СУДЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ РИМСКОГО ПРАВА 6 страница



Лидянин И., (490–565) знаток древностей, высокопоставленный чиновник. В своих сочинениях точно описал работу административного аппарата при Юстиниане.

Литера – буква.

Литеральный договор – древний договор; возникал посредством записи в приходно‑расходные книги (журнал), которые велись римскими гражданами. Литеральные договоры были очень популярны в Древнем Риме.

Лица в римском праве – являлись участниками правовых отношений (т. е. имели право создавать римскую семью, а также быть субъектом всех имущественных правоотношений).

Лица юридические – см. Юридические лица в римском праве.

Лицо в римском праве – индивидуум, который, с одной стороны, является адресатом объективного права, а с другой – носителем права субъективного. Лицо это обладает личностью, за ним признается правопорядок, и в силу этого лицо может быть в широком значении названо «юридической личностью».

Личные иски в римском праве – предоставлялись собственнику (истцу) и были направлены лично против нарушителя права собственности в связи с особым характером действий последнего.

Лонгин С.Кассий (?‑69), знатного рода, ученик Сабина. Занимал высокие государственные посты. Пользовался большим авторитетом в области права, основатель школы, названной в его честь. Написал обширный труд обо всей системе цивильного права.

М.С.Понтифик, Кв. (около 140‑82 до н. э.), сын Публия, консул, настоящий юрист, государственный деятель и оратор, он впервые предпринял попытку построить диалектическим методом полную систему цивильного права, это стало не только крупнейшим творением республиканского правоведения, но и краеугольным камнем всей западноевропейской науки права. Оно оставило глубокий след в творчестве всех его последователей.

Магистрат в римском праве – должностное лицо, должность, республиканские органы высшей власти и управления, которые наряду с народным собранием и сенатом относились к основным опорам государства; магистрат последовательно развивался с тех пор, как царская власть стала слабеть и уже не могла решать встающие перед ней задачи. Когда система магистратур сформировалась, в ней определилась дифференциация в различных планах. Магистратом мог стать любой полноправный гражданин. Однако, поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, а напротив, путь к высшим должностям был связан с большими затратами, практически магистратами становились только члены немногих наиболее богатых семей. Со временем был разработан определенный порядок продвижения по должностной лестнице и предписан минимальный возраст для определенной должности. Не разрешалось занимать несколько магистратур одновременно. Претендент на звание магистрата должен был лично выдвигать свою кандидатуру. См. также: Гражданский процесс в римском праве.

Мандаты в римском праве – инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Манилий М. (149 до н. э.) консул, один из основоположников цивильного права. Принадлежал к кругу Спициона Мл… Призванный мастер каутелярной юриспруденции. Издал сборник формуляров договоров, завещаний и исков, а также практическое пособие. Однако возможно таково общее обозначение всего творчества Манилия.

Манципация в Древнем Риме – формальное, абстрактное приобретение квиритского права собственности или власти над вещами или лицами. Первоначально манципация была сделкой купли– продажи за наличные деньги (медь), позднее превратилась в формальное заключение этого договора в присутствии пяти свидетелей и весодержателя. Приобретатель брал в руку предмет договора (клал на него руку) и произносил торжественную фразу: «Я утверждаю, что этот предмет мой по квиритскому праву, он куплен за эту медь, взвешенную на этих весах», ударял куском меди по весам и передавал медь отчуждателю, который принимал ее. Манципация была возможна только между римскими гражданами или чужестранцами, имевшими право заключать торговые сделки в отношении наиболее значительных вещей и подвластных домовладыке лиц. Она могла быть и символической, фиктивной сделкой (преодоление кредита, дарение, прекращение и установление отцовской власти и пр.); вышла из употребления в IV в. См. также: Брак кум ману. Вещи. Право квиритское в римском праве.

Марк Аврелий, император Цезарь Антонин Август (первоначально М.Анний Калий Север) 121–180 гг, выдающийся государственный деятель, образованный и талантливый. Осуществил некоторые административные реформы, нередко изменял правовые нормы. В императорском архиве был составлен сборник его рескриптов под названием Семестрия.

Марциан Элий (1‑я половина III (века). Очевидно, только преподавал и писал труды по праву. Судя по главному труду, содержащему множество рескриптов за 198–211 годы, имел доступ к императорскому архиву. Однако произведение было настолько неоднородным (совершенно отсутствует всякое упоминание об обязательствах), что сам автор не смог его издать.

Международный третейский суд – международный третейский суд был организован у римлян менее удовлетворительно, чем у греков, так как стремление римлян к всемирному владычеству и осуществление этого стремления путем военной силы и искусной дипломатии не благоприятствовали учреждению и развитию международного третейского суда. Иногда соседи обращались к Риму с просьбой о посредничестве; в этих случаях роль третейского судьи принадлежала сенату. Третейский международный суд отличался от других так называемых мирных средств разрешения международных несогласий – дипломатических переговоров, добрых услуг и посредничества. Посредник являлся примирителем спорящих сторон. На нем лежала обязанность отыскать в каждом отдельном случае почву, на которой возможно полюбовное окончание спора, даже такое соглашение не соответствовало праву ни той, ни другой стороны; при этом посредник стремился примирить взаимные притязания спорящих государств, склоняя их к уступкам. Таким образом, третейское разбирательство и посредничество разнятся как по принципам, положенным в их основание, так и по целям, которые они преследовали. Третейский судья руководствовался объективными нормами права, посредник – практическими соображениями; цель второго – на каких условиях возможен мир. Из указанного различия между этими двумя институтами вытекала обязательная сила третейского решения для спорящих государств. Государства считали себя обязанными подчиняться нормам общего международного права, поэтому и решение третейского международного судьи, которое было не чем иным, как применением этих норм к отдельным конкретным случаям, было обязательно для сторон, по отношению к которым оно поставлено, между тем как предложение посредника принимается сторонами только с их согласия. См. также: Сенат в римском праве. Третейский суд.

Мела Ф., возможно современник Лабеона. Названия его трудов не сохранились, последующие юристы цитируют его в связи с преторским эдиктом.

Мена в римском праве – это не купля‑продажа, нет цены, есть эквивалент. Отличие римской мены от договора купли‑продажи – в двух чертах: 1) в договоре мены каждая из сторон должна была иметь право собственности на вещь, не допускалась к обмену чужая вещь; 2) при договоре мены происходил обмен вещи на вещь. Договор мены носил реальный характер; для заключения договора недостаточно было соглашения сторон, необходимо было исполнение хотя бы одной из сторон. До исполнения договора другой стороной первая могла расторгнуть его (требовать возврата вещи). По ответственности договор мены приравнивался к договору купли‑продажи. Договор мены уступал договору купли‑продажи и относился к второстепенным договорам. См. также: Договор купли‑продажи в римском праве. Договорное право в римском праве.

Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод в римском праве – толкование, в некоторых случаях – буквально «создать» право. Это множество случаев, которые за отсутствием писаной нормы необходимо было подвести под юридическую регламентацию, привлекая обычай. Римский юрист был большим знатоком обычаев, должен был самостоятельно извлечь из них и создать юридическую норму, включить ее в систему, вывести из нее все возможные теоретические и практические следствия.

Миниций ученик Сабина, автор сборника правовых проблем, комментированного Юлианом в шести книгах.

Модестин Геренний, ученик Ульпиана, (226–244), один из последних классических юристов, возможно грек по происхождению. Его труды охватывают все области права, однако связаны только с обучением и юридической практикой.

Муниципия (местное самоуправление) – в период принципата вся Италия разделилась на ряд городских общин с приписанными к ним местечками и округами, имеющих почти тождественную организацию управления. Эти городские общины стали именоваться муниципиями и представляли самоуправляющиеся административные единицы. Органами городского самоуправления во всех муниципиях являлись: 1) сенат, обычно состоящий из числа ста лиц и заведовавший административными делами; 2) народные собрания, которым вверялись выборы магистратов; 3) муниципальные магистраты, между которыми распределялись различные отрасли муниципального управления. Изначально муниципии пользовались в области самоуправления весьма широкой свободой, но постепенно императорский контроль становился все более и более интенсивным. Уже Август разделил всю Италию на 11 округов, во главе каждого из которых было поставлено особое лицо для контроля муниципального финансового хозяйства. См. также: Принципат.

Назначение в римском праве – см. Целевое назначение в римском праве.

Наследники по римскому праву – женщины, подвластные, рабы; при этом раба освобождали от рабства или наследство переходило к господину. См. также: Выморочное имущество.

Наследование по завещанию в римском праве – главный инструмент защиты римского права, объявления воли. Воля играла в завещании наибольшую роль, поскольку последняя воля завещателя была неподкупной и неподдельной. Это свидетельство о намерении, односторонняя сделка. Наследниками по завещанию в римском праве могли быть: римские граждане, их рабы, не лишенные наследственной правоспособности, и некоторые юридические лица.

Наследование по завещанию по преторскому праву – осуществлялось в присутствии семи свидетелей, началось применение письменной формы дополнительно к устной. Завещание (т. е. воля) писалось на табличке. Табличка опечатывалась семью печатями. Текст не оглашался, оглашались только имя завещателя и наследника. Со II в. наследование по завещанию по преторскому праву осуществляется только письменно. Семь свидетелей – и семь печатей. Принцип наследования по завещанию в римском праве – свобода содержания в полной мере и в полном объеме. В преторском праве наследование пришло к необходимой доле. Наследование по завещанию могло быть передано чужим через особый преторский суд. Для юридической силы письменного завещания было необходимо, чтобы весь акт проходил в постоянном присутствии всех его участников и без прерывания его другим юридическим действием. Завещание имело силу в преторском праве, только если оно было совершено в установленной форме; лицом, обладающим активной завещательной правоспособностью; с назначением наследника, который обладал пассивной завещательной правоспособностью. В поздний постклассический период появились новые формы завещания в пользу законных наследников, уже не стало требоваться присутствие всех семи свидетелей и соблюдение всех формальностей. Появились новые материалы для письма из пергамента и папируса.

Наследование по завещанию по цивильному праву в римском праве – носило устный характер, осуществлялось тремя способами: 1)перед войском; 2) в народном собрании; 3) посредством меди и весов. Была также и манципационная форма наследования по завещанию, при заключении которой были необходимы пять свидетелей, весодержатель и доверительное лицо. Манципационная форма действовала в течение всего классического периода. Для юридической силы устного завещания необходимо было, чтобы весь акт проходил в постоянном присутствии всех его участников и без прерывания его другим юридическим действием. Принцип наследования по завещанию в римском праве – свобода содержания в полной мере и в полном объеме. В цивильном праве наследования по завещанию имелись ограничения. Ограничения сначала носили строго формальный характер – прямое исключение наследника, затем исключение поименно, все остальные могли быть исключены общей фразой «и другие». Завещание имело силу в цивильном праве, только если оно было совершено в установленной форме; лицом, обладающим активной завещательной правоспособностью; с назначением наследника, который обладал пассивной завещательной правоспособностью. См. также: Манципация в Древнем Риме.

Наследование по Законам XII таблиц – три категории: 1) жена умершего по браку кум ману; дети (внуки ранее умерших сыновей, по праву представления); усыновленные; 2) мать умершего, состоявшая с его отцом в браке кум ману; братья; сестры; 3) последующие разряды: агнаты последующих степеней и при их отсутствии последующие сородичи умершего.

Наследодатель по римскому праву – круг наследодателей узок, только лицо своего права, наследодателем не могли быть женщины и мужчины подвластные, рабы.

Наследственная трансмиссия в римском праве – в раннем римском праве право наследства понималось как сугубо личное; если наследник не смог принять по каким‑либо причинам наследство, то открывалось наследство по закону. В преторском праве означало, что наследник умирает, не успев принять наследство. Преторы стали давать ввод во владение, т. е. подключать наследников. Это и есть создание трансмиссии наследственной, т. е. переход права принять наследство. Прямой наследник не успел принять наследство из‑за смерти.

Наследство в римском праве – юридическое понятие, даже если отсутствует материальное содержание, допускающее увеличение или уменьшение; увеличение главным образом образовывалось за счет доходов. Любое наследство, даже если оно было принято позже, длилось с момента смерти наследодателя. Наследование – это преемство живущих в правах умершего; установление преемства прав от одних к другим; преемство обладания имуществом и право наследования, т. е. общее преемство активов и пассивов. Принятое наследство нельзя было отнять у наследника. Действовала свобода завещания, можно было распоряжаться без контроля имуществом. См. также: Вступление в наследство. Наследство лежачее. Наследодатель в римском праве. Открытие наследства.

Наследство лежачее – это период между открытием наследства и вступлением в него. См. также: Наследство в римском праве.

Небрежность в римском праве – см. Вина.

Невозможность исполнения – наступившая невозможность исполнить обязательство освобождает должника лишь тогда, когда она имеет объективный характер, или, во всяком случае, не может быть приписана самому должнику.

Невра, М.Кокцей, глава школы прокульянцев, друг Тиберия. Пользовался необычайным уважением, многие позднейшие юристы его цитировали, однако до нас, его произведения не дошли. Видя сложившуюся обстановку в Риме и невозможность возврата Республики, отчаялся и уморил себя голодом.

Негаторный иск в римском праве – применялся в тех случаях, когда владелец не утрачивал владения своей вещью, но встречал помехи или стеснения в осуществлении права собственности, т. е. этот иск предоставлялся собственнику вещи, когда она оставалась в его фактическом владении, но кто‑то незаконно стеснял его в праве пользования и распоряжения этой вещью. Ответчиком мог быть любой нарушитель права. Этот иск принадлежал владеющему собственнику.

Незаконные действия в римском праве – всякое действие, запрещенное юридическими правами по той причине, что оно или по своей природе, или из‑за целей, на которые направлено, нарушает чужие «юридически защищенные интересы», т. е. чужие «субъективные права». Из этого следует то, что нарушение чужого «обычного интереса», не защищенного правом, хотя и наносит имущественный или же моральный ущерб, незаконным действием не является.

Неправоспособные в римском праве – лица, дееспособность которых ограничена вследствие болезни. Например, глухонемые не могут оставлять завещательного распоряжения в устной форме, как и совершать любые иные действия в вербальной (словесной) форме. См. также: Дееспособность в римском праве.

Новация в римском праве – обновление, изменение, замена прежнего обязательства новым, того же содержания. (Изменение и перенос прежнего долга в другое обязательство, цивильное или натуральное, т. е. когда из предыдущего обязательства создается новое, а прежнее прекращается. – Ульпиан.) Новое обязательство должно было по сравнению со старым содержать что‑то новое: если между теми же лицами – то другое место или срок исполнения, добавление или отмену условия или срока, если между разными лицами – то замена кредитора (или должника). Новация имела большое практическое значение в экономической жизни Рима, который еще не знал современного абстрактного понятия договора и договорной свободы сторон. В классическом праве осуществлялась только стипуляция, которая приводила к прекращению прежнего обязательства вместе со всеми дополнительными правами, причем это происходило и в том случае, если новое обязательство становилось недействительным.

Новое право – см. Право новое в римском праве.

Нравственные обязательства в римском праве – возникли из практических нужд: немалое число рабов, обладавших специальными знаниями, становились управляющими имениями, капитанами кораблей, казначеями и распорядителями денежных средств. Без юридического признания принятых ими обязательств (хотя и с оговоркой о «пользе хозяина») нельзя было ввести рабов и «подвластных» в круг необходимых хозяйственных целей. Отсюда и защита натуральных обязательств. Свое название последние получили, как полагают, из противопоставления «законных обязательств», установленных правом каждого данного государства, и обязательств, вытекающих «из природы вещей», из естественного права, не признающего рабства как такового и требующего, чтобы обязательства исполнялись. Защиту натуральных обязательств принимал на себя претор. См. также: Обязательство в римском праве.

Нума Помпилий, согласно традиции, второй римский царь. Ему приписывается богатая законодательная деятельность.

Обида в римском праве – правонарушение (имело два смысла): 1) в широком смысле слова бесправие, любое действие, противоречащее праву; 2) в более узком смысле оскорбление. Законы XII таблиц устанавливали за членовредительство, если не было достигнуто соглашение между сторонами, мщение по принципу «око за око, зуб за зуб». В ходе дальнейшего развития римского общества эту регламентацию постепенно заменили специальными положениями преторского эдикта о публичном оскорблении, о злокозненном умалении доброй репутации, о посягательстве на целомудрие женщины или юноши, и, наконец, были введены общие положения, содержавшие уже разработанное понятие обиды как любого умышленного оскорбительного действия по отношению друг к другу. Обида могла быть совершена действием (реальная) или словом (вербальная), при этом она должна была выражать высокомерие действующего лица и неуважение к другому лицу, связанное с умыслом причинить ему телесный или нравственный ущерб. См. Повреждение чужого имущества.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!