экономики, управления и науки, от современности и исторического прошлого. При этом общество упорядочивает эти потоки по определенным правилам. Этот процесс охватывает все части циркулирующей информации – содержание и материал, в котором это содержание воплощается.

С помощью понятийного аппарата семиотики можно наглядно и исторично охарактеризовать социальную информацию как категорию человеческой практики. Подобный подход позволяет, в частности, рассматривать образ жизни как проявление определенного социально‑исторического стиля, оформляющего социально‑экономическую формацию.

Вместе с тем надо сказать, что современное мировое сообщество стоит перед необходимостью систематического научного описания всеобщей культуры как разнообразия каждой национальной культуры и исторического образа жизни, т. д. перед исследованием типологии культуры и образа жизни.

Соотношение культуры общества и личности зависит от исторической эффективности способа воспроизводства социальной жизни, от наличия ресурсов свободного времени, направляемого на развитие высших способностей. Можно думать, что с точки зрения опыта истории расцвет и поддержание культуры зависят от того, насколько ею владеют массы населения. Пример Древнего Египта, Вавилона, Греции и Рима свидетельствует, как при нарушении меры в указанном соотношении происходит смена формы общественной жизни. Глубокое отчуждение рабов и всех «неграждан» (Рим) от наличной культурной деятельности лишало общество социальной опоры в поддержании норм и ритуалов, связанных с сознательной и добровольной деятельностью индивидов, и в конечном счете открывало эти общества внешним завоеваниям и внутренним катаклизмам.

Анализ образа жизни общества с точки зрения стиля «частной» и публичной жизни имеет важное значение для социокультурного описания социалистического общества. В этом обществе имеет место новый тип социальной организации. В нем осуществляется новый тип индивидуального и массового сознания. В свете сказанного важно отметить, что конкретные формы воспроизводства общественной жизни предопределяют тип социально‑исторического мышления.

Например, первобытно‑общинному строю соответствует тип мифологического мышления, с его особыми представлениями времени и пространства, образными системами, выводимыми из одухотворенности и тотемического именования конкретных природно‑космических сил. Миф и его образные системы не только определяют место человека в его природном окружении, но подкрепляют и нормируют его социальные действия[17]. Подобные отношения полностью соответствуют уровню развития первобытно‑общинного человека, возможностям его выживания посредством предметной деятельности, возможностям накопления, передачи и последующей дифференциации его опыта.

Как показал Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», между уровнем предметной деятельности, демографической, социальной, экономической и идеологической организации устанавливаются определенные, взаимно однозначные соответствия[18].

Если рассматривать общество с точки зрения эйдетической деятельности, с точки зрения оперирования элементами восприятия внешнего мира, то перед нами раскроется картина преобразования индивидуальных ходов творческого мышления в систему общественных образцов. Очевидно, что индивидуальное и общественное сознание, объективированное в материальных образцах, находится в неразрывной связи со способами социальной организации.

Египетские пирамиды и древнеегипетская дидактическая литература в равной степени воплощают стиль мышления, создаваемый одновременно:

а) хозяйственной практикой (крупная речная ирригация, астрономические счисления); б) организационным обиходом (институт писцов, социальная статистика – показатели); в) политическим режимом (жречество); г) внешними сношениями[19].

Чем разнообразнее общественная жизнь, чем фундаментальнее основания практического опыта, тем полнее эталоны индивидуального мышления. Необычайно тонкими, своеобразными и в этом смысле уникальными соотношениями указанных феноменов характеризуется V в. до н. э. греческой истории, давший наивысший расцвет античной философии, искусства и социальной организации[20]. Подобное взаимодействие элементов стиля (производства, образа жизни, мышления и сознания) приводит, например, к созданию такого великого древнекитайского канона, как Ицзинь (VII–VIII вв. до н. э.)[21]. Действие социальной нормы можно проследить в каждую крупную историческую эпоху, особенно в период ее становления и подъема.

Историческое сознание не только производно от общественного бытия, оно концентрируется индивидуальным сознанием и одновременно утверждается индивидом в качестве освоенного оценочного норматива.

Чем глубже прорабатываются в способе производства общественной жизни отношения с природной средой (космосом), социальным и личностным миром, тем полнее и универсальнее отражаются эти отношения в индивидуальном сознании, тем выше поднимается воспитательный уровень культуры относительно повседневности. Подход к образу жизни со стороны его стиля позволяет более тщательно проследить движение различных форм общественной деятельности и жизнедеятельности исторического человека.

Тексты высокого порядка (произведения искусства), равно как и технические открытия, не могут быть созданы в пустоте, в плохо подготовленной или обессиленной почве. Важной сферой этой подготовки является знаковая деятельность, обусловливающая и предполагающая социально‑информационный процесс.

По мере дальнейшей дифференциации труда, разнообразия профессий и социальных ролей, характеризующих вторую половину XX в., значение семиотического фактора все более возрастает. Рост семиотических систем представляет, по‑видимому, глобальную общемировую тенденцию.

Процесс создания, обмена, хранения, использования знаков оказывает огромное влияние на всю современную социальную жизнь и составляет ныне ее неотъемлемую часть.

Регулирование знаковых процессов всегда занимало место, сравнимое по своему значению для общества с регулированием экономическим, этическим, правовым и военным.

С точки зрения отдельного члена общества информация может быть повседневной (оперативной) – например, расписание поездов, программы телепередач, репертуар театров, информация, важная для индивида, непосредственно влияющая на его жизнедеятельность, и фундаментальной, концентрирующей общественный и личный опыт. В любом случае характер информации определяется соотнесенностью с адресатом. Для неграмотного письменные тексты как вид информации не существуют в силу отсутствия в его распоряжении определенного слоя культуры.

Совокупность сообщений и сведений о различных сторонах жизни общества принято называть социальной информацией[22]. В отличие от сведений о составе природного мира или технических систем социальная информация отражает в своем содержании непосредственное бытие людей и их деятельность. В ней представлены человеческие действия, психические побуждения, планы и цели.

Социальная информация в процессе ее передачи всегда представлена в виде знаков. Поэтому содержание социальной информации, представленной в виде знаков, можно назвать семантикой этих знаков, а информацию, передаваемую с помощью знаков, – семантической информацией. Вся духовная культура передается с помощью знаков и создается в знаковой форме.

В зависимости от материала, фактуры и содержания знаки объединяются в различные знаковые системы. Совокупность исторически и синхронно соотнесенных знаковых систем и отдельных знаков образует общественный семиозис.

Выявление состава и структуры действий со знаками, установление связей между знаками, общественным типом возникновения, распространения и контроль за ними составляют предмет семиотики.

Классики марксизма подчеркивали ведущую роль объединения материала и содержания знаков. Маркс говорил о том, что на духе лежит проклятие материи языка, показывая тем самым, что фактура языка – звуки речи – чувственным образом ограничивают содержание языковых знаков, придавая ему своеобразную форму: понятий и языковых образов.

Маркс и Энгельс неоднократно указывали на значение прогресса в технологии оперирования с языковыми знаками: создание письменности, введение книгопечатания, издание газет способствуют развитию содержания текстов на языке и одновременно изменяют характер содержания письменной и печатной речи в сравнении с устной.

Знаковая деятельность человечества, конечно, не является изолированной. Она органически вправлена в материально‑духовную практику. Ее задача – создание путем передачи сообщений социальной памяти. «Чтобы распространяться, множиться, – подчеркивает Гердер, – мысль должна стать словом; так и обряд должен обрести видимый знак, чтобы сохраниться для других и для потомства…»[23]. Соединение, «бракосочетание», по выражению Гердера, Идеи и Знака составляет одну из основ и культуры, и всего социального бытия.[24]

Анализ знаковых систем с точки зрения их влияния на социальные процессы впервые был предложен Д. Локком в «Опыте о человеческом разуме», где Локк специально выделяет семиотику как сферу «правильного употребления знаков в целях познания целокупностей»[25].

Особое внимание мыслители XVII, XVIII вв. уделяли фактурным и материальным характеристикам знаков и знаковых систем, изучали связь между фактурой и содержанием знака. Эти положения Локка и Гердера и других мыслителей XVII и XVIII вв. о знаках и их употреблении еще недостаточно осмыслены современной семиотикой и социологией. Так, А.Д. Урсул говорит, что знак – это чувственно воспринимаемый предмет, вводящий в процесс познания и общения и используемый в качестве заместителя другого предмета для хранения, передачи, получения и преобразования информации о самом предмете[26]. Как видим, здесь рассматривается только содержание и назначение знаков, но не процесс их создания. Однако важно, что знак выступает здесь как материальный носитель семантической информации.

А.Ф. Лосев раскрывает понятие семантической информации так:

«Всякий знак есть смысловое отражение предмета». Аксиома X.

«Всякий знак получает свою полную значимость только в контексте других знаков, понимая под контекстом широчайший принцип». Аксиома XXII.

«Значение знака есть знак, взятый в свете своего контекста». Аксиома XXIII.

«Всякий знак может иметь бесконечное количество значений, то есть быть символом». Аксиома XXVI[27].

Здесь А.Ф. Лосев рассматривает значения знака, т. е. семантическую информацию с точки зрения контекста восприятия знаков. Он не анализирует назначение знаков, например, создание имен и создание материалов знаков. Однако в отличие от А.Д. Урсула, А.Ф. Лосев подчеркивает, что значение знака есть не замещение предмета, а его отражение в мысли, и указывает на роль контекста как на «широчайший принцип» в восприятии знаков.

Итак, знаки создаются и воспринимаются. Цель создания и восприятия знаков – семантическая информация. Семантическая информация есть результат отражения в мысли действительности и воплощение результатов отражения в форму, удобную для формулирования, передачи, хранения содержания, для его выражения в виде научных абстракций. В этом – назначение знаков и их систем, их общественная значимость.

С точки зрения характера отражаемого объекта семантическая информация делится на социальную и несоциальную.

Социальная семантическая информация – это информация об обществе и его устройстве, т. д. информация об истории общества, его классовом составе или же других видах социального деления – национальном, сословном, демографическом, образовательном и т. д.

Несоциальная семантическая информация – это информация о природе и технике. Как социальная, так и несоциальная семантическая информация делится на сохраняемую в культуре и текущую, такую, знаки которой уничтожаются в связи с их нерелевантностью для культуры и, тем самым – неактуальностью их содержания для будущего.

Социальная информация как сохраняемая, так и текущая составляет источники социологической науки. Эти источники по природе используемых в них знаков достаточно разнородны. Среди них – произведения искусства, письма, научные материалы, геральдика, тексты массовой информации и т. д. Разнородность этих источников и трудность их сопоставления делают необходимым обработку этих источников социологической наукой.

Социальная информация должна быть извлечена из знаков и представлена в удобной для социологии форме. Существует, по‑видимому, много способов извлечения и обработки социальной семантической информации для нужд социологии, но среди них есть один способ, в настоящее время широко используемый в социологии. Этот способ извлечения информации называется построением социальных показателей.

Социальный показатель возникает в результате соположения различных данных, извлеченных из социальной семантической информации. Соположение делается так, что результаты его можно представить в виде величины, оцениваемой числом: например, рождаемость – число рождений на тысячу населения в год. Оба рода данных заимствуются из статистики и затем выражаются путем их сопоставления в виде числа: например, 30 рождений на тысячу человек в год.

Использование социальных показателей позволяет привести социальную информацию в удобный для научных операций вид. Построение социальных показателей нормируется социологической информатикой.

Показатель есть род знаков[28] и выступает как средство передачи образа объекта в язык информационного сообщения для социологического исследования. Можно строить разнообразные показатели. Но далеко не все из них полезны для социологии.

Ф. Бауэр и Г. Гооз демонстрируют эмпирические различия между сообщением (данными) и информацией. Опираясь на высказывания типа «это сообщение не дает мне никакой информации», они делают вывод: «(абстрактная) информация передается посредством конкретного сообщения»[29]. Именно такова функция социального показателя в информационной системе. Он превращается в информационную единицу, в определенный знак, выражающий качество и направленность изучаемого общественного процесса.

Анализ систем и подсистем социологической информации разного вида существен с ряда точек зрения.

Во‑первых, – с точки зрения определенной исторической ситуации, обусловливающей интересы конкретных групп общества и соответствующих форм общественного сознания; во‑вторых, – с точки зрения лежащего в основании социальных показателей концептуального аппарата; и, наконец, в‑третьих, – с точки зрения смысла самих показателей и их интерпретаций.

Информационные системы и подсистемы в социологии возникают в результате выбора между несколькими возможными способами косвенного изображения изучаемого явления. Сведения становятся для нас информацией тогда, когда мы сами производим отбор нужного из имеющегося.

Сказанное предполагает, что корректно организованный процесс отображения социальной действительности через социальные показатели должен осуществляться на определенных уровнях. А именно:

1) на уровне объективного отражения (все что ни есть, банк данных); 2) объективного упорядочивания (гипотетические показатели); 3) оценки тенденций; 4) выражения желаемого состояния; 5) оценки вероятности порождения новых качеств и взаимодействия объекта с внешней средой (прогностические и футурологические показатели).

Ценностное основание, лежащее в основе приводимых оценок, должно удовлетворять требованию инвариантности: оно не должно меняться в зависимости от получаемых оценок. В противном случае интерпретация оценки окажется неминуемо искаженной и нарушит объективный характер связи между изучаемыми уровнями.

Различия информационных систем вытекают из их функционального предназначения. По целевому основанию можно выделить, например, следующие ряды социально‑информационных систем показателей: исследовательские системы (глобальные модели, лабораторные разработки, проекты и программы), специальные оценивающие системы – для оценки конкретных ситуаций, системы социально‑экономической и социальной статистики (состояние конкретной социально‑экономической сферы), системы общегосударственных показателей (показатели, характеризующие степень выполнения планов и программ), прогностические системы, указывающие на вероятностные исходы программ, футурологические системы, описывающие возможные будущие общественные состояния.

Функциональными единицами всех информационных систем являются количественные социальные показатели – меры обособления, обобщения и развертывания наблюдаемых социальных объектов и процессов. В рамках информационных систем социальные показатели становятся информационными показателями. Их эффективность определяется задачей общего формального и качественного представления наблюдаемых явлений. Внутри информационных систем их значениям всегда придается ценностный смысл. С их помощью потребитель информации – исследователь – «вычисляет» степень благоприятности или неблагоприятности социального явления.

Изучение указанных проблем в общем контексте семантической социальной информации является насущной задачей марксистской социологической информатики, заинтересованной не в манипуляциях показателями, а в объективном отражении действительности.

Социологические показатели могут быть объектом обработки и хранения в специальных информационных системах.

А.И. Михайлов, А.И. Черный и P.C. Гиляревский справедливо отмечают, что необходимо различать деятельность информатиков, т. д. специалистов, обслуживающих процессы формальной систематизации, храпения и передачи информации, и деятельность информаторов, которые, помимо исполнения указанных функций, используют информатические знания для содержательной критики, оценки и истолкования информации с точки зрения предмета исследования и конкретной отрасли знания[30]. Именно этими проблемами и занимается социологическая информатика, призванная осуществлять информационное обеспечение любых конкретных задач, относящихся к сфере функционирования общества и его управлению.

Становление информатики как особой отрасли научного знания и общественного института знаменательно. Ю.В. Рождественский говорит, что «создание органов информатики представляет собой, по сути дела, формирование нового общественного института речи…»[31].

Сделаем некоторые общие замечания относительно теоретических и прикладных аспектов изучения социальной информации методами социологической информатики. Подобные замечания будут неизбежно затрагивать проблему информационной меры или, как это более распространено в социально‑экономической и социологической литературе, – проблему социальных показателей. Социальный показатель должен, по‑видимому, выражаться именованным числом. Например, показателем интенсивности общественной работы может быть число людей, участвующих в реализации тех или иных поручений. Термин «социальный показатель» нуждается в содержательном комментарии. Например, когда мы говорим: доска длиною 5 м, это означает, что данное словосочетание фиксирует неизменное положение – доска имеет такую длину, что в ней 5 раз уложился метр: мера, равная по длине соответствующему эталону.

Объекты, исследуемые естественными науками, измеряются с помощью твердо установленных мер: метра, килограмма, джоуля, ампера, вольта и т. п. В естественных науках имеется богатейший запас мер. Любая мера устанавливается обществом, апробируется им и эталонируется. Чем важнее мера, тем тщательнее отрабатываются эталоны: например, меры времени обладают сложной эталонной системой, поддерживаемой специальной службой времени.

Естественные науки основаны на том, что измеряемые объекты практически не изменяются в процессе измерения. До измерения и после него они сохраняют свое состояние, характеризованное соответствующей мерой. Если эти объекты изменяются, они считаются другими объектами. Вопрос о принятой мере и качественности измерения в естественных науках специально обсуждается при постановке и критике эксперимента. В технике подобные меры также характеризуют объект. Технические объекты обладают изменчивостью в пределах своего качества. Например, железнодорожный рельс под влиянием температуры удлиняется и укорачивается. Эти изменения учитываются инженерным искусством. Путь поддерживает свое состояние за счет определенной размерности, характеризуемой мерой.

В обществе также существуют меры. Классической мерой стоимости являются деньги. Однако меры, прилагаемые к социальным объектам, не являются стабильными. В этом их отличие от мер в естественных науках и технике. Золотое содержание всех денег колеблется по разным причинам, в частности вследствие инфляции и дефляции. Если сравнивать данное положение с такой мерой, как мера длины, то окажется, что социальные меры разнокачественны. Если бы метр был социальной мерой, сегодня его длина равнялась бы 100 см, завтра – 56, а послезавтра – 120 см. Такое состояние меры сделало бы невозможным научно‑технические расчеты.

Число участвующих за год в общественной работе, действительно, в каком‑то отношении показательно. Однако при этом подобное число слабо отражает существо дела. То же самое имеет место, например, в отношении стачечной борьбы в капиталистических странах. Иногда малое количество стачек приводит к решительному изменению в социальном строе, в других же случаях большое число стачек и их участников, наоборот, поддерживает, стабилизирует социальный строй. Таким образом, непостоянство социальной меры составляет ее существенную отличительную особенность от научно‑технических мер.

Изменчивость содержания социальной меры объясняется тем, что социальный объект в отличие от естественного обладает особым качеством – историчностью. Это значит, что измеряемый объект до измерения, в процессе измерения и после измерения не тождествен самому себе. Соответственно этому социальная мера, будучи также социальным объектом, должна быть не тождественна самой себе.

Нетождественность содержания социальной меры, с одной стороны, и историческая изменчивость социальных объектов – с другой, представляет структуру особой сложности. Социальные объекты должны измеряться соотносительно. Например, общее число научных сотрудников НИИ должно сопоставляться с открытиями, результатами изысканий и фундаментальных разработок, ведущихся в рамках данного научного коллектива, и уровнем мировой разработанности проблемы. Такое сопоставление может показать степень активности данного научного коллектива, непрерывность научной работы, вклад ученых в научный потенциал страны и многое другое, в зависимости от того, какие данные будут привлечены для сопоставления.

Вместе с тем всякая мера должна обладать чувственной наглядностью и понятийным содержанием. Поэтому для измерения общественных объектов необходимо избрать физические единицы, достаточно стабильные: человек, работник, время, затраченное на определенное занятие, мускульную работу, измеряемую в килограммометрах и др. Например, можно измерить затраты времени на определенное занятие в часах и минутах. Сутки человека могут быть расписаны на время отдыха и сна, время чтения, получения массовой информации, время, отведенное на работу. Последнее может быть детализовано и т. д. Измерение деятельности в часах является, по‑видимому, физической основой всякого социального измерения.

Измерение в часах характеризует деятельность человека, но не исчерпывает некоторых особенных сторон этой деятельности. При творческом характере труда один и тот же человек в течение одного часа может сегодня потратить время на обыденную и тривиальную работу, а завтра, усовершенствовав свои навыки или создав приспособления, сделать в два раза больше. В условиях творческого умственного труда общественная значимость затраченного времени может колебаться еще сильнее. Помимо оценки затрачиваемого времени достигается сопоставление труда одного человека в разные моменты его жизни или двух людей в одно и то же время.

Для того чтобы оценивать эффективность затрачиваемого времени, необходимо сопоставлять его с некоторым идеалом. Этот идеал полезности составляет основу наших оценок. Формирование идеала связано с пониманием внутренней структуры социальной деятельности. Внутренняя структура содержит в себе определенную мерность, обладает, так сказать, пропорциональной соизмеримостью своих частей. Примером такой соизмеримости служит поэтическая метрика – соотнесенность сильных и слабых слогов. Пропорциональность, органичность структуры речи объясняются ее метричностью, на основании которой задается ритм как определенное сочетание метров, служащее для некоторых целей языкового выражения. В условиях общественного производства такой внутренней мерой является целесообразное сочетание производственных процессов, при котором один процесс обусловливает другой с минимально необходимой затратой времени на него. При формулировании концепции образа жизни и его качеств необходимо также исходить из внутренней мерности образа жизни, обусловливающей нормальную, целесообразную жизнедеятельность каждого отдельного человека по мере изменения его возрастных особенностей, в зависимости от его способностей, обеспечения правильного и целесообразного функционирования совокупности людей по их родам занятий, воспроизводства людей, их общения, навыков, экологического поведения человека и человечества.

Эта правильность и целесообразность означают, что в данных условиях осуществляется наиболее эффективная деятельность общества и человека в чередовании родов занятий, в дифференциации общественного труда и отдыха. Это значит, что время используется с максимальной эффективностью и при отсутствии перегрузок, вредящих будущей деятельности, здоровью, благосостоянию человека, общества и окружающей среды. Таким образом, если говорить о мерах времени, то следует скорее измерять потерянное время, чем потраченное. Потерянным временем следует считать такое, в котором была совершена нецелесообразная деятельность или имело место нецелесообразное отсутствие деятельности.

Социальная жизнь изменяется под воздействием двух факторов, составляющих основу ее историчности. Первый фактор есть фактор роста. Растет население, растет производство, растет число предметов пользования, растут потребности и т. п. Социальная жизнь изменяется также под влиянием стиля. Это значит, что одни предметы заменяются другими, функционально однородными с ними, но обновляющими существующую обстановку. Социальная, жизнь, однако, растет не произвольно, но в соответствии с некоторой исходной, изначальной структурой. Основы этой структуры всегда прослеживаются – это структура человеческой деятельности. Структура и конкретные формы человеческой деятельности составляют культуру. Развернутое определение культуры дается в § 2,5 данной главы. Развитие культуры закономерно в том смысле, что последующее в ней не отменяет, но развертывает предшествующее.

Социальные показатели должны изучаться, обсуждаться и назначаться как эталоны измерения исходя из внутренней меры, присущей социальной структуре. Поиск внутренней меры социальной структуры – это важная проблема для дальнейших исследований.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!