Гравюра. Виды печатной графики. Основные графические жанры.



Гравюра – от французского «вырезать» - это вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева, или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисунком. Рисунок наносится специальным резцом (штихель) или вытравливается кислотой (в офорте). Гравюра делится на два вида: для высокой и глубокой печати.

При высокой печати (гравюра на дереве – ксилография, линогравюра) краска накатывается на поверхность доски, на выступающие ее части, с которых и печатают черным цветом, а углубления остаются без краски. К этому виду печати относится и гравюра на картоне, в которой изображение выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым.

При глубокой печати (гравюра на металле – офорт) краска затирается вглубь штриха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штрихи – темный. К гравюре относят и литографию, которая является оттиском рисунка, нанесенного на специально обработанный литографский камень (используется в плоской печати).

Как правило, цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых служит для одной краски. Один лист бумаги последовательно прокатывается через эти доски, чтобы получить необходимые части и смешанные цвета. В литографии при цветной печати для каждой краски подготавливают свой камень Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками.

Графике доступны разные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

Произведения станковой графики можно увидеть на выставках . Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а так же печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике – карикатура. Карикатура – это жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа для критической оценки каких либо общественных, политических и бытовых явлений или конкретных лиц и событий. Комический эффект карикатурного изображения создается преувеличением и заострением характерных черт. Неожиданные сопоставления, метафорами, соединением реального и фантастического. Карикатура используется в основном в газетно-журнальной графике, но она находит себе место также в сатирической живописи и мелкой пластике, в плакате и даже в монументальной живописи.

Важнейшей областью является книжная графика. Художник определяет размеры книги, особенности шрифта, размещение текста, разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников иллюстраторов, когда они выполняют элементы оформления книги и различные элементы внешнего оформления книги, форзац и различные элементы оформления внутри книги.

В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он живо откликается на происходящие события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки. Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально-зрелищные, учебные и др. Нередко плакаты выполняются не только графическими, но и живописными средствами, многие плакаты выполняются в единственном экземпляре для выставки или для вывешивания на улице. В общественном месте. Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди разнообразных средств информации. Цветовое решение плаката имеет принципиальное значение. Как правило используется ограниченное количество цветов. Современный плакат выполняется обычно полиграфическим способом.

 

 

 

№22.

1. «Золотой век» испанской живописи. (Эль Греко, Д.Веласкес).

С 80-х годов 16 века по 80-е годы 17 века – Испания переживала активный политический, экономический и культурный подъем. Этот период был назван «золотым веком» испанской культуры. Идет возвышение католической церкви в ходе испанской Реконкисты. Что сильно отражается на идеалах общества 17 века. Церковь и аристократы – главные заказчики в мире искусства.

Эль Греко (настоящее имя Диего Теотокоппули) – знаменитый испанский художник, мастер, сумевший точно почувствовать и наиболее полно выразить идеалы испанского общества. Молодость художника прошла на Крите (он там родился), работал иконописцем, что очень сильно отразилось на его творчестве; путешествовал по Италии, изучал творчество Тициана, Микеланджело.

Для его картин характерно

· Вертикальная композиция.

· Эффект лишения персонажа твердой основы.

· Причудливая деформация фигур и планов, словно в зеркале с кривой поверхностью.

· Изображение разнообразных событий и подчеркнуто вневременная одежда.

· Иконописная проработка лиц.

Э.Греко постоянно находился в поиске светового решения своих картин: это и эффект искусственного освещения и бьющий неоткуда, не имеющий реального источника свет. В лицах героев прослеживается постоянно сила духа и мысли. Для портретов характерна точная психологическая характеристика.

Другим ярким представителем «золотого века» был Диего Веласкес. Своим творчеством словно остановил жизнь Испании 17 века. Начинал Веласкес с простых картин, изображающих сцены из народной жизни , так называемые «бодеонес». Свое развитие Веласкес получил под влияние творчества Тициана, встреч с Рубенсом и посещением Италии. Для его картин свойственна психологическая достоверность передачи характеров в портретах королевской семьи, придворных, шутов и карликов короля. Активное использование цвета для уточнения психологической характеристики. В некоторых картинах ( «Менины», «Венера перед зеркалом», «Пряхи») он использует так называемый эффект зеркала (изображение не видимого, стоящего за спиной зрителя).

Творчество обоих художников является как бы двумя полюсами испанской культуры.

 

 

Билет экзамен .

Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи .

 

Nature morte – «мертвая природа» (итальянский). Если вспомнить, что послужило возникновению натюрморта, то можно смело заявить, что толчком для его появления послужил еще обыкновенный обычай средневековых рыцарей избирать себе для турнира короткие девизы, наносившиеся на оружие, одежду и предметы быта. Кроме девизов информация зашифровывалась и в рисунках, в них выражалось личные принципы рыцаря. Появляются простые рисунки, которые сопровождаю девиз. Таким образом появлятся эмблема. Разгадывание эмблем становится традиционным времяпровождением светского общества «галантного века». Сборники эмблем служили так же словарями, откуда черпали аллегории авторы живописных аллегорических полотен и натюрмортов.

Натюрморт изначально появляется как часть картины, ее фон, деталь, украшение интерьера. Окончательную самостоятельность он получил в 17 веке в живописи голландцев, фламандцев и нидерландцев. Особое место натюрморты занимали в живописи Нидерландов. Там в 17 веке создаются целые центры натюрмортов. Например:

картины «завтраки» были популярны в буржуазном городе Харлеме;

· аристократический Утрехт, славился цветоводством, поэтому там были распространены «Цветочные букеты»;  

· для портового города были характерны «рыбные композиции;

· «ученые натюрморты» распространены в университетском городке Лейден.

Смысл натюрморта всегда был зашифрован с помощью предметов, извлеченных из привычного человеческого быта. Из них составлялись новый, глубоко символичный мир натюрморта. Натюрморт стал своеобразной « игрой со зрителем», которому предлагается разгадать символический смысл композиции. Натюрморт появился именно в 17 веке, потому что само время располагало к этому. Времена «галантного века» были раскованы, игривы, загадочны и таинственны. Загадка была во всем, даже в повседневности. Обычное общение кавалеров и дам предполагало разгадки всевозможных тайн, аллегорий и символов. Все вокруг люди стремились зашифровать в символы. Поэтому натюрморт – это дитя «галантного века».

Наиболее части в натюрморте появляются символы:

· розы, полевых цветов. Насекомых – говорящих о краткости человеческого существования;

· бабочки и стрекозы – спасение души4

· песочные часы, дымящаяся трубка, мыльные пузыри, карточные домики – быстротечность жизни;

· старые книги – ушедшее время;

· музыкальные инструменты – «звук их так прекрасен и мимолетен»;

· цветы. Колосья, фрукты, лимоны – символы времен года;

Композиции цветочных натюрморты были более сложные, они делились на следующие типы:

· радиальная композиция – где главный цветок тот, который был на скрещении стеблей;

· ковровая композиция – где иерархия цветов выстраивается сверху вниз;

· треугольная композиция – центром служит осевой цветок, а остальные группируются по обе стороны от него;

Отсюда, исходя из заданных композиций, и формируется и смысловые зоны цветочного натюрморта:

· низ – знаки бремени (сломанные или увядшие листья цветы лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи);

· середина – символы скромности и чистоты (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены);

· верх – венец добродетели (крупный одиночный цветок);

В середине 17 века распространяются натюрморты с пресмыкающимися, земноводными и другими животными. Традиционно были символичны следующие:

· змеи, мыши, лягушки, ежи – дьявольские животные;

· гусеница, куколка, бабочка – человек живет на земле, умирает, дальнейшая жизнь;

· белка – труд;

·  попугай – красноречие;

·  обезьяна – человеческие пороки;

·  кошка и мышь – темные силы, дьявол и человеческая душа;

· собака – охрана разума от темных сил.

Таким образом делая вывод из всего вышесказанного, можно увидеть, что натюрморт = это композиция, постоянно напоминающая обывателю о быстротечности жизни, бренности существования и смысле бытия.

 

 

№23.

1. Фламандское барокко (Рубенс).

Во Фландрии в 17 веке – складываются школы «итало-фламандских» мастеров, глее сочетаются итальянская техника живописи с местными природными и социальными условиями. Вершиной фламандской живописи 17 века является творчество П.П.Рубенса.

Дарование Рубенса развилось под влиянием его учителей: Адама ван Норт, который был талантливым самоучкой, продолжатель традиций Питера Брейгеля Старшего, любивший сильные световые акценты, яркие кричащие тона, широкие мазки. И Отто Вениус – ученик Караваджо, получивший прекрасное живописное образование, передавший Рубенсу итальянскую технику письма.

Характерные черты Караваджо передались и Рубенсу. Это и своеобразная интерпретация религиозных тем; мощные контрасты светы и тени; лепка объемов светотенью; выразительные, но простые жесты; насыщенный колорит; подчеркнутая «простонародность персонажей». Свои композиции Рубенс выстраивает порой очень  театрально это «Бракосочетание Марии Медичи», «Воздвиженье креста». На его картинах главных героев он выделяет светом или цветом, а второстепенных приглушает, делает более бледно. Цветовая гамма на его полотнах отличается большим богатством оттенков.

Не может остаться не замеченным и пристрастие Рубенса к определенному типу лица. Это проявляется во всех женских портретах и героинях жанровых картин. Это и портрет Марии Медичи, Инфанты Изабеллы, Изабелла Брант и Елена Фоурмен.

Для его полотен так же характерна некоторая борьба, движение, усилия в чем-либо. Неуравновешенность композиции, как в выстраивании предметов на картине, так и цветовом решении – все это черты стиля барокко. Стиля в котором писал Рубенс.

Творчество Рубенса – это яркая страница в культуре Фландрии и мировой культуре в целом.

 

2. Основные принципы классической архитектуры (членение здания, фасад, анфилада, типизация сооружения).

Классицизм – столь в искусстве, точно отражающий процесс четкой регламентации жизни в больших национальных абсолютистских государствах. Основой идеи классицизма служит античное искусство, это отражается во всем: в устройстве государства, в стиле жизни и в искусстве. Для классической архитектуры характерна мера во всем, строгая соразмерность частей здания, пропорциональность, сферические объемы и формы параллелепипедов.

Очень скоро выработались единые принципы построения сооружений, сильно ориентированных на бытовую сословную иерархию. Классическим стал ярусный принцип построения дворцов. Сам дворец – это Олимп, на уровнях которого располагаются божественные лица. Подножие этого Олимпа – первый этаж здания – занимали служебные помещения. Часто въезд вел прямо на второй этаж, который был парадным. Именно здесь выстраивались, словно в балете, анфилады комнат. Третий этаж служил жилищем «божества» - хозяина дома. А на плоской крыше часто располагался бельведер (площадка, огражденная парапетом для прогулки и осмотра местности).

Внутреннее пространство особняка организует парадная анфилада, длинная на сколько возможно. Она состоит из равновеликих квадратных помещений. При этом в раннем классицизме высота помещенья не учитывалась, заботились лишь о гармоничности плана. Кульминацией в таком плане служил зал, к которому и сходились анфилады с двух сторон. Обычно такой зал устраивали в центре здания. Позже появляются овальные, граненые, круглые залы. В конце 18 века часто, кроме привычного зала, устраивали еще один акцент – высокую комнату в самом конце анфилады с куполом над ней, символизирующим небо.

В отличии от внутреннего устройства, фасад здания должен был напоминать об античности. А значит неизменный портик с колоннами. В любом случае фасады должны были оставаться симметричными и , значит, могли вовсе не соответствовать планировке внутренних помещений. Именно в это время фасад становится самостоятельным организмом. Здание четко делится по фасаду горизонтальными карнизами и различной рустовкой. А по вертикали – колоннами, полуколоннами, пилястра. Первый хозяйственный этаж обычно четко отделялся от остального объема здания крупной рустовкой. На огромных булыжниках как на пьедестале высятся второй и третий этаж, объединенные колоннами или пилястрами. Высота второго этажа как правило значительно выше высоты третьего этажа. Если все здание оформлено рустом, то разработка верхних этажей значительно тоньше первого. Так фасад становится ярусным.

Композиция дома выстраивается по 5-частной схеме: центральная часть – вход и два фасада (парадный и парковый), две сходящиеся к центру анфилады и две поперечные анфилады, составляющие пристройки флигеля. Основной акцент в композиции здания – это завершение центральной части (купол или шпиль, красивый бельведер или изысканная ротонда). И скоро выработался ясный канон – набор объемных блоков, несколько способов внутренней планировки и ордер, как универсальное средство гармонизации всей композиции.

 

 

№24.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!