Голландское барокко. (Рембрандт и «малые голландцы»).



В первые годы 17 века, вместе с новым государством, возникает голландская школа живописи. Реформация церкви очень сильно повлияла на быт Голландии:

· церковь перестает быть заказчиком для художников;

· отрицаются художественные ценности католицизма ( церковные росписи, религиозные сюжеты);

· стало необходимо для художника найти новых заказчиков (бюргеров) и новых сюжетов для него;

·  появляется интерес к реальному миру, окружающему художника и заказчика.

Голландская  жанровая живопись освобождается от обязательного исторического (античного) сюжета. На этом месте возникает особый жанр «гражданская картина», которая описывает современные события.

Основные стилистические черты голландской живописи отго времени проявились в картинах «малых голландцев», названных так за маленький размер картин. Для них было свойственно:

· совершенный рисунок, который являлся основой композиции;

· предельная реалистичность (правдивость искренность) полотен;

· блестящая живописная техника;

· небольшие размеры, концентрирующие внимание зрителя.

Ведущими художниками голландской школы живописи были:

· Андриан ван Рейн, мастер крестьянского жанра

· Питер де Хох, изображавший лирический бюргерский быт, интерьер, дворики;

· Ян ван Рейсдал – мастер передачи воздушной среды. Отдавал предпочтение суровой величавой и изменчивой голландской природе;

· Франс Халс – портретист. У него целая галерея всевозможных типажей голландского общества от богатых бюргеров до представителей социальных низов в одиночных и групповых портретах. Халсу свойственна четкая моделировка форм с помощью плотных мазков;

Рембрандт и его творчество стоит особняком голландской живописи 17 века. В его работах проявляется противоречие между мыслителем и художником. Стремление совместить идеал с жизненным правдоподобием (например «Даная»), предать факту возвышенный характер с помощью света (картина «Ночной дозор»), независимо от предметов и колорита существование света и тени («Флора», «Блудный сын»), глубочайший психологизм, переданный через крайнюю степень реалистичности, это особенно проявилось в его портретном творчестве («Портрет старика в красном»).

   

 

2. Русская классическая дворянская усадьба.

Основная цель усадебного строительства – это стремление создать «идеальный»уголок в строго регламентированном мире дворянского государства. Классическая усадьба всегда отличалась продуманностью и символичностью. Даже цветовое решение усадьбы было аллегорично: желтое – богатство хозяина; белое – свет; серое – удаление от общественной жизни; красное – внутренняя деятельность. Символичен был и парк, окружавший усадьбу. Березовая парковая аллея – это образ Родины, цветущие липы – рай, акация и плющ – символ бессмертия, камыш у воды – уединение. Как правило, фасад усадьбы имел парадный вит, и здесь соответствовал больше регулярный парк, с четкими аллеями, цветниками и фонтанами. Позади усадьбы парк представлял собой уединенный уголок с естественными зарослями и тропинками.

Так и внутренняя часть усадьбы делилась на парадную и интимную. На парадную и повседневную жизнь усадьбы. Поэтому все усадебные постройки делились по назначению: на «парадные апартаменты» и «комнаты для фамилии». Парадным помещением был зал или гостиная, который имел холодно-парадный вид, так как был официальным центром усадьбы. Эту часть усадьбы отличало то, что функционировал он лишь в дни приемов. Все большие окна зала смотрели на главную аллею усадьбы, на парадный двор. Зал украшался очень пышно. Потолок украшался плафонной росписью, пол - наборным паркетом, стены – многочисленными светильниками обязательным парадным портретом царствующих особ. Мебель – торжественная, в холодных тонах. В 19 веке гостиная приобретает более мягки, теплый вид. Преобладают мягкие розовые и охристые тона, семья теперь проводит здесь каждый вечер, парадные портреты заменяются интимными портретами членов семьи.

К интимным помещениям относились: столовая, спальни, библиотеки, кабинет. В начале в усадьбе находился только один кабинет – «мужской». Это бал своеобразный интеллектуальный и хозяйственный центр усадьбы. Выписывался он целиком из Голландии или Англии (были модны). Вкабинете могли быть и библиотека, оборудование для всяких естественных опытов, аппарат для астрономических наблюдений, курительные приборы. В конце 18 века появляется «женский кабинет». Здесь проходило «деловое» утро хозяйки и «салонные вечера». Здесь развлекалась дворянка заполняя альбом, читала, рисовала, рукодельничала. Женский кабинет отличала изящная обстановка, обилие мягкой мебели.

Театральный центр усадьбы – это особое отдельное помещение, только у графа Шереметева театр заменял гостиную и зал.

 

 

№25.

1 Развитие архитектуры русского барокко.

Главной темой русского архитектурного барокко – прославление монархического государства. Именно государство стало основным заказчиком грандиозных строительных проектов. В связи с этим создаются государственные учреждения , ведающие плановым строительством. Начинает формироваться профессия - архитектор, с обязательными знаниями: грамоты, арифметики, геометрии, истории, гражданского права, механики, иностранного языка, рисования, живописи и скульптуры.

Первые архитектурные памятники формировалась по старинным замерам, затем появляются и современные правила построения здания. Например, в это время был распространен метод проектирования «снаружи внутрь», когда сначала задаются очертания здания и его общая композиция, а потом уже решаются все вопросы внутреннего пространства. Основным объектом декорационной работы архитектора является фасадная стена. Чаще всего для его отделки использовался античный ордер. С помощью колонн создается разнообразие фасада, а так же с помощью скульптур, украшений фасад приобретает текучие формы.

Общая традиционная композиция городского дома, дворца, загородной усадьбы: П–образная или Н-образная симметричное здание с вестибюлем и главным залом в центре. Двор-курдонер -  как парадная часть здания. Внутреннее пространство здания организуется таких композиционных приемов как коридор или анфилада.

Д. Трезини был главным помощником Петра 1 в строительстве начального Петербурга. Трезини был приглашен в Россию как квалифицированный фортификатор – специалист по строительству крепостей. Первая его построй кА – Петропавловс5кая крепость – положила начала Северной столице России. После победы в полтавской битве потребность в крепости отпала, а стали требоваться современные жилые здания. В результате Трезини разработал «образцовые проекты» - здания трех типов: 1) для именитых», 2)2для зажиточных», 3)»для подлых». Появляются первые петербуржские здания: собор св. Петра и Павла, Летний дворец Петра, здание Двенадцати коллегий.

Другим выдающимся архитектором русского барокко середины 18 века стал Барталамео Растрелли. Его вкус формировался под влиянием русской национальной культуры и народного зодчества. Его творчество пало на правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Любовь к пышности и роскоши этих императриц была известна. Самой яркой постройкой этого времени является: собор Смольного монастыря в Петербурге. Он выполнен в духе традиционного 5-купольного храма с ярусной колокольней. Внешнее оформление собора выполнено в стиле барокко. Украшен элементами ордера и плавно перетекающих в друг друга объемов зданий. 

 Именно Растрелли начинает формировать в Петербурге ансамбль центральной площади – Зимний дворец. Так же ему принадлежит идея создать подобие «русского Версаля» - Большой дворец в Царском селе.

Эпоха барокко основное внимание отдавала дворцовому и церковному зодчеству. Большие размеры сооружений требовали применения новых конструкций. Грандиозные постройки 18 века свидетельствовали не столько о силе дворянской монархии, сколько о дальнейшем интенсивном росте русской науки и культуры.  

 

2. Опера-сериа и ее структура.

В 17 веке в творчестве неаполитанских композиторов А.Скарлатти, К.Монтеверди, сформировался тип новой оперы – Опера-сериа (серьезная опера). Она была основана на героико-мифологических и легендарно-исторических сюжетах. Это было помпезное, пышно оформленное представление. Но со смертью этих композиторов опера пережила сильный кризис. Положение вещей отчасти спасает появление таких либреттистов как А.Дзено и П.Метостазио. Они внесли в оперу барокко строгость и упорядоченность классики. Это привело к появлению в 18 веке классической оперы-сериа.

Опера состояла из следующих номеров:

· Ария – представление действующего лица. Ария обращенная к себе и ария, обращенная к другому действующему лицу. Ария делилась по характерам на типы: выходная ария, ария-жалоба, бравурная ария, ария патетическая, ария характерная.

· Ариозо и каватина – маленькие арии.

· Оперные ансамбли – дуэт, трио, квартет.

Для оперы-сериа характерно строгое разделение функций музыки и слова. Речитатив, в котором развивалось действие и музыкальные номера (ансамбли и арии), где выражались чувства по поводу событий.

Выделяются основные певческие голоса в оперном искусстве: бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано, сопрано лирическое, сопрано драматическое, сопрано колоратурное.

Этот жанр распространился в 17-18 веках. В основе него лежал мифологический или исторический сюжет. В опере главное место занимало виртуозное сольное пение, оснащенное богатыми и разнообразными украшениями; хор и балет отсутствовали. 

В середине 18 века австрийский композитор, Глюк, произвел коренную реформу оперы; в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальной партии, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна его опера «Орфей и Эвредика».

     

 

  

     

       


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!