Хронология Седьмой-Одиннадцатой династий



 

Теперь давайте перейдем к Седьмой и Восьмой династиям. К чему относится итоговая сумма в 181 год в Туринском папирусе? В приведенной выше таблице нет периода, который бы ей соответствовал. Следовательно, это явно сумма, которая стояла в конце некоего периода, следующего за Шестой династией. Предположим, что в конце Шестой династии были 6 лет без царя. Затем правили Седьмая и Восьмая династии. В Туринском папирусе сумма в 181 год для этих двух династий указана вслед за 949 годами предыдущих шести династий, а между этими двумя суммами записаны 6 лет без царя. Таким образом, эти годы можно добавить к любой из итоговых сумм, получив или 187 лет, или 955 лет.

В верхней части фрагмента № 48 Туринского папируса имеется сумма в 75 лет. Вероятно, это общее количество лет правления Седьмой династии. Оно согласуется с данными Манефона для той же династии, найденными у Евсевия, а именно с упоминанием о 5 царях за 75 лет (в одной из версий ошибочно написано 75 дней). Восьмой династии Манефон (согласно Евсевию) отводит 106 лет. Таким образом, мы получаем замечательное объяснение суммы в 181 год (75 + 106 = 181). Египтологи согласны, что эта сумма в Туринском папирусе должна относиться к концу Восьмой династии. Это подтверждают данные Манефона, а сведения, которые я привел в таблице выше, доказывают, что она не может относиться к более раннему периоду. Таким образом, количество лет от Менеса до конца Восьмой династии составляет 949 + 6 + 181, то есть в сумме 1136 лет.

Я полагаю, что далее возможно связать эти числа с Одиннадцатой династией. Туринский папирус приводит список семи царей этой династии и отводит им 160 лет (существует возможность сделать некоторые добавления к этой сумме). Два предпоследних царя в этом перечне – Неб-хапет-ра и Санх-ка-ра, самое последнее имя не сохранилось. Порядок правления первых трех царей династии известен по двум надписям из Британского музея, которые представляют его следующим образом: 1) Уах-анх Интеф, 2) Нахт-неб-теп-Интеф и 3) Санх-иб-тауи Ментухотеп. Если говорить о других царях этой династии, чьи имена известны, то Неб-хепет-ра Ментухотеп идет перед Неб-хапет-ра Ментухотепом[3].

Это подтверждает тот факт, что заупокойный храм Неб-хапет-ра Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри, как показали раскопки Уинлока, был построен поверх святилищ, которые Неб-хепет-ра возвел здесь для шести жриц Хатхор. Туринский, Саккарский и Карнакский списки свидетельствуют, что за Неб-хапет-ра следовал Санх-ка-ра. Таким образом, выстраивается последовательность из шести царей этой династии. При этом имя седьмого царя – Неб-тауи-ра – также известно, оно появляется в Вади-Хаммамат в связи с именем его визиря Аменемхета. Весьма вероятно, что именно этот Аменемхет впоследствии основал Двенадцатую династию. Поэтому Неб-тауи-ра должен быть помещен в конец династии, туда, где в Туринском папирусе стоит несохранившееся имя.

Сроки правления этих царей в рамках 160-летнего периода можно приблизительно подсчитать следующим образом:

 

 

Первым правителем всего Египта, а не только царем Фив и Верхнего Египта, из них стал Неб-хепет-ра Ментухотеп. Таким образом, можно считать, что Десятая династия закончилась примерно через 75 лет после восхождения на трон Уах-анха Интефа. Как долго она занимала престол, в точности неизвестно.

Мы располагаем источниками только о четырех царях Девятой династии: Неб-кау-ра, Мери-иб-ра, Уах-ка-ра и Мерика-ра, каждый из которых носил личное имя Ахтои (Хети). Нам известно, что они жили в Гераклеополе, недалеко от Фаюма, и правили территорией вплоть до области к югу от Асиута. Мы знаем, что власть Уах-анха Интефа простиралась на север только до Тинитского нома (надпись Чечи, Британский музей). Известно, что этот самый Уах-анх Интеф воевал с династией Ахтоев. Таким образом, нет сомнений, что обе династии правили одновременно. Полагаю, из этого следует, что династия Ахтоев была основана в Гераклеополе в то же время, что и династия Интефа в Фивах, то есть во времена смуты после падения Восьмой династии. Другими словами, я считаю, что Девятая и Десятая династии правили в течение 75 лет или около того. Приблизительно 50 лет достаточно для четырех царей Девятой династии, делая возможными 7, 12, 25 и 6 лет в качестве сроков их пребывания у власти, как я объясню позднее. 25 лет для Десятой династии – это число, которое не может увеличиться намного, ибо вся династия должна поместиться между фиксированной датой восхождения на престол Неб-хепет-ра Ментухотепа как царя всего Египта и известной войной между гераклеопольской (Девятой) и фиванской (Одиннадцатой) династиями.

Поэтому, как я уже сказал, считаю, что начало Девятой династии совпадало с началом Одиннадцатой династии. Дальше будет приведено более подробное доказательство, которое, полагаю, станет решающим для подтверждения данной точки зрения. Однако выше я показал, что падение Восьмой династии произошло спустя 1136 лет после восшествия на престол Менеса. Таким образом, Менес воцарился за 1136 + 160 = 1296 лет до начала Двенадцатой династии.

 

Древнеегипетский календарь

 

Прежде чем обсуждать дату начала Двенадцатой династии, давайте обратимся к крайне сложной проблеме египетского календаря. Здесь я случайно совершил еще одно открытие, не менее разрушительное для прежних подсчетов, чем реконструкция летописи. Позвольте мне объяснить его суть.

В летописи в нижней части каждой годовой ячейки имеется отдельное пространство, где записана величина подъема Нила в этот год. Когда ежегодный разлив достигал максимального уровня, то это, несомненно, считалось событием, которое следовало записывать в конце каждого года. Его добавляли в самом низу ежегодных записей. При этом в тех случаях, когда смерть одного царя и восхождение на престол следующего вынуждало разделять события одного года на две части, высота подъема Нила записывалась в конце второй части. Этот факт замечали и ранее, однако ему не придавали никакого значения.

В настоящее время коптский Новый год празднуется 10 сентября, однако торжества повторяются 26 и 27 сентября, когда, как ошибочно считалось, паводок достигал своего наивысшего уровня. Во время последнего праздника посланец, вернувшийся от нилометра, громко провозглашал: «Благой Нил Египта покинул нас». Следовательно, новый год начинался с падения уровня реки. При этом очевидно, что данные торжества не совпадают с реальными условиями, ибо самый высокий уровень разлива Нила отмечается в середине октября. Я попытаюсь доказать, что изначально Новый год праздновали сразу после того, как паводок достигал своего наивысшего уровня. Египтологи всегда предполагали, что некогда день Нового года отмечали в июле, когда наступал период наиболее бурного подъема уровня реки. Именно здесь и кроется ошибка, которая привела к полному непониманию проблемы календаря в целом.

Началу древнеегипетского года предшествовали пять эпагомен, то есть дополнительных дней. Пятый эпагоменальный день был кануном Нового года, как утверждается в договорах Хепджефи. Оставшиеся 360 дней были разделены на три сезона: ахет, перет и шему. Каждый сезон включал 4 месяца по 30 дней. Название первого сезона – ахет – означает, как обычно считается, «наводнение». Однако, по моему мнению, оно должно быть тождественно слову, означающему «расцветать», «расти» и тому подобное, ибо, как я сейчас покажу, на самом деле это время года охватывало период роста первых посевов после наводнения, то есть длилось с середины октября до середины февраля. Первый урожай в Верхнем Египте собирали как раз в середине февраля, и для создателей календаря это был очевидный момент окончания первого сезона.

Я уверен, что название второго сезона, перет (по-коптски Pro), не имеет ничего общего с идеей «выхождения» зерна, как это обычно считается. Оно может быть образовано от некоего слова, схожего со словом «урожай» и относящегося ко второму урожаю в году, или же может иметь другое значение. Все, кто жил среди египтян, знают, что крестьяне выходят на свои поля и селятся там во временных хижинах в течение этого второго сезона урожая. Для данного сельского населения это очень важное ежегодное событие, и вполне можно ожидать, что оно дало название времени года. В таком случае сезон перет, который должен был начинаться в середине февраля и продолжаться до середины июня, был временем исхода на поля для сбора второго урожая. Последний месяц этого сезона действительно был посвящен богине Рененутет, Госпоже урожая. Сбор этого второго урожая и подъем воды в Ниле были для создателей календаря подходящим моментом для окончания второго сезона.

Название третьего времени года, шему (по-коптски Sköm), по моему мнению, некогда означало либо «наводнение», либо «лето». Этот сезон длился с середины июня, когда начинается подъем Нила, до середины октября, когда разлив достигает своего максимального уровня и начинает спадать. Природный сезон продолжительностью четыре месяца длился, следовательно, с начала паводка до начала падения уровня воды. Вместе с двумя сезонами урожаев этот период делил год на три равные части.

Таким образом, календарь представлялся основанным на природных условиях жизни в Верхнем Египте, оказывавших влияние на сельское население. Это был крестьянский календарь. Каждый год заканчивался в октябре после достижения наивысшей точки разлива и начинался вполне естественно с падения уровня Нила, которое предвещало сеяние зерна. Это является осмыслением не понятого прежде факта, который решает проблему в целом.

Я считаю весьма вероятным, что древний коптский праздник Лилат эль-Нукта, то есть «Ночь Слезы», который отмечается в 11-й день месяца пайни (с 17 на 18 июня), некогда был связан с началом сезона шему, который заканчивался, соответственно, спустя четыре месяца, или 120 дней, то есть 15–16 октября. Этот праздник в древние времена также назывался

, «Ночь Слезы». Я считаю, что раздел под каждой годовой ячейкой в летописи, где записывалась высота подъема Нила, на самом деле представляет собой период добавленных пяти дней, с 15–16 по 20–21 октября. Иными словами, в эти дни объявляли об уровне подъема Нила, и это было последним событием года. Подтвердить эти сезонные даты помогает знаменитый Канопский декрет. Он был издан в 238 году до н. э. и провозглашал, что во избежание отставания календаря от времен года каждые четыре года к 365 дням должен добавляться еще один день (соответствующий дополнительному дню в нашем високосном году). Так случилось, что в 238 году до н. э. календарный год начался 17 октября. Таким образом, это было самое подходящее время для издания подобного декрета, поскольку первый день нового года находился более или менее на своем изначально правильном месте. Ученые мужи того времени, естественно, желали, чтобы он всегда оставался на своем месте, и поэтому добавляли дополнительный день каждые четыре года. Неоспорим и тот факт, что вскоре от этого плана отклонились, возможно из-за религиозного консерватизма.

Как я уже сказал, потеря одного дня каждые четыре года всегда заставляла календарь отставать от реальных сезонов, и к своему правильному месту он вновь возвращался только раз в 1460 лет. Благодаря нескольким очень важным и полезным диаграммам, опубликованным господином Э.Б. Нобелем в издании Historic Studies («Исторические исследования») под редакцией Питри, можно с первого взгляда увидеть даты, в которых сезоны этого календаря соответствовали реальным временам года. Мы обнаружим, что если, как я считаю, старый год заканчивался 15–16 октября, а новый начинался пятью днями позже, то есть 20–21 октября, то изначально празднование дня нового года должно было быть установлено в течение года или двух от 3400 года до н. э. Как показывают таблицы Нобела, тогда первый день первого месяца первого сезона (ахет) совпадал с 20–21 октября, когда уровень Нила понижался. Начало второго сезона (перет) приходилось на 17–18 февраля, сразу после сбора первого урожая. Начало третьего сезона (шему), или «наводнения», соответствовало 17–18 июня – дате, которая ныне отмечается как «Ночь Слезы», то есть ночь, во время которой волшебная слеза, вызывающая подъем воды, упала в Нил.

На обратной стороне Палермского камня между началом правления Неферхереса и концом царствования его предшественника имеется разделительная черта. По одну сторону от нее значится «9 месяцев и 28 дней», а по другую – «2 месяца и 7 дней». Вместе они составляют 365 дней. Такая же разделительная черта стоит между правлением Шепсескафа и его предшественника, и восстановление разрушенных чисел по обе стороны от нее, как заметил Борхардт, дает, с одной стороны, «4 месяца и 24 дня», а с другой – «7 месяцев и 11 дней», которые вместе опять-таки составляют 365 дней. Таким образом, становится ясно, что каждая годовая ячейка представляла собой один календарный год. Большую ее часть занимали события 360 дней, а меньший раздел внизу, где записывался уровень воды Нила, возможно, представлял период пяти добавленных дней. На лицевой стороне Палермского камня похожая разделительная линия имеется между правлениями Менеса и Атотиса. При этом данные со стороны Менеса составляют «6 месяцев и 7 дней», в то время как по другую сторону от черты стоит «4 месяца и 13 дней», что в сумме дает на 45 дней меньше календарного года из 365 дней.

Объяснение таково. Летопись представляет собой календарные анналы и начинается с момента установления календаря или, вернее, с правления царя, который его ввел. Этот календарь не существовал до Менеса, и поэтому важные события правлений Нар-мера, «Скорпиона» и других царей не были записаны. Менес правил 62 года 6 месяцев и 7 дней, то есть умер в 187-й день 63-го года своего правления. Однако этот 187-й день 63-го года его правления был одновременно 232-м днем календарного года, который он ввел, то есть на момент его смерти от календарного года оставалось еще 133 дня. Поэтому, поскольку годовые ячейки в этой летописи были календарными годами, а не годами, отсчитывавшимися с момента восхождения Менеса на трон, то осталось всего 133 дня (то есть 4 месяца и 13 дней), которые следовало записать в начале правления Атотиса.

Позвольте мне объяснить этот новый и чрезвычайно важный момент другим способом. Первое правление в этой летописи, то есть царствование Менеса, должно было быть записано полностью, то есть 62 года 6 месяцев и 7 дней. Однако далее каждый год каждого царствования действительно рассматривался как начавшийся в день нового года, то есть второй год каждого правления всегда начинался с первого дня нового года. Очевидно, Менес взошел на престол в момент, который был впоследствии вычислен по календарю, который он ввел в первые годы своего правления, как 45-й день календарного года. Таким образом, хотя он умер в 187-й день 63-го года своего царствования, на самом деле этот день являлся 232-м днем календарного года, который он ввел. Единственным способом, которым автор летописи мог показать, что годовые ячейки теперь представляют собой календарные годы, было начать царствование Атотиса с 4 месяцев и 13 дней, оставшихся от календарного года, и таким образом привести каждый последующий год этого и дальнейших правлений к началу со дня нового года по календарю.

Полагаю, этот факт достаточно ясно свидетельствует, что календарь был введен в царствование Менеса. В действительности существует и другое доказательство, представляющее его основателем календаря. В эдфусском предании, о котором я уже рассказывал, упоминается событие 363-го года эпохи. Эта эпоха называется Эрой

. Следовательно, это должно было быть имя, имеющее отношение к Менесу. С другой стороны, месяц месори – первый месяц года в древности – был посвящен тому самому

, то есть Менесу, который, несомненно, считался тем человеком, кто ввел месяцы. Давайте теперь обратимся к таблицам господина Нобела. Если календарь был введен, когда день нового года соответствовал современному дню нового года у коптов (10 сентября), то таблицы покажут, что это событие должно было произойти к 3220 году до н. э. (или на 1460 лет ранее). Однако, если он был введен, как я только что предложил, когда день нового года совпадал с 20–21 октября, то есть сразу после того, как паводок достигал своего максимального уровня, то это должно было случиться около 3400 года до н. э. (или на 1460 лет раньше).

Теперь я постараюсь доказать, что Менес взошел на трон примерно за семь лет до 3400 года до н. э. и что календарь был введен как раз во время этих семи лет после его воцарения, когда новый год начинался сразу после того, как Нил достигал наивысшего подъема в середине октября. Однако сначала позвольте мне опровергнуть полностью ошибочную идею, что в этом календаре часто упоминаемый «восход Сириуса» был изначально связан с днем нового года. Из-за этой ошибки египтологи столь сильно ошибались в датах.

 

Восходы Сириуса

 

Цензорин, писавший в 238 году н. э., утверждает, что в его времена первым днем года был первый день месяца, который тогда назывался тот (то есть в тот период это был первый месяц сезона ахет), и что он соответствовал 7-му дню июльских календ. Он сообщает, что за сотню лет до этого (в 139 году н. э.) первый день месяца тот был днем нового года и что в этот день, который соответствовал 12-му дню августовских календ, произошел восход Сириуса. Александрийский математик Теон называет предшествующий цикл, связанный с восходом Сириуса, «эпохой Менофреоса».

Под этим «восходом Сириуса» следует понимать появление на рассвете на восточном горизонте Пёсьей звезды (Сириуса, или Сотис) после того, как она некоторое время оставалась невидимой. Если ее восход совпадал с первым днем месяца тот, то есть с началом нового года в 139 году н. э., то, как показывают таблицы Нобела, он должен был совпасть с таким же днем и в 1317 году до н. э. (то есть 1456 годами ранее), а в том году соответствующим днем месяца было 6 июля. Имя Менофреос, возможно, относится к Рамсесу I, чье тронное имя было Мен-пех(ти) – ра. Он взошел на престол как раз около 1317 года до н. э. (Брэстед датирует это событие 1315 годом до н. э.). Предыдущий цикл по астрономическим причинам, которые объясняет Нобел, составил не 1456, а 1458 лет, и поэтому восход Сириуса приходился на первый день месяца тот в 2775 году до н. э. Однако, как я объясню далее, первым месяцем года тогда был не тот, а месори (позднее так стал называться последний месяц сезона шему). Изменение календаря произошло во времена гиксосов. Следовательно, восход Сириуса приходился на день нового года, считавшегося первым днем месяца месори, и в 2895 году до н. э. выпадал на 22 июня. Можно считать это началом цикла Сириуса, предшествующего циклу Менофреоса. Более ранний цикл начался в 4355 году до н. э., когда восход Сириуса мог совпасть с первым днем месяца месори, то есть с 10 июня, ибо в данном случае цикл составлял ровно 1460 лет.

Так календарный год, лишавшийся ежегодно 0,24224 дня, полностью менял сезоны и возвращался в свое изначальное положение раз в 1508 лет, хотя восход Сириуса циклически повторялся примерно через каждые 1460 лет. Поэтому циклы Сириуса обычно считаются равными 1460 годам, хотя, как я показал выше, в действительности их продолжительность варьирует. Было подсчитано, что эти циклы соответствовали календарному дню нового года в 139 году н. э., 1321 году до н. э., 2781 году до н. э. и 4241 году до н. э. Некоторые египтологи считают 4241 год до н. э. датой введения календаря. Однако на самом деле это неверно. Во-первых, эта дата появляется, если не принимать в расчет изменение календаря с «года месяца месори» на «год месяца тот». Во-вторых, забыли о разнице в продолжительности циклов периодов Сириуса. В-третьих, как я доказал, начало календарного года некогда приходилось на октябрь, а не на июнь-июль. Египтологи считали, что первый день первого месяца сезона ахет, то есть день нового года по календарю, совпадал с периодом поднятия воды в Ниле. Исходя из этой ошибочной предпосылки, они приводили доводы в пользу того, что введение календаря должно было произойти в то время, когда разлив Нила и одновременное с ним появление Сириуса совпали с началом сезона ахет. Так случилось в 139 году н. э., когда оно пришлось на 17 июля – время быстрого подъема уровня воды в Ниле. То же самое произошло в 1317 году до н. э., когда это было 6 июля – в период, когда вода только начинает стремительно прибывать. Конечно, восходы Сириуса упоминаются и ранее, но даты, соответствующие им по календарным расчетам, не связаны с каким-либо известным циклом. Другими словами, восход Сириуса не имел никакого отношения к календарному дню нового года, и у нас нет ничего определенного, чтобы установить, когда именно начались наблюдения за Сириусом. Цикл начался в 4241 году до н. э. или, как должен был, в 4355 году до н. э., то есть в тот год восход Сириуса, тогда пришедшийся на 10 июня, вероятно, соответствовал первому дню первого месяца календарного года, если бы календарь был в ходу. Однако я докажу, что календаря тогда не было, и поэтому эта дата с исторической точки зрения ничего не значит.

Можно сказать только, что в некий неизвестный момент древние астрономы совершили открытие, согласно которому восход Сириуса являлся прекрасной точкой отсчета для регулирования года. Они поняли, что календарь постоянно отстает от настоящего года, связанного с солнцем и Нилом, из-за потери одного дня каждые четыре года, и поэтому стали праздновать восход Сириуса в качестве дня начала года, не обращая внимания, на какой день официального календаря ему случилось выпасть. Они начали называть звезду Сотис «владыкой начала года, который дает Нилу подниматься в свой сезон» (Филэ) и т. д. Они имели дело с двумя системами счисления – годом Сириуса и календарным годом – и, конечно, замечали, в какой день календарного года случалось начаться году Сириуса. Неизвестно, когда именно они начали так делать, хотя, думаю, теперь я могу сделать правдоподобное предположение. Я уже говорил, что календарь, возможно, был введен около 3400 года до н. э., когда день начала года мог приходиться на 20–21 октября, непосредственно после достижения максимального уровня Нила. Как я указал, весьма возможно, что праздник, который в древности именовали «Ночью слезы» и до сих пор называют «Лилат эль-Нукта» (что переводится так же), отмечаемый в настоящее время 17–18 июня, дает нам момент начала сезона шему, то есть сезона наводнения. Однако в 3400 году до н. э. восход Сириуса действительно приходился на 17–18 июня. Поэтому весьма возможно, что люди, учредившие календарь и начинавшие отсчет года с 20–21 октября, также установили начало сезона шему, то есть «наводнения», 17–18 июня в соответствии с восходом в этот день Сириуса, который совпал с первым поднятием уровня Нила. Позднее, когда календарный год стал отставать и восход Сириуса смещался назад, эта дата – 17 июня – утратила свое прежнее значение и стала праздноваться, как и ныне, только в качестве традиционной даты подъема Нила. По крайней мере, такое объяснение возможно.

Иными словами, создатели календаря, кажется, действительно использовали восход Сириуса в качестве момента, с которого начинался третий сезон года шему (17–18 июня). Если это было так, то данный факт подтверждает мои доводы в пользу того, что календарь был введен в 3400 году до н. э., когда восход Сириуса действительно пришелся на 17–18 июня. Однако нам неизвестно, когда восход Сириуса стал считаться днем начала года или когда его совпадение с первым днем первого сезона ахет стали рассматривать как начало цикла.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!