Древнейшие даты египетской истории



 

Посмотрим, сможем ли мы теперь выяснить египетские даты, которые гораздо древнее. Для этого мы опять должны вернуться к моей реконструкции летописи. Верхний регистр содержит имена царей, которые правили до Менеса. На Палермском камне перечислены цари Нижнего Египта, на Каирском фрагменте – цари Верхнего Египта. На еще одном небольшом фрагменте, место которого не удалось определить, изображены цари, носящие объединенную корону[4] Обеих земель.

Размер ячеек в этом регистре доказывает, что всего должно было быть 158 царей. Манефон утверждает, что до Менеса правили четыре династии «полубогов», первая из которых длилась 1255 лет, вторая – 1817 лет, третья, включавшая 30 царей Мемфиса, продолжалась 1790 лет, а четвертая, состоявшая из царей Тина (Тиниса), – 350 лет. Всего получается 5212 лет, то есть в среднем на одного царя приходится 33 года, что составляет примерную продолжительность жизни одного поколения, хотя и слишком много для продолжительности царствования. Полагаю, это доказывает, что данные Манефона не слишком далеки от возможных фактов. Очевидно, что мы имеем дело с историей, а не с мифологией. Ниже я постараюсь доказать, что три из этих четырех династий правили одновременно.

До времен Менеса в Египте существовали четыре отдельных царства. В Нижнем Египте находилось царство со столицами в Саисе и Буто, где правил Биа [5], то есть Оса (Шершень), который носил знаменитую красную корону. Существовало царство Инси [6], или Тростника, владыка которого носил белую корону и, возможно, правил в Гераклеополе. Его северной резиденцией, вероятно, был город Белые стены, на месте которого позднее был построен Мемфис. Затем было царство Хора, или Сокола, чья ранняя столица находилась в Иераконполе, к югу от построенных позднее Фив. И наконец, существовало царство с центром в Тинисе (Абидосе), которое, возможно, вытеснило изначальное царство Сокола, поскольку Менес произошел именно из него.

Обычно считается, что древнейшее царство находилось в Нижнем Египте. Поэтому, в порядке эксперимента, припишем ему 1817 лет, что отодвинет дату его основания примерно к 5224 году до н. э. Следом, согласно Манефону, за 1790 лет до восшествия Менеса на престол (в 5197 году до н. э.) было основано гераклеопольско-мемфисское царство. Затем шла династия царей Соколов, предположительно длившаяся 1255 лет, иными словами, она была основана около 5012 года до н. э. А после ее падения в 3757 году до н. э. вполне могли следовать 350 лет царей Тиниса, или Тина, которые правили до восшествия на престол Менеса в 3407 году до н. э. Манефон, естественно, ставит изначальную династию царей-Соколов первой, поскольку они окончательно завоевали весь Египет и «Сокол» стал самым гордым из титулов фараона. Он размещает десять царей Тина за ними, поскольку Менес вел свой род непосредственно от них.

Следовательно, мы можем уточнить данные Манефона следующим образом:

 

 

Туринский папирус снабжает нас еще двумя фактами. Во-первых, он сообщает о продолжительности существования нижнеегипетского царства в 2100 + х лет, таким образом отодвигая памятники этого царства до 5507 года или около того. Во-вторых, он указывает, что в династии Мемфиса было 19 царей, благодаря чему мы получаем 30 + 19 = 49 царей этой династии.

Теперь совместим эти династии в порядке, указанном Манефоном, с моей реконструкцией летописи. Мы обнаружим, что слева направо имеется пространство для: 1) 10 царей Тина; 2) 49 царей Гераклеополя и Мемфиса; 3) около 60 царей Нижнего Египта, хотя указать на их точное количество невозможно; и 4) около 39 царей Иераконполя, чтобы заполнить оставшееся место. Благодаря этому указанные на Палермском камне нижнеегипетские цари и изображенные на Каирском фрагменте верхнеегипетские цари занимают свои места, в то время как правители в двойной короне, возможно, представляли первую династию царей-Соколов, традиционно считавшихся правителями всего Египта, которая была записана в начале регистра. Разумеется, этот порядок является чисто гипотетическим, однако я хотел показать, что 158 годовых ячеек в первом регистре летописи примерно соответствуют числу, которого можно ожидать, и что сведения Манефона, вероятно, частично с ним согласуются. Следовательно, речь идет об историческом, а не мифическом материале. Интересно отметить, что списки древних царей Шумера и Аккада также подводят нас ко временам около 5500 года до н. э.

Чтобы подвести итог, я представляю следующую хронологическую таблицу:

 

 

Цари первых трех династий

 

В заключение я надеюсь, что следующие дополнительные замечания, касающиеся древних царей, дадут достаточно оснований для моей новой интерпретации многих их имен и в то же время разъяснят все оставшиеся трудности относительно их места в моей реконструкции летописи.

РЕ[7]. Строительство царских гробниц в Абидосе начинается с тех, что расположены к северу от гробниц Нармера, Нейтхотеп и Менеса. Несомненно, они являются погребениями десяти манефоновских царей Тина, или Тиниса. Самое древнее из известных имен – это имя царя-Сокола Ре, который вполне мог быть седьмым по счету в своей династии.

КА. Гробница В.7 в Абидосе принадлежит царю-Соколу Ка. Он мог править совместно со «Скорпионом», поскольку на сосудах из алебастра оба имени выписаны рядом.

Иероглифы, встречающиеся рядом с именем Ка

и

, которые Питри читает как «Царь Ап» и «Царица Ха», возможно, являются всего лишь названиями областей: «Юг» и «Север».

или

, соответствуют

, а другие знаки означают возделываемые поля юга и прорезанные каналами земли севера. Ниже я покажу, что

в то время, возможно, был детерминативом[8] к слову «земля».

СКОРПИОН. Скорпион был отдельным царем-Соколом, поскольку знак сокола писался над его именем. Соответственно, его нельзя отождествить с Ка, хотя их имена часто появляются вместе. В Абидосе его гробницу не нашли. Похоже, он приобрел власть над царством Тростника, поскольку носил белую корону той страны. Его имя было найдено напротив Мемфиса, в Туре. Нельзя сказать, как звучало его имя, поскольку для знака скорпиона в египетском языке существует несколько вариантов чтения.

НАР-МЕР. Его гробница была обнаружена в Абидосе. Его имя в качестве царя-Сокола иногда пишется просто как Нар, в то время как знак Мер выносится за пределы рамки сокола[9]. Впоследствии оно складывается в «Нар-мер» – единое имя внутри рамки. В Тархане внутри рамки появляется третье имя,

Ча, как если бы царя полностью звали Нар-мер-ча. Вероятно, он завоевал Дельту, поскольку носил красную корону Нижнего Египта, так же как и белую корону царства Тростника. Однако первоначально он был царем-Соколом Иераконполя, родного города династии Соколов. На одной печати

слово заменяет имя «Нар-мер». Это привело некоторых исследователей к мысли, что этого правителя следует отождествить с Менесом. Однако на многих других ранних печатях заменяющее слово явно является названием места, а не именем человека. Я считаю, что иероглиф

в тот период вообще использовался в качестве идеограммы[10]. В древности имя Менеса писалось без знака

. Более того, знаменитая табличка Менеса, изготовленная из слоновой кости, доказывает, что имя Сокола у этого царя было не Нар-мер.

МЕНЕС. Поскольку он правил 62 года, то взойти на престол должен был молодым. Вероятно, он был женат на Нейт-хотеп, которая, как я объясню далее, возможно, была царевной «народа Сета». Она носила титул

который, полагаю, представлял слово

маа, «зачинать, порождать». Впоследствии оно встречалось в титуле цариц

«рожденная Хором и Сетом» [11]. Приверженцы династии Нижнего Египта не признали его законным правителем, и в Саккарском списке, который представляет собой нижнеегипетский перечень царей, его имя не упоминается. В качестве царя-Сокола более древней династии (из Иераконполя) его называли Аха, «Боец». Как царь-Сокол Тина, или Тиниса, где он и был похоронен, он носил имя Мени

. Именно оно приводится в Абидосском списке царей, в котором, похоже, всегда использовал местное имя. Я должен упомянуть, что это тинитское имя в источниках того времени часто писалось за пределами рамки сокола. В качестве Небти, или имени «Господина Коршуна и Господина Кобры», то есть царя Верхнего и Нижнего Египта, его звали Мени. Это имя Манефон, похоже, всегда использовавший для ранних царей имя Небти, и превратил в «Менес» (Мене-с). Если бы Менес был тождественен Нар-меру, то Аха должен был быть Атотисом, которым он очевидно не являлся.

АТОТИС. В Каирском фрагменте летописи мать этого царя названа наложницей Хепет». В качестве Сокола Иераконполя он получил соответствующее имя

Хенти[12],  «Тот, кто в гареме». Это имя обычно ошибочно читают как Джер. Сам знак, возможно, является древней формой Хенти и изображает забор или ограду (см. с. 47). Кроме имени Сокола у нас есть

, которое было его именем в качестве царя-Сокола Тиниса. В Абидосском списке оно выписано как

, В Каирском фрагменте летописи это имя появляется в форме

, однако в Туринском папирусе написано

, Джхути. Имя бога Джхути (Тота) иногда писалось просто как

. Поэтому я считаю, что

все являются прочтениями

, и имя царя звучало как Аджхути, от которого Манефон и произвел свой вариант «Атотис» (А-тот-и-с). Это также было именем Небти. В некоторых африканских племенах в настоящее время есть «ученые мужи», которые перечисляют по памяти имена умерших правителей. Я полагаю, что имена египетских царей таким же образом передавались из уст в уста, а также в письменной форме. Поэтому у нас больше причин считать, что манефоновская передача имен в целом является верной, нежели рассматривать ее в качестве ошибочной во всех случаях, где встречаются трудности. Этот царь не упоминается в Саккарском списке. Позднее он был отождествлен с Осирисом (с. 132, 133) под именем Хенти-Именти «Хенти в Западном некрополе». Имя Осириса иногда выписывалось как

, Осирис-Атути (?). Гробница царя Хенти считалась гробницей бога Осириса.

КЕНКЕНЕС. В качестве царя-Сокола Иераконполя он принял имя

, которое обычно читается как Джет. Однако на табличке Менеса, изготовленной из слоновой кости, этот же знак используется вместо

в титуле «Господина Коршуна и Кобры». Как заметил Зете, это предполагает чтение данного имени как Уаджи, подобно имени богини[13], превратившемуся в Уто, в честь которой был назван Буто. Имя Уаджи чередуется с

в его гробнице, которое представляло собой его имя как царя-Сокола Тиниса. Абидосский список называет его

, в Туринском папирусе его имя не сохранилось, а историк, составлявший Саккарский список, его не признавал. Его имя Небти выписывалось как

, две руки, держащие булаву, – идеограмма слова Хенхен, «Ужасный». Манефон, как и в предыдущих случаях, используя имя Небти, прочел его как Кенкенес (Кенкен-ес). На этом царе линия прямых потомков Менеса прервалась.

УЕНЕФЕС. Затем правила царица

, чье имя обычно читают как «Мер-нейт»[14]. Однако знак

, возможно, изображал мотыгу и читался как хен. Это было орудие, которым завоеватель рыхлил захваченную землю, как изображено на шиферных палетках. Имя царицы означает «Нейт победоносна»[15]. Манефон записал его как Уенефес (Уен-неф-ес), что является либо его прочтением имени Хен-Нейт, либо ошибкой переписчика для имени «Уенетес». Возможно, историк принял

за

и прочел это имя как Хен-Неф. В качестве правительницы Тиниса царица, похоже, взяла имя, которое читается как Аджхути, подобно предыдущим царям, или же Ити (либо Ата), поскольку в Абидосском списке оно появляется в форме

, а в Туринском папирусе как

. Однако это имя не встречается на современных ей памятниках. Все печати из ее гробницы содержат имя следующего царя, Усафаиса. Это наводит на мысль, что он был ее наследником. Имени Сокола у нее не было.

УСАФАИС. Согласно Палермскому камню, этот царь был сыном женщины, чье имя заканчивалось на

. Он не был выходцем с севера, ибо Саккарский список его не признает. Не принадлежал он и к роду Сокола, поскольку праздники Сокола, бросающиеся в глаза в записях других царствований в летописи, во времена его правления не отмечались. Он был первым царем, который назвал себя

. Как Сокол Иераконполя он взял имя

. Знак

, возможно, является идеограммой слова уди, «разрушать». Иероглиф

, вероятно, обозначал землю. Подразумевая ее, он в данном случае не читался. Фонетически он мог звучать как би,  как я предположу в именах Миэбиса, Биэнехеса и Бинотриса. Думаю, что этот знак изначально изображал комья нильской глины, так же как он, вероятно, представляет их в слове хеб, «пахать». Взгляните на иллюстрацию в труде Питри «Royal Tombs» («Царские гробницы»), том II, xxv, 17, 18, а также на иероглиф, означающий слово «остров». Мы явно имеем некую землю с песчаным берегом вокруг нее. Этот знак еще использовали как вариант для

, в качестве детерминатива к слову джет, «бесконечность», а также как связанный с орошаемыми территориями,

, в надписи царя Ка, упомянутой выше. Обратите внимание и на цвет этого иероглифа, он черный. В знаке

растения с одной стороны вырастают из

, орошаемых площадей Верхнего Египта, а с другой стороны – из знака

, вспаханной земли Нижнего Египта. Таким образом, имя царя, возможно, звучало как Уди, «Разрушитель», а не Уди-му, как предполагали[16].

В качестве царя Тиниса его называли

. В Абидосском списке эти знаки приведены в форме

. Однако это не ошибка, и они представляют собой варианты, о чем свидетельствует Папирус Ну, где имя выписано в форме

. В любом случае они читаются как Хесапти или Хесапи [17].

Как я полагаю, таково было царское имя Небти, и поэтому правитель у Манефона стал Усафаисом (Усафаи-с). В Туринском папирусе оно выписано как

. Помимо того что он был первым царем, носившим титул Инси-Биа [18] он первым использовал титул Биа, соединил красную корону с белой и носил на лбу царскую кобру, являвшуюся, вероятно, частью инсигнии Биа.

Он также был первым царем, на службе у которого состоял «Казначей Биа » и первым, кто провел церемонию под названием «Явление Биа». По этой причине, когда мы обнаруживаем, что его сын (?) и преемник Миэбис был первым царем, признанным в Саккарском списке, я полагаю, он явно должен был иметь некие родственные связи с Дельтой. Его сын, соответственно, стал первым царем, признанным северянами, в то время как Менес и оба его преемника считались лишь захватчиками. Похоже, что царь Усафаис делил с этим сыном (Миэбисом) трон, поскольку оба имени – Усафаиса и Миэбиса – написаны рядом в царских гробницах. Манефон приписывает Миэбису 26 лет правления. Однако моя реконструкция летописи показывает, что он царствовал только 13 лет, что наводит на мысль о 13 годах совместного правления.

МИЭБИС. Имя нового царя в качестве Инси-Биа и в качестве Сокола Тиниса было

. На этот раз Манефон прочел

как мер (позднее как ми), а не как хен, и получил Миэ-би-с. Сравним

и

в надписи Ка. В Абидосском списке

стоит перед

. Саккарский список наводит на мысль, что изначально знаки писались как

что опять же напоминает надпись Ка. В Туринском папирусе имя царя записано в форме

. В свою очередь,

в «Текстах пирамид» представляет вариант для

би, «пахать». Отметим и тот факт, что в имени Тутмеса II

иероглиф

иногда пишется в виде

или

, как если бы он читался как «Биа».

Это заставляет задаться вопросом, не прочли ли мы все царские имена, заканчивающиеся на неправильно. В любом случае для Манефона знаки, следовавшие за

, в имени Миэбис явно представляли одно слово Би или нечто подобное. Имя царя в качестве Сокола Иераконполя звучало как Аджиб, что означало «крепкий сердцем»[19].

СЕМЕМПСЕС. Саккарский список не признает этого царя, вероятно, потому, что он не принадлежал к нижнеегипетской династии, то есть он не был сыном Миэбиса или царицы Уенефес. Возможно, имя его матери

сохранилось в Каирском фрагменте летописи. Имя царя как Сокола Тиниса, как Инси-Биа и как Небти было

, что обычно читается как Шемсу. Однако ввиду чтения Манефона, Семем[п]с-ес могло звучать как Шемемсу. В качестве Сокола Иераконполя его звали

[20]. Я считаю, что

является словом

мер, «привязывать к царской диадеме»[21], из-за того, что

и

иногда использовались как один и тот же детерминатив к другим словам. Имя этого царя отсутствует в Туринском папирусе.

БИЭНЕХЕС или БИЭНТЕС. Имя этого царя как Инси-Биа, Небти и Сокола Иераконполя было

. В Абидосском списке оно выписано как

, а в Саккарском как

В Туринском папирусе сохранилось только два знака

. Первое из этих имен обычно читается как Каа , а другие как Кебху . Однако я считаю более вероятным, что

было древним написанием

Бах , «изобилие», что связано с

, «изобилие» в значении «наводнение, паводок». Таким образом, имя, возможно, звучало как Беху[22].

Довольно любопытно, что у этого царя было и второе имя Небти, которое обычно читают как

, сен. Однако следует помнить, что Манефон, вероятно, всегда использовал для этих древних царей имя Небти. Следовательно, его «Биэнхес» должен быть отождествлен с этим Сеном, поскольку манефоновское имя явно не является передачей имени Беху. Слово

, недж, в выражении

, являвшемся формой приветствия, похоже по значению на

. Оба передают идею о потирании носами или нюхании как о примитивной форме приветствия. Изначальный иероглиф

писался при помощи

, знака копья, нес [23]. Иероглиф

, изображавшийся под знаком носа в изначальном написании, является отдельным словом, которое, возможно, следует читать как би , как я предположил, когда говорил об имени «Миэбис» (см. также об имени «Бинотрис»). СледовБинедж, мы Бинесем Би-недж или Би-нес, которые точно могли превратиться в манефоновского Биэ-нех-еса  или Биэ-нте-са.

БОЭТОС. С этого царя начинается Вторая династия. Знаменитая каирская статуя[24] приводит имена первых трех царей этой династии:

и

. Последнего из них можно соотнести с Саккарским и Абидосским списками. Следовательно,

занимает свое место в качестве имени Сокола первого царя этой династии. Абидосский список, предположительно использовавший тинитские имена царей, называет его

, Буджа, что во времена Манефона могло читаться как «Боэта», откуда и произошло «Боэтос» (Боэто-с). Это, несомненно, являлось и именем Небти.

В Саккарском списке соответствующее имя было

, Нечербау, которое должно быть третьим именем этого царя. Оно же появляется и в Туринском папирусе. Считалось, что «Буджа» на самом деле является неправильным прочтением имени «Нармер», которое попало на это место по ошибке, однако это кажется фантастичным.

КАЙЭХОС. Это имя, следующее в списке Манефона, Кайэхос (Кайэ-хо-с) соответствует

в Саккарском и Абидосском списках, а также

в Туринском папирусе. Имя Сокола этого царя было

Небра, что наводит на мысль о его гелиопольском происхождении. В Абидосе был найден фрагмент, на котором имя царя было стерто и заменено именем следующего правителя

.

БИНОТРИС. Имя Сокола было

. Также звучало и его имя в качестве Инси-Биа  и Небти . Абидосский список называет его

, а Саккарский

, опуская знак

, который, возможно, представляет собой идеограмму. В Туринском папирусе имя царя выписано как

. Оно, несомненно, читалось как «Би-нечер»[25], откуда и было образовано «Бинотрис» (Би-нотр-ис ).

Я думаю, мы должны сказать, что

соответствует

. Обратим внимание на слово

, или

, би , «пахать», детерминативом к которому мог быть знак

, как было в

. Возможно, вариант этого имени в труде Питри «Царские гробницы» (II, viii, 13) заканчивается именно плугом, а не лодкой, как вариант имени Миэбиса в Туринском папирусе. Это был царь, который в 363 году эры победил «войско Ра», о чем упоминалось выше.

ТЛАС. Надпись из Эдфу, повествующая о вышеупомянутой гражданской войне, рассказывает, что царь победил армию Сета. Интересно отметить, что новый правитель называет себя царем-Сетом, так же как и царем-Соколом. В качестве первого имени и имени Инси-Биа он назван

, что обычно читают как «Перибсен». Я считаю, что

на самом деле означает Уаджит, «место для жертвоприношений», «зал жертвоприношений», выписанный знаком ограды и знаком сосуда для жертвоприношений. Остальная часть имени

, нес , переводится как «голос» или «язык». В данном случае

впервые имеет свое позднее звучание (н ). Слово Уаджит  позднее писалось в форме

. Саккарский и Абидосский списки делают такое прочтение понятным, поскольку в одном из них имя выписано как

, а в другом как

. У Манефона имя Уадж  превратилось в Уот , а нес  изменилось до лас . Поэтому и появился «Отлас», что, как полагал Манефон, представляло собой ὁ τλας и было записано как «Тлас». Его имя Сокола было

, иногда оно записывалось в более полной форме

. Имя царя в Туринском списке не сохранилось.

СЕТЕНЕС. В Абидосском списке имя этого царя выписано в виде

, а в Саккарском списке и в Туринском папирусе как

. Однако в источниках его периода имя не сохранилось. Возможно, Манефон прочел это как

, седен , «власть», и поэтому назвал правителя Сетен-есом .

НЕФЕРХЕРЕС. В Саккарском списке и Туринском папирусе следующим царем назван

, который, несомненно, является «Неферхересом» (Нефер-хе-ре-Манефонфона. Однако Абидосский список о нем не упоминает, и это наводит на мысль, что там его не считали законным правителем. Записей его имени от времени его владычества не сохранилось.

СЕСОХРИС. Следующий царь в Саккарском списке назван

, от которого, должно быть, образовано манефоновское «Сесохрис» (Се-сохр-мс). Манефон не принимает во внимание иероглиф

, так же как и в некоторых других случаях. Этот царь не упоминается в Абидосском списке. В Туринском папирусе его имя выписано как

.

ХАИРЕС и ХЕННЕРЕС. Здесь мы сталкиваемся с трудностью. У Манефона упомянут царь Хаирес, которого он поставил между Сетенесом и Неферхересом. При этом он сообщает, что династия закончилась на царе Хеннересе. Таким образом, было два царя, о которых следует рассказать. Туринский папирус в данном случае сообщает о двух царях:

, Худжефи, который правил 11 лет и 8 месяцев, и

, Джеджи[26], царствовавшем 27 лет и 2 месяца. Абидосский список упоминает только одного царя,

, Джеджи. Саккарский же список упоминает только

, Худжефи. Источники того времени называют два имени:

и

, второе иногда заменяется другим

, вместе с титулом

, «Примиритель двух Соколов».

Имя

, возможно, означает то же самое, что и слово

, хеджеф , «разрушитель». Поэтому

в Туринском папирусе,

в Саккарском списке и

в источниках того времени следует отождествить с

. Однако на Палермском камне правление, которое, несомненно, было правлением

, поскольку имеется ссылка на изготовление статуи этого царя, заканчивается на «2 месяцах» и, следовательно, соответствует продолжительности царствования

, которое в Туринском папирусе также заканчивается на «2 месяцах». Манефоновский «Хеннерес» (Хе-нере-с ) может быть интерпретацией как имени

, так и

, поскольку историк явно прочел

или

как нери , что, возможно, правильно[27]. Таким образом, он получил Ха-Нери , или «Хеннерес». Его «Хаирес» (Хаи-ре-с ) мог быть образован от

, Ка-ра  – имени, найденного на цилиндрической печати примерно того периода в Эль-Кабе. Таким образом, я считаю, что речь идет о двух царях. Первым был Хаирес, то есть Худжефи Туринского папируса и Саккарского списка, а вторым – Хеннерес, Джеджи Туринского папируса и Абидосского списка, чьими именами также были

или

и

. В моей реконструкции летописи я учел продолжительность обоих правлений, согласно данным Туринского папируса. На них заканчивается Вторая династия.

НЕХЕРОФЕС. С этого царя Манефон начинает Третью династию. Абидосский список и Туринский папирус называют его

, Небка , в то время как Саккарский список приводит имя

, Беби . Нехерофес (Не-хе-рофе-с ), возможно, является передачей имени Неб-ка-Беби, в котором неб  стало читаться как не , как это часто случалось в поздний период.

ТОСОРТОС (ТОСОРТРОС). Следующим царем в Абидосском списке назван

Джосерса-са (?), чье имя Манефон передал в форме «Тосортрос» (Тосор-[р]то-с ). В Туринском папирусе приведено имя

. Я считаю, что

представляет собой вовсе не ин , как его обычно читают, а

, Реджа , означающее особый вид рыбы. В случае шестого царя Пятой династии мы имеем имя

, прочтенное Манефоном как Рату-[ре-с ]. Есть также несколько слов, начинающихся с этих трех иероглифов, которые, как правило, читаются как ин…  и при этом имеют свои точные копии в словах на редж . Самые яркие примеры:

и

, «отражать нападение»,

и

, «веревка», а также

, «песчаник». В Саккарском списке имя царя выписано просто как

. Его имя Сокола было

. Оба имени были найдены на острове Сехель. Иероглиф

в Абидосском списке, возможно, является неправильным прочтением

.

ТОСЕРТАСИС. В Саккарском списке и в Туринском папирусе следующим царем назван

, Джосертети, манефоновский Тосертасис (Тосер-таси-с ). Абидосский список приводит это имя в простой форме

. Три следующих царя у Манефона – Тиреис, Месохрис и Сойфис – явная ошибка.

АХЕС. Согласно Туринскому папирусу, следующего царя звали

, в Абидосском списке имя выписано как

, седжес , а в Саккарском списке как

.

 

Седжес , возможно, является неправильным написанием седжеф , поскольку детерминативом к последнему слову является знак гуся, как в Туринском папирусе. Это последнее имя было найдено в огромном незаконченном сооружении между Гизой и Абусиром, которое, очевидно, должно было стать пирамидой[28]. Другое имя этого же царя, найденное там же, состоит из иероглифа

, перед которым выписан нечитабельный знак, возможно

. Вероятно, отсюда Манефон и получил своего «Ахеса» (А-хе-с ).

КЕРФЕРЕС. Следующими, согласно Манефону, правили Сефурис и Керферес, однако их следует поменять местами. Керферес, возможно, соотносится с

Абидосского списка. Однако в таком случае это должно быть искаженным Хе-[не]фер-ре-с . Саккарский список приводит имя

, а в Туринском папирусе оно появляется в форме

. Гарстанг обнаружил гробницу этого царя в Бет-Халлафе. Там имя было выписано в форме

, и исследователь прочел его как Хен-нахт. Зете предложил чтение «Са-нахт». В действительности же, полагаю, оно должно читаться «Хуни»[29], как в царских списках, поскольку слово ху в «Текстах пирамид», означающее «ударять», пишется со знаком

в качестве детерминатива. В надписи этого царя на Синае знак имеет форму палки.

означает «Побивающий [врагов]». Иероглиф

является детерминативом, как в слове

, «палка». На фрагменте печати из этой гробницы можно увидеть часть картуша[30]. Последний знак, который только и сохранился, – несомненно

. Он имеет изогнутый низ, что было обычно для надписей того периода. Этот знак является последним в имени

.

СЕФУРИС. Это был великий царь Снефру, о правлении которого мы имеем больше сведений. Манефон перепутал его с более поздним царем, которого он называет Снефрес (Снефре-с). Пометки на блоках для пирамиды в Медуме, сделанные в каменоломне, датируются 17-м годом его правления, от 22-го дня 2-го месяца сезона перет до 8-го дня 3-го месяца сезона шему. Обращение к таблицам Нобела показывает, что, если моя датировка этого 17-го года правления правильна (2797 год до н. э.), то первый из этих дней приходится на конец ноября, а последний – на начало апреля. Это в точности охватывает прохладное время года, когда только и была возможна добыча камня в каменоломне. Утверждение о том, что середина лета была временем добычи камня, является ничем не подтвержденной ошибкой.

Это приводит нас к концу Третьей династии[31] и практически к концу одной стороны сохранившегося камня с записью летописи. Таким образом, необходимость подробно рассуждать на эту тему в настоящих заметках отсутствует. Однако можно сравнить следующие имена царей в том порядке, в каком они появляются в летописи, с теми, которые приводит Манефон и другие авторы.

 

 

Заключение

 

Предшествующих страниц вполне достаточно, чтобы объяснить новую интерпретацию периодов ранней истории Египта, которая будет изложена в следующих главах. Однако для удобства читателей здесь будут подведены итоги обсужденных выше проблем и указаны двенадцать основных пунктов, в которых я расхожусь с мнением других египтологов.

1. Моя реконструкция летописи на Палермском камне предложила определенную продолжительность каждого царствования и каждой династии первых 750 лет (или около того) египетской истории взамен неясных догадок, которыми мы были обязаны довольствоваться в прошлом. Вместо моих определенных в настоящее время 520 лет правления первых двух династий Брэстед приводит 420 лет, а Питри 555 лет. Взамен моих 98 лет для Третьей династии Брэстед отводит ей 80 лет, а Питри 214 лет. Вместо моих 74 лет правления Четвертой династии Брэстед указывает 150 лет, а Питри 284 года. Вместо моих 128 лет Пятой династии Брэстед отводит ей 125 лет, а Питри 218 лет. Против моих 129 лет Шестой династии Брэстед дает 150 лет, а Питри 198 лет.

2. Данная реконструкция летописи также заново подтверждает отождествление Менеса с Аха, Атотиса с Хенти (Джером) и так далее, от чего в своей «Истории» отказался Питри и другие исследователи. Она также устанавливает даты различных событий (таких, как гражданская война в 363-м году эры) и соотносит их с соответствующими царствованиями. Среди прочего, она доказывает, что данные Плиния о 68 годах и 4 месяцах как периоде, за который были возведены пирамиды Гизы, точны.

3. Реконструкция летописи делает вероятным существование четырех династий до Менеса и доказывает, что до него правили 158 царей вместо 184 у Питри и 120 у Брэстеда.

4. Далее реконструкция доказывает, что список царей в Туринском папирусе абсолютно верен и манефоновские данные совершенно неверны, кроме некоторых, как в случае его подсчета продолжительности Первой династии и отдельных ранних царей. Реконструкция летописи после нескольких первых царствований не могла бы быть осуществлена при помощи манефоновских данных. Однако, если мы будем использовать данные Туринского папируса, все станет в точности на свои места. Это доказывает, что любая система хронологии, основанная на сведениях Манефона, будет неправильной. Далее моя реконструкция доказывает, что сумма в 949 лет и следующая за ней в Туринском папирусе сумма в 181 год являются верными. И для этих сумм теперь впервые можно найти соответствующие места в этом разрушенном документе.

5. Другие царствования и суммы в Туринском папирусе вплоть до конца Двенадцатой династии теперь могут быть подтверждены и поставлены на свои места. Это свидетельствует, что последовательность царей определенных династий – например, Четвертой и Пятой – не является той, которая была принята прежде. Благодаря идее о воцарении Девятой и Одиннадцатой династий как одновременных событиях впервые была установлена непрерывная последовательность царей вплоть до времени Менеса.

6. Мое новое исследование календаря показывает, что в момент его введения восход Сириуса не был связан с первым днем нового года. Оно также демонстрирует, что календарь начался с падения уровня Нила, а не с начала паводка, как считалось прежде. Он показывает, что сезон ахет изначально начинался 20–21 октября и продолжался до

17– 18 февраля, когда завершалась жатва первых посевов. Следующий сезон – перет – начинался 18–19 февраля и длился до 17–18 июня, когда происходил восход Сириуса и начинался подъем воды в Ниле. Сезон шему начинался

18– 19 июня и длился до 15–16 октября, когда паводок достигал своего максимума. Затем следовали пять эпагоменальных дней, отмечавших этот уровень паводка. Прежде считалось (Мейер), что ахет длился с 19 июля по 15 ноября, перет с 16 ноября по 15 марта и шему – с 16 марта по 13 июля. Эта ошибка была причиной предыдущих просчетов в ранней египетской хронологии.

7. Введение календаря произошло около 3400 года до н. э., а не в 4241 году до н. э., как утверждали Брэстед и другие. Календарь ввел Менее, который под именем как свидетельствует эдфуская традиция, стал покровителем его первого месяца.

8. Дата восхода Сириуса, записанная во времена Двенадцатой династии, свидетельствует, что эти цари правили приблизительно с 2111 по 1898 год до н. э., что противоречит датам у немецких ученых (2000–1788 годы до н. э.) и у Питри (3579–3368 годы до н. э.). Таким образом, переходный период между Двенадцатой и Восемнадцатой династиями не был ни слишком коротким, ни чрезмерно длинным.

9. Менес вступил на престол в 46-й день года, то есть в 16-й день второго месяца сезона ахет около 3407 года до н. э., что на самом деле соответствовало примерно 9 декабря. Прежде для этого события предлагались такие даты: замечательное предположение Брэстеда о 3400 годе до н. э., 3500 год до н. э. в «Кембриджской истории» и 5546 год до н. э. у Питри. Менес ввел календарь в начале своего правления, вероятно на 7-м году.

10. Поскольку, когда воцарился Менес, календарь еще не был введен, то годовые ячейки в летописи на Палермском камне, относящиеся к его правлению, представляют собой именно годы царствования. Однако с восшествия на трон Атотиса и далее они представляют собой уже календарные годы, которые начинаются со дня нового года и заканчиваются последним днем последнего месяца. Пространство под годовой ячейкой представляет пять эпагоменальных дней. Изначально паводок достигал своего высшего уровня именно в эти дни, и это объясняет, почему запись о нем появляется в данной части.

11. Изменение календаря с «года месяца месори» на «год месяца тот», возможно, произошло в 1767 году до н. э. Это было достигнуто за счет переноса эпагоменальных дней на один месяц и представляет собой единственное известное нам изменение календаря, осуществленное во времена фараонов. При этом оно опровергает даты, которые египтологи обычно получают в результате расчета циклов Сириуса.

12. Я даю новое прочтение большинству имен ранних царей и привожу их в соответствие с теми, что использовал Манефон, поскольку, возможно, ему они были известны в устной традиции, так же как и в письменной.

Итак, теперь можно приступить к изложению истории фараонов, опираясь на определенную хронологическую основу. В первом томе я расскажу отдельно о каждом известном нам фараоне вплоть до конца Одиннадцатой династии, стремясь, где только возможно, представить материал таким образом, чтобы каждый царь «ожил». Ни один период не останется неизвестным. Я считаю, что все факты взаимосвязаны, а значит, для построения общей картины важно рассматривать любую трудность и изучать каждую деталь. Если просто опустить историю смутных времен, лишь в нескольких словах упомянув о них, как часто склонны поступать египтологи, то не только значение, но и величие и продолжительность исторического действа будут умалены. Помимо этого можно утратить нить истории и прийти к многочисленным мелким ошибкам.

Я потратил много времени на изучение основ истории, и полагаю, мне удалось пролить свет на многое из того, что прежде было покрыто мраком. К примеру, Первая и Вторая династии явно представляли важный период религиозного соперничества между Хором и Сетом – момент, который прежде не понимали. Выяснилось, что во времена Второй династии жрецы солнечного бога в Оне (или Гелиополе) вели активную борьбу за власть. Седьмая и Восьмая династии при тщательном изучении оказались вовсе не загадочными, в то время как Девятая, о которой обычно упоминают несколькими словами, предоставляет сведения для, возможно, самой яркой части всей истории.

Я должен оставить второй том для великой Двенадцатой династии, переходного периода и начала Восемнадцатой династии. В нем я опишу и точно датирую правления множества загадочных царей Тринадцатой – Семнадцатой династий и покажу, как все они укладываются в 321 год, согласно моей системе хронологии, что в итоге подтвердит ее правильность. Я надеюсь в третьем и четвертом томах подвести историю к классической эпохе. Между тем, заложив основу для своей работы в этой главе, я могу обратиться к изучению отдельных фараонов. Я прилагаю здесь таблицу с полным их списком, годами их правлений и указанием их продолжительности вплоть до основания Двенадцатой династии в 2111 году до н. э. Эта удивительно длинная последовательность установленных дат, полагаю, немедленно послужит поводом к тому, чтобы считать египетскую хронологию главной опорой для изучения древних цивилизаций Восточного Средиземноморья. Теперь мы впервые сможем без помех и серьезных неясностей взглянуть на историю долины Нила как на четкую непрерывную линию, уводящую нас в туманные времена далекого прошлого, к самому началу письменной истории.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!