СУДЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ РИМСКОГО ПРАВА 5 страница



Интенция – см. Формулярный процесс.

Интердикт (запрет) в римском праве – обязательные к исполнению приказы претора, главной целью которых было восстановление нарушенного права. Служили эффективным и скорым средством защиты неправомерно нарушенного (отнятого) владения или всякого иного посягательства на законный интерес собственника или владельца. Так же как и формулы исков, формулы интердиктов заносились в преторский эдикт.

Иоанн, высокопоставленный чиновник‑юрист, член комиссии по разработке Юстиниана Кодекса и Дигеста.

Ипотека в римском праве – ипотека пришла из Греции; это договор о залоге, который оставался в собственности и владении должника. Термин «ипотека» в основном был распространен в юстиниановом праве, однако уже в классическом праве он свободно применялся как термин «пигнус». Развитие ипотеки начинается в III в. до н. э. с неформальных соглашений, согласно которым гарантией арендной платы собственнику земельного участка служил хозяйственный инвентарь (рабы, скот), доставленный на арендованный участок. При конкуренции нескольких залоговых прав более раннее право имело преимущество перед более поздним. Владение не переходило к кредитору, вещь оставалась у должника и могла быть востребована при неуплате долга. При споре о самых разнообразных юридических вопросах, когда стороны договаривались о внесении незначительного залога, чтобы присудить залог, судья должен был вначале решить спорный вопрос и тем самым определить выигравшую сторону. См. также: Право залоговое.

Иск из закона в римском праве – процессуально‑правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными, торжественно произносившимися формулами и символическими действиями, которыми также открывался судебный спор или исполнительное производство. См. также: Безыменные контракты. Виндикационный иск. Акцио публициано.

Иск личный в римском праве – см. Личные иски в римском праве.

Иск негаторный в римском праве – см. Негаторный иск в римском праве.

Иск о воспрещении в римском праве – истец требовал свободы своей собственности и доказывал только свое право воспрещения вмешательства со стороны ответчика.

Исключительное право – см. Право исключительное в римском праве.

Источник – то, что дает начало чему‑нибудь, откуда исходит что– нибудь.

Источник римского права – начало, от которого идет развитие римского права; содержание правовых норм; документы, которые более или менее непосредственным образом сообщают нам римские юридические нормы. С хронологической точки зрения юридические источники подразделяются на доюстиниановские и юстиниановские.

Казус – случай, случайное событие, причинившее вред. Это высшая, непреодолимая сила, непредвидимое и неотвратимое событие, не зависящее от воли должника (землетрясение, наводнение, пожар, нападение неприятеля или разбойников, естественная смерть раба или гибель животного), за которое он не отвечал. В уголовном праве казус означал непреднамеренное повреждение имущества, защищаемое правом.

Кампан Герменсидий, рубеж I–II вв., почти неизвестный юрист, писал главным образом о фидеикомиссах.

Канцеллий А. (до 104‑до н. э.) ученик Волкация, очевидно сын знатока вопросов, связанных с продажей земельных участков. Будучи уже старым, отказался от консулата, предложенного ему Августом.

Капитон Г. Атей сторонник принципата, противник Лабеона, пользовался большим уважением современников как изобразительный новатор‑юрист и знаток понтификального права, он был основателем сабиньянской школы.

Кассационное действие – см. Апелляция.

Катон М.Порций, по произведениям Цензорий (234–149 до н. э.) влиятельный государственный деятель, полководец, а также энергичный адвокат и респондент. Строгий ревнитель староримских нравов, в то же время – сторонник прогрессивных методов ведения хозяйства и ростовщичества. Последовательный противник Сципиона Ст., непримиримый враг Карфагена.

Кауза в римском праве – 1) кауза (причина, повод) – часто применимый термин, многочисленные юридические значения которого порой перекрывались; 2) кауза имела лишь формальные последствия, не соответствующие ее первоначальному содержанию. См. также: Вступление в наследство. Каузальность. Контракт в римском праве.

Каузальность – причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина другого явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. См. также: Кауза в римском праве.

Квази – приставка, соответствующая по значению словам «мнимый», «ненастоящий».

Квазиконтракты в римском праве – обозначали те случаи, когда возникало обязательство из самого факта, без консенсуса (ведение чужих дел без поручения). Ведущему дела лицу давалось право иска, и была возможность требовать возмещения ущерба через ведение иска.

Квиритская собственность – собственность полноправных граждан Древнего Рима, обладавших правом торговли. Правовое регулирование квиритской собственности производилось на основе квиритского права. Состоявшие в квиритской собственности вещи делились на манципируемые сделки, которые происходили путем строго формализованного обряда манципации, и неманципируемые, чей оборот не требовал такого обряда. Приобретение прав на квиритскую собственность производилось также путем принуждения, властного распоряжения, дележа движимого имущества, передачи в результате фиктивного процесса. См. также: Вещи в римском праве. Собственность в римском праве. Утрата права собственности в римском праве.

Квиритское право – см. Право квиритское в римском праве.

Клад – см. Обнаружение клада.

Классика – порядок, четкость и гармония; стремление к спокойствию; общепризнанный эталон чего‑либо.

Классический период – отличный, образцовый период исторического времени, соответствующий высшему периоду развития античной культуры, юриспруденции в Древнем Риме.

Клятвенное обещание – может выступать в качестве гарантии, когда представлено лицом младше 25 лет, чтобы подтвердить сделанный им долг.

Книга – произведение печати в виде переплетных листов с каким– нибудь текстом.

Книги Сивиллы – согласно римской легенде, кумская Сивилла продала римскому царю Тарквинию Древнему три свои книги с изречениями. Книги Сивиллы тайно хранились в Риме, находясь под государственным контролем в храме Аполлона, и могли изыматься только специальной коллегией по решению сената в случае крайней необходимости.

Когнаты (кровное родство) – в римском праве кровные родственники по прямой и боковой линиям. Из когнатов формировался семейный совет, который давал советы главе семьи. Законы XII таблиц строго разграничивали агнатское родство, связанное с нахождением под властью отца‑домовладыки и распространявшееся на лиц мужского пола, от родства когнатского, т. е. кровного, каким может быть родство с дочерью, выданной замуж в чужую семью и таким образом перешедшей под власть своего мужа. По древнему праву когнаты не имели прав на наследство в бывшей семье. С течением времени право все более склонялось к расширению прав когнатов и выдвижению когнатского родства. В период поздней Республики по мере развития имущественных отношений и ослабления патриархальных устоев когнатское родство приобрело большое значение, преторское право защищало интересы когнатов. Со временем когнатское родство полностью вытеснило агнатское. См. также: Агнаты. Брак сине ману.

Когниционный процесс в римском праве – в данном процессе преобладало документальное доказательство, а в постклассическом производстве оно полностью вытеснило показания свидетелей, которым судьи уже не слишком доверяли, тем более что они учитывали общественное и имущественное положение свидетелей. Зато полная доказательная сила была признана за официальными документами. Доказательства с помощью частного документа подкреплялись подписями свидетелей или регистрацией их в протоколах государственных учреждений. Широко применялись правила доказывания и презумпции. С ростом влияния церкви особый вес приобрела клятва (присяга). См. также: Апелляция.

Кодекс Юстиниана – одна из составных частей Кодификации Юстиниана. Включает 4652 отрывка из императорских распоряжений (конституции).

Кодификация – процесс сведения к единству нормативных правовых актов путем переработки их содержания. Кодификация всегда носит официальный характер. В процессе кодификации отбрасывается устаревшая часть нормативных правовых материалов, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативных правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием.

Коллегии в Древнем Риме – корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистратом.

Конделигация – см. Формулярный процесс.

Конкубинат в римском праве – предназначен не для основания семьи, а для удовлетворения полового влечения. Несмотря на общественное значение, конкубинат не влек правовых последствий: женщина не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять в браке. При принципате правовое понятие конкубината было распространено на все случаи, когда было невозможным супружество (из‑за социального неравенства). При Юстиниане любое постоянное сожительство с порядочной женщиной считалось браком; родившийся ребенок при конкубинате занимал положение законного ребенка. В римском правопорядке конкубинат был не чисто фактическим отношением, безразличным для права или даже незаконным, а формой союза, разумеется, уступающей браку, однако признаваемой правом. Конкубинат имел место всякий раз, когда союз не мог притязать на уровень брака из‑за отсутствия какого‑либо из необходимых условий или по причине социального характера. Во избежание кривотолков тот, кто желал иметь в качестве простой наложницы женщину, свободнорожденную и честную, должен был об этом заявить в присутствии свидетелей.

Консенсуальный договор в римском праве – возникал с момента консенсуса по существенным условиям (цена, товар). К консенсуальным договорам относились договоры: купля‑продажа; наем; поручения; товарищество.

Консенсус в римском праве – соглашаться, приходить к соглашению, это добровольная согласная воля договорных сторон в одном и том же деле. При консенсуальных контрактах достаточно было неформально выраженного согласия для заключения договора, имеющего законную силу. Эти договоры вместе со всеми приходящими обязательствами могли быть отменены неформальным взаимным соглашением. Консенсус также – одностороннее одобрение управомоченным лицом как обязательное условие действительности чужого правового действия, в публичном праве – коллективное одобрение важного мероприятия.

Конституции в римском праве – законодательные акты римских императоров, имевшие высшую юридическую силу.

Консул – одно из высших правительственных лиц. См. также: Провинции.

Контракт в римском праве – дозволенная сделка, признанная цивильным правом как основа обязательственных отношений между сторонами. Для контракта был характерен объективный элемент (кауза), т. е. дозволенная правом экономическая цель, которую преследовали стороны. Субъективный элемент в контракте – взаимное согласное проявление воли сторон относительно одной и той же цели. Позднее появились и безыменные контракты, они стояли ближе к реальным. Вербальные и консенсуальные контракты подразделялись на приобретательные, в результате которых возникали права (прямым или же производным путем), обязывающие на будущее, и права отчуждающие, которые непосредственно изменяли, переносили или отменяли имущественные права. Двусторонними называются такие контракты, где обе стороны находятся в одинаковом положении: ни одна из них не является преимущественно истцом или ответчиком, но каждая в равной мере является и истцом и ответчиком (Гай). Двусторонние контракты могли обязывать обе стороны равноценно или неравноценно. В контракте могло быть и такое, когда одна сторона принимала на себя главное обязательство, другая – лишь второстепенное. См. также: Кауза в римском праве.

Контракты вербальные в римском праве – словесные, устные контракты, где обязательство возникало при произнесении соответствующих формул, например стипуляция.

Контракты консенсуальные в римском праве – обязательство возникало вследствие соглашения, независимо от передачи вещи. К консенсуальным договорам в римском праве относили: договор купли‑продажи, наем, поручение, товарищество.

Контракты литеральные в римском праве – письменные контракты, где обязательство устанавливалось записью.

Контракты реальные в римском праве – устанавливают обязательство передачей вещей. К реальным контрактам относились в римском праве: залог, заем, ссуда и хранение.

Корпорация в римском праве – отдельные индивидуумы объединяются в организации, чтобы добиться общих целей, недостижимых для одиночек. При исполнении определенных требований правопорядок полагал рассматривать эти организации в качестве самостоятельных субъектов права, отдельных от тех физических лиц, которые их составляют. См. также: Юридические лица в римском праве.

Корпус – реальное фактическое господство лица над вещью, факт нахождения вещи в хозяйстве, объективный элемент. См. также: Анимус. Владение в римском праве.

Кража (нести, уносить с собой) – заведомо противоправное, корыстное и тайное распоряжение чужой движимой вещью. Именно этот деликт охватывал в римском праве не только чисто кражу, но и грабеж, растрату и отчасти мошенничество. В объективном плане речь должна была идти о движимой вещи из чьего‑либо имущества, с которой преступник должен обращаться материально: он или уносил вещь физически, или в качестве лица, принявшего вещь на хранение, противоправно пользовался ею. Субъективный элемент содержал как знание преступника о том, что он действует против воли собственника или управомоченного лица, так и его намерение обогатиться или получить какую‑либо выгоду.

Красс Л.Лициний (141‑91 до н. э.), консул (95), государственный деятель и превосходный оратор, знаток права. Образец для Цицерона.

Лабеон, М.Антистий (ок.45 до н. э. – 10/21 н. э.), самый выдающийся юрист времен Августа, пытливый ум, оригинальный мыслитель и новатор, сведущий и в родственных науках, ученик Требатия. Утвержденный республиканец, Лабеон не скрывал свою неприязнь к принципату, однако Август уважал его личный и научный авторитет; все последующие юристы цитировали его труды. Лабеон достиг претуры, но отверг предложенный ему консулат и посвятил себя исключительно правоведению: полгода он обучал праву в Риме, полгода писал свои труды в деревне. Написал около 400 книг (до нас дошли лишь отрывки). Лабеон – оказал влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и считался основателем юридической школы прокульянцев.

Латины в римском праве – жители Лациума и их потомство. В I в. до н. э. римское гражданство было распространено на всю Италию, латинами считалось население вне итальянских общин или даже провинций. Благодаря родству с римлянами они находились в сравнительно выгодном положении.

Легат в римском праве – безвозмездное завещательное распоряжение о выдаче наследником известных сумм или вещей кому‑либо, создающее сингулярное преемство приобретателя, т. е. преемство в отдельных правах наследодателя через установленного наследника. Легат причитался только в том случае, если что‑либо оставалось после вычета долгов. Легат, недействительный во время установления завещания, недействителен всегда. Посмертный дар кого – кому. Кому назначен – он преемник наследодателя. Дарение по завещанию совершалось в устной форме. Римский юрист Модестин говорил, что легат – дар, оставленный по завещанию. Легат – вычет из наследства (которое в целом доставалось наследнику), посредством которого наследодатель хотел одарить кого‑либо. Исполнение легата могло быть возложено: на любое лицо, на всех наследников (при отсутствии указаний). Форма отказов легатов устанавливалась только формальным способом, отказ был действителен, если покрыты долги наследственные. Легат – это древний институт, который признавали уже Законы

Легат с вещными действиями в римском праве – как только наследник принимал наследство, легат с вещными действиями устанавливал передачу права собственности на вещь, которую наследодатель имел, или устанавливал наследственное вещное право. Отказ должен был быть установлен в торжественной форме, на латыни. Право собственности переходило непосредственно от наследодателя к отказополучателю (легатарию), который мог немедленно предъявлять виндикационный иск против любого владельца, если наследодатель предоставлял ему (в недвусмысленных словах) право выбора между вещами, обозначенными только по виду. Для исполнения легата с вещным действием отказополучателю давался иск. При отказе под условием или под сроком наследник должен был предоставить гарантию.

Легат с обязательным действием в римском праве – предметом этого отказа могло быть любое исполнение, вещь наследодателя, наследника, отказополучателя (но с каким‑то правом в пользу наследодателя или наследника), в том числе и чужая вещь, дом или земельный участок с принадлежностями, стадо как собирательная вещь; распадался на отдельные отказы, каждая годовая сумма подлежала выплате в определенный срок. Для исполнения легата с обязательным действием отказополучателю давался иск. При отказе под условием или под сроком наследник должен был предоставить гарантию. Некоторые отказы имели свои особенности. Так, например, при родовых, т. е. заменяемых, вещах право выбора из нескольких вещей при обязательном отказе имел наследник, в остальных случаях – отказополучатель.

Легисакционный процесс в римском праве – процесс, который объединял ритуальные формулы и жесты. Отличался строжайшим формализмом, сложным ритуалом. Процесс был самым распространенным. Особенность – наличие двух частей, т. е. две стадии судопроизводства: 1) перед магистратом; перед судьей; 2)разрешение дела по существу. В случае, если ответчик в первой стадии (перед магистратом; перед судом) не соглашался с притязанием, заявленным истцом, но в установленной законом форме оспаривал его, то процесс переходил в другую стадию, т. е. в разрешение дела по существу. Доказательства правоты сторон разбирали судьи, которые избирали сами стороны из числа предложенных магистратом частных лиц (сенаторы, граждане, имеющие имущество стоимостью свыше 200 000 сестерциев. Решение выносилось судом, было безапелляционным. См. также: Гражданский процесс в римском праве. Формулярный процесс в римском праве.

Либертины (вольноотпущенные) – самостоятельное сословие; правовой статус зависел от того, кто отпустил их на волю. Только квиритская манумиссия приобщала вольноотпущенных к римским гражданам. Они не могли вступать в брак с римскими гражданами. Не имели права быть включенными в состав сената. Несли обязательства по отношению к патрону: почести, уважения, услуги. Не служили в римских легионах, не могли голосовать в народных собраниях, избираться в магистраты и сенат. Только их сыновья, родившиеся свободными, пользовались правами римских граждан.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!