Классификация прав и свобод человека.



По содержаниювсе права и свободы человека делятся на граждан­ские, политические, экономические, социальные и культурные.

Кгражданскимотносятся права и свободы, которые принадлежат че­ловеку как члену гражданского общества. это права, касающи­еся неприкосновенности личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободу от пыток, произвольного ареста, задержания или ссылки, рабства, вмешательства в частную жизнь, право владеть имуществом, свободу мысли, совести и религии). Другая группа гражданских прав - процессуальные - включает право на равенство перед судами и трибу­налами, справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, презумпцию невиновности и др. Этими правами обладают как граждане данного государства, так и ино­странцы и лица без гражданства, находящиеся на его территории.

Политическиеправа связаны с участием в управлении государством и в общественной жизни, и, следовательно, на обладание ими не мо­гут претендовать все проживающие или находящиеся в пределах стра­ны. К политическим относятся : свобода выражения мнения, свобода мирных собраний и ассоциаций, право избирать и быть избранным.

Экономические и социальные права включают в себя право на труд и его свободный выбор, справедливые и благоприятные условия труда, справедливое вознаграж­дение и равную оплату за равный труд, разумное ограничение рабоче­го дня, право создавать профсоюзы и вступать в них, право на отдых, достойный жизненный уровень, медицинский уход и тд.

Культурные права гарантируют духовное развитие чело­века. К ним отно­сятся право на образование, доступ к культурным ценностям, свобода художественного и технического творчества и др.

В зависимости от субъекта прав и свободпоследние делятся на инди­видуальные и коллективные.Международно-правовые документы посвя­щены индивидуальным правам и свободам, хотя Пакты о правах человека содержат статьи, касающиеся коллективных прав. Единственный между­народно-правовой договор регионального характера - Африканская хар­тия прав человека и народов 1981 г. - регламентирует и конкретизирует индивидуальные и коллективные права (такие как право народов на са­моопределение, мир, развитие, свободное пользование и распоряжение своими богатствами и ресурсами, благоприятную окружающую среду).Кроме того, к коллективным относятся права национальных, этни­ческих, религиозных и языковых меньшинств; права коренных и веду­щих племенной образ жизни народов.Исходя из того же критерия субъекта прав и свобод, их можно клас­сифицировать по принадлежности к особым социальным группам: об­щие права и свободы и права отдельных социальных групп (женщин, детей, беженцев, апатридов и т. д.).

По возможности ограничения все права и свободы делятся на неограничиваемые ни при каких обстоятельствах и подлежащие правомер­ному ограничению со стороны государств на основаниях, предусмотрен­ных в конвенциях.В Пакте о гражданских и политических правах и в Евро­пейской конвенции содержится перечень прав и свобод, ко­торые не могут ограничиваться даже в период чрезвычайного положения. Это право на жизнь, недо­пустимость пыток и медицинских экспериментов, рабства и работор­говли, признания кого-либо виновным в совершении уголовного преступле­ния, которое, согласно действовавшему в момент его совершения зако­нодательству, не являлось уголовным преступлением, право на призна­ние правосубъектности, право на свободу мысли, совести и религии. Все остальные права могут подвергаться ограничениям при наличии условий и обстоятельств, регламентированных Международным биллем о правах человека, - в целях защиты национальной безопасности, общественно­го порядка, охраны здоровья, нравственности, уважения прав и свобод других людей.

В целом, по мнению многих специалистов, права и свободы человека и гражданина могут быть разделены на две основные группы:

1) конституционные права и свободы,

2) иные права и свободы, закрепляемые другими отраслями действующего законодательства.

Если рассматривать иные возможные подходы к вопросу классификации прав человека, стоит отметить, что в современной отечественной доктринальной литературе встречаются различные виды такой классификации

Например, А. Головистикова полагает, что можно выделить четыре поколения прав и свобод человека. В рамках такой классификации, как указывает цитируемый автор, первым поколением прав человека традиционно признаются личные (гражданские) и политические права.

Второе поколение, включающее в себя социально-экономические права человека, Третье поколение- прав человека охватывает специальные права тех категорий граждан (детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и т.д.), которые по социальным, политическим, физиологическим и другим причинам не имеют равных с остальными гражданами возможностей для осуществления общих для всех людей прав и свобод. Четвертое поколение – данные права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности, т.е. это такие права человека, которые связаны с клонированием и другими открытиями в области биологии.

Некоторые авторы также в составе четвертого поколения называют такие права человечества, как право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и другие. По нашему мнению, если подходить к проблеме классификации прав и свобод человека в историко-хронологическом порядке, можно выделить три поколения прав человека.

Первое поколение – это личные права, принадлежат каждому от рождения, в силу того, что он человек.

Второе поколение включает в себя политические права.

Третье поколение прав человека включает в себя социально-экономические права: право на труд, на отдых, на социальное обеспечение

Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение – личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость;

2. Второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;

3. Третье, новейшее поколение – права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

 

Коллективные права человека.

Инициатором выделения коллективных прав были развивающиеся страны. Иначе коллективные права называются правами третьего поколения (гражданские и политические права – 1-го поколения, социально–экономические – 2-го поколения).

Право народа на свободное пользование своими ресурсами и богатствами было выдвинуто развивающимися странами в ходе их борьбы за независимость против колониального угнетения. Впервые оно было сформулировано в резолюции, принятой на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1952 г., провозглашавшей, что «право народов распоряжаться своими собственными богатствами и ресурсами является их неотъемлемым суверенным правом». Связь указанного права с суверенитетом подчеркивалась в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. Право народов на свободное пользование своими ресурсами и богатствами конкретизировано в обоих Пактах о правах человека, где указывется что пользование правом распоряжения своими естественными богатствами и ресурсами не может наносить ущерба обязательствам, вытекающим из экономического сотрудничества, основанного на взаимной выгоде, следующей из международного права. Акценты, сделанные в Пакте, объяснялись происходившей в период их разработки и принятия национально–освободительной борьбой бывших колоний, стремлением защитить экономические права возникающих новых независимых государств и, с другой стороны, предостеречь их от чрезмерного использования права на национализацию и гарантировать стабильность равноправных экономических договоров.

В Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г. было подчеркнуто, что данное право может быть как коллективным, так и индивидуальным. Суверенное право народов пользоваться своими природными ресурсами и богатствами было положено в основу института правопреемства государственной собственности, государственных долгов и архивов, что было закреплено в Конвенции 1983 г.

Право народа на мир и безопасность. Право народа на мир тесно связано с основной целью и принципами международного права, направленными на поддержание и обеспечение международного мира и безопасности, ибо только в условиях мира возможно эффективное осуществление индивидуальных и коллективных прав и свобод. Пакт о гражданских и политических правах предусматривает такие гарантии реализации этого права, как запрещение пропаганды войны, а также выступления «в пользу национальной расовой или религиозной ненависти», представляющих «подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию».

Африканская хартия прав человека и народов рассматривает указанное право как глобальное, провозглашая, что все народы имеют право на мир в национальном и международном масштабах.

На обеспечение права народов на мир направлены все системы коллективной безопасности как в рамках ООН, так и других международных организаций (ОБСЕ, СНГ, НАТО). В Декларации о праве народов на мир, провозглашалось, что обеспечение мирной жизни для народов является священным долгом каждого государства. В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. в качестве ключевой цели, которой придается особо важное значение, объявляется освобождение народов «от бедствий войн, будь то внутри государства или между государствами» . для  выполнения поставленной цели Декларация предлагает добиваться устранения угроз, создаваемых оружием массового поражения, выполнять договора, связанные с контролем над вооружениями, предпринимать согласованные действия по борьбе с международным терроризмом, с транснациональной преступностью, включая торговлю людьми, контрабандный провоз и торговлю наркотиками, а также повышать эффективность ООН в зоне поддержания мира и безопасности.

Право народов на развитие. Право народов на развитие имеет особое значение для развивающихся стран и направлено на преодоление отсталости и ликвидацию их зависимого положения.

КМП ООН еще в 1981 г. подчеркивала, что право на развитие неотделимо от прав человека и должно пониматься как процесс, постоянно создающий условия, при которых каждый человек может законно пользоваться своими экономическими, социальными, культурными и политическими правами. Право на развитие впервые получило закрепление в Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., устанавливающей, что все народы имеют право на экономическое, социальное и культурное развитие, сохраняя при этом свободу и индивидуальность.

В 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию, регламентирующую право на развитие, квалифицируя его как индивидуальное и коллективное право, при котором могут быть «осуществлены все права и основные свободы».

Право народов на благоприятную окружающую среду. Право народов на благоприятную окружающую среду впервые было отражено в Стокгольмской Декларации принципов 1972 г., где указывалось на необходимость достижения гармонизации развития и охраны окружающей среды, а также на поощрение политики развивающихся государств в области защиты окружающей среды. В схожей трактовке закрепляет это право Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., которая гласит, что все народы имеют право на удовлетворительную окружающую среду.

Новое понимание права народов на благоприятную окружающую среду было закреплено в Декларации Рио–де–Жанейро 1992 г. по окружающей среде и развитию, связывающей данное право с устойчивым развитием. Оно включает ряд требований социально–экономического и экологического характера.

Социально–экономические требования касаются мер, направленных на борьбу с нищетой, регулированием роста населения, сохранением здоровья человека, сотрудничеством в области защиты окружающей среды. К экологическим требованиям относятся меры, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, охрану атмосферы, сохранение лесов, рациональное использование водных ресурсов.

Декларация тысячелетия ООН 2000 г. провозгласила уважение к природе ценностью XXI в., подчеркнув, что право на благоприятную окружающую среду может быть обеспечено только новой этикой бережного и ответственного отношения к пользованию живыми организмами и природными ресурсами. Только таким образом можно сохранить те огромные богатства, которые дарованы природой.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!