Занятие 25. Число шесть и насекомые. Пчелы и мед. Шестиугольник



Звучит музыка. На занавесе — изображения разных насекомых. Цифра шесть в разных шрифтах. На сцене — царевна Шесть. Это молодая, игривая девушка в розово-сиреневом платье, воздушном, с длинными вьющимися золотыми или poзовыми волосами (см. рис. 8). Кроме нее, на сцене царь Единица.

Шесть. Здравствуйте! Вам знакомы мои шестиногие друзья — бабочки, стрекоза, кузнечик? Я принесла для вас очень красивый фильм о них — о насекомых (показ видеофрагмента).

Я очень люблю работящих пчелок — я принесла вам мед, который они делают. Это мед в сотах. Когда люди забирают соты, они откачивают из них мед, а из воска делают свечи. Посмотрите, соты имеют форму правильных шестиугольников. Давайте найдем среди этих фигур шестиугольники. А какой шестиугольник можно назвать правильным? Давайте поместим его среди других правильных фигур. Чем отличаются правильные фигуры от других?

Давайте порисуем — кто что захочет и цифру шесть. Кто захочет — сделает абстрактное геометрическое панно из шестиугольников.

Закрепление темы в пособии «Знакомимся с числами» (с. 20-22).

Для взрослых. Число шесть — число Венеры, богини любви и красоты. Символизирует единство противоположностей, гармонию мужского и женского начал, а также творчество, созидание и труд; любовь, здоровье, красоту, совершенство. Венера — вторая от Солнца планета. У алхимиков знак Венеры изображал также медь, ему соответствовал день недели — пятница, минерал - изумруд. Символ введен К. Линнеем в биологию в середине 18 в. как

обозначение женской особи.

В индивидуальной жизни период от 14 до 21 года подчинен Венере и наполнен поисками идеалов и красоты мира. Люди, находящиеся под покровительством Венеры, могут создавать комфортное окружение для тех, кто рядом с ними.

Размер планеты примерно такой же, как у Земли. Год на Венере длится 224 дня. Это каменная планета с металлическим ядром. Температура на поверхности +480 °С. Планета выглядит голубой.

Цветок людей, родившихся 6, 15, 24 числа‚— красный мак. Эти люди — альтруисты, наделенные тонкой психологической интуицией. Им нужно сдерживать тягу к парадоксам.


 

Занятие 26. Цифра шесть, итоговое занятие. Лилии

Звучит та же музыка. Принцесса на сцене в окружении изображений цветов с шестью лепестками — лилий.

Для взрослых. Первые изображения лилий встречаются на критских вазах 1750 г. до н.э. Этот цветок считался символом непорочности и чистоты, лилии дарили невестам. Позже лилия стала символом мира,

Дети лепят цифру шесть и делают страницу числового фриза.

Закрепление темы в пособии «Знакомимся с числами» (с. 21 — 23).

Занятие 27. Число семь, Радуга и ноты

Дети заходят в кабинет, где звучит музыка Моцарта. На занавесе изображения радуги, нотного стана и семи нот, цветика-семицветика, семиструнной гитары, семиструнной лиры. Театр закрыт, но освещен.

На сцене принц Семь. У него длинные вьющиеся золотые кудри, в руках — семиструнная лира, на плаще — полосы цвета радуги (см. рис. 9).

Воспитатель. Ребята, вы слышите музыку? Наверное, у нас новый гость из страны Чисел. Давайте откроем окошко нашего волшебного театра и посмотрим, кто сегодня пришел к нам. (Медленно открывает занавес.)

Это — число Семь. У него плащ цвета радуги; Ведь в радуге тоже семь цветов (перечисляет). Принц принес для нас и новую книжку про все цвета радуги — смотрите, какая она красивая. На картинке мы видим цифру семь и изображение радуги. Ребята, а когда можно увидеть радугу в природе? Да, когда идет дождик и одновременно светит солнышко.

Смотрите, Принц еще принес с собой музыкальный инструмент. А знаете почему? Потому что в музыке есть семь основных нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си (не спеша играет на металлофоне).

B каких сказках мы встречали число семь? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Кто ее написал? Да, Александр Сергеевич Пушкин. Его день рождения мы скоро будем отмечать. Еще вспомним сказки. («Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик».) Сколько дней в неделе? Давайте назовем их по порядку.

Я вижу, что принц принес для вас фильм — ведь вы любите смотреть фильмы, правда? Давайте посмотрим его. Только нужно быть очень внимательным, чтобы увидеть …радугу! И не один раз. Мы посчитаем, сколько раз успеем увидеть радугу в фильме. (Просмотр.По желанию можно посмотреть видеофрагмент дважды.)

Был ли в фильме дождь? Откуда же взялась радуга?

Ну, а теперь, как всегда, давайте нарисуем цифру семь и, может быть, красивую радугу над ней. Перейдем за стол.


 

Цифру семь очень несложно нарисовать (показ на доске). Попробуйте! Давайте ее по-разному украсим.

А теперь нарисуем красивую радугу. Только у нее точная последовательность цветов.

Закрепление темы в пособии «Знакомимся с числами» (с. 24—26).

Для взрослых. Число семь считалось числом мудрости и совершенного знания, его суть — изучение и знание как путь исследования истины. Вальдорфские педагоги считают, что жизнь человека складывается из семилетних циклов, каждый из которых имеет свою задачу.

Цветок людей, родившихся 7, 16, 25 числа,— орхидея. Это чувствительные натуры, доброжелательные, понимающие красоту и умеющие ценить гармонию. Им нравятся путешествия и приключения, им интересно изучать культуру других народов. Уютный семейный очаг и элегантная одежда занимают в их жизни важное место.

Занятие 28. Число семь, итоговое занятие

Лепка цифры и изготовление страницы числового фриза.

Закрепление темы в пособии «Знакомимся с числами» (с. 25).

Май

Занятие 29. Число восемь. Рождество, восьмиконечная звезда. Восьмиугольник

Звучит музыка. На занавесе — восьмиконечные рождественские звезды, восьмиугольники, цифры восемь, выполненные в разных шрифтах. На сцене — принцесса. Она в длинном платье вишневого цвета, волосы темные, принцесса очень спокойная и уравновешенная (см. рис. 10). С ней вместе — царица Два, принцессы Четыре и Шесть.

Восемь.Мы с вами встречаемся каждое Рождество, ведь рождественская звезда восьмиконечная. Найдите среди восьмиугольников правильную фигуру. Давайте поместим ее к остальным правильным фигурам.

Я принесла вам мои цифры — восьмерки. Давайте попробуем нарисовать их. Это несложно. Можно просто нарисовать два круга, которые касаются друг друга. А можно попробовать нарисовать цифру, не отрывая фломастера от бумаги,— вот так. Теперь вылепим цифру из пластилина, воска или теста. Сделаем страницу числового фриза.

Работу можно распределить между детьми по желанию.

Воспитатель. Ребята, сегодня к вам пришли царица Два и три ее дочери — принцессы Четыре, Шесть и Восемь. Кому какая больше нравится? Я думаю, что числа не будут возражать, если мы с вами поиграем в арифметический бал. Мы ведь играем в разные сказки — почему бы нам не поиграть в числа? Хотите? Девочки, посмотрите на наших гостей и выберите для себя, кем бы вы хотели стать на нашем балу, а потом в конце за-


 

нятия скажете мне на ушко, кого вы выбрали. А мальчики сделают свой выбор в следующий раз.

Когда дети выйдут на улицу, нарисуйте для них на асфальте большую восьмерку, предложите каждому взять в правую руку платочек и пройти по контуру цифры. Обратите внимание детей, что при прохождении одной половины платочки смотрят внутрь цифры, а при прохождении второй части — наружу.

Закрепление темы в пособии «Знакомимся с числами» (с. 27—29).

Дня взрослых. Восемь древние считали числом правосудия, материального успеха. Верили, что это число Царствия Небесного, а число Христа —888. Цветок людей, родившихся 8, 17, 26 числа,— маргаритка. Это честные, мужественные, но иногда нетерпеливые люди. Для них важно хорошее материальное положение. Круг друзей ограничен.

Занятие 30. Число и цифра девять

Звучит таинственная и немного тревожная музыка. На занавесе — цифра девять в разных шрифтах. На сцене — все нечетные числа и принц Девять. Он в красивой шляпе с пером, в высоких сапогах, на нем темный дорожный плащ, лицо скрывает маска (см. рис. 11).

Воспитатель. Вот и пришел к нам последний гость из страны чисел — таинственный принц Девять. Его лицо скрывает маска — не случайно в сказках встречаются слова «Негде, в тридевятом царстве...». Моряки говорят, что самый высокий и самый страшный бывает девятый вал. Русский художник И. Айвазовский даже назвал так свою картину.

Перед вами собрались царь Единица и его сыновья — воин Три, принц Пять, музыкант Семь и странник Девять. Все они здесь. Выберите, кто в кого из них хочет поиграть на нашем арифметическом балу и потом скажете мне по секрету на ушко в конце занятия. Только о себе надо будет рассказать другим детям.

Давайте вылепим цифру девять, нарисуем ее и составим нашу страницу числового фриза.

Закрепление темы в пособии «Знакомимся с числами» (с. 30—32).

Для взрослых. Число девять одновременно символ полного успеха и окончания пути. Находится в связи со всем материальным. Рождение и смерть неразрывно связаны с этим числом. Роза — цветок тех, кто родился 9, 18, 27 числа. Это талисман отважных, романтичных и благородных людей, которые готовы пройти все испытания ради любимого человека.

В древности индусы связывали с розой любовь, радость, тайну и тишину. Самая красивая женщина на свете, индийская богиня любви и красоты Лакшми, родилась из раскрывшегося бутона розы, который содержал 108 больших и 1008 маленьких лепестков. Обратим внимание, какое значение придавали древние их точному количеству!

«Роза — радость Афродиты, Роза — муз цветок любимый»,— писал античный поэт Анакреон. Роза у древних римлян тоже была посвящена богине


 


любви Венере, но она же была и символом храбрости, поэтому головы воинов вместо шлемов увенчивали венками из роз и на щитах выбивали изображение розы.

Спектакли по сказкам «Три медведя» и «Три поросенка» дети играют в марте. Предлагаем примерные сценарии.

Три поросенка[2]

(По сказкеС. Михалкова)

Действующие лица:Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф — братцы- поросята; волк; ведущая.

Звучит музыка (можно воспользоваться кассетой «Волшебство природы»). Открывается занавес. На сцене — декорация леса: кустики, деревья.

Ведущая. Жили-были три поросенка, три брата. Все одина­кового роста, с одинаково веселыми хвостиками. Их звали ... (поросята выходят друг за другом, маршируя, проходят на середину сцены, выстраиваются в линейку и громко, с серьезными рожицами, называют свои имена)Наф-Наф! Ниф-Ниф! Нуф-Нуф! (Громко звучит веселая музыка, они взвизгивают и с хохотом начинают баловаться.)

Ведущая. Так прошло все лето, но вот наступила осень.

Наф. Пора подумать о зиме. Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте вместе строить теплый дом.

Ниф. Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем.

Нуф. Когда нужно будет, я сам построю себе дом.

Н и ф. Я тоже!

Наф. Ну, как хотите. Я не буду вас дожидаться, один построю себе дом.

На переднем плане, в правом углу сцены, Наф-Наф начинает строить себе дом, а Ниф и Нуф носятся по сцене, балуются.

Ведущая. С каждым днем становилось все холоднее, но по­росята бездельничали, танцевали, играли в свои поросячьи игры и иногда говорили...

Ниф. Сегодня мы еще погуляем...

Нуф. А завтра возьмемся за дело...

Ведущая. И только когда по утрам лужи стали покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братцы взялись за работу.

Ниф (разговаривая сам с собой).Из чего проще и быстрее сделать дом? Конечно, из соломы!

Начинает строить дом.

Нуф (рассуждая сам с собой). Из чего бы сделать дом? Из соломы? Нет, в нем будет холодно, и он может разлететься от ветра. Сделаю-ка я его из веток и прутьев.

Ведущая. Братцы бросились делать себе домики и очень скоро покончили с этим скучным и неинтересным для них делом.

Ниф (достраивает домик и поет).

Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь,

Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь!

Пойду посмотрю, как дела у Нуф-Нуфа.

Напевая эту песенку, он отправился к Нуфу, который на другом конце сцены строил дом из веток.

Нуф (напевая).

У меня хороший дом, новый дом, прочный дом.

Мне не страшен дождь и гром, дождь и гром, дождь и гром.

Ниф(подбегая к Нуфу). Ну, вот и твой дом готов! Я говорил, что мы быстро справимся! Теперь мы свободны и можем делать все, что нам вздумается!

Нуф. Пойдем к Наф-Нафу и посмотрим, какой он себе выстроил дом. Что-то мы его давно не видели!

Ниф.Пойдем посмотрим!

Ведущая. Оба братца, довольные тем, что им больше не нужно ни о чем заботиться, скрылись за кустами...

На переднем плане, в правом углу сцены, Наф-Наф заканчивает строить дом из «кирпичей» — деревянных модулей. Появились Нуф и Ниф.

Нуф(удивленно). Что ты строишь? Что это — дом для поросенка или крепость? Ха-ха-ха!

Наф. Дом для поросенка должен быть крепостью!

Ниф. Ты что? Собираешься с кем-нибудь воевать? Ха-ха-ха!

Нуф и Ниф запрыгали и очень развеселились, а Наф продолжал достраивать дом.

Наф(работая, напевает).

Я, конечно, всех умней, всех умней, всех умней!

Дом я строю из камней, из камней, из камней!

Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь,

Не ворвется в эту дверь, в эту дверь, в эту дверь!

Ниф (Нуфу). Это он про какого зверя?

Нуф(Нафу). Это ты про какого зверя?

Наф. Это я про волка!

Ниф. Посмотрите, он боится волка!

Нуф. Он боится, что его съедят!

Ниф. Какие здесь могут быть волки?

Нуф. Никаких волков нет! Он просто трус!

Ниф и Нуф (прыгая и смеясь). Трус! Трус! Трус!

Ведущая. Они хотели подразнить Наф-Нафа, но он даже не посмотрел на них.

Нуф.Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк?

Ниф. Пойдем, Нуф-Нуф, нам тут нечего делать!

Ведущая. Храбрые братцы пошли гулять по лесу, распевая свою песенку. А так как они были еще маленькие, да, честно говоря, и глупенькие, никогда не видевшие волка, то говорили друг другу вот что.

Ниф. Ну какие тут могут быть волки?!

Нуф. Вот мы его схватим за нос, будет знать!

Ведущая. Братцы не заметили, как за деревом появился волк, и продолжали петь свою песенку.

Ниф и Нуф.

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк,

Где ты ходишь глу-пый... в-о-л-к...

Перед ними появляется волк.

Ниф. Кто ты, такой страшный?

Волк. А я — волк! Вот я сейчас вас съем!

Поросята с визгом разбегаются, волк гоняется за ними, но ониуспевают спрятаться по своим домикам.

Волк (у дома Нифа). А ну открой дверь! Я ее сейчас выломаю!

Ниф. Нет, я не отопру!

Волк. Сейчас же отопри дверь, а не то я так дуну, что твой дом разлетится!

Ведущая.Ниф-Ниф от страха ничего не мог ответить. Тогда волк начал дуть.

Волк. Ф-ф-ф-у-у-у...

Ведущая. С крыши дома слетели соломинки, стены дома тряслись.

Волк. Ф-ф-ф-у-у-у...

Ведущая. После второго раза еще больше закачался дом. Тогда волк дунул третий раз.

Волк. Ф-ф-ф-у-у-у...

Ведущая. Дом разлетелся во все стороны, волк бросился на маленького поросенка, но Ниф-Ниф ловко увернулся и бросился бежать. Через минуту он был уже у двери дома Нуф-Нуфа. Едва братцы успели запереться...

Волк. Ну, теперь я съем вас обоих! Сейчас же отоприте дверь!

Нуф. Не откроем! Не откроем!

Волк. Ну, погодите же! От этого дома сейчас ничего не останется.

Ведущая. И волк принялся дуть... Дом покосился, листья слетали. Стены дрожали, и только когда волк дунул пятый раз — дом развалился...

Волк(во время рассказа ведущей дует). Ф-ф-ф-у-у-у... ф-ф-ф-у-у-у...

Ведущая. В ужасе бросились поросята бежать, волк за ними...

Поросята помчались к дому Наф-Нафа


 

Наф. Ну, что? Я же говорил вам, что волк опасен для поросят, а вы смеялись надо мною. Быстро прячьтесь! (Закрыл за ними дверь и запел.)

Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!

Волк подбежал к дому Нафа и стал стучать в дверь.

Наф  (спокойно). Кто стучит?

Волк. Открывай без разговоров!

Наф.Как бы не так! И не подумаю!

Волк. Ах так! Ну держитесь! Теперь я съем всех троих!

Наф (сидя на табуреточке).Попробуй!

Ведущая. Волк втянул в себя побольше воздуха и дунул как только мог! Но сколько он ни дул, ни один, даже самый маленький, камень не сдвинулся с места.

Волк. Ф-ф-ф-у-у-у... Ф-ф-ф-у-у-у...

Ведущая. Волк посинел от натуги. Дом стоял как крепость. Волк от злости стал царапать когтями стены дома, грызть камни, но только обломал себе когти. Но тут он поднял голову и заметил трубу на крыше...

Волк. Ага! Вот через трубу я и проберусь в дом!

Ведущая. Но как только волк полез в трубу, посыпалась сажа, и Наф догадался, в чем дело...

Наф. Не волнуйтесь! Я сниму крышку с котла, а там, между прочим, кипяток. Милости просим!

Ведущая. И тут волк из трубы бултыхнулся прямо в кипяток! Никогда ему не было так больно, он с диким ревом бросился удирать к себе в лес.

Ниф, Нуф,Наф(выбегают из дома, радуются, что проучили волка, поют).

Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь,

Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь!

Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!

Три медведя[3]

Действующие лица: внучка Машенька, Медведь-папа, Медведиха- мама, Медвежонок-сынок, дедушка, бабушка, подружки (2 или 3), ведущая.

Перед занавесом, на авансцене, декорация: лес, изба, перед ней скамейка... Звучит музыка. Появляется ведущая, а с другой стороны выходят дед с бабкой и садятся на скамейку перед домом.

Ведущая. На опушке леса стояла изба, в ней жили дед с бабкой да их внучка Машенька. Как-то собралась Машенька с подруж­ками в лес. (На сцену выбегают Машенька с подружками.)

Машенька. Бабушка, дедушка, можно я с подружками пойду в лес ягоды да грибы собирать?

Дедушка. Смотри, не заблудись, внученька.

Бабушка. Не заблудись в лесу.

Подружки. Не волнуйтесь, мы не заблудимся.

Дедушка. Поскорее возвращайтесь.

Машенька. Не волнуйтесь, не заблудимся и скоро вернемся.

Ведущая. Ушли девочки в лес. Бегали по лесу, собирали гри­бы, ягоды, смеялись, пели песни, аукали... (Девочки бегают по лесу, кричат «ау» ) Не заметили девочки, что Машенька зашла далеко, не слышно стало ее голоса. Они долго еще кричали.

Подружки. Ау-у-у, Машенька! Отзовись! Ау-у-у!

Ведущая. Долго звали девочки Машеньку. Бегали по лесу, искали, но не нашли. Пошли домой, чтобы рассказать об этом дедушке и бабушке. А Машенька бегала по лесу и пыталась найти дорогу домой, да не нашла, а наткнулась на домик. Дверь была отворена, она заглянула: видит, в домике никого нет, вошла.

На сцене декорация комнаты — стол, на нем три чашки и три ложкиразной величины, вокруг стола разной величины стулья, а за занавеской три кровати, тоже разной величины.

Машенька не знала, что в этом домике жила семья медведей. Она была голодна и решила подкрепиться.

Машенька. Вот сейчас я пообедаю. (Забирается на самый большой стул.) Ой! Какой большой стул, как на нем неудобно сидеть! (Берет в руку ложку.) Какая большая ложка! И чашка тоже большая! Очень неудобно есть. Пойду-ка я сяду на другой стул. (Садится на меньший стул.) Этот стул, конечно, поменьше, но тоже для меня большой. И ложка, и чашка вроде поменьше, но все равно и сидеть и есть неудобно. (Слезает с этого стула и подходит к маленькому стульчику, садится на него.) Вот этот стульчик как раз для меня! И ложка! И миска! Ах, как вкусно! (От радости она стала раскачиваться на стульчике и сломала его.) Ну а теперь пойду отдохну.

Ведущая. Пошла Машенька в спальню, а там стоят три кровати, и тоже разной величины. Попрыгала она на самой большой, только помяла ее, но спать на ней не стала. Забралась на кровать поменьше, но и на ней девочке не понравилось. А вот когда она прилегла на маленькую кроватку, то ей стало так уютно, что она тут же и заснула.

А в это время семья медведей возвратилась домой. (Звучит музыка, медведи идут домой.)

Первым шел Медведь-отец, за ним Медведиха-мать, а последним шел маленький Медвежонок. Медведи пришли домой голодные и решили пообедать.

Медведь(заревел страшным голосом). Кто садился на мой стул и сдвинул его с места? А кто хлебал из моей чашки?

Медведиха(зарычала, но не так громко). Кто садился на мой стул и сдвинул его с места? А кто хлебал из моей чашки?

Медвежонок (запищал тонким голоском). Кто сидел на моем стуле и сломал его? Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?

Ведущая. Разгневанные медведи пошли в спальню.

Медведь. Кто ложился в мою постель и смял ее?

Медведиха. Кто ложился в мою постель и смял ее?

Медвежонок. Кто ложился в мою постель?.. Ой, кто спит в моей постели? Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-яяй! Держи!

Ведущая. Он хотел ее укусить. Но девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к дверям. Двери были открыты, и она убежала. Медведи не догнали ее.

В качестве итогового занятия года, как уже говорилось, может выступить математический спектакль, в котором дети будут играть роли чисел, с которыми они познакомились в течение года. Этот спектакль с удовольствием посмотрят и родители, и дети других групп, которые учатся по другим программам. В математическом спектакле дети с удовольствием участвуют и сами по себе, поскольку им хорошо знаком материал, который они будут рассказывать, и как персонажи — принцы и принцессы, красиво одетые и необычные. Подготовка к спектаклю позволяет повторить и закрепить пройденное и учит детей новому навыку, который приобретет решающее значение в старшем дошкольном возрасте: навыку рассказывать другим интересно и понятно то, что узнал сам.

Подготовительная к спектаклю работа проводится в несколько этапов и занимает немного времени.

1. Дети выбирают, каким из чисел каждый из них хотел бы быть.

2. Опираясь на страницы числового фриза, каждый ребенок вспоминает, что его персонаж рассказывал о себе, когда приходил в гости к детям. Учите детей пользоваться наглядной опорой для составления своего рассказа.

3. Обсудите с каждым ребенком характер его персонажа, его манеру двигаться, говорить.

4. Подберите нейтральное музыкальное сопровождение для спектакля.

5. Сделайте вместе с родителями для детей костюмы. В них— половина удовольствия от спектакля.

Мы предлагаем вам вариант сценария, в котором педагог как бы беседует с одной из девочек группы, которая играет сама себя.

В старшей группе можно поставить продолжение истории о приключениях этой девочки в математической стране. Алиса познакомится с арифметическими действиями, научится решать задачи. В подготовительной группе она может отправиться в путешествие по числовой прямой, открывая для себя отрицательные числа. Таким образом постановка математического спектакля станет доброй традицией завершения учебного года.


 

Алиса в стране математики [4]

На сцене — Математический театр в коробке, пластиковая доска и фломастеры. На заднике — натуральный ряд чисел, различные геометрические фигуры.

Ведущая. Как здорово! В такой маленькой коробке помещается целый мир — мир Чисел!

Алиса. Смотри, какие они красивые, какие нарядные! Вот царь Единица, вот царица Два, вот принц — воин Три...

Ведущая. А ты знаешь, Алиса, что иногда, в волшебный час, они оживают и устраивают настоящие математические балы?

Алиса. Как бы я хотела попасть на такой бал!

Ведущая. Давай попробуем поколдовать — вдруг у нас получится? Ты знаешь заклинание?

Произносят заклинание, звучит музыка, выходит Единица.

Единица. Здравствуйте! Я — число Один. У меня на короне единица. Солнце, которое светит нам и согревает нас, только одно. И Земля одна. Каждый из вас тоже только один. И ты, Алиса, тоже...

Алиса. И у нас только одна такая замечательная волшебница!

Единица. И мама у каждого из нас тоже только одна-единственная.

Звучит музыка, выходит царица Два.

Два. Здравствуйте! Я — число Два. Это двойка. Птицы могут летать, потому что у них есть два ... . А у человека есть две умелые ... и две ..., на мир смотрят два ..., звуки слышат два ... .

Звучит музыка, появляется Три.

Три. Здравствуйте! Я — число Три. Это тройка. В каких сказках вы встречали число три? Это треугольник. Сколько у него углов?

Алиса(рисует на доске окружность). А это окружность. Что есть у треугольника, но нет у окружности?

На занятиях мы сделали вот такую картину из треугольников (показ коллажа).

Звучит музыка, входит принцесса Четыре.

Четыре. Я — число Четыре. Это четверка.

Алиса. А ведь у нас четыре времени года. Давайте их назовем. Сколько углов у этой фигуры? Да, она называется четырехугольник. (Показывает на заднике.) И это тоже четырехугольник. А вот какую картину мы сделали на занятиях из разных четырехугольников (показ).

Звучит музыка.

Алиса. Как вы думаете, кто к нам идет?

Пять. Здравствуйте! Я — число Пять.

Алиса. Покажите ваши ручки. На каждой руке по пять пальцев! И у детей, и у взрослых! Принц, какая у вас красивая пятиконечная звезда!

Звучит музыка, входит принцесса Шесть.

Шесть. Здравствуйте! Я — число Шесть. Это шестерка. Я люблю смотреть, как кружатся снежинки. Ведь у каждой снежинки по шесть лучей. А это пчелиные соты. В такие соты пчелы собирают мед.

Алиса. И каждая ячейка — шестиугольник!

Звучит музыка, выходит принц Семь.

Семь. Здравствуйте! Я — число Семь. Это семерка. Я принес вам сияние радуги и семь музыкальных нот (играет на дудочке).

Алиса. Семь дней недели — понедельник, вторник...

Звучит музыка, появляется принцесса Восемь.

Восемь. Здравствуйте! Я — число Восемь. Это восьмерка.

Алиса. А это восьмиконечная рождественская звезда.

Звучит музыка, появляется принц Девять.

Девять. Здравствуйте! Я — число Девять. Это девятка. В сказках есть слова «Негде, в тридевятом царстве ...».

Алиса. Ну вот, все главные числа в сборе. Можно начинать королевский бал!

Звучит музыка, числа танцуют.

Алиса. Вот это бал! В первый раз в жизни танцевала с числами!

Ведущая. Но, если только захочешь, не в последний раз, Алиса! А главное, если когда-нибудь ты услышишь, что математика — это очень скучно, ты только посмеешься над тем, кто так думает. Правда? Но наше волшебное время заканчивается, и нам пора прощаться с нашими гостями. Они еще придут к тебе на занятия и расскажут о себе и о своем королевстве много-много интересного. Спасибо — и до свидания!

Сказки, которые придумали дети

Поспорили треугольник и квадрат, кто из них нужнее, чтобы нарисовать домик. Квадрат говорит: «Без меня не получится у домика стен». А треугольник отвечает: «А без меня не будет у домика крыши. Что это за домик без крыши!»

Так они спорили бы очень долго, но тут пришла девочка, взяла в руки карандаш и нарисовала домик, который состоял из квад-

рата и треугольника. Так маленькая девочка смогла разрешить их спор. (Пластинина Катя.)

Сказка о дружбе

Жили-были в сказочном лесу три друга — квадрат, треугольник и кружок. Жили они весело, дружно. Целый день проводили в играх и забавах. В этом же лесу жил гномик Вася. Он дружил с квадратом, треугольником и кружком. Однажды в сказочном лесу появился злой колдун. Он хотел поймать Васю и сделать его своим помощником для злых дел. Вася долго бегал по лесу и не знал, куда ему спрятаться. Друзья увидели это и пришли ему на помощь. Они построили домик и спрятали Васю. Злой колдун потерял гномика и ушел из лесу. Так дружба победила зло. (Пушкарева Альбина.)

Еще две сказки, придуманные и нарисованные детьми, вы можете увидеть на рис. 12, 13.

Сказка о кругах

(Придумана Шадриковой И. А., участницей семинара по интеллектуальному развитию в г. Ижевске, 1996 г.).

Мне хочется написать о круге. Круг более, чем другие геомет­рические фигуры, вызывает у меня положительные эмоции. Это идет из детства. В мой день рождения мама обязательно пекла торт, и он был очень вкусный, красивый, большой и круглый. А какой же день рождения без праздничного хоровода, традиционного «Каравая»? Я — в центре круга, я — центр Вселенной, все и всё вокруг меня. Сколько вкусных вещей на столе имеют круглую форму! Яблочко, апельсин... Первые и любимые игрушки тоже не имеют углов: мячик, неваляшка. Круглое — значит доброе, это ассоциации с детства. Вот если бы комната была круглой — куда бы родители ставили своих детей в качестве наказания? Возможно, и стали бы лучше понимать друг друга. Став взрослой, люблю круглую подушку-думочку, к ней так приятно прижаться щекой.

Круглое — значит подвижное. Достаточно легкого движения, чтобы круглый предмет начал свое движение. Вот бы так и люди! Легкое прикосновение мысли, и человек моментально движется к другому со своей помощью и пониманием.

План обследования детей в конце года

1-й уровень

1. Покажи цифру 1 (все другие).

2. Посчитай до 10.

3. Ответь, какого цвета этот предмет (красный, синий, желтый).


 


 

4. Покажи длинный (короткий, высокий — низкий, глубокий — мелкий) предмет.

5. Покажи ленту длиннее, чем у меня. Покажи самую длинную (короткую) ленту.

6. Покажи предмет такой же, как у меня. Найди два одинаковых. Найди мяч другого цвета.

7. Покажи предмет (выбери из пары): легкий — тяжелый, мягкий — твердый, теплый — холодный, светлый — темный, гладкий — колючий, прямой — кривой.

8. Расскажи, чем похожи и чем отличаются эти два предмета.

2-й уровень

1. Ответь, как называется эта фигура (пяти-, шести-, восьми­угольник; звезда; луч; прямая и кривая линии; спираль).

2. Расставь картинки по порядку следования сюжета, роста и развития растения, производства предмета.

3. Назови части суток: утро, день, вечер, ночь.

4. Расскажи, что произошло вчера, сегодня; что мы планируем делать завтра?

5. Ответь, какого цвета этот предмет. (Белый, черный; оттенки.)

6. Покажи конус, цилиндр, пирамиду, призму.

7. Покажи сферу и шар, окружность и круг.

8. Покажи предмет, который находится над ... под ... перед ... за ... около ... (например, игрушечного стола).

9. Скажи, что находится спереди (сзади), вверху (внизу), близко (далеко) от тебя.

10. Произведи классификацию по одному признаку или свой­ству.

11. Построй ряд по возрастанию (убыванию) какого-либо при­знака.

3-й уровень

Найди геометрическую аналогию.

СТАРШАЯ ГРУППА (5—6 ЛЕТ)

Возрастные психологические особенности

В возрасте около пяти лет в развитии ребенка происходит большой скачок. Основные приобретения этого возраста, имеющие отношение к обучению детей, следующие:

появление способности произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания;

выход за пределы ситуации настоящего времени в плане сознания, появление временной перспективы и способности удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.

Мышление ребенка к пяти годам должно проявлять такие качества, как обратимость и наличие представления о сохранении (в частности, количества).

В плане содействия общему психическому развитию, наряду с формированием интеллектуальных операций счета, классификации, сериации, важнейшую задачу представляет развитие воспроизводящего, пространственного и абстрактного воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, устного счета в пределах первого десятка. Оно также является основой для формирования геометрической интуиции, решения простейших геометрических задач.

Математика требует способности представлять себе в виде зри­тельных образов абстрактные понятия, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Также развитию абстрактного мышления и воображения способствуют занятия музыкой, включая и слушание музыки. С этой точки зрения предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке XX столетия перед более привычной для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, музыкой, в которой доминирует изобразительное начало.

Важнейшая особенность детей данного возраста — интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эта особенность находит отражение в том, какие методические приемы использует педагог в работе с детьми, в том, как он организует поле восприятия детей на занятиях математикой. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии во многом определя­ет степень заинтересованности детей самим предметом.

Уже в старшем дошкольном возрасте отчетливо стоит задача формирования отношения к самому предмету — к математике как науке. Мы полагаем, что очень важно привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить детей получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.

Важно, чтобы детям сопутствовал успех. Уровневая организация программы позволяет дать детям возможность усваивать материал в индивидуальном темпе и в то же время создает «горизонт», к которому ребенок стремится. Способные к математике дети получают возможность опережающего развития.

В методике работы с детьми данного возраста целесообразно продолжать направление на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

По-прежнему очень важно задействовать эмоциональную сферу ребенка на занятии.

Программные задачи

Обучение детей началам математики направлено в дошкольном возрасте на решение следующих задач:

формирование интеллектуальных операций — абстрагирования признаков, сравнения, нахождения сходства и различий, обобщения, классификации, сериации, счета, нахождения закономерностей и т. д.;

формирование системы представлений, которые могут стать фундаментом последующего обучения систематическому курсу математики;

развитие воображения;

формирование положительного отношения к предмету, мотивации дальнейшего познания в данной области;

предоставление возможности амплификации развития каждого ребенка в данном материале;

воспитание уверенности в собственных интеллектуальных воз­можностях, устойчивости к фрустрации;

развитие способности к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками как основы коллективной мыслительной деятельности;

подготовка к поступлению в школу.

Центральной проблемой, которую рассматривает программа ма­тематического образования в старшем дошкольном возрасте, становится количество и число. При этом в старшей группе акцент сделан на работе именно с количеством, на формировании операций счета и измерения, представления об изменении и сохранении количества. Весь материал, который касается собственно чисел, а не количества, выражаемого с помощью числа, отнесен в подготовительную группу.

В традиционной системе ребенка знакомили с количественными изменениями, не приводя примеров и не акцентируя внимание на взаимосвязи количества и качества. В нашей программе мы ставим задачу показать ребенку эти взаимосвязи — например, иллюстрируя это на процессе смешения цветов.

В младшем и среднем дошкольном возрасте мы дали детям первое представление о количестве и познакомили их с числами первого десятка, но не касались ни операций с количеством, ни счета, ни измерения. Именно этими операциями мы начинаем заниматься с детьми в старшей группе. Появление способности представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий позволяет ребенку перейти от рассмотрения статичных групп к ситуациям изменения количества. В самом деле, чтобы сравнивать по количеству или отвечать на вопрос, больше стало или меньше после определенного события, необходимо обладать способностью удерживать в сознании одновременно либо две группы, либо два состояния («было» и «стало») одной и той же группы. В дошкольной арифметике такими ситуациями являются все задачи.

В младшем возрасте мы ставим задачу, используя сказки с цик­лическим сюжетом, дать детям общее представление о порядке для того, чтобы впоследствии им легче было усвоить представление о числовом ряде как о ряде упорядоченном. В старшем возрасте необходимо познакомить детей с более общей идеей изменениявообще, прежде чем рассматривать ситуации изменения ко­личества и тем более задавать вопрос «сколько стало?».

При работе над программой мы видели свою задачу прежде всего в том, чтобы научить ребенка думать, то есть содержательно осмысливать и представлять себе, что происходило в истории, которая стала задачей; чтобы процесс вычислений и полученный результат также имели для ребенка физический смысл, а не оставались отвлеченными числами. Поэтому мы делаем акцент на вычислениях только в конце учебного года.

Таблица 5

Программа математического образования детей 5 — 6 лет

Программная задача 1-й уровень (обязательно) 2-й и 3-й уровни
1.Формировать представление о числе Познакомить детей со способами выражения количества через число — счетом и измерением. Дать представление о частях целого; их названия (половина, четверть) Начать знакомить детей с составом чисел первого десятка (2) Познакомить детей с правилами чтения и записи двузначных чисел (2) Дать представление о дробных числах (3) Дать представление об отрицательных числах (3)
2.Формировать навыки выражения количества через число : Навык счета Счет наизусть в пределах 20. Отсчет и пересчет в пределах 20 Сравнение по количеству на основе счета; понимание и правильное употребление понятий «больше», «меньше», «равно» Счет наизусть в пределах 100 (2) Понимание знаков >, <, , = (2) Представление о наименовании величины — результате пересчета (2)

 


 

Программная задача 1-й уровень (обязательно) 2-й и 3-й уровни
навык измерения Сравнение величин на основе измерения; по­нимание и правильное употребление понятий «больше», «меньше», «равно».  
  Общее представление о процедурах измерения разных величин: длины, веса, температуры, объема Дать представление о приборах и инструментах для измерения разных величин (2); о разных единицах измерения и величинах, которые в них измеряются (2) Учить определять путем измерения длину, вес, температуру, объем, время (2)
3.Формировать представление о различных преобразованиях: количества.     Дать представление о преобразованиях, изме­няющих и сохраняющих длину, количество. Познакомить детей с арифметическими дей­ствиями сложения, вы­читания, умножения и деления Учить узнавать, правильно называть и понимать знаки +, —, :, х (2) Учить детей записывать и понимать примеры (2) Формировать временные представления: прошлое, настоящее, будущее
положения в пространстве   Порядковый счет  
4. Формировать геометрические представления Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, тре­угольник, квадрат, пря­моугольник Шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида(3) Различать прямую и кривую линии, спираль. Различать луч и отрезок (2) Различать виды много­угольников (3)

 

Программная задача 1-й уровень (обязательно) 2-й и 3-й уровни
5.Развивать начала логического мышления Учить классифицировать по одному и двум признакам, производить сериацию, пользоваться обобщающими словами, находить закономерности и продолжать ряды Иметь представление о пересечении, объединении множеств и включении одного множества в другое (2) Учить понимать определения (2)
6.Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии — предпосылки творческого продуктивного мышления Стимулировать абстрактное изобразительное и конструктивное творчество Учить детей видеть геометрическую аналогию (3) Учить детей представлять себе фигуры, их расположение в пространстве

 

Центральная тема образования детей данного года — знакомство с арифметическими действиями. Оно включает знакомство с названиями и со знаками арифметических действий, обучение чтению и записи примеров. При знакомстве с действием вычитания дети получат первое представление об отрицательных величинах, при знакомстве с делением — о частях и дробных числах.

Изменения количества в математике описываются с помощью четырех арифметических действий — сложения, вычитания, умножения и деления. Продолжая линию средней группы, мы можем представить их для детей как четырех персонажей. Сложение и умножение окажутся «братьями». Характеры и темпераменты сложения и вычитания будут прямо противоположны, как характеры Арлекина и Пьеро. Деление всегда представляется несколько агрессивным. Это тот ход, который используется в популярной литературе по математике. Можно найти его и у замечательного сказочника Дж. Родари (см. сказку «Пятерка с плюсом»).

Планирование образовательной работы

Речевая динамика.Воспитатель задает детям вопрос «Какой?», побуждая их описывать предметы, которые они видят. К этому возрасту в активном словаре ребенка должны быть уже все при­лагательные. Также постоянно задается вопрос «Как ты дума­ешь?», который побуждает детей излагать свои мысли

Педагог дает образцы изложения своих мыслей и сюжетных рассказов-историй о разных событиях, а также рассуждений.

Формы организации педагогической работы

Основной формой педагогической работы в этом возрасте является коллективное занятие. Участие в нем остается в этом возрасте добровольным. Желательно сажать детей за столы, расставленные амфитеатром или иначе, но так, чтобы дети видели лица друг друга, а не спины.

В руководстве по работе с детьми старшего возраста предлагается планирование по четыре занятия подряд, в течение недели с последующим перерывом на 2—3 недели. Это связано с тем, что темы, которые нужно освоить с детьми, требуют проработки на нескольких взаимосвязанных занятиях, поэтому их нужно проводить с небольшим интервалом. Возможен вариант, когда вы планируете два занятия математикой в неделю. Эти занятия лучше планировать в первой половине дня — во вторник и среду. За­нятия начинаются в октябре и заканчиваются в апреле, а в период с 10 декабря по 10 января предпочтение отдается эстетически - художественным видам деятельности, и занятия математикой в это время не планируются, не считая закрепления геометрических представлений, проходящего в процессе изготовления новогодних подарков, игрушек, украшений. В остальное же время проводится восемь занятий в месяц. Продолжительность занятия мо­жет варьироваться от 15 до 25 мин.

Примерная структура занятия включает в себя:

введение нового материала (не более 10 мин);

самостоятельная индивидуальная творческая работа по теме или проверочная работа на индивидуальных листках;

логические упражнения;

выполнение задания, представленного на доске или фланелеграфе для повторения пройденного материала.

Основные методические приемы

Планируя методику работы, необходимо учитывать особенности памяти детей вашей группы. У части детей доминирует зрительная память — для них необходимы наглядные пособия. При этом часть детей лучше запоминает абстрактные схемы — типа приводимых схем по составу числа, с кружками, другие же дети лучше запоминают конкретные изображения и на таких схемах для них предпочтительнее не кружки, а машинки или бабочки. Одни дети хорошо запоминают числа и буквы зрительно, поэтому для них состав числа лучше представить в виде схемы, изображающей числа. У других детей может доминировать слуховая память. Для них важно придумать и положить на ритмическую основу считалки-скороговорки. Например, притопывая и прихлопывая, вы скандируете: «Семь — это один и шесть, два и пять, три и четыре; семь — это три и четыре, два и пять, один и шесть».


Если в детском саду, где вы работаете, накоплен разнообразный дидактический материал, необходимо сначала выстроить программу и систему последовательного его использования и только после этого предлагать материал детям. Самое плохое — это использовать подряд все, что у вас есть.

Появление произвольного контроля позволяет начать использовать замечательный инструмент закрепления знаний и отработки навыков — игры с правилами. В течение года необходимо научить детей играть в домино и в лото и ежедневно организовывать такие игры. На занятиях математикой могут быть использованы и некоторые игры малой подвижности.

В старшей группе на занятиях нужно широко использовать тетради на печатной основе и развивающие книги с заданиями для закрепления полученных навыков и контроля знаний детей.

Мы уже говорили о том, что понимание и решение задачи требует сформированности у ребенка способности представить себе цепочку взаимосвязанных событий. Если для взрослого неважно, какие именно события происходили, а важна только собственно математическая модель ситуации, то для ребенка мотивирующим фактором оказывается именно конкретное содержание истории, о которой в задаче идет речь. Это особое, мотивирующее значение сюжета первыми осознали авторы занимательных учебников для малышей. Безусловно, юмористически окрашенные задачи доставляют детям удовольствие и вызывают у них больший интерес, нежели стандартные задачи про цветы на клумбах. Однако, к сожалению, представления о смешном у взрослых авторов задачников и у детей не всегда совпадают. Если взрослому кажется смешной ситуация, в которой Катя разбила 8 электрических лампочек, а потом еще 2, то самим детям-дошкольникам, для которых подобное событие — это ЧП (причем их реальные родители в таких ситуациях совершенно несклонны веселиться и умиляться), данная ситуация не кажется столь веселой. Аналогично и о щелбанах, которые третьеклассники раздают первоклассникам, и задачи о кривых ногах козы и ее хозяйки. Содержание, сюжет задачи обязательно, на наш взгляд, должны быть:

сюжетным рассказом, историей, достаточно богатой интересными деталями;

для разных детей нужны разные сюжеты. В ходе эксперимента выявились следующие группы детей: те, кто любит сюжеты про военные действия; те, кто любит истории о животных; те, кто любит истории про пищу; те, кто любит семейные хозяйственные истории; те, кто любит истории о технике. Безусловно, этот перечень может дополняться и расширяться. А какие истории пред­почитают дети из вашей группы? Самая грустная группа — дети, которые придумывают истории про флажки, круги и квадраты.

Детям нравятся истории про них самих, и составленные ими задачи чаще всего начинаются со слов: «У меня было...»

Педагоги вальдорфских школ считают, что при подборе предлагаемых задач важно также учитывать темперамент учеников. Так, для холериков учитель должен придумывать задачи с динамичным сюжетом, яркими картинами, тогда как флегматикам больше подойдут лирические истории об озере, в котором в лунном свете плавают лебеди. А также история должна быть:

морально-нейтральной или ценной;

по возможности — веселой;

лучше всего — придуманной самими детьми.

Совершенно неожиданно в ходе экспериментального исследования выяснилось, что наибольший интерес у детей вызывают истории, придуманные их сверстниками. Эта работа открывает прекрасные возможности для развития воображения и речи детей — ведь для того, чтобы другие дети смогли решить задачу, автор вынужден стараться изложить ее последовательно и связно, а условие задачи — это сюжетный монолог. Развивается умение произвольно контролировать свою речь, строить ее осознанно, что очень педагогически ценно в работе с детьми старшего возраста. Следует максимально использовать эту возможность, предлагая детям самим придумывать задачи по готовым математическим выражениям, а позже — произвольно, причем стимулируя их использовать все изученные действия.

Задача отличается от простой истории тем, что в ней появляется вопрос «Сколько стало?». Основой для вычислений в уме в пределах первого десятка может быть:

а) хорошее знание состава чисел первого десятка (особенно для чисел 7—10);

б) хорошо развитое воображение (особенно для чисел 1—6).

Обе эти функции необходимо постоянно тренировать.

Разные дети группы могут находиться на разном уровне развития, поэтому для того, чтобы ответить на вопрос задачи, они могут использовать разные способы:

вычисление в уме;

вычисление путем зарисовывания ситуации, «разыгрывания» ее на рисунке с последующим простым подсчетом результата; в данном случае важна правильность самого моделирования — что прибавить, что отнять или поделить и на сколько;

вычисление на пальцах или с помощью счетного материала на столе.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 936; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!