Развитие романа до Сервантеса.
1.ренессансно-рыцарский
· старейший роман
· Аналогия – итал-й героико-романический эпос XV-XVI, сюжеты – авантюрно-героические, но в Ит. это игра, а в Исп. Карл действительно хотел, чтобы придворные были его рыцарями.
· не только прошлое, – в героях узнаются современные мореплаватели и конкистадоры
· успех романов до кXVI
· фантастика; нет правдивого изображения чел-х чувств
«Амадис Гальский» н XIV Португалия
· имена, мотивы, эпизоды франц. героических поэм, сказаний артуровского цикла
· нелепость сюжета, преувеличения в обрисовке чувств
· ясный и гармоничный язык
· остальные романы этого типа – подражание этому: «Пальмерин английский», «Бельянис греческий»
2.пасторальный
· аристократический хар-р, за пастухом – придворный, чувства и поступки выдают. Утопическая мечта о «чистой» жизни. Но вместо простоты – манерность, «ученость, остроумие».
«Диана» 1560 Хорхе Монтемайора
· по-испански, родом португалец
· условность сюжета (повлюблялись пастухи и пастушки) и стиля
· поэзия и псих. тонкость, изящество
· → Серв. («Галатея»), Лопе («Аркадия»)
3.пикарескный
· ↑ нищеты, авантюризм, страсть к легкой наживе
· пикаро - плут, бомж, отмороженный. Для него ничего не важно → неуязвим
· в литре пикаро – данный жизнью тип
· поэтика примитивна = путь героя + эпизоды
· нет концепции – она только внутри героя: автобиография, сатирич. обрисовка соц среды, морально-философские размышления
|
|
· гносеология – наука о познании, ставится ? о ценности, свободе познания
· по сюжетам близки к фаблио
A ранняя пикареска – соц окраска
· «Ласарильо с Тормеса» - анонимная повесть, 7 глав
· Л.-мальчик, его выкидывают на улицу из-за голода. За хлеб конкурирует с крысами, когда роет подкоп под сундук с хлебом. Бедняк → негодяй.
· сарказм, мрачность, выпады против духовенства → ≈ «Похвала глупости»
B поздняя пикареска
· «Гусман де Альфараче» Матео Алеман. Жизнь показана шире, много героев. Гусман – сознательно преступный тип
· «Бускон» (=«История пройдохи») Франсиско де Кеведо кXVI - нXVII. Кеведо – выходец из придворной среды и её разоблачает. Мрачный дух непримиримости и влечение к добру. Непоследователен: против духовенства, но не порывает с церковью; против королевской политики, но за короля
Творчество М. де Сервантеса (1547-1616)
Сын бедного лекаря, идальго.
· $ мало, но окончил универ.
· 1568-на службу к папскому послу в Исп., кардиналу Авкавиве, с ним переехал в Ит. Посол умер → С. в армию→во флот – участвовал в битве при Лепанто 1571 – увечье руки
· 1575 решил вернуться в Исп., но – в плен в Алжир, 1580 выкуплен → семья разорена
|
|
· для $ пишет пьесы и стихи
· пасторальный роман 1560 Хорхе Монтемайора «Диана» → С. - «Галатея» 1585. Женится.
· $надо → сборщик зерна для армии → сборщик недоимок→ обвинен в растратах→ тюрьма, через 5 лет – снова тюрьма
· 1605 – 1-я часть ДК, задуманная во время 2-го заключения. 1614- поддельное продолжение→ С. закончил в 1615
· 1613- «Назидательные новеллы», 1614 – «Путешествие на Парнас»
· 1612 «Персилес и Сигизмунда», вышел после смерти. С. против фантастики и отсутствия правдивого изображения чел-х чувств в рыцарских романах → после 1-й части ДК пишет «П. и С.» - без волшебства и гиперболизма. Но надуманно и много риторики.
· писал за $→подстраивался под модные стили, только в конце жизни создал свой стиль
4.лирика
· жанр лит-сатирической поэмы + опыты в области пасторального и рыцарского романа (Галатея, Пер. и Сиг.)
· стремится к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств
5.драматургия
· ищет правдоподобия (пространство и время, язык героев), ставит воспитательные задачи
· против нагромождения в сюжете приключений и нелепиц
· → близок к стилю учено-гуманистической драмы Возрождения, хотя С. соблюдал не все «правила»
|
|
· → против Лопе (вольный + развлечение), но признавал его талант
· для С. (как для Цицерона) драма – «зеркало человеческой жизни, пример нравов и образцов истины» → не развлекательная ƒ → сатирико-реалистическая и героическая тематика
· С. неудачен в театре. Нормальные: «Нуманция» (эпизод героической борьбы за независимость древних испанцев против римлян) и «Педро де Урдемалас» (близка к народному творчеству – нравы бродяг, жуликов
· интермедии (1605-1611) – мал. живенькие острокомические пьески. Сценки из жизни простого народа. Тонкий юмор и живой язык. Ех: «Театр чудес», «Саламанская пещера», «Ревнивый старик», «Два болтуна»
6.«Назидательные новеллы» - реформировал ренессансную итальянскую новеллу, придал нац. ренессансные черты.
· Главный образец – ит. писатель сер. XVI Банделло.
· Черты: широкая картина нравов эпохи, волнующие драматические моменты, описательность, обилие эпизодов и деталей + самобытный нац. характер.
· Сюжеты сочинены С.
· Эротический элемент сдержан
· 3 группы новелл: любовно-авантюрные («Цыганочка», «Английская испанка»), нравоописательные («Ринконете и Кортадильо»), философско-сентенциозные («Беседа двух собак», «Лиценциат Видриера»)
|
|
· По нравоописательности близки к плутовским романам, но С. отстаивает оптимистический подход к жизни. Цель – присмотреться к жизни и перестроить её на моральной основе. С. верит в конечное торжество человека → на стороне искреннего чувства, но нет идеализации человека и нет утопизма. Жизнь – борьба
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!