Технологии общественного разума: углубление и расширение содержания



 

Вкладом в методологию отражения объективного мира в соответствии с мерами его сложности и саморазвития явилось исследование Марксом гносеологических технологий этого отражения в связи с природой человеческой мыслительности. Идеальное, указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, непосредственно существует только как форма (способ, образ) деятельности общественного человека… Именно производство (в самом широком смысле этого слова) превращает предмет природы в предмет созерцания и мышления. Для описания процессов «конверсии» внешнего мира в различные порядки идеализации К. Маркс и Ф. Энгельс широко пользовались такими понятиями, как «внутренний образ», «внутренняя форма», «внутренний предмет»[23], подчеркивая, однако, что в обществе, «какова бы ни была его форма»[24], виды духовного производства всегда находятся в соответствии со способами материального производства[25].

Недостаток всего предшествовавшего материализма именно и заключался, по мысли К. Маркса, в том, что действительность бралась лишь в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, не субъективно. Идеализм же хотя и разрабатывал подходы к отражению внешнего мира с точки зрения деятельности, но деятельности абстрактной. Чувственной действительности, действительности как таковой, идеализм не знал[26]

Огромную роль в изучении технологий общественного разума и социального отражения сыграло учение К. Маркса и Ф. Энгельса об образе жизни (Lebensweise) как конкретной социальной форме, преломляющей способ производства. Преломление это развертывается как сложный, противоречивый общественно‑индивидуальный процесс, в котором происходит непрерывное соединение и расхождение предметно‑орудийной, социально‑экономической и собственно мыслительной деятельности.

В письме к Павлу Васильевичу Анненкову в 1846 г. К. Маркс показывает, как происходит расщепление «общества как такового» в процессе его саморазвития в связи с усложнением и дифференциацией производительных сил.

К. Маркс дает следующую схему ступеней развертывания общества [27]:

 

Ступень развития производительных сил.

↓ Определенные формы обмена и потребления.

Ступень развития производства, обмена и потребления.

↓ Общественный строй, организация семьи, сословий, классов: гражданское общество.

Гражданское общество.

Политический строй.

 

Учение о взаимосвязи материальных и духовных производителей составляет фундамент марксистского анализа социально‑мыслительного процесса. Укажем на три важнейших методологических элемента этого анализа.

I. Эмпирическое наблюдение жизненного процесса должно дать возможность: а) устанавливать связи социальной, духовной и политической структуры с производством и культурой; б) исследовать конкретные формы возникновения общественной структуры и государства из жизненного процесса индивидов: в) изучать идеи и представления людей как определенные элементы исторической и текущей жизни общества.

II. Анализ производства средств жизни и мышления устанавливает: а) формы физического самосохранения духовного воспроизводства индивидов – строительство искусственной среды, производство продуктов питания, совершенствование и передача знаний; б) способы деятельности, развертывающиеся вокруг производства жизненных и духовных средств, – формы контроля, правовые, политические, экономические, культурные и гражданские институты; классовые и групповые позиции индивидов, профессии и занятия; в) виды жизнедеятельности индивидов – совокупности их общественных, групповых и личностных отношений, их образ жизни и мысли, определенный характером материально‑духовных, социальных и политических средств.

III. Изучение воспроизводства населения и подготовки этого населения к включению в трудовой процесс, в том числе информационно‑семиотическую деятельность, позволяет определить: а) структуру и тенденции развития семьи как духовной ячейки; б) структуру и тенденции развития образования и воспитания; в) то общее, что объединяет семью и образование – тип цивилизации и даже шире – тип культуры, так как цивилизация представляет собой комплексы отношений, происходящих из унаследования способа производства жизненных и духовных средств и взаимодействия с новыми условиями производства общественной жизни.

Эти положения Маркса существенны для научного исследования того, что Маркс именовал «внутренней организацией народов», их международных отношений, выражающих степень разделения труда [28]. Они содержали философски и социологически значимую мысль об исторической, творческой, универсальной роли индивидов, разрешающих противоречия между собой, единичностью и всеобщностью, между конкретной данностью образа жизни и материально‑производительной, духовной, социальной и политической деятельностью.

Подход к индивидам как общественным субъектам раскрывал постоянно проявляемый Марксом и Энгельсом интерес к человеку не как к абстракту, но именно как к деятельному человеку‑индивиду, личности. «Условия и предметные воплощения процесса производства, – указывает К. Маркс, – сами в одинаковой мере являются его моментами, а в качестве его субъектов выступают только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят, так и производят заново»[29].

Для характеристики этого процесса Маркс пользуется понятием «способ существования индивидов»[30], которое обозначает способ, посредством которого осуществляется бытие человека в системе общественных отношений и который как «объективный способ существования» является заранее данной предпосылкой его деятельности [31].

Этот способ существования индивидов в значительной мере определяет их гносеологические возможности, равно как и гносеологические возможности конкретных общественных классов и групп. С одной стороны, общие условия социального отражения внешнего мира в данное время зависят от степени развитости общества, и, прежде всего, развитости производительных сил, общественных отношений, того, что предстает, в конечном счете, как совокупная культура общества, его философский, научно‑технический, социально‑экономический и политический опыт. С другой стороны, в каждом конкретном акте отражения человеком внешнего, в том числе социального, мира происходит индивидуальное преломление общих условий, переработка в мысли внешнего мира в соответствии с жизненной обстановкой индивида, его социальным положением, непосредственными задачами труда и образа жизни, его образованием, интересами, унаследованными гносеологическими возможностями, влияющими на избирательность восприятия, его глубину, качество связей этого восприятия с производством и жизненным кругом.

Культура, образ жизни, цивилизация как совокупности материальной инфраструктуры и способов удовлетворения материально‑духовных потребностей общества и индивидов воплощаются в индивиде как его собственные, имманентные ему характеристики.

Исследование сущности категории информации, многообразия ее форм – важная задача современной науки, в равной мере «заинтересованной» в исследовании общеприродной и социальной реальности общественного разума.

Ученые, занимающиеся исследованием мышления как разнообразного и целостного процесса, обращаются к периоду, когда были сформулированы взгляды на природу и функции знаков, включая «исчислительный метод» семантических формализмов, позволивший представить конкретные пути к моделированию технологий социального отражения.

Единство технологий влияет на качество и состав мыслительного отражения действительности. Технология создания утилитарных вещей развивается параллельно с технологией передачи, обработки и хранения социальной информации. «Возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? – писал К. Маркс, – или вообще «Илиада» наряду с печатным станком и тем более с типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказания, песни и музы, а тем самым и необходимость предпосылки эпической поэзии, с появлением печатного станка?»[32]

Это значит также, что, опираясь на знаковую технологию и культуру, социальная информация втягивает в себя весь круг гуманитарных наук, извлекая из них данные для решения конкретных задач. Теория социального отражения своим подходом к знаковой деятельности пролагает путь к содружеству с естественными науками, к образу той целостной исторической науки о человеке, становление которой предвидел К. Маркс.

Сравнение базы анализа научно‑технического и социокультурного преобразования мышления, произведенного Марксом, с современными социально‑информационными разработками, в том числе по искусственному интеллекту[33], раскрывает историческую и культурную перспективу подобных исследований – в особенности в области социального отражения, социального мышления, гносеологии информационной деятельности. За рамками этого фундаментального подхода невозможно ныне правильно строить теорию общественного развития, определять критерии деятельности, нарушение которых может привести общество к материальным и духовным катастрофам.

Как показал Маркс, огромное значение приобретает накопление исторических знаний, развитие технических и гносеологических средств общественного разума.

Выдвинутое и обоснованное Лениным положение о разнообразии деятельности как необходимом критерии развитости социалистического общества формирует основу для разработки современных оценочных систем социально‑информационных показателей, разрабатываемых социологической информатикой.

Если в середине XIX века постановка информационных проблем общества, предпринятая в статистике, сформулировала положения статистической, вероятностной теории общественных процессов, то на последующих этапах общественного развития в XX веке вопросы информации стали активно рассматриваться в содержательном, семантическом аспекте.

Развитие понятийного аппарата социального отражения и информатики позволит пролить дополнительный свет на фундаментальные вопросы индивидуального и коллективного мышления, строение общественного разума и культуры. Общее повышение понятийной культуры в связи с исследованием общественного разума скажется благоприятно и на естественных науках. Именно здесь, в категории социальной информации, наиболее органично воплощается синтез естественных и гуманитарных наук, фундаментальных и прикладных исследований.

Прогноз Маркса – Энгельса – Ленина относительно исторически неизбежного возвышения роли культурно‑информационного фактора и в этой связи исторически неизбежной расчистки мыслительной деятельности от социальных стеснений и препятствий полностью подтверждается динамикой мирового развития. Социальные и научно‑технические революции коренным образом изменили стиль и качество жизни, доступность познавательной деятельности на всех уровнях ее проявления.

Темпы и масштабы этих изменений, влияющие на мировую ойкумену, ставят в повестку дня вопрос не только о философическом статусе человеческой деятельности, но и о прогрессе социального мышления. Материальные и семантические аспекты этого нового этапа мирового развития становятся предметом специального изучения.

Изучая процессы социального знакового отражения как процессы общественного мышления, исследователь должен, во‑первых, опираться на факты непосредственной предметно‑орудийной, социально‑организационной, психической и культурной деятельности вообще и, во‑вторых, на структуру культурных источников мыслительной деятельности, включая мифологию, религию, фольклор, искусство, этику, развитие эстетических, философских и научных знаний.

Все это необходимо для правильного представления социального процесса, направленного на отражение природного и социального миров в образах, категориях, понятиях группового и индивидуального мышления, формы которого в дифференцированности и дают в общих чертах картину общественного разума и мышления.

Если категориальные модели общественного разума и его процессов представлены в литературе, то «информационная часть» этих процессов находится в стадии формирования.

Речь, письменность, счетно‑решающие устройства и информационные системы, использующие данные и сведения, измерительные приборы и инструменты, искусство, графические, звуковые, пластические, комбинированные отражения мира – все это производные знаковой деятельности, отличающие общественный разум от других частей ноосферы.

Многообразие знаковых форм, проблемы их передачи, приема, хранения, истолкования и использования породили саму концепцию информации, необходимость осмысления ее феноменов с точки зрения управления. В современных условиях особо важную роль в прогрессе научного знания, непосредственно связанного с ускорением общественного развития, играют теоретико‑прикладные исследования, лежащие на стыке наук и эффективно сочетающие фундаментальные и оперативные подходы.

К такого рода междисциплинарным сферам несомненно относится комплекс научного социального отражения, элементами которого являются вспомогательные информационные дисциплины и виды деятельности, удовлетворяющие потребности общества в сборе, хранении и переработке социальной семантической информации.

Эти потребности включают:

1. Потребности в единой автоматизированной общегосударственной системе научно‑технической, экономической, социальной и социокультурной информации, в том числе информации о способах деятельности, образе жизни и мышлении общественных индивидов.

2. Потребности в формировании систем показателей о деятельности и социальном функционировании трудовых и семейных коллективов.

3. Потребности в информационном обеспечении целевых производственных и в непроизводственных программ развития общества.

4. Потребности в разработке содержательной основы программ искусственного интеллекта, и прежде всего экспертных систем.

Удовлетворение этих потребностей общества невозможно без теоретико‑методологических разработок информатики: 1) на уровне ее счетно‑электронного базиса в рамках «компьютерной науки» (Computer Science), 2) на уровне ее гносеологического и прикладного содержательного основания, выражаемого понятием информатики социального отражения. Именно в этом последнем значении употребляется в монографии термин «информатика социального отражения».

Предметом информатики социального отражения является научное изучение социальной семантической информации, циркулирующей в обществе. Ее объектами выступают конкретные процессы сбора, хранения, анализа, обобщения и переработки единиц социальной семантической информации в связи с задачами (запросами) управления и в соответствии с потребностями науки и культуры.

Вопросы социально‑информационного отражения занимают одно из ведущих мест в современных взаимоотношениях, контактах, хозяйственном и культурном сотрудничестве, политической и идеологической борьбе различных общественно‑политических систем.

От того, насколько методологически подготовлен общественный разум к анализу процессов общественного развития, насколько действенны гносеологические и технические средства информатики, насколько квалифицирован и организован персонал, отвечающий за сбор, переработку и осмысление социальных данных, зависит прогностическое мышление общества.

Социальная информация в аспекте ее семантики, структуры, связей, соотношений между ее частями и элементами, правилами их субординации и взаимодействия – это, в широком смысле, язык общества, являющийся произведением этого последнего. Будучи обобщением данных этого языка, информатика социального отражения усиливает функции языка общества, раскрывает новые горизонты индивидуальному и коллективному мышлению, придает ему новую силу вследствие быстродействия и глубины памяти, новых знаковых форм и жанров мышления, выходящих из недр его по‑новому вооруженной практики. Изучение исторических форм социального отражения ставит проблему общественного разума в преемственно правильные отношения.

 

 

Глава 2


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!