I династия, 5. усафаи: уди хесапти1



Годы до н. э

 

Как я уже сказал, царица Хеннейт умерла в возрасте около 70 лет. Поскольку новый фараон правил 40 лет, он едва ли был ее сыном, ведь девушек в Египте выдавали замуж в возрасте 12 или 14 лет. Следовательно, если бы он приходился царице сыном, то к моменту ее смерти ему должно было бы исполниться 50 или 55 лет, и дожить в таком случае он должен был бы до 90 или 95 лет, что слишком долго. Гораздо вероятнее, что новый царь был ее внуком.

Эта версия согласуется с известными фактами, и в первую очередь с открытиями профессора Питри, который доказал, что новый фараон похоронил царицу Хеннейт. Его имя встречается на множестве фрагментов, обнаруженных в ее гробнице, а значит, он был ее близким родственником. Кроме того, на Палермском камне все еще можно разглядеть остатки надписи над новым правлением, в которой сказано, что фараон был сыном женщины, чье имя заканчивалось на …реет. Следовательно, он не был сыном Хеннейт. Тот факт, что Манефон не говорит здесь о начале новой династии, доказывает, что царь был как-то связан с прежней династией Менеса. При этом следует отметить, что во время других царствований, описанных в летописи, каждый второй год отмечался праздник «служения ладье Сокола», в то время как в период правления нового фараона он не упоминается. Похоже, царь не был по происхождению «Соколом». Саккарский список, имеющий предубеждение против верхнеегипетских царей, не упоминает его имени, так же как и имен предыдущих царей той же династии. Это доказывает, что Уди не был царевичем из династии Биа (царей-Ос). В таком случае он, возможно, происходил из династии правителей «народа Сета». При этом, как я сейчас объясню, он был явно связан с царством Осы, а его сын Миэби стал первым царем данной династии, упомянутым в Саккарском списке. Представляется, что последний заключил брак с царевной Дельты, которая была наследницей прежних царей-Ос. Благодаря ее правам на престол он стал первым законным царем-Осой Нижнего Египта с момента объединения страны.

Как Сокол Тиниса и Дважды Господин царь носил имя Хесапти, которое Манефон передал как Усафаи(с). При этом фараон принял еще один титул, вместе с которым использовалось то же имя. Первым из царей он стал величать себя знаменитым впоследствии титулом Инси-Биа, «Тростник и Оса». Как мы помним, Инси , или Тростник, являлся древним титулом царей Ихнасии (Гераклеополя), а Биа,  или Оса, был титулом царей Саиса в Дельте. Прежние цари из династии Менеса носили корону Инси и корону Биа, но, насколько мы знаем, никогда не использовали титул Биа .

Что касается титула Инси, то известен единственный пример его использования. Он упоминается на Палермском камне на седьмом году правления преемника Мени Атоти. Теперь же новый фараон величает себя и Тростником, и Осой. Очевидно, каждый царь, правивший после него, поступал таким же образом. В качестве царя-Сокола Иераконполя он принял имя Уди, «Разрушитель», которое иногда неверно читают как Ден.

Для изучения периода его царствования имеется немало источников. Мы располагаем не только краткими сведениями о 13 годах из его правления на фрагменте летописи, известном как Палермский камень, но и несколькими небольшими ярлыками из слоновой кости, найденными в его гробнице в Тинисе, на каждом из которых записаны важнейшие события одного года его владычества. Согласно моей реконструкции, на Палермском камне записаны с 21-го по 34-й годы его правления.

В ячейке, соответствующей 22-му году, упоминается «побивание онтиу, или интиу», то есть кочевых племен Восточной пустыни, которые, вероятно, некогда были родственны народу Она (Гелиополя). На одном из ярлыков из слоновой кости изображено то же событие. Царь, названный здесь «Соколом Уди», показан наносящим удар по голове «жителю Востока» – длинноволосому и бородатому племенному вождю-азиату. Интересно то, что на голове у царя «капюшон», а на лбу – кобра, которая впоследствии станет символом царской власти. Это первый известный пример, когда кобра появляется как часть головного убора. Полагаю, это была часть регалий древних царей Биа, возможно связанная с их властью царей Буто, древнего города богини-кобры. Этот знак может иметь ливийское происхождение, поскольку некие ливийские вожди, плененные во времена Пятой династии, носили его на лбу.

В 23-й годовой ячейке сообщается, что царь отпраздновал свой юбилей. Об этом же событии рассказывает один из ярлыков. Юбилей, или праздник Сед, похоже, отмечался на тридцатый год после того, как царевича провозглашали будущим фараоном и он занимал определенное место в управлении страной. Следовательно, в случае царя Уди этот юбилей означал, что он стал наследником престола на 18-м году правления прежней царицы. На 23-м году он также провел церемонию, которую анналы описывают как «явление Инси и явление Биа» и которая могла представлять собой что-то вроде отмечания годовщины коронации. В 26, 27 и 28-м годах летопись описывает планирование и строительство нового дворца, названного «Престолы Богов», а также устройство рядом с ним озера, где прошла охота на гиппопотама. Сказано, что церемония размечания земли для главных ворот этого дворца проводилась под покровительством богини истории и исторических документов Сефхет. Эта богиня могла быть особым образом связана с «народом Сета», поскольку иногда ее называли «Матерью Сокола [из] Нуби». Похоже, что годы правления между 23-м и 28-м были важным периодом, включающим отмечание годовщины коронации и царского праздника юбилея, а также строительство нового дворца. Как я скоро покажу, вероятно, вскоре после этого преемник фараона по имени Миэби разделил с ним престол.

На 29-м году царствования некая важная церемония произошла в храме бога Херишефа (Харсафеса) в Ихнасии (Гераклеополе). В 30-й годовой ячейке мы читаем о «разбивании» города Урка, который не удалось идентифицировать. На 31-м году царь провел праздник в честь Седа – бога тридцатилетнего юбилея. В 32-й годовой ячейке имеется запись о «первом случае искания [буквально «бега за»] Аписом». Апис был священным быком Мемфиса. Когда он умирал, посланцы отправлялись на поиски другого быка, которого благодаря определенным отметинам могли избрать его преемником.

На другом ярлыке из слоновой кости, обнаруженном в царской гробнице, фараон изображен в знаменитом головном уборе, соединяющем белую корону Инси, царя-Тростника, и красную корону Биа, царя-Осы. Он показан с боевым топором и булавой в руках исполняющим нечто вроде военного танца. Надпись гласит о «разбивании» города, чье название невозможно прочесть. Это мог быть тот же самый Урк, упомянутый в летописи. Также здесь есть запись о захвате царем ливийских поселений. Речь идет о совершав-тттих набеги племенах Западной пустыни, которые жили недалеко от Саиса. Упоминается на ярлыке и вельможа Хемака, который был казначеем Биа (Царства Осы), а также город Ихнасия. Имя Хемака было обнаружено на множестве оттисков печатей на сосудах с вином в царской гробнице. Похоже, он был очень важным человеком – по сути, наместником царя в Нижнем Египте.

Итак, здесь мы снова имеем указание на особую связь этого фараона с царством Дельты. Частое упоминание Биа  едва ли может быть случайностью, учитывая тот факт, что его сын (?) и преемник Миэби стал первым, кого Саккар-ский список признал настоящим царем-Биа Нижнего Египта. Объяснение этому факту может быть таким. Хотя Уди был потомком верхнеегипетских правителей и жители Нижнего Египта не принимали его как законного владыку по праву крови, его супруга была представительницей династии северных царей. Поэтому их сын Миэби был принят жителями Дельты в качестве первого фараона со времен объединения, являвшегося потомком их древнего царского рода.

Чтобы угодить населению севера, фараон, как я сказал выше, видимо, разделил трон со своим сыном Миэби. Правление такого рода, начавшееся, скажем, на 29-м году правления Усафаи, должно было означать, что Миэби царствовал вместе со своим отцом в течение 13 лет. Этот факт объясняет, как получается, что, согласно летописи, он был у власти 13 лет, в то время как Манефон приписывает ему 26 лет. Несомненно, летопись повествует только о 13 годах его единоличного правления, в то время как Манефон учитывает и 13 лет его совместного царствования с отцом. Совместные правления подобного рода были обычными при Двенадцатой династии, поэтому неудивительно, что во времена Первой династии существовал прецедент для этого. Более того, на подобное совместное правление явно указывает (если не доказывает) тот факт, что на двух или трех фрагментах из гробницы Миэби имена обоих фараонов – Усафаи и Миэби – написаны рядом. В одном случае два царских сокола, сидящие на штандартах, изображены в центре между этими именами, и при этом каждое имя сопровождается титулом Инси-Биа, или Тростник и Оса.

Осталось упомянуть еще об одном факте. Имя молодого царя Миэби, который разделил трон со своим отцом, означало, как я доказал в первой главе, «Любимый Землей Нижнего Египта». Таким образом, возможный ход событий становится понятным. Старого царя Усафаи тревожит недовольство его северных подданных. Чтобы их успокоить, он делает своего сына Миэби своим соправителем. Миэби является первым отпрыском царского рода, в чьих жилах течет кровь северной династии, поскольку его матерью была нижнеегипетская царевна. Таким образом, приверженцы северной династии были удовлетворены и впервые, как доказывает Саккарский список, признали правителя из рода Мени своим законным царем.

Когда старый Усафаи умер, его похоронили в царском некрополе рядом с Тинисом в гробнице, значительно превышающей по размеру усыпальницы его предшественников. В огромную, выложенную кирпичом яму ведет длинная внушительная лестница. Дно углубления было выложено гранитными блоками. На этом каменном полу находилась деревянная конструкция, не касавшаяся стен ямы, в которой покоилось тело царя. Гробница имела деревянную крышу, над которой был насыпан песчаный холм. На вершине холма или рядом с ним находилась стела с царским именем Сокола. Вокруг царской гробницы были выкопаны 137 могил, где погребены его придворные. В усыпальнице Питри обнаружил множество фрагментов сосудов, ярлыки, ларцы и другие предметы. Среди прочего был найден фрагмент крышки ларца, на котором аккуратно было выписано «золотая печать суда» и царское имя Сокола. Различные предметы того времени демонстрируют высокое мастерство ремесленников. Этот период был также эпохой расцвета знаний, что доказывают частые упоминания правления этого фараона в поздних папирусах религиозного и научного содержания. Например, в папирусе Эберса упоминается о медицинском рецепте, обнаруженном в книге, которая была спрятана во времена этого фараона под ногами статуи Анубиса. В заголовке к краткой версии главы 64 Книги мертвых говорится, что текст главы был найден в основании храма при этом же царе.

 

I династия, 6. Миэби: Оджиб Мерби[37]

Годы до н. э

 

Когда Усафаи сделал сына своим соправителем, он дал ему имя Мерби, что означает «Возлюбленный Нижним Египтом», которое Манефон передал как Миэби(с). Это было его имя в качестве Инси-Биа, то есть Тростника и Осы и, вероятно, в качестве Дважды Господина. Это же имя он носил как царь Тиниса, и под ним он назван в Абидосском списке. Однако в качестве Сокола Иераконполя он носил имя Оджиб, «Отважный сердцем» (иногда его читают как Асаб или Ансаб), которое появляется рядом с другим в надписях из его гробницы. Как я уже сказал, Миэби стал первым царем Саккарского списка, то есть первым царем со времен объединения страны, которого жители Нижнего Египта признали законным преемником их правителей до-фараоновского периода. Однако даже в этом случае не похоже, чтобы его 13-летнее царствование было слишком удачным. Гробница в царском некрополе близ Тиниса не идет ни в какое сравнение с усыпальницами других фараонов этой династии, а могилы придворных вокруг нее отнюдь не столь многочисленны, да и устроены в значительно более простой манере. Я представляю себе Миэби как слабого правителя, возведенного на престол только для того, чтобы угодить жителям Нижнего Египта. Как мы увидим в следующем разделе, реальная власть при нем, возможно, находилась в руках царевича, который стал его преемником.

 

I династия, 7. Семемпсе: Мерхет Шемемсу[38]

Годы до н. э

 

Возможно, новый фараон Семемпсе стал соправителем Миэби, поскольку Манефон утверждает, что он правил 18 лет, в то время как на Каирском фрагменте летописи его царствование, записанное целиком, длилось всего 9 лет и часть года. Семемпсе не был сыном или братом Миэби, поскольку Саккарский список не упоминает его имени, а это означает, что он не был потомком нижнеегипетской династии. Со всей определенностью можно сказать, что он был царем-Соколом, потому что церемония «Служения Ладье Сокола», которая не проводилась во времена Усафаи, теперь вновь стала проходить каждый второй год, что доказывают записи на Каирском фрагменте. Сохранились и его титулы, при этом следует отметить, что титул нуби  не упоминается, а следовательно, царь не был правителем «народа Сета». Нам известно имя его матери Бетирсет[39],  однако это не помогает прояснить его происхождение.

Возможно, он был внуком последнего представителя древнего рода царей-Соколов Кенкена, и его воцарение могло означать еще и новую стадию войны между Соколом и Сетом, когда цари-Соколы вновь были у власти. Похоже, он был весьма рад избавиться от Миэби, ибо мы обнаруживаем, что он стер имя этого царя в нескольких надписях на сосудах. В качестве Сокола Тиниса, Тростника и Осы и Господина Коршуна и Кобры этот фараон носил имя Шем-су или (что более вероятно) Шемемсу, которое Манефон передал как Семемпсе(с). В качестве Сокола Иераконполя его звали Мерхет, что означало «Коронованный собранием». Это имя показывает, что он взошел на трон с одобрения народа, не являясь законным наследником.

У нас есть важное доказательство, что в тот период Египет начал ощущать свою силу. Далеко в Синайской пустыне в Вади-Магхара на скале высоко над долиной были найдены тщательно выполненные изображения царя. Дважды он показан в белой короне Верхней земли и один раз в красной короне Дельты. Он изображен наносящим удар вождю кочевников. Позади царя стоит «командующий армией». Благодаря ему фараон добился успеха в этой отдаленной пустынной местности и получил контроль над горами, где находились знаменитые медные рудники, которые египтяне столь активно разрабатывали позднее. Манефон сообщает, что во времена правления этого фараона Египет поразил ужасный мор, однако нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. Возможно, эти сведения связаны с неправильным прочтением царского имени Сокола Мерхет как Семерхет, что могло значить «Вызывающий болезнь в теле». Записи о его правлении на Каирском фрагменте летописи слишком сильно разрушены, чтобы снабдить нас информацией. Однако мы все же можем прочесть, что он праздновал «Служения Ладье Сокола» каждый второй год и что на третьем году царствования отмечался праздник Рождения Анубиса. Когда фараон умер, его погребли рядом с предками в царском некрополе Тиниса. Гробница представляла собой выложенную кирпичом яму довольно большого размера, куда вел наклонный коридор. Дно было выложено бревнами, на которые была поставлена внутренняя деревянная погребальная камера. Вокруг гробницы было найдено около 72 могил, расположенных в два ряда. Над усыпальницей стояла царская стела, которая в настоящее время хранится в Каирском музее.

 

I династия, 8. Биэнт или Биэнех: Беху Бинедж[40]

Годы до н. э

 

Восьмого, и последнего, фараона манефоновской Первой династии звали Биэнт(ес) или Биэнех(ес), и это имя происходит от царского имени «Дважды Господина» Бинедж или Бинес. Я считаю, что его имя Сокола читалось как Беху, хотя обычно его читают как Каа. Саккарский список признает его законным правителем Верхнего и Нижнего Египта, хотя предыдущего фараона составители таковым не считали. Следовательно, мы можем предположить, что он был сыном Миэби, которому помешал взойти на трон узурпатор Се-мемпсе. Правление нового царя длилось 28 лет, и династия угасла с его смертью. Он был похоронен рядом со своими предками в царском некрополе Тиниса. Его гробница во многом напоминает усыпальницы его предшественников: выложенная кирпичом яма, в которой построили деревянную погребальную камеру. Вокруг нее было найдено всего 24 могилы, то есть значительно меньше, чем ранее. Это наводит на мысль, что он обладал не слишком большой властью. Тем не менее похоже, что династия угасла скорее из-за отсутствия наследника, чем вследствие какого-то несчастья, хотя египтяне, которые всегда были склонны к интригам и восстаниям и готовы воспользоваться слабостью правительства, могли в данном случае (как и во многих других) проявить свои национальные черты и потребовать нового фараона и новую династию. И все же этого царя почитали позднее, и спустя пять столетий после его смерти существовали жрецы, служившие в посвященном его духу храме.

Борьба между «сторонниками Сета» и «приверженцами Сокола» продолжалась, и мы увидим, что она снова стала еще более жестокой спустя несколько лет.

 

 

Глава 4


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!