III.  КОРНЕЛIЙ ТАЦИТЪ  О  ГЕРМАНАХЪ. 14 страница



Marcomanni следовательно нисколько не означаетъ племя Marsos, которыхъ названiе и на Мораве могло быть независимо отъ Римскихъ становъ, при хребте Яворна, или Габрово (*****)? а названiе Яворна могло измениться въ Adrabae, точно также какь въ Arnobae, Abnobae, Arbonae, Anribae, Arnibae.

Чтобъ положить конецъ всемъ насильственнымъ и несообразныеь производствам всехъ древнихъ mania и manni отъ man собственно mensch, Гот. maρr — мужъ, менжь, следуетъ объяснить следующее:

Отъ маю — имею, мать, имать, иметь, происходитъ: манье, именье, manstwi, маёнство, маетность, magetnost, и также man мань, mаgernik, имеющш манье, именье, помещикъ, владетель, по вену (дару) или, въ войсковыхъ правленiяхъ, по избранiю на Юрьевскихъ сеймахъ (у Галловъ Champs-de-Mars (Arios) или Champ-de-Mai). По зарученью, (mandatio), получающiй волость, власть, magetnost, majestas, обязывался во всякомъ случае быть рукой (manus), помощью дарующему, т.е. выставлять въ случае войны войско. Отсюда достоинства: Magnus, Major, Mager, Magnat.

На техъ же условiяхъ и при техъ же званiяхъ, покоряемый земли Римлянами, Галлами, или Готами, обращались въ жалованныя посельныя или сельныя (Terra Salica), у Готовъ ленные (отъ Lohn — вознагражденiе), по обету, огнищу — Feudum, Fief. (******) У Славянъ феодальное владенiе называлось: Маньска дедина. По мерe победъ и раздробленiй, области делились на поместья , маетности или ланьства, mansi.

Въ этомъ смысле должно понимать и названiе северозападной части Гальской Норики — Normandia, Normania, которую король Карлъ (Charles le simple) въ 912 году даль въ маньство, въ лено , или въ вено, выдавъ дочь свою Gisle за владетеля Норицкаго Rhou или Rollon (Райо, Ралень), принявшаго Христiанскую религiю съ именемъ Robert. (*******)

Въ этомъ же смысле провинцiя Decumana, освободясь отъ десятины, приняла значенiе обеленнаго заслугой или откупомъ поместья, маньства (allodium, alleu. to allow) прозвалась Allamandia, или Allamania, т.е. Белое маньство.(********)

Nericia вь Скандинавской Cайванiи (Sueuonia) есть также Noricum, Normandia, отделъ войсковыхъ Норицкихъ поселенiй. Westmania — Западное мajoнство; Sudermania Южное маjонство.

XLIII. «На повороте (Дуная, вь Дацiи) за Маркоманами и Квадами — Marsigni (Marsigini), Gothini (Gotini, Gotinos, Cotini), Osi (Osii) и Buri (Burii), — племена не столь замечательныя , заключаютъ населенiя (по Дунаю).

 

 

(*) Довольно звученъ еще отголосокъ этихъ же именъ и въ Noricia Галлiи.

(**) Вышора — обычное назв. рекъ у Славянъ.

(***) «é regno etiám Marobodui, Suevae gentes Semnones ac Langobardi defecére ad eum.» Tac. Ann. Lib. II. 45.

(****) Многiе изъ владетельныхъ Горицкiхъ князей воспитывались въ Риме; принимая обычаи, нравы, языкъ и имена Латинскiе, они становились вернейшимь орудiемъ покоренiя родичей своихъ.

(*****) Gaworina — яворовый или габровый лесъ.

(******) Feudatarius — соотв. слову огнищанинъ.

(*******) Обычный Русскiй возгласъ ура, употреблялся долго еще и въ последствiи у Норичей или Нормандовъ Гальскихъ. «Les Normans eurent tanl de consideration pour l`équité de ce premier Duc (Rhou), qu'ils semblent encore de l`appeler á leur secours par le cri de Haro, comme s'ils disaient Ha Rou (!).» Норичи, или Норманы, составляли военное сословiе; а потому, какь уже объяснено выше, понятенъ и возгласъ ихъ къ божеству войны, ихъ родоначальнику.

(********) Аlamandi — собственно назывались Hali.

Изъ нихъ Marsigni и Burii относятся по языку и обычаямъ къ Сайванамъ. Гальскiй же языкъ Готиновъ и Паннонiйскiй Ясовъ, доказываютъ, что они не Германы; притомъ же они несутъ дань, наложенную частiю Сарматами, частiю Квадами (Чехами), которые ихъ считаютъ инородцами. Готины къ стыду своему работаютъ на железныхъ рудокопняхъ. Bсе эти народы имеютъ мало полей; но преимущественно населяютъ леса, вершины и склоны горъ.»

Въ отношенiи Quadi должно заметить, что Зосимъ при-Рейнскихъ Καυнοι, Καυχοι Chauci, называетъ Quadi, и говорить, что Quadi составляли часть нацiи Саксовъ. Это поясненное единство приводить къ заключенiю, что Cauci, Chauci, Καυнοι, Quadi, Catti, Caeti, Saci, Saxi, суть только измененiя коренныхъ названiй по разделамъ войскъ или полковъ, полчанъ, ополченцевъ, на чети, изменяющяся въ произношенiи въ Часи, Чеси, Чехи, и въ томъ же значенiи Сечи (Sectio). Чеховые полки неизбежно должны были располагаться вдоль по границе съ Римомъ, a Cauci(*), Caeti или обычнеe Catti, Quadi и Quaditransjugitani (загорные, поселенные по сю сторону Яворны, въ Дацiи) составляли именно цепь по границамъ Славянъ съ Римомъ.

При этомъ условiи, описываемый Тацитомъ порядокъ населенiя по Дунаю, сохранястъ следы свои и по ныне: за Квадами т.е. Чехами, следуютъ Marsigni — Моравы; за Моравами бывшее въ Дацiи населенiе Готовъ (Gothini — Gothen), по Дiону Κοτινοι, а по Зосиму явно уже Gothi. Тутъ же, по Тейсу, Osi, т.е. Яссы, Ясичи, `Ιάζυξί. laziges, которыхъ страна и по ciе время называется по Венг. Jaszsag — страна Ясовъ. Въ заключенiе, Виrii, по Дiону Βοǔ``ρροι, Вurri, по Птоломею Вurrodensi, по Зосиму Borani.(**) Следъ ихъ населенiя сохранился въ Брашовской или Брашеванской области, называемой Венграми Barzazagh, въ Нем. переводе Burzenland.

Во времена Тацита и Страбона, могущество Готовь въ Дацiи, по влiянiю на Сдавянскiя племена, уже пало. Причиной этого быль временный союзъ Славянъ съ Римомъ, победы Маробуда, и основанiе за Дунаемъ Vaniii Regnum, котораго правителями были Князья Чешские (Quadi). Такимъ образомъ, Готы Дацiи, при Таците платили дань Чехамъ, и вероятно, по разделу зависимости, соседственнымъ областямъ въ такъ называемой Сарматiи, Хорватамъ или Сербамъ. Это поясняется словами Тацита, что Gothini не Германы, не Славяне, а инородные; языкъ ихъ называетъ онъ Галъскимъ, или по неведенiю, или вернее, по родству съ Гальскимъ Иберiйскимъ, что и подтверждаетъ раздвоенiе Гебровъ Маговъ нижней Азiи на гражданскiя общины Хутеевъ (вероятно по наз. божества (арабск неразборчиво) — Худа) за Араксъ. и на кочевыя племена (арабск. неразборчиво), прошедшiя чрезъ Африку на западъ Европы, и известныя подъ названiемъ Омвровъ. т.е. Обровъ, Аваровъ и Иверовъ.

«Ибо простираясь вдоль Словенiи (Sueviam) разрезываетъ и делитъ ее цепь горъ, за которой обитаютъ многочисленныя народы.»

Глубокая древность называла эту цепь горъ, какъ мы уже выше объяснили, Риθейскимй; Дiонъ Кассiй называеть ее Вандальскими горами (Όυανδαλιнά őρη), изъ которыхъ изтекаетъ Лаба, Птоломей Венедскими (Όυενεδαιнά őρη). Эта цепь составляетъ протяженiя Карпатовъ къ западу, и состоитъ изъ Татръ, Судицкихъ горъ, Русскихь (Riesengebirge), собственно прозванныхъ въ древности Риθейскими, и Горицкихъ (Erz и Harz Gebirge).

«Изъ числа этихъ народовъ имя Луговъ (Lugiorum nomen, Legiorum, Lengiorum, Ligпоrит, — Ligij, Ligios, Lugios, Lygios) распространяется на многiя области. Значительнейшiя изъ нихъ: Harios (Arios) Helveconas (Hallosuas, Heluetonas, Helveloras, Eluheconas, Heuechonas, Heluebonas, Helvitionas), Manimos (Mammos, Mamnus, Manumos, Mannos, Lanimos), Helisios (Elisios, Helysios, Halisionas, Alisiosnas) и Naharvalos (Nahanarvalos, Nacharualos,. Naharuolos, Naharvernalos).»

У Птоломея общее прозвище Lygii, т.е. Луги, Лужичи, Леси, Лехи, изменяется изъ λίγγοι, то въ λογγοι, то въ λαγγοι, то въ λαннοι, то въ λούτοι, съ придаточными прозвищами по областямъ: λογγοι βαρδοι т.е. Луги Бардовскiе, Бродскiе; λογγοι διδοŭνοι — Луги Дешовскiе или Дошанскiе, λοűτοι όι Όμανοι —Луги Оманскiе, λούτοι όι βοǔροι Луги Бopoвскiе.

Древнiй Лугь, который известенъ былъ подъ названiемъ Герцинскихъ или Горичанскихъ лесовъ, и котораго часть сохранилась подъ наванiемъ Lusatia (собственно Лужицкая или Лешская область тянулся по всему северному склону Вендскихъ горъ (Горицкихъ, Русскихъ и Судицкихъ) и простирался за Лабу (Эльбу) до p. Visurgis, Visura образуя границу съ Римскимъ преобладанiемъ.

Если мы обратимъ вниманiе, для объясненiя древнихъ Славянскихъ войсковыхъ Украинъ, на Украйны Козарскiя или Козацкiя, коихъ часть приняла названiе Запорожья, то увидимъ, что древнейшiя условiя быта этихъ войсковыхъ сословiй Полянъ почти не изменились.

Цесарь, описывая пограничныхъ Сайванъ, собственно Семноновъ, Земщину, говорить, что они состояли изъ ста погостовъ (pagus, canton, contrée — краина, округъ, земщина). Каждый погостъ выставлялъпо 1000 чел. воиновъ.

Эти слова Цесаря многозначительны дляубежденiя, что въ Козарской Запорожской Сечe, мы имеемъ еще образецъ древнихъ Славяно-Италiйскихъ, Славяно-Гальскихъ и Славяно-Германскихъ Украинъ, Сечей и Лýговъ.

 

(*) Не излишне заметить что Сербы словомъ Шокац, Шоко, называютъ Сербовъ, обратившихся въ Латинство.

(**) «Borani, Goths, Carpes (Сербы), Burgonde (Болгары), суть варварскiя племена обитающiя по берегамъ Дуная. Zozime Hist. Rom. (жилъвъ исходе 3-го и начале 4-го столетiя).

Упомянемъ разсказы Коржа (*) о Запорожской Сече:

Когда именно и съ какихъ временъ Запорожье воспрiяло свое начало, о томъ достоверно утверждать не могу; но когда мои предки зашли на жительство въ эту Украйну (т.е. край, страну), то оное уже существовало, и по изустному ихъ преданiю, чрезъ прадеда, деда и отца моего, дошло и до меня сведенiе, что Запорожскiе Казаки въ древнiя времена назывались Казарами, а какъ ихъ главное жительство было надъ Днепромъ пониже пороговъ, то и названы уже после того Запорожцами.»

«Земля Запорожская простиралась по обеимъ сторонамъ Днепра, съ Ю.3. вверхъ по Днепру, отъ р. Буга до р. Случи, она была смежна съ Польскою границею; внизъ по Днепру, простиралась до Лимановъ Бугскаго и Днепровскаго. Съ С.В. стороны , вверхъ по Днепру, простиралась до р. Орели впад. въ Днепръ около М. Китай-города. За Орелью начиналась граница Гетманская; а внизъ простиралась по реку Конку (т.е. Конскiя воды), противъ бывшей Сечи, и граничила съ Донскими Казаками и Крымскими Нагаями.» (**)

«Сечь по всей Запорожской земле была одна; въней было местопребыванiе главнаго Запорожскаго правительства».

«Въ Сечи Запорожской было 40 куреней (краинъ? –вопрос автора) и 40 атамановъ; каждый распоряжался своимъ куренемь, и во всякомь курене считалось военныхъ казаковь по 1000; а въ иномъ было и больше, кроме женатыхъ, которые жили по зимовникамъ, то есть но хуторамъ, въ разныхъ Запорожскихъ владенiяхъ, где кому какое место нравилось; но и они числились и принадлежали къ темъ же куренямъ по названiю; а въ Сечи никого женатыхъ не было.»

Всякiй курень имелъ свое названiе, напримеръ: Каневскiй , Пластуновскiй, Переяславскiй, Дядковскiй, Уманьскiй, Деревяннивскiй, Корсуньскiй, Миньскiй и пр. и пр.

«Надъ самымъ, Днепромь, около воды, были заездные дворы, называвшiеся радутами, въ разстоянiи другь отъ друга въ 10, 20 и 30 верстахъ, смотря по местоположенiю, чтобъ одинъ отъ другаго былъ виденъ. Въ радутахь жили Казаки Гетманскiе, по 50 человекъ, для пикетовъ и разъездовъ на случай непрiятеля.»

«На высотахъ подле радутовъ строились изъ бездонныхъ смоляныхъ бочекъ перевязанныхъ смоляными канатами, такъ называемыя фигуры.(***) которыя при появленiи непрiятеля зажигались по всей границе, какъ знакъ, чтобъ земледельцы искали убежища въ укрепленныхъ паланкахь, а казаки вооружались и готовились къ отраженiю.»

Лугъ или Beликiй Лугъ, имелъ значенiе всего леснаго пространства занимаемаго войскомъ, разделявшимся на Сечи, Курени и Коши.

Сечью называлось — во первыхъ, городъ воеводскiй, местопребыванiе воеводы, атамана, или главаря (capitanus), а во вторыхъ, вся область воеводства. Въ Сечи былъ и торгъ, ярмонки.

Куренемъ назывался округъ, край, краина занимаемая полкомъ, где разумеется былъ и полковой дворъ, сборное место полка, и въ тоже время называлось куренемъ и полковое подворье въ воеводскомъ городе, или въ Атаманской Сечи.

Koшeй, Кочью, Koшopoй, Котарой, называлось местo отводимое полку подъ паству, подъ посевъ и сенокосъ, гдестроился шалашъ или раскидывался шатеръ, куща; а также и самый возъ, въ которомь возились запасы на время кочевья. (****)

Не распространяясь о. быте Козарскомъ или Козацкомъ, требующемъподробнейшихъ изследованiй, мы обратимся къ древнему Лугу Германiи, который безъ сомненiя имелъ теже коренныя условiя, но делился на несколько Cечей, или воеводствъ. Названiе Sax, Sex, предшествующее названiямъ владенiй, простирающихся по пространству Германскаго Луга, служитъ неопровергаемымъ доказательствомъ, что эти владениiя были Сечами. Ихъ можно назвать даже по именамъ: Староградская, Воимирская, Кобровская, Майницкая, Витоборская, Златопольская, Белопольская, Межиборская, Житавская и пр.

Какъ коренные Козаки Запорожья называли себя Лугарями, такъ и жители Луга Германскаго назывались Луги, Лугане, Лужане, Лузи, Лузичи, Лужичи, Лужичане, Леси, Ляси, Лехи; а по древне-Славянскому (л гъ — лънгъ) Лунгами, Линцами; почему Греческiе и Латинскiеисторики иписали различно: Ligii, Lingi, Longi, Lugios, Lingones, Lugiones, Λογίωνεσ.

Тациту известны были следущiя Лужицкiя или Лешскiя воеводства:

Harios (по др. списк. Arios, Arii), которые по описанiю, какъ мы увидимъ ниже, составляютъ какое-то особенное страшное для Римлянъ войско, что-то въ роде безсмертныхъ, черныхъ гусаръ.

 

 

(*) Издан. Г. Скальковскимъ.

(**) Ногаи, Белыe Hoгaи — Бевсъ, или Беш-Ногэ (Печенеги) составляютъ, по нашему мнeнiю, орды Козарскiя. принявшiя магометанизмъ.

(***) Нетъсомненiя, что названiе фигура, есть измененное слово; можно предполагать, что оно изменилось изъ focher (фохеръ) или Ohañka, что значить по Чешски пламенникъ. Сквозныя бочки производили вихрь, быстро воспламенялись и выбрасывали огонь языками. Эти фигуры, изъ смоляныхъ бочекъ, опутанныхъ хворостомъ, вероятно служили и основанiемъ басни о мнимомъ Тауте Галловъ.

(****) Куища поСерб.  Знач. домъ и такжо кухня.

Helveconas (по др. списк. Helvetionas, Hallusuas, по Птол,Caleconas). Эти названiя могли образоваться изъ воеводствъ Калишскаго, или Галицкаго.

Elisios, Helisios,—соответствуютъ воеводству Залесскому, (Seleucia — Vinedaland Syssele — Vandali Silingi) ныне Силезiя.

Mamnos, Manimos, по Птол. Lugi Omani — воеводству Холмскому, или Уманскому.

и Naharvalos (Nahanarvalos, Naharvernalos) (? – вопрос автора)

«У Наханарвалъ (? – вопрос автора) показываютъ лесъ где по древнему обряду председательствуетъ жрецъ въ женскомъ наряде иупоминаютъ, по толкованiю Римскому, о богахъ Касторе и Поллуксе. Имя этого двойственнаго божества (bis вместо vis numini) Aleis (alcis); оно не имеетъ никакихъ пзображенiй, и нетъ никакихъ следовъ о происхожденiи этого верованiя; но имъ поклоняются какъ двумъ братьямъ — юношамъ.»

Нетъ сомненiя, что Aleis есть Лельо, Лель, въ припевахъ о Лелё! (aй люли!). Миθологи давно уже решили, что Лель и Полель имеютъ большое сходство сь Касторомъ и Поллуксомь.

Въ Индiи божество красоты и счастiя, подруга Вишну, носитъ названiе Лоля — лелеющая. Она изображается возседаюшею на трилиственномъ лотосе подъ покрываломъ, и разливающею обеими руками потоки изобилiя. Это таже Бгавани-Парвати въ свойстве двойственной любви, которой представители ея два сына Сканда или Картикся и Ганеса, или Полейяръ. Первый проявляетъ чувства и силы вещественныя, другой — духовныя.

Въ Сербiи и Славонiи, въ Троицынъ день избирается девушка красавица; ее накрываютъ белымь покрываломъ и величаютъ Кралицей, Въ сопровожденiи другой девушки — Краля, въ венце и съ мечемъ въ руке, третьей съ знаменемъ двухъ цветовъ — белымъ и червонымъ, и четвертой — дворкиньи (дворецкой), она идетъ отъ дома къ дому съ песнями иприпевомъ Лельо. Передъ каждымъ домомъ сажаютъ ее на стулецъ и воспеваютъ.

Смотря на подобный обрядъ. чуждый просвещеннымъ понятiямъ, но чинно и благоговейно совершаемый варварами, не только простодушный Тацитъ, но и современный проницательный потомокъ его принялъ бы Кралицу подъ покрываломъ за жреца въ женской одежде.

«Впрочемъ Harii, ( Alii, alij, alii, alijs, arii ) многочисленнее прочихъ упомянутыхъ мною здесьнародовъ; дикую и зверскую наружность свою они усиливаютъ искуствомъ и временемъ. Съ черными щитами, вычерненнымъ теломъ, выбирая мрачную ночь для битвы, страшные собой, какъ погребальныя тени они наводятъ ужасъ на войско. Никакой непрiятель не въ состоянiи выдержать этого невиданнаго адскаго зрелища: ибо въ сраженiи взоръ поражается прежде всего.»


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!