СУДЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ РИМСКОГО ПРАВА 8 страница



Попечительство в римском праве – устанавливалось в рамках заботы о лицах, которые из‑за своего физического недостатка или постоянной болезни не могли сами вести свои дела. Попечитель обязан был управлять имуществом вверенного ему лица и вести за него процессы; отчуждение, выходящее за рамки нормального управления делами, недействительно. Попечительство могло прекратиться, если безумный выздоровеет или расточитель исправится. Несовершеннолетний при заключении сделки должен был заручиться согласием попечителя. Различие между опекой и попечительством определялось не объектом регулирования, а скорее формальным методом: опекун, если считал нужным, разрешал и придавал тем самым юридическую силу сделкам формальным актом; для действия попечителя достаточно неформального согласия. Устанавливалось в случаях: над мальчиками (14 лет) и девочками (12 лет) до их полного совершеннолетия, т. е. до 25 лет; над лицами душевнобольными; над лицами с физическими недостатками; над имуществом несостоятельного должника; над имуществом зачатых, но не родившихся детей (когда речь идет о пользе ребенка); также и по другим основаниям.

Поручение – контракт, по которому одна сторона (доверитель) давало задание другой (поверенной), согласной на это, безвозмездно осуществлять какую‑либо дозволенную деятельность.

Посредник – см. Международный третейский суд.

Права абсолютные – права, в которых активный субъект способен осуществить собственный интерес без содействия других членов общества, так что все они являются пассивными субъектами по отношению к таким правам. К такой категории относятся так называемые вещные права.

Права относительные в римском праве – права, в которых интерес активного субъекта может реализоваться лишь при содействии одного или нескольких пассивных субъектов, и потому носитель права может осуществить свое притязание лишь по отношению к ним. Юридическое состояние пассивного субъекта определяется в общей форме как «обязательство».

Право вещное – право, направленное определенным образом на достижение благ носителем этих прав. Результат этих прав достигается непосредственно через признание прямых полномочий, которые субъект осуществляет над вещью и которые обходятся без активного содействия других субъектов. Вещное право ограничивается тем, чтобы притязать на проявление ими чисто негативного отношения: воздержания или невмешательства по отношению к объекту такого права. См. также: Владение в римском праве.

Право естественное в римском праве – надгосударственное, всемирное и идеальное право, свойственное всем людям; отрасль римского права (обычно рассматривалась как область цивильного права); главная цель – защищать интересы римлян в юридических сношениях с перегринами; по характеру своего возникновения это преторское право. По своему содержанию это право всесветной коммерции. Его прогрессивные принципы и институты свободны от какого‑либо формализма. Для него характерны были неформальность, письменные договоры, взаимное доверие и равновесие интересов сторон, простота производства с помощью письменных формул. Все это имело огромное значение для развития всего римского права, которое постепенно приспосабливалось к нему и в результате модернизировалось; римский юрист Ульпиан говорил, что естественное право присуще всем живым существам, а не только людям.

Право залоговое в римском праве – получило развитие в классический период. Редкой становится древняя форма, построенная на доверии (фидуция). С развитием товарного обращения стал использоваться пигнус, когда вещь передавалась кредитору не в собственность, а в держание, что облегчало положение должника. В императорскую эпоху распространилась другая форма залога (ипотека), при которой заложенная вещь оставалась у должника. См. также: Фидуция в римском праве. Ипотека в римском праве.

Право исключительное в римском праве – законоположение, предоставляющее преимущество лишь одному лицу или категории лиц, особенно солдатам. «Исключительная норма вводится решением авторитетных юристов в отступление от общих принципов для обеспечения каких‑либо особых интересов» (Павел).

Право квиритское в римском праве – система древнейшего римского права, окончательно сложившаяся в период Республики. Квиритское право получило свое название от племени квиритов (сабинян), которые считали своим покровителем бога Квирина (название квиритов распространилось на граждан римской общины). Основным источником квиритского права были Законы XII таблиц. Позднее квиритское право получило название цивильного права. См. также: Манципация в Древнем Риме. Право цивильное.

Право народов в Древнем Риме в классический период – правовая система, созданная для регулирования отношений с участием иностранцев (перегринов). Важную роль в создании права народов сыграли учрежденные в 242 г. до н. э. преторы перегринов. Будучи не связанными нормами цивильного права в своем правотворчестве, преторы перегринов обладали свободой усмотрения на началах «справедливости» и «естественного разума», использовали право других стран. Право народов являлось внутригосударственным, наиболее развитой и совершенной его частью, т. е. римским правом. См. также: Перегрины в Древнем Риме. Периодизация в римском праве. Цивильное право.

Право новое в римском праве – право настоящего времени, в противоположность прежнему праву.

Право общее в римском праве – право, действующее на всей территории государства и обязательное для всего населения.

Право обычное – см. Обычное право (правовой обычай).

Право обязательственное в римском праве – право, направленное определенным образом на достижение благ носителем этих прав. Это экономический результат, который достигается посредством признания правопорядком за носителем права (кредитором) полномочий притязать на то, что другой определенный субъект (должник) осуществит в его пользу деятельность имущественного характера. См. также: Обязательство в римском праве.

Право партикулярное в римском праве – право, действительное лишь для части государственной территории или только для некоторых категорий населения.

Право писаное в римском праве – согласно юстиниановой классификации, с точки зрения источников права, – право, установленное правовой нормой.

Право по римскому праву – наука о добром и справедливом. По определению Павла, «право» употребляется в нескольких смыслах: то, что всегда является справедливым и добрым (естественное право); то, что полезно всем или многим в каждом государстве, т. е. справедливость и законность определяется общественной пользой (цивильное право). Предписание права – честно жить; не чинить вреда другому, воздавая каждому свое. Право – явление общественное, причем одно из важнейших, оно развивается и меняется с развитием и изменением условий среды.

Право преторское в римском праве – система римского права, сложившаяся наряду с системой цивильного права. Преторское право создавалось деятельностью судебных магистратов, главным образом преторов, которые своими эдиктами и формулами (наставлениями судьям для рассмотрения конкретного дела), формально не изменяя и не отменяя законы, дополняли и исправляли правовое регулирование. Преторское право отвечало нуждам развивающихся общественных отношений, экономики, прежде всего торговли, ростовщичества, крупного землевладения. См. также: Деликты преторского права в римском праве. Претор. Преторская бонитарная собственность. Эдикт претора.

Право публичное в римском праве – первоначально все право, установленное государством и поэтому обязательное для всех; впоследствии его содержание изменялось. При Республике под ним подразумевалось главным образом всякое право, относящееся к делам государства. Оно охватывало право государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное, культовое и международное. См. также: Дигесты в римском праве.

Право римское – юридическая система, установленная нравами и обычаями предков. Оно достигло кульминации своего развития в эпоху Империи: это была целая система отступлений, поправок, исключений, расширительных или ограничительных истолкований; эта система постепенно обновлялась, уступая в своем практическом применении неотступным потребностям движения вперед.

Право священное в римском праве – комплекс правовых принципов и институтов, касающихся религиозного культа.

Право собственности в римском праве – господство лица над материальной вещью.

Право строгое в римском праве – в юстиниановой трактовке право, опирающееся на строгое (и даже суровое) толкование предписаний закона.

Право цивильное в римском праве – система права в Древнем Риме, изначально называвшаяся квиритским правом. Название получило от государства‑города, что подчеркивало его строго национальный характер. Источником цивильного права были Законы XII таблиц и последующие законы, которые регулировали правовое положение квиритской собственности, ее защиту, распоряжение ею. В узком смысле слова цивильное право – закрепленная законами национальная система римского частного права. Современное цивильное право – это гражданское право. В широком смысле цивильное право включало также разъяснения и комментарии римских юристов к источникам цивильного права, прежде всего к Законам XII таблиц. Нормы цивильного права включались в законодательство Рима периода Империи. См. также: Деликты цивильного права. Право квиритское.

Право частное в римском праве – первоначально регламентация взаимоотношений юридическими действиями отдельных лиц; впоследствии – еще при Республике – также всякое право, распространяющееся на личные, семейные, имущественные и наследственные отношения отдельных лиц, но также и часть процессуального и уголовного права. См. также: Дигесты в римском праве. Деликты частные в римском праве.

Правоотношение в римском праве – отношение, возникающее между активным и пассивным субъектами.

Правопорядок в римском праве – представляет собой выражение общественного сознания и развивается по мере развития сознания, применяясь к изменчивым требованиям.

Правоспособность в римском праве – способность лица участвовать в обороте в качестве управомоченной или обязательной стороны, выступать в какой‑либо обменной сделке в качестве товарохозяина или товаровладельца.

Представительство в римском праве – это деятельность лица, которое совершает юридическую сделку не в собственных интересах, а для другого. В таком случае субъект, совершающий сделку, называется «представителем», а лицо, в интересах которого совершается сделка, именуется «представляемым».

Прекращение обязательства в римском праве – обязательство носит преходящий характер, оно возникает именно в силу своей естественной тенденции к тому, чтобы прекратиться, появляется с целью исчезновения. Обязательство прекращается в силу разных причин: в силу эксцепции, преторского права, в силу исполнения, торжественного акта погашения долга из стипуляции, вследствие простого соглашения сторон, на основании обратной договоренности, вследствие прощения долга, новации, невозможности исполнения, слияния, смерти субъектов, прекращающей давности, вследствие наступившей недееспособности должника, зачета, соглашения о непредъявлении требования. См. также: Обязательство в римском праве.

Прекращение узуфрукта в римском праве – могло происходить по объективным и субъективным основаниям. Объективные основания: полное уничтожение объекта, понимаемое либо как физическое разрушение вещи, либо как наступившая юридическая непригодность образовывать объект узуфрукта; изменение вещи; консолидация, соединение в одном лице долга и требования; истечение срока. Субъективные основания прекращения узуфрукта: смерть узуфруктария; отказ узуфруктария; неисполнение; отказ предоставить гарантию узуфруктарием. См. также: Узуфрукт в римском праве.

Прелюбодеяние в римском праве – нарушение супружеской верности женой; согласно обычному праву, супруг мог наказывать супругу, застигнутую в прелюбодеянии. Отец прелюбодейки, застигнутой в его доме или доме зятя, имел право убивать обоих виновных, супруг должен был развестись с ней, иначе он становился сообщником. Постклассическое и юстинианово право отменило публичное обвинение, но установило смертную казнь за прелюбодеяние.

Претор – должностное лицо, примерно с 367 г. до н. э. младший коллега консула. С 242 до н. э. избирались преторы, их было два вида: один для ведения судебных дел между римскими гражданами, а другой – между римскими гражданами и иностранцами. См. также: Консул. Право преторское в римском праве. Провинции. Третейский суд. Эдикт претора.

Преторская (бонитарная) собственность в римском праве – сформировалась в Древнем Риме в связи с правотворческой и правоприменительной деятельностью преторов. В отличие от квиритской собственности преторская собственность отличалась более гибким и менее формальным правовым регулированием. Фактически устранялось деление вещей на манципируемые и неманципируемые, различие в способах их приобретения, требовалась только добрая совесть их приобретателей. Поскольку преторская собственность не пользовалась защитой квиритского права, претор фактически закреплял приобретенные без формальных процедур вещи в составе имущества покупателей. См. также: Право преторское.

Преторские деликты в римском праве – штрафные иски незаконных деяний, которые давал претор.

Прибыль и убытки в римском праве – прибыль подразумевалась только с вычетом всех убытков, убытки – только с вычетом всей прибыли. Справедливо, чтобы участвующий в прибыли участвовал и в убытках. Если двое претендовали на одну и ту же вещь на правовых основаниях, связанных с прибылью, преимущество имел тот, чье основание было более ранним.

Приданое в римском праве – вклад имущественного характера (движимое и недвижимое имущество, требования по обязательствам, иные права), который передается мужу, чтобы оказать ему помощь в несении тягот брака. Приданое было двух видов: «приспевшее», т. е. исходящее от отца, и «со стороны», т. е. от других источников.

Признание собственного долга в римском праве – неформальное обещание, которым лицо, задолжавшее сумму денег (в юстиниановом праве – любой объект), ручается исполнить обязательство в определенный срок. Преимуществом этой гарантии является дополнение к уже существующей защите для контракта, как источника обязательства, особой преторской защиты, предусмотренной для признания долга.

Принципат в римском праве – период ограниченной монархии в Древнем Риме (I в. до н. э.– III в. н. э.). Произошел от словосочетания «принципс‑сенатус» – первый сенатор. Этот титул первым получил Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять его решения. В период принципата власть монарха была прикрыта республиканскими атрибутами. См. также: Муниципия.

Приращение – срастание, образование одного целого с чем‑нибудь.

Приращивание в римском праве – способ приобретения, который заключается в неразрывном присоединении одной вещи, считающейся дополнительной, к другой, которая считается главной, следствием чего является приобретение собственником (в соответствии с римскими представлениями, в силу некоего присущего праву собственности свойства расширяться) главной вещи права собственности также и на дополнительную вещь. Требования, которые необходимы для возможности приращивания: соединение и дополнительность. Случаи соединения: 1) движимой вещи с движимой же вещью (рисование чужими красками по собственному холсту) и; 2) движимой вещи с недвижимой вещью (засевание чужими семенами собственного участка).

Присуждение в римском праве – вид приобретения собственности, связанный с исходом процессов по трем искам о разделе: 1) общими собственниками, 2) сонаследниками, 3) с целью урегулирования границ между собственниками соприкасающихся участков. Эту собственность в дальнейшем рассматривали в качестве нового права по отношению к общей собственности, которая существовала у тех же самых субъектов на идеально не выделенные доли общей вещи.

Проватио в римском праве – доказательство, средство доказывания, судебное следствие. Первоначально существовали жесткие правила доказывания, вскоре они уступили место принципу свободной оценки доказательств, который явился одной из важнейших ценностей, которыми римское право обогатило европейскую правовую культуру. Бремя доказывания ложилось на того, кто что– либо утверждал, все доказательства должны были представлять сами стороны. Главным доказательством являлись клятвенно подтвержденные свидетельства сторон и свидетелей, но прочие доказательства также имели вес. Вначале особое значение придавалось различным фактическим моментам (психологическим, социальным), которые привносили риторы, чтобы подчеркнуть, что свидетельствующие лица заслуживают (или, наоборот, не заслуживают) доверия.

Провинции – провинциями назывались присоединенные Римом внеитальянские области, поставленные под управление назначаемых из Рима чиновников. Август разделил все провинции на две категории: провинции сенаторские, управляемые проконсулами и пропреторами по избранию сената, управляемые императорскими уполномоченными. С течением времени число сенатских провинций постепенно сокращалось, а императорских, наоборот, увеличивалось, так как с возрастанием власти принцепса расширялась и область его непосредственного управления. Правителями провинций назначались только лица, принадлежащие к сенаторскому сословию; сенаторские провинции ежегодно распределялись между бывшими консулами и преторами, которые в звании правителя оставались только один год, в императорские же принцепс назначал своих легатов на неопределенный срок. В провинциях, находящихся в ведении сената, обычно значительные площади земель составляли частное имущество императоров. См. также: Консул. Патрон. Претор.

Просрочка в римском праве – виновная задержка исполнения. Просрочка влечет за собой: 1) «увековечение обязательств», в силу которого, даже если исполнение сделалось невозможным вследствие случайного обстоятельства, обязательство продолжает существовать в том смысле, что просрочивший должник считается ответственным за неисполнение, т. е. после просрочки обычное прекращение обязательства по причине внезапно возникнувшей невозможности исполнения не наступает; 2) обязанность платить специальные проценты в размере, пропорциональном величине задержки.

Процесс когниционный – см. Когниционный процесс в римском праве.

Процесс легисакционный – см. Легисакционный процесс в римском праве.

Процесс формулярный – см. Формулярный процесс в римском праве.

Процесс экстраординарный – см. Экстраординарный процесс в римском праве.

Прощение долга в римском праве – отказ кредитора от взыскания по данному обязательству.

Публичное право – см. Право публичное в римском праве.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!