Орнамент, его значение и виды. Структура орнамента.



Орнамент от латинского украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организационном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ орнамент может состоять из точек, линий ( прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спералей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ орнамент изображает стилизованные листьев, цветов, плодов, веток и т.п. ( лотоса, пальмы, папируса ). Наиболее часто встречается, распространенный у всех древних народов орнамент «Дерево жизни», который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенным, тоже является растительным орнаментом.

ЗООМОРФНЫЙ орнамент изображает стилизованные  фигуры или части фигур, реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративное изображение птий и рыб также относятся к этому виду орнамента.

АНТРОПОМОРФНЫЙ орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части тела и лица человека.

Иногда орнамент сочетает в себе несколько видов сразу, например: геометрический + растительный и т.д.

Не всякий узор можно счетать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиций можно выделить такие типы орнамента: ленточный ( фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), орнамент в квадрате или прямоугольнике, сетчатый.

Свойства орнамента также зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает (одежда, мебель, оружие, книга, плакат и т.д.). Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т.д.). Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готика, барокко, модерн, и др.)

В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру (знаки Солнца, Земли, Воды, Огня и др.). С течением времени древние мотивы утратили свое магическое значение, а осталась лишь декоративно выразительная роль узора.

 

Развитие русской иконописи.

Русская икона начала свой долгий путь с погребальных дощечек и погребальных скульптурных портретов Древнего мира. Самыми известными погребальными портретами древности сегодня являются фаюмские портреты. Написаны они энкаустикой. Энкаустика – одна из самых трудных и редких живописных техник. Это живопись расплавленными восковыми красками,

Однако уже к 3-4 векам от трудоемкой восковой живописи отказываются, предпочитая выполнять портреты более жидкой краской – темперой. Именно темпера составила славу иконописи. Ее широко применяли вплоть до 15 века. Ими писали Андрей Рублев, Рафаэль и многие другие художники.

Отличительной особенностью темперы является использование в качестве связующего вещества особые эмульсии, которые можно разбавить водой, но после высыхания они в воде уже не растворяются. Именно с помощью этих красок живописцы добивались внутреннего свечения красочного слоя и передавали тончайшие нюансы живого человеческого тела.

Однако икона в своем развитии должна была еще пройти византийский период, чтобы из погребального портрета превратиться в молельный образ. Именно из Византии в 12 веке на Русь пришла икона в виде монументальной живописи – ФРЕСКА, МОЗАИКА. К тому же первыми иконописными мастерами на Руси были «греки», так тогда называли византийцев на Руси. Однако постепенно икона на Руси теряла свою монументальность, становясь, все более скромным и личным. Постепенно вырабатывается  особый подход к самому труду иконописца. Писание иконы, как и молитвенное пение, - это особая аскетическая практика преступать к созданию образа можно лишь в особом состоянии, наполненное благодатью. Поэтому, так не спеша, работали русские иконописцы.

Постепенно на Руси сложились в иконописи свои сюжеты. Чаще всего это сцены из ветхого завета и евангелия, житие святых и апостолов. Определился и основной круг персонажей русской иконы: Богоматерь, Христос, Иоанн Креститель, апостолы, праотцы, святые. Интерес к жизни святых людей был велик на Руси, что позволило появиться особому типу иконы – житийная. Это целая живописная композиция, повествующая о жизни святого, на которой его образ окружен житийными клеймами. Иконопись – искусство каноническое. Причем каноническим здесь является не только построения изображения, но и сама тематика иконы. Довольно рано сложились в русском искусстве иконографические типы, которые сами иконописцы называют «изводами». Особенно богаты вариантами образы Богоматери и Христа.

Изводы Богоматери следующие:

· Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) – поясной образ Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке. Их головы повернуты к зрителю. Правая рука благословляет молящегося, а левая держит свернутый свиток.

· Богоматерь Елеуса (Умиления) – поясной образ, символ материнской любви и единения с Христом

· Богоматерь Оранта (Молительница) – образ Богоматери молящейся за всех христиан, с молитвенно воздетыми руками.

· Богоматерь Панагия ( Всесвятая) – на груди Богоматери изображен в круге младенец Христос.

Каноническими образами Христа стали следующие:

· Христос Пантократор (Вседержитель) – образ Христа, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие.

· Спас в силах (Спаситель на престоле) – образ Христа в одежде византийских царей на троне.

· Спас Нерукотворный – облик Христа, запечатленный согласно старинного предания, на полотенце.

Естественно, что в разных русских землях, часто отдельных друг от друга, иконописцы работали по-разному, «по-своему». К тому же само развитие иконописного дела на Руси меняло содержание и технику иконы. Так, несмотря на принципиальную каноничность иконописи, возникали иконописные школы. На первые иконы, фрески и мозаику активно влияют византийская монументальность и торжественность. Поэтому представителями самой старой русской иконописной школы (10-13в.в.) часто становились византийцы. Подлинно русская икона впервые появилась в северной Новгородской и Псковской школе(12-14в.). Но в иконах Владимиро-Суздальской школы (13-14в.) ярко проявились мягкость линии и цвета. Эти черты присутствовали и в Московской школе (14-15в.), одним из ярких представителей которой был Андрей Рублев. И, наконец, в иконе 16-17века начинают активно появляться светские мотивы: 1) появляется земной зеленый цвет, 2)отмирает принципиальная тематика икон. И к концу 17 века она превращается в парсуну – портретное изображение (отсюда название «парсуна» - персона), выполнено на иконописной доске.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 552; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!