Установление дат в связи с временами года



 

В заключение позвольте мне проверить свои даты, применив их к дюжине хорошо известных примеров, когда в исторических надписях упоминаются времена года.

1. В каменоломне Вади-Хаммамат есть надпись, датированная 15-м днем 1-го месяца 2-го сезона 19-го года правления Амменемеса III. По моему мнению, речь идет приблизительно о 1940 годе до н. э., когда эта дата приходилась на конец марта – окончание холодного сезона, когда работа в каменоломне, вероятно, была в разгаре. Во время жаркого сезона работу могли прекращать.

2. Также в Вади-Хаммамат имеется надпись, датированная 13-м днем 3-го месяца 1-го сезона 20-го года того же царя. Это соответствует середине января, то есть как раз холодному сезону.

3. В Вади-Хаммамат упомянут 16-й день 4-го месяца 1-го сезона 14-го года Сесостриса III. Это, согласно моим расчетам, соответствует концу февраля 1983 года до н. э.

4. В начале Двенадцатой династии Джхутинахт в надписи в Эль-Берше сообщил, что лен сжали в последней четверти 4-го месяца 1-го сезона. Согласно моим расчетам, это соответствовало первым дням апреля, что как раз является временем, когда в Среднем Египте собирают урожай льна.

5. В Вади-Хаммамат найдена надпись, датированная 23-м днем 2-го месяца 1-го сезона 2-го года Неб-тауи-ра Ментухотепа. Речь идет о 2113 годе до н. э., а дата соответствует началу февраля. Надпись сообщает, что в этот день шел дождь, а это в феврале случается часто.

6. Опять же в Вади-Хаммамат имеется надпись, датированная 3-м днем 1-го месяца 3-го сезона 8-го года Санх-ка-ра Ментухотепа. Она является исключением. Речь идет о начале сентября, когда на возвышенности Вади-Хамма-мат еще слишком жарко. Полагаю, что было желательно доставить добытый камень в долину Нила, пока разлив был в разгаре, чтобы перевезти его по воде.

7. В правление Нефер-ка-ра Хуфхор вернулся из экспедиции в Нубию, привезя танцующего карлика. Он уведомил об этом фараона и получил от царя письмо, датированное 15-м днем 3-го месяца 1-го сезона 2-го года, что, согласно моим расчетам, соответствовало середине июня 2548 года до н. э. Экспедиции в Нубию отправлялись зимой, но в данном случае, как я покажу на с. 267, из-за визита царя в Асуан ее начало было отложено. Если Хуфхор вернулся в мае и затем отправил письмо царю в Нижний Египет, то дата точно соответствует сезону.

8. В правление царя Меренра (год неизвестен) вельможа Уни записал, что в 3-м месяце 3-го сезона добыл в каменоломне Хатнуба большой каменный блок и доставил его по реке к царской пирамиде, «хотя не было воды на земле» или, возможно, «в каналах», или, быть может, «на отмелях», ибо значение слова чесу вызывает сомнения. Я вычислил, что это было примерно в 2550 году до н. э., когда указанная дата соответствовала февралю, то есть сезону, когда, естественно, воды разлива не наполняют поля или ирригационные каналы, а отмели на Ниле с начала марта становятся проблемой для лодочников.

9. В 28-й день 2-го месяца 3-го сезона 5-го года того же царя фараон самолично прибыл в район первого порога. Примерно в 2550 году до н. э. это могло случиться в конце января, то есть в тот сезон, когда погода в этом регионе прохладная и наиболее благоприятна для путешествий.

10. В каменоломнях Хатнуба найдена надпись, сделанная в год царского юбилея Мерира – около 2555 года до н. э. Она датирована 1-м месяцем 1-го сезона, что соответствует апрелю, то есть концу сезона работ в каменоломне.

11. Надпись на Синае, относящаяся к тому же правлению, датируется 6-м днем 4-го месяца 3-го сезона 19-го года, что, согласно моим подсчетам, приходится на начало марта 2555 года до н. э., то есть на прохладный сезон. Надпись в Вади-Хаммамат годом позже упоминает дату несколькими днями раньше.

12. В Каирском музее хранится жертвенный столик начальника писцов Сечу, найденный в гробнице в Гизе, которой Райзнер присвоил № G.4710. Он датируется периодом Четвертой династии (около 2780 года до н. э.). В центре этого столика вырезан небольшой бассейн, имеющий три ступени. На самой нижней написаны слова «сезон шему, высота 22 локтя», на средней – «сезон перет, высота 23 локтя» и на верхней – «сезон ахет, высота 25 локтей». Ясно, что эти три числа относятся к высоте воды в бассейне, соответствующей уровню Нила. Столик должен был служить подношением или же выражением благодарности за уровни воды в Ниле в течение года. Очевидно, что шему был сезоном, когда уровень Нила находился на самом низком уровне, а ахет был сезоном максимального подъема реки. В 2780 году до н. э. это было именно так. В то время шему длился с конца января до конца мая, а ахет с конца мая по конец сентября. Следовательно, моя датировка подтверждается.

Эти двенадцать примеров показывают, что даты, которые я предложил на предыдущих страницах, полностью согласуются со свидетельствами источников. Думаю, можно сказать, что проблема ранней египетской хронологии вплоть до времен Менеса обрела удовлетворительную, если не точно доказанную основу.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 435; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!