VII . Дефекты звонкости и глухости и их коррекция



В русском языке имеется шесть пар согласных звуков, которые различаются только наличием или отсутствием го­лосового компонента (б — п, в— ф, д— т, з— с, ж— ш, г к). При произношении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при произношении глухих они рас­крыты. Сонорные звуки (м, н, л, р, ]) не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют ц, ч, щ, х.

В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих согласных формируется относительно по­здно по причине их акустической близости. Однако произ­носительная противоположность этих звуков усваивается рано, так как дифференциация по звонкости—глухости — характерная особенность русского языка. Дефекты звонкос­ти и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушени­ем звукопроизношения). Причинами нарушений произно­шения звонких и глухих согласных звуков являются недораз­витие фонематического восприятия, недостаточная коорди-нированность в работе голосового и артикуляторного аппа­рата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые складки могут как бы запазды­вать с включением или, наоборот, с выключением.

Нарушения звонкости и глухости прояв­ляются следующим образом: 1) оглушение звонких звуков, 2) озвончение глухих согласных звуков, 3) смешение звон­ких и глухих.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т.е. дефекты звонкости.

При устранении этих нарушений начинать работу целесо­образно со щелевых согласных, так как при их произноше­нии звучание продолжается более длительно, чем при про­изношении смычных, и звук воспринимается легче.

В процессе коррекции дефектов звонкости и глухости необходимо работать в двух направлениях: а) над слуховой

60


 


дифференциацией звонких и глухих согласных, б) над про­износительной дифференциацией. Усвоение различия в ар­тикулировании звонких и глухих согласных достигается с по­мощью объяснения и актуализации тактильно-вибрацион­ного ощущения.

Коррекция дефектов звонкости — глухости

При коррекции дефектов звонкости используются как общие, так и частные приемы коррекции. К общим отно­сятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвончения любого глухого звука. Частные приемы озвонче­ния используются при озвончении лишь определенных звуков.

Общие приемы озвончения:

1. Опора на тактильно-вибрационное ощущение. Тыль­
ной стороной одной руки ребенок касается гортани логопе­
да, другую руку кладет на свою гортань. По подражанию
ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие зву­
ки. При этом обращается внимание ребенка на то, что при
произношении звонких звуков горлышко дрожит.

2. Последовательное произнесение гласных, сначала ше­
потом, потом громко. Следом за ними предлагаются пары
согласных, сначала глухой, потом звонкий. Ребенок про­
износит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подража­
нию.

3. Использование таблицы звонких и глухих согласных.
Вначале произносятся пары правильно произносимых зву­
ков. В конце предлагается произносить пары с нарушен­
ным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ребе­
нок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.

4. От протяжного произнесения глухого щелевого звука.
Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче.
Для контроля можно использовать зажимание ушей.

Частные приемы озвончения:

1. Звонкий звук б ставят от звука у. При произнесении
звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.

2. Звук д ставится от межзубного б, при котором губы
отодвигаются. Получается межзубное д, от которого пере­
ходят к зазубному произнесению этого звука.

61


3. Звук г ставится от звука д. При произнесении д (или
слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки
языка и отодвигают ее в глубь ротовой полости (да-дя-гя-га).

4. Звонкий звук в можно поставить от "гудения" (у-у-у),
поднимая вверх нижнюю губу.

5. При постановке звука з можно исходить от протяжного
звучания гласного звука (э, ы). При этом предлагается выд­
винуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного
произношения переходят к зазубному произношению звука.

6. При постановке звука ж предлагается произносить звук з.
Одновременно при произнесении звука з с помощью шпате­
ля кончик языка приподнимается кверху.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!