VI . Создание композиции натюрморта



Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать натюр­морт. Но сначала попробуйте создать его композицию.

Что такое композиция? Послушайте рассказ о том, как один художник создавал композицию натюрморта и подбирал в ней нужный колорит.

(Педагог рассказывает и комментирует, используя в качестве объектов геометрические фигуры, вырезанные из бумаги.)

Итак, представьте себе лето, ярко освещенную солнцем тер­расу на даче, стол, покрытый синей скатертью и уставленный  едой, стул возле стола и художника, который сидит рядом и завтракает.

«...Однажды художник сидел за столом, пил чай и читал книгу. Переворачивая страницу, он поднял глаза и увидел, как на синей скатерти мерцает лимон. Он продолжал читать, но время от времени поглядывал на этот желтый огонек. Свет падал сбоку из окна, и одна сторона лимо­на была слегка затенена, а другая, освещенная, казалась ярче обычного.  На спинку стула по другую сторону стола была наброшена куртка. Ее тёмно-коричневый цвет выглядел слишком мрачным рядом со сверкаю­щим лимоном. Художник встал, убрал стул и вернулся на свое место. Теперь лимон оказался на фоне желтоватой стены, и этот цвет притушил желтый огонек.

- Тут нужно другое, — пробормотал художник. Книга была уже отложена в сторону. И начались поиски. Художник пошел в соседнюю комнату и вернулся с большим листом бумаги серого цвета с лиловатым оттенком. Этот лист он прикрепил к стене. Получалось хорошо: спокой­ный цвет фона подчеркивал выразительный контраст между лимоном и скатертью.

- Красиво! — подумал художник.

Он окинул взглядом стол, еще не прибранный после завтрака. Подо­двинул к лимону белую миску, в которой лежали красные яблоки, груши и кисть винограда.

- Нарядно! — сказал художник. Подумал и добавил:

- Нет, слишком пестрый натюрморт...

Он вынул фрукты, оставил в миске лишь две зеленоватые груши. Ни­чего не должно быть лишнего! Белая миска хорошо выглядела на синей скатерти и удачно связывалась с желтым лимоном, как бы уравновешивая его. Кроме того, ее блестящая поверхность удивительно отличалась от мягкой ткани скатерти и шероховатости кожуры лимона». (Аксено­ва Ю., Левидова М. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку живописи. М.: Советский художник, 1986. с. 36—38).

VII . Самостоятельная работа

Возьмите геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, и составьте из них натюрморт. С их помощью вам надо сделать рисунок под названием «Праздничный стол». Соберите из фигур набросок будущего натюрморта, подобрав нужную композицию и цвета.

Когда вы начнете раскрашивать рисунок, обратите внимание на то, откуда у вас падает освещение. Эта часть рисунка должна получиться более светлой.

VIII . Физкультминутка

Давайте отдохнем и проведем физкультминутку. (Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)


Попрошу всех роимо встать,

Что скажу — всем выполнить.

( Поднимаются из-за парт и выпрямляются.)

Руки кверху поднимите,

( Поднимают «верх руки.)

Все вдохните выдохните,

( Делают вдох и выдох, руки па поясе.)

Наклонитесь - разогнитесь,

( Наклоняются вперед и откидываются назад.)

Выпрямитесь — улыбнитесь,

( Выпрямляются и улыбаются.)

На «раз-два» — быстро присядьте,

( Делают полуприседание,)

«Три-четыре» — снова встаньте.

( Выпрямляются.)

Влево-вправо наклонитесь

( Делают наклоны вправо-влево.)

И еще раз потянитесь.

( Поднимаютруки вверх и потягиваются.)

Все за парты мы садимся,

К натюрморту возвратимся.

( Усаживаются на столы и завершают работу.)


IX . Продолжение работы

(Школьники завершают работу над натюрмортами).

X . Знакомство с новым материалом

Жанр натюрморта содержит в себе несколько маленьких от­крытий, узнать о которых вам будет интересно.

В натюрморты художники нередко вводили образы птиц и на­секомых. Например, букет цветов выглядит наряднее, если над ним изображена кружащаяся стрекоза или бабочка. А фрукты в вазе становились симпатичнее, если к ним проявляла внимание какая-нибудь птичка, сидящая на краю вазы.

Еще в натюрмортах художники использовали так называемые «приемы-обманки». Например, рисовали ключ, лежащий на кра­ешке стола, так выпукло, что хотелось протянуть руку и поправить его, чтобы он не упал. Настолько реальным получалось изобра­жение ключа. Или при рисовании книги на одной ее странице сгибали утолок так, что он казался по-настоящему согнутым. Или при изображении цветка один лепесток покрывали настолько сверкающими каплями росы, что они выглядели натуральными, хотелось подойти к картине и смахнуть их, чтобы она не промокла от влаги.

— Кого еще вы могли бы ввести в натюрморт?

- Какие вещи могли бы стать предметом-обманкой в натюр­морте?


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!