Художественно-эстетическое развитие



 

Тропинка в мир художественной литературы

 

Цель литературного образования в дошкольном детстве — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в до­школьном детстве.

Важнейшей задачей при ознакомлении с художественной литературой является формирование восприятия литературного произведения в единстве понимания его содержания и художественной формы.

Ознакомление ребёнка с фольклором и литературными произведениями разных жанров начинается с первых лет его жизни. Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему миру, представленному в художественных образах литературных жанров.

Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей. Здесь существенное влияние оказывает содержание литературных произведений, развитие умения сопереживать героям произведения, сопоставлять их поступки с собственными представлениями и реальным поведением.

Развитие образной речи и овладение литературным языком – одна из главнейших задач эстетического воспитания и литературного образования дошкольников. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и целом высказывании. Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Подчеркнем роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием.

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа. Развитие образной речи – важная составная часть воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Ознакомление до­школьников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

 Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую. Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.

В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, проявляющихся у ребенка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством осуществляется на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения. На основе восприятия литературных произведений и решается задача развития поэтического слуха.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

По тому, как ребенок строит свое высказывания, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии.

Тропинка в мир музыки

Цель данного блока – формирование средствами музыкального искусства музыкальной культуры дошкольников как части общей культуры личности.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:        

1) формирование у дошкольников первоначальных представлений о музыке как части целостного и многообразного мира искусства, который, в свою очередь неотделим от всего окружающего мира, от жизни людей;

2) освоение детьми доступных им средств и способов «вхождения» в мир музыкального искусства, постижения художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также воплощенных в ней реальных и сказочных образов окружающего мира, высших духовно-нравственных ценностей и идеалов;

3) развитие музыкальных способностей детей, в том числе – музыкально-образных представлений и воображения; музыкального слуха и певческого голоса, эмоциональной отзывчивости на музыку;

4) формирование у детей основ музыкальной культуры личности: музыкальных интересов, потребностей, вкусов, мотивов самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального искусства;

5) духовно-нравственное, патриотическое, этнокультурное воспитание дошкольников на материале и средствами музыкального искусства;

6) содействие социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию дошкольников, их оздоровлению в процессе музыкальной деятельности, формированию у них навыков самопознания и саморазвития личности.

Программа разработана в форме воображаемого путешествия по Музыкальному миру, в котором для детей 3-5 лет (младший дошкольный возраст) и 5-7 лет (старший дошкольный возраст) предназначены взаимосвязанные музыкально-образовательные тематические блоки музыкальных занятий

Для детей 3-5 лет. «Музыкальные маршруты»

- «Музыкальный мир природы»;

- «Музыкальный мир родного дома»;

- «Музыкальный мир родного города (села)»;

- «Музыкальный мир разных стран»;

- «Сказочный мир музыки».

Для детей 5-7 лет. «Музыкальные находки»

- «Музыкальная азбука»;

- «Музыкальный календарь»;

- «Музыкальные часы»;

- «Музыкальный глобус».

В каждом блоке представлен примерный музыкальный материал (перечни музыкальных произведений для слушания, пения, движений под музыку и музыкально-пластических импровизаций), варианты заданий по элементарному музицированию на игрушечных музыкальных инструментах, а также на свистульках, трещотках, дудочках, деревянных ложках и другом доступном дошкольникам фольклорном инструментарии.

Одной из важных особенностей данной программы является включение в каждый ее тематический блок зрительно-слуховых и пластических образов для создания импровизированных вокально-инструментальных и ритмо-пластических композиций. Они предназначены для развития творческого воображения детей, выявлению и реализации их творческих способностей, стимулируют творческую самореализацию личности в процессе музыкальных занятий.  

Содержание деятельности детей представлено в игровой форме воображаемого музыкального путешествия. Основы музыкального искусства творчески осваиваются детьми в процессе различных видов игровой музыкальной, музыкально-пластической, музыкально-поэтической и музыкально-театральной деятельности. Вместе с тем, предусмотрено постепенное формирование у дошкольников интереса к познавательной, исследовательской деятельности (например, в форме музыкально-познавательных проектов).

В программе предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру создаются на музыкальных занятиях через формирование у детей первоначальных представлений о воплощенных в художественно-образном содержании музыкальных произведений духовно-нравственных ценностях и идеалах: ценностного отношения к природе, способности любоваться ее красотой (тематические блоки «Музыкальный мир природы» и «Музыкальный календарь»), любви к родному дому и своей семье (тематический блок «Музыкальный мир родного дома»), патриотизма, любви в своей малой Родине, интереса к ее истории, культурному наследию и современной музыкальной жизни (тематический блок «Музыкальный мир родного города (села)», уважительного отношения к музыкальным культурам и традициям разных народов и стран (тематические блоки «Музыкальный мир разных стран» и «Музыкальный глобус»).

Программа позволяет формировать элементарные представления дошкольников о природе и сущности музыкального искусства как отражении действительности в музыкальных образах, с помощью разнообразных музыкально-выразительных средств (тематический блок «Музыкальное зеркало»); о музыке как временном, а не пространственном искусстве (тематический блок «Музыкальные часы»); о музыкальных образах различных времен года, народных календарных и церковных праздников (тематический блок «Музыкальный календарь»).

 Тематический блок «Музыкальная азбука» дает общее представление о многих музыкальных явлениях и понятиях, в том числе: о видах и жанрах музыкального, музыкально-хореографического и музыкально-театрального искусства (песне, марше, танце, балете, опере и др.); о народной, церковной и классической музыке; о музыкальном ансамбле, хоровом коллективе и оркестре; о народных музыкальных инструментах (гуслях, гармонике, гудке, балалайке, бубенцах, домре, жалейке, ложках, трещотках, рожке, рубеле и др.) и о музыкальных инструментах симфонического оркестра (скрипке, виолончели, валторне, гобое, кларнете, литаврах, тубе, трубе, тромбоне, флейте, фаготе и др.); о фортепьяно; о композиторах и исполнителях; о знаменитых музыкальных театрах России и других стран мира; о ключевых понятиях музыкального искусства (музыкальный звук, высота и громкость звучания музыки, темп, тембр, ритм, лад и др.); о старинных и современных устройствах для записи и воспроизведения музыки. Кроме этого, детям подготовительной к школе группы предлагается несколько тем занятий, направленных на формирование и развитие мотивации и психологической готовности к школе.

Учитывая актуальные задачи применения здоровьесберегающих технологий, в содержание программы включены некоторые упражнения и задания из арсенала музыкальной терапии, других видов арт-терапии, рекомендованных специалистами для работы с детьми в дошкольных организациях общего вида (не коррекционных), а также музыкально-логопедические упражнения и задания.     

Программой предусмотрены широкие возможности для индивидуализации музыкального образования. В ней сочетаются индивидуальные, мелкогрупповые и коллективные виды деятельности детей, представлен вариативный музыкальный материал, что обеспечивает возможности его выбора с учетом интересов, способностей детей, условий музыкально-образовательного процесса.

Программа открывает широкие возможности для участия родителей вместе с детьми в музыкальных играх и драматизациях, в выполнении совместно с детьми музыкальных проектов и творческих заданий.

 

Тропинка в мир изобразительного искусства[13]

Цель художественного образования и эстетического воспитания – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия, создание целостной картины мира.

Основные задачи художественно-эстетического воспитания:

- раскрыть природу искусства как результат деятельности человека;

- содействовать формированию у детей эстетического отношения к окружающей действительности в целом, к искусству как отражению жизни во всем её многообразии и к самому себе как части мироздания;

- развивать творческое воображение и эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «открытия» мира и самого себя;

- знакомить с деятельностью художника, народного мастера, дизайнера в трёх его ипостасях «восприятие – исполнительство – творчество»;

- формировать разноаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

Задачи программы предусматривают поддержку и развитие у детей следующих универсальных способностей:

- способность эстетического переживания, которое возникает на основе эмпатии и воображения, проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, проходя путь становления от ориентировочного действия к появлению эстетических интересов и предпочтений до формирования нравственно-эстетической направленности как позиции личности;

- способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной, активной, творческой деятельности, а на этой основе — к личностному росту и саморазвитию;

- специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество), поскольку в эстетическом воспитании детей ведущая деятельность — художественная, развивающий характер которой обусловлен овладением детьми обобщёнными и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах детского художественного творчества.

Основу педагогических технологий, реализующих программу и педагогическую модель, составляют следующие идеи:

- от сенсомоторного, фрагментарного восприятия к целостному, последовательному осмысленному рассматриванию и обследованию;

- от восприятия внешних случайных признаков как элементов выразительности к осознанию их внутренних связей, пониманию целесообразности и единства выразительных средств художественного образа;

- от немотивированных оценок, основанных на отдельных, второстепенных свойствах, — к адекватному мотивированному анализу по существенным эстетическим качествам;

- от кратковременных и неустойчивых эмоциональных реакций на отдельные яркие объекты к устойчивому эстетическому чувству к произведениям народного искусства;

- от применения отдельных элементов как разрозненных средств выразительности, применяемых по образцу или условию, — к созданию художественных образов в единстве средств выразительности;

- от ознакомления с видом изобразительного искусства — к свободному и творческому переносу полученных представлений и навыков в разнообразные виды творческой художественной деятельности.

Основным методом художественного образования и воспитания детей дошкольного возраста выступает метод пробуждения предельно творческой самодеятельности, а основную педагогическую ценность являет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины (образа) мира. В результате у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Особенности проектирования художественно-продуктивной деятельности. Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждымребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции и др.);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Психолого-педагогические и культурные ресурсы (условия): эстетизация образовательного пространства; проблематизация содержания изобразительной деятельности; взаимосвязь организованных занятий с экспериментированием и самостоятельным творчеством; общение с «живым искусством»; полихудожественный подход; интеграция изобразительного искусства с другими видами детской деятельности (игра, конструирование, литература, музыка, театр); опыт сотворчества (с педагогом, другими детьми, художником).

Вариативность образовательных и художественных технологий, гибкость использования педагогических методов и приёмов обеспечивают многогранность художественного развития дошкольников. Педагог использует широкий спектр разнообразных форм своего содержательного взаимодействия с детьми и их родителями как в образовательном пространстве детского сада, так и за его пределами. Это могут быть искусствоведческие беседы и рассказы, экскурсии в художественные музеи на арт-выставки, прогулки и познавательные экскурсии по городу (посёлку), мастер-классы, образовательные проекты, основанные на интеграции интеллектуальной и эстетической деятельности, дидактические игры и упражнения с художественным содержанием, разнообразная художественная деятельность детей на специально организованных занятиях (лепка, аппликация, рисование, художественное конструирование, художественный труд) и в свободной деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей, умелое сочетание индивидуальных и коллективных форм работы детей, художественное экспериментирование. Дети знакомятся с творчеством художников народного и декоративно-прикладного искусства, книжной графики и живописи.

Специфика художественно-эстетического развития детей. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который является центральным, связующим понятием в системе эстетической коммуникации. В процессе освоения социальных норм, правил культуры поведения и этикета, в ситуации эмоционального комфорта ребёнок приобретает систему социокультурных знаков и духовных ценностей, что позволяет ему регулировать своё поведение и деятельность, а также строить свои отношения с другими людьми в соответствии с этими знаками, нормами, ценностями.

Образы детского творчества рассматриваются как подлинно художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественные образы обобщают достижения ребёнка в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребёнком своего представления о том или ином эстетическом предмете или явлении и способах передачи впечатления о нём в конкретном продукте (рисунке, аппликации, коллаже, скульптуре из природного или бытового материала).

Формирование образа тела и его место в «Я-концепции». О браз тела(body image) — субъективное восприятие человеком своего тела, синтез того, как он его воспринимает, понимает и как к нему относится. Образ тела — это целостная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своём теле, своеобразная телесно-психологическая «карта» или «портрет» человека. Этот портрет включает как ощущение человеком своего тела, так и его субъективную оценку.

Большое значение для формирования образа тела в сознании человека имеют визуальные искусства (скульптура, живопись, графика, театр, кино, цирк и др.), произведения которых дают эталонные образцы красоты, выраженные в ярких и зримых образах. Каждая эпоха находит адекватные историческому времени художественные формы отражения своих представлений о гармонии и красоте человека, поскольку именно человек — основная тема и наиболее точная мера в искусстве.

Восприятие окружающего мира и произведений изобразительного искусства как основа детской художественной деятельности. Художественно-продуктивная деятельность детей основывается на познании окружающего мира, поэтому вопрос о развитии восприятия является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и конструированию.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи специально разработанной системы дидактических игр и упражнений, с сенсорным воспитанием, проводимым в разных видах детского художественного творчества (рисовании, лепке, аппликации, детском дизайне, художественном труде и конструировании).

Детское изобразительное творчество также основывается на культуре восприятия. Художественно-продуктивная деятельность служит средством расширения, закрепления и осмысления представлений детей об окружающем мире, влияет на воспитание чувств и формирование понятий.

Опыт детей дошкольного возраста ещё невелик, поэтому важно организовывать наблюдения за бытовыми предметами, игрушками, природными объектами и явлениями, транспортом, архитектурными сооружениями, чтобы дети могли увидеть, рассмотреть, выделить и запомнить главное, наиболее характерное, выразительное.

Знакомство с произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры осуществляется, как правило, в нерегламентированной образовательной деятельности: на прогулках и экскурсиях, при посещении музея, в свободной художественной деятельности, в процессе слушания литературных произведений (иллюстрации).

Воспитатель создаёт условия для систематического наблюдения и рассматривания вместе с детьми произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В пространстве детского сада можно оборудовать мини-выставки (тематические, видовые, жанровые). Желательно хотя бы один-два раза в учебный год организовывать экскурсии в художественный музей или на выставку в картинную галерею. И по возможности мотивировать родителей к посещению музеев, выставок, арт-салонов вместе с детьми в воскресные и праздничные дни.

В процессе знакомства с изобразительным искусством дети узнают новые термины: «искусство», «картина», «живопись», «графика», «скульптура», «колорит», «палитра», «линия», «композиция», «динамика» (движение), «сюжет», «образ», «холст», «мазок», «линия», «пятно», «передний план», «дальний план» и т.д. Не все эти термины обязательно должны употребляться детьми в активной речи, но важно, чтобы они слышали правильный, образный язык искусства. 

Желательно познакомить детей с творчеством художников, дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживающих в их родном крае (городе, поселке, деревне). Возможна демонстрация учебного видеофильма с записью творческих встреч детей с мастерами искусства или обзором арт-выставок, музейных экспозиций.

Самостоятельная художественная деятельность детей. Появление самостоятельной художественной деятельности — показатель высокого уровня художественного развития детей, так как самостоятельная деятельность возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без видимого руководства взрослого. Наличие самостоятельной художественной деятельности говорит также о влиянии грамотно организованного образовательного процесса, хороших традиций быта детского сада, благоприятной атмосферы в семье.

В самостоятельной художественной деятельности программа действий, их цель и содержание исходят от детей, насыщенность деятельности зависит от их активности, инициативности, умения самостоятельно использовать приобретенный познавательный и художественный опыт.

Специфика самостоятельной художественной деятельности в том, что дети по своей инициативе и на основе своих интересов активно осваивают доступные им виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства, то объединяя их, то занимаясь каким-либо одним по своему желанию, организуют свои действия в форме творческих игр, упражнений и придают им репродуктивный или творческий характер в зависимости от индивидуальных интересов и уровня художественного развития. Связанные с этим художественные переживания детей носят эстетический характер.

Индивидуальный образовательный маршрут. В настоящее время самое пристальное внимание уделяется развитию ребёнка как уникальной личности с его индивидуальными способностями, темпом и особенностями развития. На помощь педагогу, родителям и самому ребенку приходит технология портфолио.

Портфолио это способ накопления, фиксации, мониторинга и проектирования индивидуальных достижений ребенка (или взрослого человека) за определенный период времени. Можно с уверенностью сказать, что портфолио — это своеобразное зеркало основных достижений ребёнка, в которое он может заглянуть сам и увидеть свое творческое отражение.

Выставка детского творчества– отличный способ презентации творческих достижений. Рисунки, композиции из природных материалов, фигурки из глины или пластилина, куклы и мягкие игрушки – всё это можно красиво выставить, правильно скомпоновать, эффектно представить публике. И поразить неистощимой фантазией, выдумкой, радостным, всегда неожиданным взглядом на мир. Это своего рода образовательный проект, ориентирующий участников на активное и творческое освоение новых способов художественной деятельности.

Физическое развитие

Тропинка в мир движения

Цель данного блока развитие творчества в различных сферах двигательной активности и на этой основе – формирование осмысленности и произвольности движений, физических качеств, обогащение двигательного опыта.  

Центральное направление работы – содействие ребенку в открытии «необыденного мира» движений, приобретающих для него черты «знакомых незнакомцев». Это предполагает выделение таких характеристик движений, благодаря которым со временем они смогут стать для детей особым объектом проектирования, конструирования, преобразования, позна­ния и оценки, а тем самым – по-настоящему произвольными, свободно, внутренне управляемыми. Иначе, речь идет о закладке у ребенка начал творческого отношения к миру движений, без которого невозможно его полноценное физическое развитие. Поэтому на передний план выдвигается задача формирования творческого воображения детей, которое осуществляется разнооб­разными средствами специально организованнойдвигательно-игровой дея­тельности с помощью:

- основных видов движений;

- упражнений и заданий на принятие и сохранение позы;

- упражнений и заданий на развитие мелких мышц руки;

- упражнений на развитие мелких мышц лица и мимики;

- упражнений для разных групп мышц;

- спортивных упражнений и игр (катание на санках, скольжение, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, бадминтон, настольный теннис, городки);

- силовых упражнений, элементов спортивных игр для мальчиков (баскетбол, футбол, хоккей);

- художественно-спортивных упражнений для девочек (художественная гимнастика, танцевальные и акробатические упражнения);

- подготовки к плаванию;

- музыкально-ритмических упражнений;

- подвижных игр;

- игр-аттракционов для праздников.

На начальном этапе задача развития творческого воображения решается путем проблемного введения эталонов основных движений в вариативных условиях их построения и выполнения. Особое внимание уделяется, в частности, развитию способности к двигательной инверсии – построению и выполнению «движений-перевёртышей», «движений наоборот» как одной из форм двигательного экспериментирования, поддержка которого, в целом, является стержневой линией образовательной работы в группе. При этом детям первоначально раскрывается коммуникативный смысл (коммуникативные функции) движения, которое перестает быть для них сугубо исполнительным актом, а становится способом обращения к другому человеку (педагогу, сверстнику), «инструментом» сотрудничества, общения, диалога, взаимопонимания. 

Проблемное введение эталонов основных движений и создание условий для их творческого освоения детьми в различных ситуациях одновременно обеспечивает совершенствование физических качеств (скоростных, силовых, выносливости, координации и др.), двигательной умелости. Этому, в частности, спо­собствует гибкое сочетание на занятиях упражнений (обучающих и игровых) с подвижными играми.

Развитие в этом процессе двигательного воображения (в том числе, умения «входить в образ») становится основой для «одушевле­ния» и осмысления движений; тем самым закладывается существенная предпосылка формирования произвольной моторики. Другой предпосыл­кой этого служит воспитание способности эмоционально переживать движение в качестве особого, неординарного «события» и, наоборот, – выражать в движении строй своих переживаний и чувств (формирование экспрессии движений). Развивается двигательная самостоятельность – не только как способность выполнять то или иное движение без помощи взрос­лого, но и как умение фиксировать и осмысливать без этой помощи собственное затруднение при выполнении движения.

По мере освоения программы творческое овладение детьми основными моторными умениями проводится в контекс­те более сложных форм двигательной активности. Решение соответствующих мотор­ных задач также требует от ребенка самостоятельности, находчивости и импровизации. Особым приоритетом ра­боты становится организация совместной деятельности детей по ре­шению различных двигательных проблем.

Вместе с тем с опорой на накопленный ребенком опыт игровой деятельности специальное внимание уделяется дальнейшему развитию выразительности детских движений, в том числе - их символической функции. Развитие игры и художественного творчества создает почву для формирования у воспитанников старшей группы способности к конструированию и передаче через движения относительно сложных эстетических образов.

Всё это способствует возникновению у детей отчетливо выра­женного интереса к собственным двигательным возможностям и стрем­ления к их дальнейшему освоению.

На последнем этапе работы по программе, с учётом возросших интеллектуально-творческих возможностей детей и с опорой на достаточно высокий уровень развития произ­вольности движений старших дошкольников, особым предметом работы становятся умения, обеспечивающие построение сложных структур двигательной деятельности, ее когнитивные (познавательные) характеристики. На этой основе у детей воспитывается осмысленное ценностное отношение к движению. Особое внимание уделяется развитию способности к двигательной «режиссуре» – к са­мостоятельной разработке и воплощению проекта сложной композиции движений в тех или иных условиях. Формируются обобщенные представлений о мире и начала двигательной рефлексии.

 

Тропинка к здоровью

Центральное направление работы этого блокасоздание условий для развития здоровья детей на основе формирования творческого воображения[14].

Оздоровительная работа строится на следующих принципах:

- развитие воображения, приводящего к достижению системных оздоровительных эффектов;

- приоритет игровых форм оздоровительной работы;

- формирование осмысленной моторики как условия возникновения у ребенка способности к «диалогу» с собственным телом, его возможностями и состояниями, первоначального осознания ценности своего здоровья;

- создание и закрепление целостного позитивного психосомати­ческого (психофизического) состояния при выполнении различных видов деятельности;

- формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. 

Закаливание. Формировать в игровых ситуациях навыки произвольной терморегуляции организма.

Дыхательные и звуковые упражнения. Развивать дыхание и речевой аппарат на основе формирования осмысленной моторики, эмоциональной регуляции.

Упражнения для формирования и коррекции осанки. Формировать произвольность в процессе смысловых ориентировок, определяющих постановку правильной осанки (в частности, ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространства).

Упражнения для профилактики плоскостопия. Развивать дифференцированную чувствительность стоп в игровых ситуациях.

Психогимнастика. Формировать умения фиксировать, первоначально анализировать, выражать в действии, образе и слове, корригировать свое психосоматическое состояние. Формировать простейшие навыки само- и взаимопомощи. Развивать эмоциональную регуляцию и выразительность, коммуникативные способности, интерес к своему телу и его возможностям. 

 

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1044; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!