СУДЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ РИМСКОГО ПРАВА 7 страница



Обнаружение клада – способ приобретения, который состоит в нахождении клада, т. е. какой‑либо ценной вещи (деньги, драгоценности), спрятанной где бы то ни было в незапамятные времена, так что установить ее собственника уже невозможно.

Общая собственность без договора – общая собственность, возникшая по причинам, независимым от воли участников; отсюда берут начало взаимные обязательства, которые реализуются в ходе судебного разбирательства о разделе общей собственности по иску о дележе общей собственности.

Общее право – см. Право общее в римском праве.

Обычай по римскому праву (привычка) – норма человеческого поведения, соблюдавшаяся долгое время; источник обычного права, который стал принимать более или менее определенный характер в сознании юристов в позднеклассическую эпоху, так как до тех пор возникавшие правовые обычаи впитывали в себя творческую деятельность правовой науки и практики судебных магистратов; юридическая норма, основанная на досрочном и частом ее применении; национальное право, совокупность этических, всеми признанных и сохраняемых, но юридически не обязательных заповедей в древнейшем римском обществе. Впоследствии обычаи стали образцом для поздних поколений и первоисточником многочисленных правовых норм и институтов, особенно в обычном праве. Обычное право как таковое вырастает из доправовой культуры, а позднее уже известны и полномочия, обязанности, санкции.

Обязательственные права в римском праве – чрезвычайно интересно развивались в обычном праве и создали целую переходную категорию между цивильным обязательством с полными юридическими последствиями и обычными нравственными обязательствами, находящимися вне пределов области права. См. также: Нравственные обязательства в римском праве. Право цивильное. Правоотношение.

Обязательство в римском праве – определяется термином «облигация». Содержание обязательства заключалось в совершении какого‑либо действия (дать, сделать, предоставить). Обязательство – это правовые узы, которые связывали должника и кредитора, это правоотношение, в силу которого определенный субъект (должник) обязан произвести в пользу другого субъекта (кредитора) определенные действия имущественного характера (предоставление). Это юридическая основа, в силу которой стороны должны выполнить определенные условия, под давлением которых обязательственная сторона вынуждена что‑то исполнить. Сущность содержания обязательств в римском праве: чтобы предмет стал чьим‑либо, необходимо связать его, т. е. чтобы что‑то сделалось или же предположилось. Основные реквизиты обязательства: правоотношения между двумя определенными лицами; основание для возникновения обязательства (договор, деликт); исполнение имущественного характера, которое мог требовать кредитор; обязанность должника исполнить должностное обязательство или предоставить денежную компенсацию. Для установления обязательства в римском праве было необходимо, чтобы «деньги» дающего перешли к получающему; чтобы делалось с намерением создать обязательство. Действие обязательства не может начинаться с наследника (Гай). Простое (голое) соглашение не порождает обязательства, а только эксцепцию (Павел). Главная роль обязательств – исполнение, к которому относилось обязательство. Исполнение не должно было быть: невозможным; недозволенным; безнравственным, неопределенным; оно должно поддаваться оценке в деньгах. Предмет обязательств в римском праве: объект, на который распространялось обязательство (вещи, деньги, услуга, работа). Обязательства в римском праве были: делимые (предмет поддавался делению без ущерба для его ценности); неделимые (неделимость предмета обязательства); альтернативные (когда должник обязан был совершить одно из нескольких действий, т. е. имелось право выбора); факультативные (когда допускалась замена другим предметом взамен обязательства); долевые (когда предмет дробился между несколькими участниками, например при наследственных долгах); солидарные (когда ответственность ложилась на каждого из должников во всем объеме или право требования принадлежало каждому из кредиторов во всем объеме); корреальные (они погашались при предъявлении иска кредитором к одному из совокупных должников или же одним из совокупных кредиторов к должнику). Прекращение обязательств: исполнение (характерно совершение противоположных действий: стипуляция – контрстипуляция) в точной форме, как было заключено; компенсация; зачет (новация); совпадение в одном лице. Хотя римская наука права довольно основательно проработала отдельные абстрактные элементы обязательств, в действительности существовали лишь определенные конкретные обязательства, строго связанные со своим специальным иском. Поэтому понятия обязательств и исков всегда точно соответствовали друг другу. Где не было обязательств, не могло быть и исков, и наоборот, не существовали иски без обязательств. Обязательственное право чрезвычайно интенсивно развивалось в обычном праве и создало целую переходную категорию между цивильными обязательствами с полными юридическими последствиями и обычными нравственными обязательствами, находившимися вне пределов области права. См. также: Безыменные контракты. Вещи. Нравственные обязательства в римском праве, новации. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре. Право обязательственное в римском праве. Прекращение обязательства в римском праве. Стипуляция в римском праве.

Обязательство новое – см. Новация в римском праве.

Оговорка – см. Условие, оговорка в договоре в римском праве.

Октавен, малоизвестный юрист (рубеж I–II вв), отличавшийся остроумными формулировками. Очевидно, оставил после себя только теоретические труды, часто цитировавшиеся позднейшими юристами.

Опека – институт, функцией которого является восполнение полной или частичной недееспособности субъекта (подопечного) посредством подчинения его опекуну.

Опекун в римском праве – придавал юридическую силу своим согласием формально. Формировалось это в интересах наследника. Опекун назначался подопечному не только для управления имуществом, но и для руководства воспитанием. Опекун не должен был обогащаться за счет опеки; не должен был давать подопечному согласия на заключение сделки, в которой сам он участвовал в качестве одной из сторон. Юриспруденцией было выработано общее правило, в соответствии с которым «опекун рассматривается в качестве собственника имущества подопечного, когда он отправляет опеку, а не когда обирает подопечного». См. также: Брак матримониум.

Ответственность по римскому праву – юридическое положение, в котором пребывает совершившее незаконное действие лицо, принужденное подвергнуться соответствующей санкции (штраф).

Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре – в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли‑продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре. См. также: Обязательство в римском праве.

Открытие наследства – возникновение у определенного лица права принять наследство. Открытие наследства может осуществляться по двум основаниям: 1) по завещанию, 2) по закону. См. также: Наследство в римском праве.

Относительное право – см. Права относительные в римском праве.

Отцовская власть – власть над детьми, произведенными отцом на свет в законном браке, которая начинается с момента их рождения. Считается, что он произвел на свет детей, рожденных женой (отец тот, на кого указывает законный брак), если они появились на свет не ранее 280 дней после заключения брака и не позднее 300 дней после его прекращения. Также отцовская власть может распространяться и на посторонних лиц, которые оказываются ему подчинены, – например, в качестве сына под отцовской властью посредством юридического действия (приемные дети). См. также: Патер фамилия в римском праве.

Отчуждение в ущерб кредитору – утрата или уменьшение имущества, в более узком смысле – отчуждение, передача собственности. По римскому праву – это мошенническая сделка должника по отчуждению своего имущества в ущерб кредитору; требовала умысла должника причинять ущерб кредитору, знание об обмане, действия должника по отчуждению, уменьшающего его имущество; это было ущемление кредитора.

Офилий А. , ученик Сервия, друг Цезаря, ради занятий правом отказался от политической карьеры.

Ошибка в римском праве – плохое и неточное знание действительности; могла возникнуть в отношении существования или точного содержания юридической нормы либо существования или точного характера данного факта.

Павел , Юлий, ученик Сцеволы, самый плодовитый писатель из числа римских юристов. Тонкий, глубоко образованный теоретик, отличался критическим и бесстрашным духом, по стилю порой несколько тяжеловесен. У своих последователей пользовался большим авторитетом, отрывки из его сочинений составляют 1/6 Дигест. Написал различные изречения, которые охватывают все области права, особенно частного (обширные комментарии). В своих монографиях Павел разработал множество проблем из самых разнообразных областей публичного и частного права. Всего оставил 86 сочинений в 319 книгах (свитках).

Пакты в римском праве – деликты, юридической силы не имели. Это было согласие и соглашение двух сторон. Обязательства не создавали. Соблюдение только что заключенных соглашений требовало справедливости как права, так и самого дела. Как писал Гай, «частные соглашения, противоречащие принципам цивильного права, недействительны». Соглашения позорного содержания нельзя принимать во внимание (Павел). В римском праве были два исключения, они получали самостоятельную защиту, были связаны с основными контрактами: 1). Обещание уплаты существовавшего долга есть долг, который должен быть уплачен. Назначение его связано с основным контрактом; заключалось в изменении порядка обязанности должника. Главная особенность пакта – обещание не должно ухудшать положение второй стороны. 2). Дополнительный, к главному устанавливал новые правила, отсутствующие в договоре. Правило: юридическое положение должника не должно ухудшать положение должника. Исключение. 3). Рецептум. По нему несли особую ответственность хозяева кораблей, постоялых дворов, трактиров; особую ответственность в пактах несли без вины за казус. Цель – не допустить сговора преступников в отношении имущества постояльцев. Ценность – установление объема вины. См. также: Деликты в римском праве.

Папиниан, Эмилий, казнен по приказу Каракаллы, друг Септимия Севера, один из наиболее значительных римских юристов. Хотя отрывки его произведений дошли до нас в сильно искаженном виде, они свидетельствуют о его глубоких знаниях, понимании жизни, самостоятельности мышления, критических суждениях, творческом подходе к проблемам, остроумии решений и безупречной правовой технике. Своеобразен его слог, образец краткости (иногда чрезмерной) и точности. В послеклассический период Папиниан – наиболее почитаемый из всех римских юристов. Основные сочинения, это многочисленные отрывки, из которых были перенесены компиляторами в Дигесты. Наиболее характерные с точки зрения творческого подхода и формы. В них Папиниан уверенно анатомирует чисто правовую материю каждого случая по схеме: суть дела (состав преступления), вопрос, ответ – все это в манере, напоминающей староримских юристов. Это сочинение стало настолько популярным, что анализу его был посвящен весь 3‑й год обучения в школах права. Папиньян – острейший среди римских казуистов, блестящий стилист по сжатости, занимал выдающееся место по совершенству формы и точности приемов подведения отдельных случаев под соответствующие правила и нормы права. Был префектом претория. По приказу Каракаллы был убит в 212 году.

Партикулярное право – см. Право партикулярное в римском праве.

Патер фамилия в римском праве – домовладыка, отец семейства, самый старший член семьи мужского пола, единственное лицо в римской семье и ее глава. Он должен был быть римским гражданином. Вначале обладал пожизненной абсолютной властью (которую ограничивали лишь обычаи и нравы) над всеми членами семьи и над всем семейным имуществом. Впоследствии его власть ослабевает. См. также: Брак кум ману. Отцовская власть. Фамилия в римском праве.

Патрон в римском праве – покровитель и защитник; бывший господин отпущенного на волю раба; юридический консультант и защитник стороны перед судом; во времена Республики почетный покровитель и защитник города, избранный горожанами для представительства их интересов в Риме. При принципате поддержка патрона стала гораздо более интенсивной как в экономическом, так и в правовом, административном и военном отношении. Он улучшал условия жизни города, украшал и одаривал его, устраивал праздники – был его благодетелем. Сам принцепс, как правило, был патроном многих городов. При доминате покровительство патрона скорее было обращено против государства, которое в ответ на это стало устанавливать официального патрона. Как правило, это влиятельный член нобилитета, аналогичным образом защищал интересы провинции в Риме. См. также: Вольноотпущенник. Провинции.

Перегрины в Древнем Риме – свободные жители провинций, стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом, а также свободные граждане иностранных государств. Они прав римских граждан не имели, хотя получили возможность (III в. н. э.) иметь в Риме собственность и заключать сделки, т. е. вступать в имущественные отношения с римскими гражданами. Перегрины были лишены правовой защиты. Им приходилось искать покровителя. Некоторое время они жили по праву того государства, к которому относились. Они не были римскими гражданами, но и не были рабами.

Передача в римском праве – способ приобретения собственности, заключается в материальной передаче вещи от отчуждающего приобретающему при наличии правомерного основания передачи, пригодного для того, чтобы право собственности было передано.

Переработка в римском праве – один из видов приобретения собственности, который заключается в изготовлении за свой счет из материала, бывшего изначально чужим, такого изделия, которое в общественно‑экономическом восприятии рассматривается как новая и отличная от первоначальной вещь (ожерелье из чужого золота).

Период – промежуток времени, в течение которого происходит что– либо; этап общественного развития, общественного движения.

Периодизация в римском праве – прослеживание эволюции частного римского права; разделение на периоды, основанное на последовательности кризисов и следовавших за ними внезапных трансформаций римского общества в экономической, нравственной и духовной сферах, в его обычаях, его представлениях о семье. См. также: Право народов в Древнем Риме в классический период.

Пигнус в римском праве – не переносил права собственности, оно оставалось за залогодателем. Пигнус оставался собственностью у должника и только посессио переходило к залогодателю. Удобство пигнуса – должник мог пользоваться своей вещью лишь на правах арендатора.

Плавтий, современник Целия Сабина, видный юрист знатного рода. Его сочинения в основном посвящены гонорарному праву, широко использовались последующими авторами, однако названия их не сохранились.

Плиний Младший Г.П.Цецилий Секунд (примерно 61‑113), превосходный оратор, государственный деятель и писатель. Часто выступал на крупнейших процессах, особенно перед судом центумвиров. Сохранились письма Траяна, адресованные Плинию Младшему.

Плоды – плоды, полученные естественным путем: выросшие на фруктовых деревьях, плодовые культуры и т. п.; а также размножение животных.

Повреждение чужого имущества по римскому праву – противоправное повреждение чужого имущества относилось к обязательствам. Некоторые положения этого рода содержались в Законах XII таблиц и других законах, которые не дошли до нас. Основополагающая формулировка содержалась в законах Аквилия, где под выражением обида понималось только беззаконие. В субъективном плане из первоначального умысла развились низшие степени вины, однако при этом всегда требовалось реальное воздействие. В объективном плане наука права с помощью аналогичного толкования пришла от прямого телесного воздействия на вещь к косвенному воздействию на вещь и даже к вреду, причиненному без телесного воздействия на вещь или просто вследствие упущения. Юстинианово право преследовало этим путем и телесные повреждения, нанесенные свободному лицу.

Поклажа в римском праве (хранение) – передача движимой вещи от «поклажедателя» «поклажепринимателю» (депозитарию), с тем чтобы тот хранил ее и по требованию вернул. См. также: Хранение в римском праве.

Пользование – вещное право пользоваться чужой вещью, тесно связанное с личностью носителя, который называется «пользователем».

Пользование вещью – необходимость употребления вещи для своей надобности; получение нужного для удовлетворения своих интересов; осуществление желаемого при помощи соответствующей вещи, извлечение выгоды при обращении с вещью. См. также: Вещи в римском праве.

Помолвка в римском праве – древний обычай обмениваться от собственного имени или от лица своих детей торжественным обещанием заключить брак в будущем. Помолвка влекла за собой юридические последствия.

Помпоний С. , ученик Юлиана, самый плодовитый из юристов П века, занимался исключительно преподавательской и литературной деятельностью в области частного права. Помпоний во многом зависит от своих предшественников и даже стремится обобщить результаты их творчества.

Понтий Пилат – римский наместник в Иудее, который, согласно Евангелию, приговорил к распятию Иисуса Христа, дав при этом понять, что не будет возражать против его помилования местной властью, после чего сказал свои знаменитые слова: «На том я умываю руки».

Понтифики в римском праве – особая жреческая каста (толкователи права, его творцы), имевшие большой авторитет и влияние в обществе. Понтифики – члены верховной жреческой коллегии в Древнем Риме, где почиталось множество богов в целях консолидации римского общества и завоеванных народов, исповедующих различные религии, поэтому для отправления религиозных обрядов были сформированы жреческие коллегии. На деревянном мосту через Тибр, который считался священным, понтифики совершали религиозные обряды. Они же толковали законы и обычаи, составляли и хранили сборники религиозных предписаний и судебных формул, составляли, исправляли римский календарь, вели ежегодные записи важнейших событий. Октавиан Август был избран членом многих религиозных коллегий Рима, а в 13 г. до н. э. он получил звание великого понтифика, ведавшего отправлением всех религиозных культов Рима. Впоследствии римские монархи обладали религиозной властью, поэтому часто выступали против христианства, видя в нем угрозу себе. С принятием императорами крещения они перестали быть великими понтификами.

Попечитель – официально назначаемое лицо для попечения о ком– нибудь.

Попечитель по римскому праву – придавал юридическую силу своим согласием неформально (не одновременно со сделкой). Практиковалось это в интересах наследника. См. также: Брак матримониум.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 584; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!