Первая династия 3407–3144 годы до н. э



 

I династия, 1. Менес (Аха Мени)

Годы до н. э

 

Великий Менес (или Мени, как звучит его имя, если отбросить ненужное греческое окончание – с) был довольно юн, когда умер Нармер. Это следует из того факта, что он занимал трон в течение 62 лет. Такое долгое правление предполагает, что на момент смерти Нармера Менесу не могло быть больше пятнадцати лет. По праву своего рождения он, прежде всего, был царем-Соколом Тиниса и Не-хена и представителем династии, которая стала преемницей древней династии Нехена. В качестве царя-Сокола более древней династии он принял имя Аха, то есть «Боец», под которым его знали на юге.

Мы помним, что Нижний Египет был завоеван его отцом (?) Нармером. Однако, хотя новый правитель и соединил белую корону Гераклеополя (древнего города Ихнасии) с красной короной Саиса, не похоже, чтобы он использовал царский титул Биа, то есть Оса, связанный с этим государством. Можно предположить, что для населения Дельты он оставался всего лишь «Соколом» и сыном старого «Сокола», который покорил их и правил ими издалека. Иными словами, Мени не был законным царем Нижнего Египта по праву рождения, а египтяне всегда были приверженцами законности. На самом деле побежденный правитель Биа мог быть еще жив и пребывать в изгнании или же мог иметь наследника. Как мы увидим ниже, законная наследница его престола была жива и через три поколения после завоевания.

Мени женился (возможно, вскоре после восшествия на престол) на Нейтхотеп. Ее имя означало «Умиротворение, или Удовлетворение богини Нейт». Нейт являлась богиней-покровительницей Саиса – столицы царства Биа. Поэтому Нейтхотеп обычно считают нижнеегипетской царевной. Однако я бы рискнул предположить, что она скорее была царевной «племен Сета» и дочерью правителя Нуби (то есть Омбоса, верхнеегипетской столицы этого народа), поскольку ее похоронили в пустыне рядом с этим городом. Как уже было сказано, между этими племенами, Ливией и Нижним Египтом существовали определенные связи, и богиню Нейт могли знать на юге, в Нуби, поскольку здесь был найден ее символ. Страбон рассказывал, что Минерву, которую отождествляли с Нейт, почитали в Эсне, то есть еще дальше к югу. На египетских памятниках и Нейт, и Сета изображают обучающими фараонов стрельбе из лука. Эсну называли «Домом Нейт в Землях Юга», а богиню иногда величали «Госпожой Элефантины». Нейт считалась женским дополнением Херишефа, бога Ихнасии (Гераклеополя). В соседнем районе – в Фаюмском оазисе – жили «племена Сета». Одним из священных животных бога Сета был крокодил. «Тексты пирамид» называют бога-крокодила Себека сыном Нейт. Нейтхотеп носила титул маа (обычно читается как сема), который означал «объединительница» или «прародительница». Он был расширен и превратился в титул «Соединившая Обоих Владык» или «Породившая Обоих Владык». Египетские царицы носили древний титул Маа Хур Сет, который означал «Объединившая (или породившая) „народ Соколов“ и „народ Сета“». Этот факт опять-таки связывает Нейтхотеп с почитателями Сета. В одной надписи имя царицы выписано следующим образом. Знак хетеп находится внутри обычной «рамки сокола», в то время как знак Нейт – над ней. Именно так в других случаях выписываются знаки Сокола и Сета. «Рамка сокола» обычно являлась верхнеегипетской эмблемой, поэтому такое упоминание Нейт связывает ее с Югом. Существует возможность, что «племенами Сета» управляли царицы, поскольку в Туринском папирусе среди властителей, предшествовавших Менесу, упоминаются «семь правительниц», а согласно мифу о войне между Сетом и Хором, первый бог был связан с царицей юга по имени Асо. Поэтому Нейтхотеп, на которой женился Мени, могла быть наследницей правящего рода «народа Сета».

Впоследствии Менес принял новый титул «Господин Коршуна и Кобры», который в египетском языке иногда называли более коротко Небти, «Дважды Господин»[33].

Кобра представляла богиню Уаджет, покровительницу древнейшей столицы Нижнего Египта Буто. Обычно считается, что в этом титуле коршун представляет богиню Нехбет в ее качестве покровительницы Нехена (Иераконполя), древней столицы царей-Соколов. Таким образом, титул означал, что царь был господином древних царств Сокола и Осы. Однако, мне кажется, он скорее означал господство над двумя коренными народами – народом Буто на севере и «народом Сета» на юге. Мои доказательства таковы.

Как я уже говорил, профессор Ньюберри доказал, что животное Сета весьма напоминает дикую свинью. Плутарх утверждает, что ежегодно в жертву Сету приносили свинью. Настоящим местом почитания богини-коршуна Нехбет был город Нехеб (современный Эль-Каб), который находится на восточном берегу Нила напротив столицы царя-Сокола Нехена (Иераконполя). Вероятно, этот город изначально принадлежал «народу Сета», поскольку возможный «титул Сета» царя Шера был обнаружен на скале в районе Эль-Каба, как будто это был титул, под которым его знали в данной области. К тому же Геродот утверждает, что мясо свиньи приносили в жертву богине Селене, которая отождествлялась с богиней Нехбет. В гробнице Ренни в Эль-Кабе упоминается о 1500 свиньях, которыми владел этот человек. Таким образом, все это может служить подтверждением того факта, что богиня Нехбет имела какое-то отношение к «народу Сета». Гораполлон утверждает, что египтяне изображали богиню Афину (то есть Нейт) в виде коршуна, а связь между Нейт и Сетом мы уже рассматривали. Я предполагаю, что этим народом могли управлять царицы. Мы также видели, что титул цариц был связан с Сетом. Коршун определенно являлся символом царицы, поскольку она носила головной убор, его изображающий. К тому же иероглиф, изображающий коршуна, означал понятие «материнство». Иначе этот факт объяснить невозможно. Таким образом, изначально коршун мог быть символом правительниц «народа Сета», и Мени принял титул, связанный с ним, после женитьбы на царевне этого народа, которую звали Нейтхотеп.

Вместе с этим титулом он получил и свое имя Мени,  «Упрочившийся». Оно использовалось и в качестве имени тинитского царя-Сокола, поскольку писалось рядом с его именем Сокола Аха. Через три тысячи лет Манефон, который всегда использовал для описания этих ранних царей имя Небти, превратит Мени в Менеса. Когда говорят об этом царе, его обычно величают именно так.

Жители Верхнего Египта считали Аха Мени первым законным правителем объединенных Верхнего и Нижнего Египта. Манефон называет его основателем Первой династии царей и именует его непосредственных предшественников просто «десятью царями Тина». В Абидосском списке (Абидос и Тин, или Тинис, находились рядом), как и в Туринском папирусе, он опять же появляется как первый законный правитель всего Египта. Однако жители Дельты не считали его законным повелителем по праву крови. Саккарский список, составленный историком, который явно выражал нижнеегипетскую точку зрения, не упоминает ни Мени, ни его ближайших преемников в качестве законных правителей объединенного Египта. Следует помнить, что на памятниках своего времени Мени никогда не носит титул Биа, как, впрочем, и Инси. Он назван просто «Соколом» или же «Дважды Господином».

Однако, хотя вслед за Манефоном мы и говорим о Ме-несе как о первом царе Первой династии, свидетельства, которые я постарался упорядочить и интерпретировать, доказывают, что в действительности он был примерно пятидесятым по счету царем-Соколом. Следовательно, читатели, обладающие некими познаниями в египетской истории, должны выбросить из головы обычное представление о том, что история началась с Мени и Первой династии и что предшествующие цари были «доисторическими» или же «додинастическими» и правили в смутное время, которое иногда называют «Нулевой династией». Реконструкция летописи на Палермском камне, а также исследование доступных источников изменило это отношение. Для тех времен не слишком подходит даже понятие «архаические», поскольку оно предполагает первобытные условия, которые известные факты опровергают. Мени был правителем страны, цивилизация которой насчитывала почти две тысячи лет истории. Он появился на фоне записанной и подтвержденной истории, которая уходила корнями в неясное далекое прошлое. В своих собственных глазах он был продуктом древней цивилизации. Время от времени Мени должен был вступать в контакт с другими народами, находившимися на том же уровне культурного развития и имевшими столь же древнюю историю, например с царями Киша и Урука, чьи имена известны до 5000 года до н. э.

Слово «фараон» является еврейской формой египетского выражения «пер-аа» (коптское «перо»), что означало «Большой дом» в смысле «великий владелец-наследник». Слово пер часто использовалось для обозначения владения или собственности, которая могла передаваться по наследству. В матриархальном Египте жену называли небет-пер,  «Госпожа (или владычица) дома или семейной собственности». И хотя доказательств, что этот царский титул использовался уже в те далекие времена, нет, тот факт, что впоследствии им именовали правителя объединенного Верхнего и Нижнего Египта, возможно, служит оправданием тому, что мы называем Мени и его преемников «фараонами», а правителей до него «царями дофараоновского периода». Можно говорить о царях, правивших до объединения страны, и о фараонах, правивших после него. Однако мы больше не должны считать столетия до воцарения Мени «доисторическими» или «додинастическими» или же как-то отличающимися от веков, миновавших после него, кроме того факта, что произошедшее объединение двух государств вызвало изменение – удвоение и утроение богатства и власти самого правителя.

Согласно египетской традиции, Мени стал основателем великой столицы, располагавшейся на западном берегу Нила в нескольких милях к югу от Каира. Она была названа Меннефер, то есть «Хорошо устроенная». Это название греки превратили в «Мемфис». Также город был известен как Белые стены. Возможно, изначально так называлась находившаяся некогда на этом месте или же рядом с ним крепость, где правили цари Инси. Возможно, название Меннефер стало использоваться гораздо позднее. Известно, что Мени основал храм Птаха, египетского Вулкана, который был искусным ремесленником и гончаром богов. Верховный жрец Птаха на протяжении египетской истории носил титул великого мастера-гончара. Диодор упоминает предание, согласно которому Мени научил людей почитать богов, а также «украшать свои ложа и столы богатыми тканями и покрывалами». Менес «был первым, кто ввел изысканный и роскошный стиль жизни». Те немногие свидетельства, что дошли до нас от цивилизации времен правления Мени, доказывают, что ремесла тогда достигли высокого уровня. Мы можем представить себе новую столицу как величественный красивый город с домами, построенными из кирпича и выкрашенными в белый цвет. Их крыши поддерживали богато раскрашенные изящные деревянные колонны, а в комнатах стояли стулья, столы и ложа прекрасной работы. Город находился среди многочисленных полей и рощ на небольшом расстоянии от Нила. За ним простирались песчаные возвышенности Западной пустыни. На горизонте тянулась линия невысоких холмов, за которыми каждый вечер скрывалось заходящее солнце. Перед городом вдоль реки шла узкая полоса возделываемой земли. За ней опять простиралась пустыня, приводящая к ряду белых известняковых скал, где солнце восходило каждое утро. В нескольких милях к северу начиналась область Нижнего Египта. Территория расширялась, ее занимали обширные поля Дельты, через которые к морю текли воды Нила, разделенные на семь рукавов. Отсюда приходил часто упоминаемый в египетских источниках «приятный северный ветерок», который приносил в город средиземноморскую прохладу. К югу тянулась узкая цветущая нильская долина, окруженная с обеих сторон пустынями. Положение города было стратегически важным: он находился в центре между Верхним и Нижним Египтом. Здесь был прекрасный климат: зимой постоянно светило солнце, но было прохладно и свежо, а летом было довольно жарко. Геродот рассказывает, что жрецы поведали ему, будто Мени возвел рядом с городом большую дамбу, дабы отводить воды ежегодного разлива, которые в конце лета и осени затопляли поля. Таким образом, месту, где стоял город, не угрожало наводнение, и его территория могла расширяться.

Если обратить внимание на семью Мени, то два или три момента представляются любопытными. Я предполагаю, что царица Нейтхотеп со временем могла переселиться в Нуби – город своих предков, поскольку она велела построить свою гробницу рядом с ним. Когда она умерла, ее похоронили именно здесь, в пустыне близ города, рядом с современной деревней Нагада. Ее гробница представляет собой большое сооружение из кирпича с подземными коридорами и помещениями. В ней было найдено множество предметов с именами царицы и ее мужа Аха (Мени).

На Каирском фрагменте матерью следующего фараона названа наложница Хепет. Возможно, Нейтхотеп не смогла родить фараону сына и впала в немилость. Царицу отправили в ее владения в Нуби (Омбос), в то время как дама из его гарема по имени Хепет добилась расположения правителя. Однако объяснение подобного рода, конечно, вызвано желанием придать смысл и достоверность туманным фактам, которые сохранило для нас время, и не следует воспринимать их слишком серьезно. В некоторых фрагментарных надписях того периода рядом с именем царя были найдены знаки, которые Питри прочел как Бенер-иб, «Милая сердцу». Он решил, что это имя дочери Мени. Однако на самом деле эти знаки читаются как Бенрит (знак сосуда представляет собой всего лишь детерминатив) и означают просто «вино из фиников». Такое вино приносили в гробницу в качестве жертвы для духа царя.

Интерпретировать надписи и иероглифические рисунки того времени с абсолютной точностью возможно не всегда. И хотя этот материал заслуживает внимания, отсюда удается почерпнуть очень мало важных сведений. Например, располагая весьма интересным ярлыком из эбенового дерева с именем фараона, мы способны объяснить только следующее: в храме богини Нейт (возможно, в Саисе) существовала священная ладья; в храм Бену (Феникса), вероятно расположенный в Ихнасии (Гераклеополе), в честь охоты на дикого быка четырежды был принесен сосуд из электрума; существовали три речных судна, связанные с двумя городами, местонахождение которых не удалось идентифицировать. На ярлыке из слоновой кости, о котором я уже упоминал, указаны имена и титулы царя: «Господин Коршуна и Господин Кобры Мен; Сокол Аха», однако остальные знаки и изображения интерпретировать невозможно.

Предание гласит, что во время охоты в Фаюме на Мени напали его собственные собаки и он был вынужден броситься в озеро Моэрис. Возможно, в благодарность за спасение от крокодилов, которыми кишели его воды, он построил здесь город и возвел для себя гробницу, а также лабиринт (Диодор, ii, 89). Манефон рассказывает, что царь умер от раны, нанесенной ему гиппопотамом во время охоты, возможно, также в районе Фаюма. Палермский камень свидетельствует, что смерть Мени произошла на седьмой день седьмого месяца, что, согласно сведениям других источников, случилось на 63-м году его правления. Эта дата соответствует 5 апреля 3345 года до н. э. Очевидно, что он не был похоронен в гробнице на берегу озера, поскольку его усыпальница была обнаружена в царском некрополе Тиниса, где покоились его предшественники. Это большая, выложенная кирпичом яма, внутри которой вдоль стен находились столбы, поддерживающие внутреннюю деревянную камеру. В ней нашли несколько фрагментов сосудов и других предметов с его именем Сокола Аха, а также искусно изготовленную золотую пластинку с его именем, которая, возможно, была частью царских регалий. В храме Тиниса обнаружили сосуд, на котором царское имя выписано при помощи двух красок. Здесь же, как и в гробницах фараона и его супруги, было найдено множество мелких предметов с его именем, некоторые изготовлены с большим

мастерством. Таким образом, несмотря на то что Мени правил так давно и нам почти ничего о нем не известно (за исключением того, что он был великим правителем), у нас есть возможность прикоснуться к вещам, которые он держал в руках когда-то. Мы можем наслаждаться видом предметов, которые 5000 лет назад мастера сделали, чтобы угодить своему фараону.

 

I династия, 2. Атоти: Хенти Атути[34]

Годы до н. э

 

Если изучать вопрос о воцарении нового фараона, то на ум приходят два соображения, заставляющие предположить, что он был молод и что он родился, когда его отец уже был в преклонном возрасте. Во-первых, это его долгое правление. Согласно Африкану, Манефон отвел ему 57 лет царствования, и моя реконструкция анналов эти сведения подтверждает. Во-вторых, на Каирском фрагменте сохранилось имя его матери, «наложницы, или дамы гарема» Хепет, означавшее «Сокрытая». Поскольку главной супругой Мени, вероятно, была Нейтхотеп, Хепет могла заслужить благосклонность фараона позднее. Это предположение согласуется с теорией, что новый фараон при восшествии на престол был молод.

Я представляю его подающим надежды юношей, отрадой для своего пожилого отца. Он стал наследником престола, несмотря на то что в жилах его матери не текла благородная кровь. Когда Мени умер, жители Верхнего Египта приняли его как нового царя-Сокола, правителя Верхней и Нижней земель. Однако население Дельты признало его неохотно. Оно считало нового фараона чужаком, сыном старого царя-Сокола с юга Аха Мени, который правил ими из Мемфиса – города, лежащего за пределами их южной границы. «Племена Сета», возможно, также не выказывали лояльность, поскольку новый царь не был сыном Нейтхотеп, которая, как я предположил, была царевной «народа Сета».

Быть может, они отказывались признать его право на титул [ре]н? Нуби, «Наследник Нуби», который встречается на Каирском фрагменте летописи. В качестве царя-Сокола Иераконполя, а на самом деле всего Верхнего Египта, новый фараон принял имя Хенти, означавшее, как я думаю, «Тот, кто в гареме», что намекало на статус его матери. При этом в качестве царя Тиниса и «Дважды Господина» его звали Атути. Это имя Манефон передал как «Атоти(с)».

Он рассказывает, что Атотис построил в Мемфисе дворцы (что весьма правдоподобно), а также что, будучи врачом, он написал книги по анатомии. Последнее утверждение удивительным образом совпадает с упоминанием в папирусе Эберса рецепта для восстановления волос, приготовленного его супругой (?), царицей Шеш, матерью следующего фараона. В этой связи довольно интересным совпадением является тот факт, что в гробнице Атотиса были обнаружены пряди искусственных волос. Разумеется, средство для восстановления волос, приготовленное из когтя собаки, копыта осла и нескольких вареных фиников, не было действенным.

Гробница царя находится в пустыне к западу от Тиниса, где были погребены все древнейшие правители. Она больше по размеру, чем усыпальницы его предшественников. Вокруг нее обнаружено 338 небольших могил, в которых найдено около 70 стел, большей частью принадлежавших женщинам. Этот факт наводит на мысль, что здесь были похоронены дамы из царского гарема. В гробнице фараона помимо множества предметов высокой художественной ценности были обнаружены четыре красивых, тонко сделанных браслета из золота и полудрагоценных камней – бирюзы, аметиста и ляпис-лазури. Когда Питри нашел их, они обвивали руку женщины, которая, возможно, была царицей. Эти браслеты, демонстрируя совершенство ювелирного искусства, ставшее наследием многих столетий развития культуры, более чем любой другой предмет тех далеких времен позволяют нам понять, что мы имеем дело с цивилизацией, которую от ее истоков отделяет бесчисленное множество лет.

В последующие века гробница этого царя считалась местом захоронения бога Осириса и поэтому превратилась в место поклонения, которое посетили миллионы пилигримов. Усыпальницу окружают груды разбитой керамики – остатки подношений, принесенных этими паломниками. Позже в гробницу поместили каменное изображение лежащего Осириса и построили лестницу, ведущую к нему, так что благочестивые посетители могли совершать молитвы прямо в месте захоронения. Отождествление этого фараона с богом рассматривается египтологами как древняя ошибка. Но я считаю, что на самом деле такое отождествление вполне закономерно. Думаю, знаменитый рассказ об убийстве Осириса Сетом имеет историческую основу и является повествованием о событиях, которые произошли в то время.

Это предание было записано Плутархом. Он рассказывает, что Осирис был царем Египта, который научил свой народ всему и дал ему хорошие законы. Его брат Сет, сговорившись с царицей Юга по имени Асо, утопил его. Убийство произошло в 17-й день месяца хатхор (то есть 4-го месяца 1-го сезона) на 28-м году правления Осириса. Его вдова Исида бежала в Буто, где и вырос ее сын Хор (Сокол). Впоследствии между Хором и Сетом произошла битва. Сет был взят в плен, но Исида простила его и освободила. Сет стал утверждать, что Хор не является законным сыном и наследником Осириса. Между ними произошло еще два сражения, в каждом из которых Сет потерпел поражение. Наконец, Хор взошел на трон и отомстил за смерть своего отца.

Дата смерти Осириса указана чересчур точно, чтобы считаться вымышленной. Как я уже сказал, это случилось на 28-м году его правления, то есть в царствование фараона, который занимал престол 27 лет и еще часть года. Как я объяснил в первой главе, таков был метод счисления, используемый в Египте. Фараон, о котором мы говорим в данном разделе, согласно версии Манефона, сохранившейся у Евсевия, царствовал 27 лет. Хотя в варианте Африкана значится 57 лет (что соответствуют истине), число 27 вполне могли ввести, чтобы оно совпадало с народным преданием. Осирис был богом Тиниса – родного города предков этого фараона, и здесь его похоронили. Поэтому перенесение событий, произошедших во время жизни этого царя, в историю о земном правлении бога Осириса является вполне возможным. Имя царя было Хенти, а не Джер, как его обычно читают. Осириса же называли Хенти-Именти, то есть «Хенти Западного некрополя», то есть того места, где находилась гробница фараона. Матерью царя Хенти была наложница Хепет, чье имя означало «Сокрытая». Возможно, значение имело и то, что богиню Нейт тоже называли Хепет и говорили о ней как о «сокрытой». Именно в этом качестве к ней обращались с призывом «принять и защитить душу Осириса». Богиню Исиду также отождествляли с супругой Хенти, которую, возможно, звали Шеш. В мифе рассказывается, что она бежала в Буто, где и вырос ее маленький сын. Это согласуется с именем следующего царя Уджа, «Тот, кто [принадлежит] богине-кобре». Вспомним, что кобра была богиней-покровительницей Буто.

Таким образом, существует достаточно причин для отождествления Хенти с Осирисом. И конечно же само предположение, что древние египтяне были правы, считая гробницу этого царя могилой убитого «Осириса», гораздо правдоподобнее, чем теория современных ученых о том, что это всего лишь результат ошибки. Поэтому можно говорить о том, что «племена Сета», вероятно, восстали против этого фараона, почитавшего Осириса, и убили его на 58-м году правления, в указанный день 3289 года до н. э., который соответствовал 12 января. Возможно, что царица Асо, выступающая в этом рассказе на стороне изменника, была правительницей «народа Сета», поскольку, как я уже предположил выше, им правили царицы.

На Палермском камне сохранились краткие записи о первых девяти годах владычества этого фараона, однако особого интереса они не представляют. Каждый второй год происходила церемония, которая, похоже, называлась «служение» или же «следование за» священной ладьей бога Сокола. Эта церемония, согласно записям на Палермском камне, проводилась и во времена Мени. В третьей годовой ячейке говорится об изготовлении двух статуй, а на пятом году правления Хенти, похоже, был построен новый дворец (возможно, в Мемфисе). В остальном упоминаются религиозные праздники и изготовление статуй различных божеств.

 

I династия, 3. Кенкен: Уджа Хенхен Атути[35]

Годы до н. э

 

Если допустить, что новый фараон был тем самым Хором из мифа, то есть малолетним сыном убитого «Осириса», то следует предположить, что свое правление он начал, будучи беглецом в болотистом районе Буто. Существует рассказ о том, что, когда он скрывался здесь со своей матерью, его ужалил скорпион. Когда надежда уже была потеряна, пришло чудесное спасение от смерти. Позднее он или скорее его мать собрала армию, которая помогла ему занять трон. В качестве царя-Сокола Иераконполя он получил имя Уджа, которое выписывалось при помощи знака змеи и означало «Тот, кто [принадлежит] богине-кобре».

Можно предполагать, что оно напоминало о пребывании фараона во время своего изгнания в городе богини-кобры Буто в болотах Дельты. На некоторых предметах из его гробницы это имя заменено на Атути, которое носил и его отец. По аналогии с именами других фараонов, таково, вероятно, было его имя в качестве царя Тиниса. Это подтверждает и тот факт, что так он назван в Абидосском списке, в котором, как я уже говорил, для этих древних царей использовали их «тинитские» имена. При этом в качестве «Господина Коршуна и Кобры» (этот титул, видимо, включал его власть над «народом Сета») он носил имя Хен-хен, что означало «Ужасный». Манефон, используя, по обыкновению, как раз имя Небти, назвал этого царя Кен-кен(есом). Саккарский список Уджа не упоминает. Это доказывает, что жители Нижнего Египта не считали его законным правителем Дельты, так же как и его предшественников. Он царствовал 29 лет и умер, будучи еще молодым. После этого «народ Сета», похоже, вернул власть себе.

Гробницу этого фараона, которая располагалась рядом с другими царскими усыпальницами того периода неподалеку от Тиниса, нашел Питри. Вокруг нее было 174 могилы, относящиеся к тому же периоду. В этой усыпальнице был обнаружен внушительный надгробный камень, или стела, с именем Сокола фараона Уджа. В Гизе к северу от Мемфиса находится построенная в виде мастабы гробница, которую окружали могилы меньшего размера. Она также могла принадлежать этому фараону, поскольку здесь были обнаружены оттиски печатей с его именем и сосуды, так похожие на те, что были найдены в его гробнице в Тинисе, словно они сделаны одним и тем же гончаром. Вспомним, что Мени будто бы построил себе одну гробницу в Фаюме, а другую в Тинисе. Позднее фараоны нередко имели две усыпальницы, одна из которых в действительности представляла собой кенотаф для духа, а вторая была местом, где покоилось его тело. Однако я считаю, что все эти древние цари на самом деле были похоронены в Тинисе – родном городе своих предков.

 

I династия, 4. уеннеф или уенеф: хеннейт ата (или атути?)[36]

Годы до н. э

 

Со смертью Кенкена прямая линия наследования на время прервалась. Известно, что престол заняла женщина, которую звали Хеннейт, «Победоносная Нейт». Это имя переписчики Манефона превратили в Уеннеф(ес) (или «Уенеф(ес)»), вероятно ошибочно передав его изначальную форму «Уеннет(ес)». Возможно, она, как и супруга Мени Нейтхотеп, являлась царевной «народа Сета». На это ничто не указывает, за исключением моих предположений, что «народ Сета» почитал богиню Нейт и что им правили женщины. В Абидосском списке она названа именем, которое можно прочесть как Ата или же как Атути, подобно именам двух прежних царей. Если правильным является вариант Ата, то она вполне может быть царицей юга Асо из истории Плутарха, принимавшей участие в мятеже против Хенти, «Осириса». В таком случае мы можем считать ее правительницей «народа Сета», жившего в южном городе Нуби. Ей было всего пятнадцать лет (или около того), когда она приняла участие в заговоре против Хенти. Следовательно, когда она заняла престол после смерти Кенкена, то есть 29 лет спустя, ей было около 44 лет. Она царствовала 26 лет и умерла в возрасте примерно 70 лет.

Если все это соответствует действительности, то важная роль, которую в истории тех древних времен играли «племена Сета», становится очевидной. Однако, поскольку моя теория является для египтологов новой и не имеет никаких бесспорных, подтверждающих фактов, я не буду на ней подробно останавливаться. Лучше я предоставлю ее для изучения в качестве возможного объяснения известных событий тех далеких времен.

Гробница Хеннейт в царском некрополе Тиниса, несомненно, представляет собой самую тщательно построенную усыпальницу. Выложенное кирпичом помещение площадью 21 на 30 футов (около 6,4 х 9,1 м) окружали комнаты для заупокойных подношений. Вокруг гробницы найдены 42 могилы приближенных. Гробница царицы была идентифицирована по большой стеле с именем Хеннейт и множеству фрагментов надписей. Никаких сведений о событиях времен правления царицы не сохранилось, однако, согласно моей реконструкции летописи, оно длилось 26 лет.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!