Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного, 12 страница



Иногда апелляция к утверждениям западной герменевтики и буквальной теории приводит к выводу, что каждый текст открыт для разного рода интерпретаций, и на этом основании предполагается, что прочтение Корана и хадисов, данное улемами, представляет только один способ рассмотрения текста, который для других людей может означать совершенно иные вещи. Само по себе это не столь спорно, но из этого делается вывод о том, что одно прочтение текста так же хорошо, как и другое, и что в понимании Писания должен быть принят демократический подход. Это заключение – абсурдно. Следует ли поставить на голосование понимание смысла противоречивых фрагментов? Факт многозначности священных текстов, в любом случае, это не то, чему следует учиться у западных буквалистов, поскольку одной из наиболее выдающихся черт исламской традиции является способ, которым различным фрагментам текста приданы разные уровни смысла. Тот факт, что тексты могут быть интерпретированы различными способами, не означает, что тексты не могут служить твердым основанием исчерпывающей законодательной системы.

Абсурдность исламского протестантизма становится еще очевиднее при анализе природы протестантской реформации в христианстве и соответствующих различий между христианством и исламом. Христианские протестанты возражали против церковного утверждения, что церковь – единственное средство восхождения к Богу, потому что только ее священники могут исполнять определенные таинства, посредством которых достигается благодать. Напротив, протестанты утверждали, что Святой Дух может наполнить благодатью любого, зачастую являясь в экстатических состояниях, и они настаивали на прямой связи с Богом через наличие писаний, переведенных на живые доступные языки. Оппонируя католическому акценту на танствах, Лютер провозгласил, что посредством одной лишь веры человек будет спасен. В Исламе, однако, улемы не являются священниками. Их авторитет проистекает не из полномочия отправления таинств, но от знания закона. Благодать в Исламе стяжается не соучастием в таинствах, но полным преданием себя Аллаху в словах и делах, которые многократно упоминаются в Коране в одной связке:

 

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного,

Клянусь временем!

Поистине, человек пропал,


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!