Цари-Тростники из Ихнасии (Гераклеополя) и Меннефера (Мемфиса)



 

Через три столетия после того, как возникло Царство Нижнего Египта, немного дальше к югу появилось еще одно государство. Манефон описывает династию из тридцати царей, которые правили в Мемфисе в течение 1790 лет до Ме-неса. В начале Туринского папируса есть упоминание о девятнадцати царях, правивших до Менеса и происходивших из Мемфиса. Эти числа, 30 и 19, дают в сумме 49. 49 царей – количество, разумеется, довольно сомнительное, однако для них достаточно места в моей реконструкции летописи. Весьма вероятно, что в течение 1790 лет правили две и более династии. Окончания имен девяти или десяти этих правителей сохранились на Каирском фрагменте, однако сами имена утрачены. Датой возникновения этого государства, если можно доверять сведениям Манефона, был 5197 год до н. э.

Изначально столицей страны был город Ихнасия, позднее известный как Гераклеополь, который располагался южнее Фаюмского оазиса примерно в 70 милях к югу от Мемфиса. Правителя называли Инси (ранее неправильно читалось как сутен или сетен), что означало «Тростник». Именно он носил высокий белый убор или корону, которая позднее стала знаменитой Белой короной Верхнего Египта. Город Ихнасия назывался «Домом Инси», так же как Саис был «Домом Биа». Белый цвет был символом этого царства, и его сокровищница называлась «Белым Домом». Когда Менес объединил Египет в одно государство, в его титулатуре титул Инси был поставлен перед более древним титулом Биа, и фараона стали именовать Инси-Биа, то есть «Тростник и Оса». Однако это произошло, вероятно, из-за того, что территория Биа позже всех вошла в объединенное государство, и не обязательно означает, что Царство Тростника превосходило Царство Осы по древности, культуре или власти.

Как я сказал, столица этих безымянных властителей находилась в Ихнасии, но при этом большой город, известный как Белая стена и находившийся немного выше апекса Дельты, играл в Царстве Тростника важную роль. Его название доказывает, что он был крепостью «Белого» государства, расположенной рядом с границей «Красной» страны Нижнего Египта. После объединения на том же месте или рядом с ним был построен город, впоследствии названный Меннефер (по-гречески Мемфис). Здесь позднее и разместилась царская резиденция. Этот факт объясняет, почему Манефон и Туринский папирус называют этих царей правителями из Мемфиса. Неизвестно, как далеко на юг простиралось Царство Тростника, но в древнейшие времена южная граница, похоже, должна была отделять его от соседней территории царей-Соколов, о которых я сейчас расскажу. Возможно, граница проходила где-то между Аси-утом и Дендерой. Вероятно, большинство подданных царя-Тростника были вытеснены в долину Нила из Дельты в весьма отдаленные времена и вполне могли быть этнически тесно связаны с населением Дельты. Несомненно, они поднялись вверх по Нилу на тех огромных речных судах, которые часто встречаются на ранних изображениях по всему Верхнему Египту, и их связь с водой наложила отпечаток на всю их цивилизацию. Веками они жили на берегу реки на узкой зеленой ленте долины Нила, возделывая поля на обоих берегах и зачастую строя свои города близко к нему. Жители Фаюмского оазиса, который в те времена представлял собой болотистые земли вокруг озер, возможно, принадлежали к другому расовому типу – коренному населению, которое царь-Тростник завоевал. Однако эти расовые проблемы еще ждут своего изучения.

 

Цари-Соколы Нехена (Иераконполя)

 

Согласно Манефону, первая из четырех упомянутых им династий, правивших до Менеса, занимала трон в течение 1255 лет. Несомненно, это была династия знаменитых царей-Соколов. Она не была самой древней по происхождению, зато была самой важной, и поместить ее в начало списка было вполне естественно. После объединения Египта фараоны всегда ставили титул «Сокола» перед титулами «Тростника» и «Осы». Он выписывался при помощи знака сокола над оградой, на которой писалось царское имя. Эта ограда изображала фасад гробницы или, что более вероятно, дворца, а сокол – штандарт, развевавшийся над ним. Имена всех царей этой династии утрачены, и ее начало теряется во тьме веков. Столицей царства был город Нехен, который греки называли Иераконполем – городом Соколов. Он располагался на западном берегу Нила между Луксором и Асуаном, недалеко от Эдфу. Царя называли титулом Хур (в настоящее время читается также как Хер, Хар или Хор), «Сокол», так же как царя Ихнасии именовали Инси, или «Тростником», а царя Саиса Биа, или «Осой». Вероятно, изначально царство располагалось в пределах территории, которая позднее стала известна как «ном Сокола», то есть в районе вокруг Эдфу и Иераконполя. Похоже, эта область впоследствии оставалась личным владением царей. Ньюберри обратил внимание на тот факт, что мы знаем имена большинства номархов, в то время как для этого нома неизвестно ни одного правителя, кроме самого фараона. Царство Сокола отодвинуло свою северную границу, отделявшую его от Царства Тростника, и южную границу, первоначально проходившую, вероятно, в районе Гебель-Силсила и соприкасавшуюся с практически неизвестной территорией Нижней Нубии. Жители южной части Царства Сокола вполне могли быть родственны нубийцам, в то время как население северной области, несомненно, походило на людей из Царства Тростника. И тем не менее представители правящего класса, видимо, некогда пришли с юго-востока, а вовсе не с севера.

В древнеегипетских текстах имеется множество упоминаний о стране Пунт на берегу Красного моря (вероятно, по соседству с Сомали) как о доме предков царей-Соколов. Пунт в этом смысле обычно называли «Землей Богов». На восточном берегу реки, как раз напротив Нехена, начинался важный караванный путь, ведущий к Красному морю. Возможно, племена завоевателей-Соколов проникли в долину Нила именно этим путем. Вероятно, они обнаружили, что страна заселена в основном людьми, по расовому типу сходными с жителями Царств Тростника и Осы. Когда началась история, определенная степень смешения уже произошла. Можно предположить, что завоеватели-Соколы и их подданные были цивилизованными людьми, живущими с определенными удобствами. Однако весьма вероятно, что более развитое в культурном смысле население северных царств считало их южными варварами.

 

Цари Тиниса

 

В качестве последней из четырех династий, предшествовавших Менесу, Манефон описывает династию из десяти царей, которые в течение 350 лет правили городом Чени, (по-гречески Тинисом или Тином), находившимся рядом с Абодом (позже известным как Абидос) между современными Луксором и Асиутом. Имена первых шести из этих десяти царей не сохранились, но у нас остались источники времен последних четырех представителей этой династии. Один из них носил титул, который записывался иероглифом, похожим на цветок. Возможно, это был знак царей Тиниса, однако на большинстве памятников их титул записывался при помощи знака сокола. Следовательно, эта династия, вероятно, унаследовала власть от изначальной династии царей-Соколов Нехена. Представляется, что каждый правитель из этого рода короновался в Нехене и получал особое имя в качестве царя-Сокола этого города. Однако у каждого из них было и другое имя, которое писалось рядом с именем Сокола и являлось именем владыки в качестве царя Тиниса – города, где находились его резиденция и его гробница. Династия была основана за 350 лет до Менеса, что должно было произойти в 3757 году до н. э. Таким образом, этот год, вероятно, является датой окончания изначальной династии царей-Соколов Нехена, которая, согласно Манефону, заняла престол за 1255 лет до этого, то есть в 5012 году до н. э. (почти на пять веков позже, чем была основана первая царская династия в Дельте).

Тинис находился в начале караванного пути, который вел от Нила в оазис Харга, расположенный в Западной пустыне на расстоянии примерно ста миль (около 160 км). Правящий класс мог прийти в Египет именно этим путем, хотя более вероятно, что его представители поднялись вверх по Нилу.

 

«Люди Сета»

 

Помимо этих четырех царств существовал отдельный народ, чье название неизвестно. Они почитали бога Сета и сыграли настолько важную роль в истории Первой и Второй династий, что о них необходимо сказать отдельно. Бог Сет имел вид животного, которое из-за условного характера его изображений невозможно идентифицировать с полной уверенностью. Однако профессор Ньюберри («Древний Египет», 1922, с. 44) представил замечательные основания для предположения, что это могла быть дикая свинья. В главе 112 Книги мертвых сказано, что Сет превратился в черную свинью (ша), а город Шасхотеп, «Удовольствие Ша», был столицей нома Сета, который находился к северу от Тинитского нома. Плутарх утверждает, что египтяне раз в год приносили в жертву Сету свинью. В мифах, описывающих войну между Сетом и Хором, эти люди обычно названы Смиу или Себиу, однако оба этих слова могут обозначать просто «врагов». Похоже, что эти «племена Сета» были рассредоточены по всему Египту и жили отдельно от других египетских народов. Они могли быть оставшимися представителями изначального населения страны. Бог Сет был «рожден» в городе Сесесу в Фаюме (Британский музей, стела № 79), и позднее в мифах главные сражения против «людей Сета» описываются как происходившие поблизости от данного места. Мифы также помещают этих людей в болотистые области восточной Дельты, существуют и упоминания о них в Аварисе, городе в том же районе. В Верхнем Египте они дали название Одиннадцатому ному на западном берегу Нила. Возможно, они находились также в Эсне и Эль-Кабе между Луксором и Асуаном, как я продемонстрирую в скором времени. Однако их главной столицей был город Нуби, «Золотой» (Омбос у греков), располагавшийся к югу от Тиниса. Впоследствии здесь был построен знаменитый храм, посвященный Сету, в то время как поблизости в пустыне находились обширные кладбища, относящиеся к историческому периоду до Первой династии.

Возможно, между «народом Сета» и ливийцами существовала некая этническая связь, поскольку город Нуби находился недалеко от исходного пункта важных караванных путей, ведущих к оазисам, где жили ливийцы, а символ богини Нейт, которая, вероятно, была ливийского происхождения, обнаружен на додинастической керамике, найденной в Нуби. Этот же символ представлен в виде татуировки на руке у ливийца, изображенного в гробнице Сети I. Более того, обычно считается, что цари-Осы Саиса в западной Дельте имели ливийское происхождение. На сосуде, обнаруженном в раннем погребении близ Нуби, изображена красная корона царей-Ос. С другой стороны, конечно, появление северного знака так далеко на юге может объясняться торговыми контактами вдоль главных караванных путей, ведущих в Западную пустыню. Плутарх утверждает, что последователи Сета были рыжеволосыми. Рыжеволосые же ливийцы хорошо известны. Следует отметить, что этот вопрос исследовал профессор Кеес в журнале Общества по изучению Передней Азии и Египта за 1923 год.

В ранние времена эти «племена Сета» были весьма мощным фактором в египетских делах, а бог Сет был равен бо-гу-соколу Хору. В следующих двух главах мы увидим, как их правители взошли на трон фараонов.

 

Народ Она, или Гелиополя

 

И наконец, следует упомянуть о людях Она (Гелиополя греков), ибо хотя они, похоже, и не играли большой роли до времен правления Второй династии, но в древности, несомненно, представляли собой отдельную общность. Город Он располагался в нескольких милях к северо-востоку от современного Каира. Отсюда начинался главный караванный путь, ведущий к Суэцу, Синаю и Аравийскому полуострову. В настоящее время город превратился в один из жилых районов современной египетской столицы, сохранив свое греческое название Гелиополь («Город Солнца»). Название «Он», под которым он известен в Библии, записывается при помощи иероглифа, обозначающего столб. Обычно он читается как Ан или Ин, однако Он, вероятно, ближе к изначальному произношению. Его жители поклонялись солнечному богу Ра, который, похоже, некогда был азиатским божеством. Символом этого бога являлся пирамидион, то есть маленькая пирамида, которая называлась Бен или Бенбен и стояла под открытым небом. Кочевники Восточной пустыни были известны как «Онтиу» или «Ин-тиу», то есть «Люди Столба». Я считаю, что именно они некогда основали Он, или «Город Столба», в начале великого пути, связывавшего Нил и Суэц, и принесли с собой с востока почитание своего бога Ра. Существовали и два других города, носившие то же название, где, вероятно, поселились родственные племена. Один из них располагался на месте современной Дендеры или по соседству с ней, напротив того места, где начинался караванный путь к Красному морю, а другой – в современном Арманте к югу от Луксора (Фив). В древности эти кочевники, «Люди Столба», постоянно подвергались нападениям со стороны египтян. Однако их родственники в великом городе Оне вскоре стали частью египетского союза народов и забыли о своих восточных предках, утратив связи с кочевыми племенами, от которых произошли.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!