СУДЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ РИМСКОГО ПРАВА 9 страница



Раб – приравнивался к вещи, соответственно его господин мог обращаться с ним как ему вздумается и даже мог безнаказанно убить его. Раб – не более чем объект юридических действий, даже если в данный момент он не имел господина. Эта чисто юридическая конструкция сохранялась в течение всей эпохи исторического римского права, однако практическая жизнь продиктовала различные ограничения и исключения. За рабом была признана способность вступать в имущественные сделки, создавая при этом права для господина (предъявлять иски, но обязательства не возникали). Раб представлял собой мыслящее существо, поэтому он мог участвовать в религиозных культах, но не имел личных, наследственных прав. У раба не было своего имущества, однако он мог получить (пекулиум) стадо мелкого скота, а впоследствии имущество любого вида, которое домовладыка предоставлял для самостоятельного ведения хозяйства, чтобы раб мог распоряжаться им по своему усмотрению и пользоваться доходами от него. Торговые долги раба со временем признавались хотя бы как натуральное обязательство, он даже мог иметь собственных рабов. Раб был лишен правоспособности, но мог приобретать в пользу своего господина. В цивильном праве раб не мог быть ни стороной, ни процессуальным представителем. За его уголовные действия отвечал господин, который, однако, мог избавиться от этой ответственности, выдав виновника потерпевшему. Уголовное право преследовало рабов самым жестоким образом: к ним применялись самые суровые наказания, допускались пытки даже перед смертной казнью. Раб должен был появляться по зову господина. Рабы чаще жили как свободные, но умирали как рабы, без права передачи наследства, имущества. Гай говорил, что благодаря рабам (их деятельности) положение страны может улучшиться, но не ухудшиться. Раб являлся составной частью наследства, наследодатель мог установить его наследником, только если одновременно давал ему свободу. Отпущенный на свободу раб назывался вольноотпущенником. См. также: Имущество в римском праве. Право цивильное.

Расторжение – прекратить действие чего‑нибудь (договора, соглашения).

Расторжение римского брака – римский брак прекращался со смертью одного из супругов. К его расторжению могли привести объективные или невольные причины и причины субъективные, зависящие от воли супругов или их патер фамилии. Объективные причины расторжения брака – причины, которые упраздняют одно из необходимых для действительности брака предварительных условий (утрата свободы одним из супругов; утрата гражданства одним из супругов; назначение мужа вольноотпущенником; кровосмешение). Субъективные основания развода вызываются волей супругов, которые могут быть односторонними или обоюдными.

Реальный договор в римском праве – юридическая сила возникала с момента передачи вещи. К реальным договорам относились договоры: займа, ссуды, хранения, залога, поклажи.

Ребил Каниний, известен только благодаря Тациту, назвавшего его «одним из крупнейших законоведов и первейших богачей своего времени.

Рескрипты в римском праве – письменные ответы императоров, разрешающие вопросы, юридические коллизии и создающие новые правила, они сродни ответам юристов для позднего права. Имели силу закона.

Реституция в римском праве – возвращение к первоначальному положению. Восстановление в первоначальном состоянии – чрезвычайное средство, с помощью которого претор по причинам, заслуживающим особого внимания, устранял вредные последствия гражданского права, как будто они вообще не наступали. Требования предъявлялись в срок до одного года со времени обнаружения нарушения. Решение могло быть отменено посредством эдикта претора, вышестоящего магистрата. Основанием считались: угроза, насилие, обман, подкуп судьи, подлог, неявка в суд по уважительным причинам и др. В этих случаях за отменой решения мог последовать новый процесс. Реституция должна была опираться на приказ магистрата, который волен был поступать по своему усмотрению. Однако со временем основные причины и условия реституции стали составной частью преторского эдикта, поэтому стороны стали получать право притязать на защиту в этих пределах. См. также: Формулярный процесс в римском праве.

Реформационное действие – см. Апелляция.

Решения сената в римском праве – в древние времена римский сенат был совещательным органом при императоре, однако при Республике он не только приобрел самостоятельное значение, но и стал руководящим органом государства. См. также: Сенат в римском праве.

Римские граждане – весь вооруженный и боеспособный римский народ; совокупность всех римских граждан как субъект его прав и обязанностей.

Римское право – см. Право по римскому праву.

Сабин – величайший юрист I века н. э. комментировавший цивильное право.

Свобода, вольность в римском праве – основное правомочие римского гражданина (и гражданина государства, с которым Рим не вел войну), заключавшееся в том, что он являлся не рабом, а лично свободным, независимым человеком. В более узком частно– правовом аспекте означал свободу от отцовской власти, от услужения, возможность действовать в рамках запретов, установленных законами, исключительно по собственному усмотрению. Это была свобода, которую только что отпущенный на волю раб получал непосредственно от обладателя власти или косвенно – с помощью фидеикомисса. См. также: Вольноотпущенник. Раб.

Священная Римская Империя – см. Император.

Священное право – см. Священное право в римском праве.

Священные вещи – см. Вещи в римском праве.

Сделка юридическая в римском праве – см. Юридическая сделка в римском праве.

Секвестр (нейтральный посредник) – доверенное лицо сторон, которому они сообща передавали на хранение спорную вещь, чтобы никто ею не мог распоряжаться, судебное хранение (на время разрешения суда).

Семья в римском праве – см. Фамилия в римском праве.

Сенат в римском праве – оплот римской аристократии; собрание родовых старейшин, впоследствии патрицианский консультативный орган при царе. До I в. до н. э. в сенате было 300 человек, по числу патрицианских родов, затем число сенаторов было увеличено до 600, а позже – до 900. Формально сенат был совещательным органом (первоначально при царе), и его постановления назывались сенатус‑консультами. Сенат не имел постоянной резиденции, его заседания всегда проходили при закрытых дверях – часто в курии или в каком‑либо храме. Созывал его один из магистратов, который сообщал о предмете обсуждения и запрашивал сенаторов об их мнении. Сам сенат не обладал исполнительной властью, поэтому в данном отношении ему приходилось опираться на магистратов. Но в действительности он обладал широкой компетенцией: контролировал законодательную деятельность народных собраний, распоряжался казной, устанавливал налоги, решал вопросы общественной безопасности, благоустройства, религиозных культов, заключал мирные и союзнические договоры, разрешал набор в армию, принимал решения об установлении диктатуры. Благодаря своему составу сенат постепенно сконцентрировал в себе весь политический опыт римского государства, а благодаря своим обширным полномочиям он со временем получил полное превосходство над всеми остальными конституционными органами. Апогей его власти относился к 300–135 гт. до н. э., когда он принимал все решения, определял ход всех событий в римской державе. См. также: Решения сената. Международный третейский суд.

Сенатус‑консультус в римском праве  – решения сената по вопросам частного права. Они начинали действовать только с начала Империи и до конца II в. н. э.; урегулировали ряд вопросов (наследственного права и др.). Именно от сената исходили некоторые наиболее важные нововведения в области семейного и наследственного права.

Сервилий (1 в.), юрист, известен по единственному упоминанию в Дигестах.

Сервитут в римском праве – институт вещного права, разработанный в Древнем Риме, воспринятый в средневековом праве, получивший развитие в новое и новейшее время. Предусматривал возможность пользования в определенных пределах чужой собственностью (право прохода, проезда по участку соседа, пользования водопоем из водоема, находящегося в иной собственности), а также ограничение прав собственника по распоряжению своей вещью (право на вид, на свет, ограничение пределов застройки, насаждения деревьев на соседнем участке и т. д.). Сервитут – право пользования чужой вещью, вещное ограниченное право (позднее суперфиций и эмфитезис, т. е. два вида пользования чужой вещью). Сервитут устанавливался законом (вещь обременена, у вещи есть господин, есть два физических лица и одна вещь), носил пассивный характер (это исключение, так как в римском праве в основном было активное право). Обладателю сервитуария принадлежало строго ограниченное право собственности, оно фиксировалось. Сервитуты обеспечивали полное или же частичное пользование вещью и были связаны с определенным земельным участком или же с определенным лицом (вещь обременена – терпи). Право сервитута возникало в результате юридического действия (особенно договора с собственником служащей вещи). У собственника позиция была пассивная (терпи и воздерживайся). Сервитут должен был быть полезным для земельного владения. Сервитут нельзя было ни приобретать, ни возлагать по частям. Не могло быть сервитута на собственную вещь. Сервитуты прекращаются вследствие: «отказа» владельца «господствующего» имения; «неисполнения» сервитута; «слияния», когда прекращается принадлежность двух имений разным собственникам; «полного уничтожения господствующего или служащего» имения, когда происходит изменение в состоянии местности, которое делает осуществление сервитута невозможным или бесполезным.

Слияние – соединение в одном и том же лице качеств кредитора и должника. Обязательство должно прекратиться, так как никто не может быть сам себе должником или кредитором.

Собственность в римском праве – господство юридическое; является наиболее древним и наиболее полным вещным правом, которое наделяет своего носителя способностью по собственному усмотрению пользоваться своей вещью, потреблять ее плоды, а сверх того дает власть распоряжаться ею так, как ему заблагорассудится, пресекая в отношении этой вещи вмешательство любого другого субъекта. Собственность является наиболее независимым и абсолютно признаваемым правопорядком господством над вещью. См. также: Анимус. Виндикационный иск.

Собственность квиритская – см. Квиритская собственность.

Собственность преторская (бонитарная) – см. Преторская (бонитарная) собственность.

Срок в римском праве – оговорка, которая связывает с будущим и несомненным событием действительность сделки или ее прекращение. Срок был начальным и конечным.

Ссуда в римском праве (договор ссуды в римском праве) – одно лицо (ссудодатель) передавало другому (ссудополучателю) индивидуально‑определенную вещь во временное пользование. Реальный, односторонний договор. Предметом договора ссуды могло быть: движимое и недвижимое имущество. Ссудодатель (коммондант) в договоре ссуды обязан был предоставлять вещь ссудополучателю в установленный срок; возмещать необходимые расходы на ее содержание, а в случае необходимости также убытки, возникшие по его вине (например, если он ссудил неисправную вещь). Ссудополучатель (коммондаторий) в договоре ссуды являлся лишь держателем вещи; должен был оберегать ее от повреждения или кражи; пользовался ею лишь дозволенным способом; по истечении условленного времени возвращал ее вместе с приращением. См. также: Ссудодатель в договоре ссуды. Ссудополучатель в договоре ссуды.

Ссудодатель (коммондант) в договоре ссуды – обязан был предоставлять вещь ссудополучателю в установленный срок; возмещать необходимые расходы на ее содержание, а в случае необходимости также убытки, возникшие по его вине (например, если он ссудил неисправную вещь). См. также: Ссуда в римском праве. Ссудополучатель в договоре ссуды.

Ссудополучатель (коммондаторий) в договоре ссуды – являлся лишь держателем вещи; должен был оберегать ее от повреждения или кражи; пользовался ею лишь дозволенным способом; по истечении условленного времени возвращал ее вместе с приращением. См. также: Ссуда в римском праве. Ссудодатель в договоре ссуды.

Стипуляция в римском праве – устный договор, заключенный посредством вопроса будущего кредитора и совпадающего с этим вопросом ответа со стороны лица, соглашающегося быть должником по обязательству; формальный, устный односторонний договор, устанавливающий обязательство. Важнейший вид договора в римском праве, оказал большое влияние на последующую разработку теории юридических действий вообще и обязательственного договора в частности. Договор, приобретавший обязывающую силу посредством и с момента произнесения обязательной группы глаголов. Был очень популярен в римском праве. Обязательно нужно было говорить на латыни. Юридическая сила данного контракта возникала с момента произнесения слов. Стипуляция доступна была исключительно римским гражданам, совершалась в публичном месте (на форуме). Стипуляция в римском праве означала договор строгого права, требовался цивильный иск, и можно было требовать то, что стипулировалось. Контракт носил абстрактный характер с абстрактной каузой. Формы модификации стипуляции: 1) имелся и главный и добавочный кредитор. Цель заключалась в том, чтобы создать представительство; 2) договор с добавочным должником. Цель заключалась в назначении поручительства. Появилась стипуляция в начале республиканского периода. Стипуляцией пользовались в целях новации, т. е. для того, чтобы прекратить уже существующее обязательство, поставив на его место новое. Обязательными условиями стипуляции были: присутствие договаривающихся сторон в одном месте; устный вопрос кредитора и совпадающий с ним по смыслу устный ответ должника; обязательства, возникающие из стипуляции, подлежали толкованию; они носили абстрактный характер, т. е. всякое обязательство должно иметь каузу (основание, цель). Впоследствии для того, чтобы обеспечить доказательства, стипуляция обеспечивалась документами – «куцио». Ответственность по стипуляции: должник должен исполнить только то, что буквально вытекало из произнесенных вопроса и ответа; кредиторы для ограждения своих интересов вносили в стипуляцию оговорку об ответственности, благодаря которой судья устанавливал ответственность должника также в тех случаях, когда по букве договора ее признать было нельзя. Никто не мог заключать стипуляцию в пользу третьего лица (т. е. долговое требование, основанное на стипуляции, не распространялось на третье лицо). Благодаря своей гибкости, универсальности и практичности стипуляция сыграла большую роль во всей области римского права. С течением времени ее исходная, торжественная форма становилась более свободной, изменялась под влиянием греческого права и восточных правовых институтов. К первоначально обязывающим выражениям присоединялись другие латинские слова, круг участвующих лиц распространялся и на перегринов, пользующихся другими языками, и, наконец, конституция императора Льва

Страх (насилие, угроза ) – квалифицированное опасение, в техническом (специальном) смысле – вымогательство, принуждение совершить сделку под угрозой серьезного противоправного вреда. Принуждение было только психическое, не физическое, и предполагало обоснованный страх, который мог заставить даже смелого человека действовать против своей воли. При этом недостаточно простого опасения перед родителями или другими лицами, заслуживающими уважения и послушания.

Судья – см. Третейский суд.

Суперфиций в римском праве – «Все, что кто‑либо построит на нашей земле, даже если он построил от собственного имени, принадлежит нам по естественному праву, так как сделанное над поверхностью следует за ней» (Гай) – т. е. разделяет ее правовую судьбу. Вид наследственного договора найма, самостоятельное вещное право; наследственное и отчуждаемое право пользования в течение длительного срока строением, возведенным на чужой земле (постройка). Суперфициар имел широкое право пользования зданием, мог даже разрушать его; право могло переноситься на наследников, имелась возможность отчуждать, закладывать; для защиты суперфициар пользовался вещными исками, интердиктами; нес все расходы по содержанию вещи. Суперфиций устанавливался по договору, завещанию, давности; передавался посредством традицио; становился наследственным и отчуждаемым правом (этим отличался от сервитутов) и приобретал такое обширное содержание, что практически играл роль права собственности на городские земельные участки. Суперфиций – это поверхность, все, что прочно связано с землей (строения). В классическую эпоху допускалось право полностью и исключительно располагать зданиями, построенными на чужом частном участке, в форме долгосрочной аренды за определенную годовую плату. Но только в юстиниановом праве суперфиций приобрел характер вещного права на чужую вещь. Суперфициарию давался против третьих лиц иск, а также все процессуальные собственнические средства. Суперфиций становился наследственным и отчуждаемым правом (этим и отличался от сервитутов) и приобретал такое обширное содержание, что практически играл роль права собственности на городские земельные участки. Аналогичным правом на сельские участки являлся эмфитезис.

Суспензитивное действие – см. Апелляция.

Сцевола Кв. Цервидий, советник и юридический консультант М. Аврелия, отличный учитель и респондент. Отличался оригинальностью мышления, проницательностью правовых суждений и очень сжатой, доходящей до резкости, но искусной формулировкой, которая благодаря стилизации вопроса нередко избавляла от необходимости мотивировать его решение. Все его произведения имеют казуистический характер.

Сципион Назака Коркул (то есть «Умница»), П.Корнелий, консул, цензор. Юрист, которого сенат настолько уважал, что построил ему дом на общественные средства у виа Сакра, чтобы люди, нуждающиеся в юридических консультациях, имели удобный доступ к Сципиону.

Теофил, профессор права в Константинополе, член комиссии по разработке Юстиниана Кодекса и Дигест, вместе с Дорофеем – автор «Институций».

Тиберий, Юлий Цезарь Август, римский император с 14–37 н. э., отличный полководец и организатор, расчетливый, умеренный политик. Незаметно, но целеустремленно претворял в жизнь мысли и планы Августа и укреплял принципат. По характеристике Тацита – жестокий и лицемерный тиран, ненавидимый народом. Послеусыновления Августом в 4 г. н. э. стал именоваться Тиберий Юлий Цезарь (до этого – Тиберий Клавдий Нерон). Он был неглуп, характер имел сдержанный и скрытный. Дион Кассий так писал о Тиберии: «это был человек со многими хорошими и плохими качествами, и когда он проявлял хорошие, то казалось, что в нем нет ничего плохого, и наоборот».

Толкование в римском праве – установление и объяснение истинно правового содержания данной правовой нормы или же правового действия. Римские юристы в период наивысшего расцвета толковали право уже совершенно свободно.

Традицио в римском праве – передача права собственности, сопровождавшаяся фактической передачей вещи. Это была согласная воля сторон утратить и соответственно приобрести право собственности и действительное правоотношение между сторонами, которое правовые нормы признавали достаточным для передачи права собственности. Традиция, как производное приобретение владения, допускала со временем некоторые упрощения: достаточно было передавать земельный участок хотя бы издали (передача «длинной рукой») или, наоборот, просто прийти к соглашению, чтобы держатель без каких‑либо усилий завладевал вещью, например покупал дом, который он до тех пор снимал.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!