Общая характеристика Возрождения.



Возрождение в Италии.

19. Творчество Данте до “Божественной Комедии”

Творчество Петрарки. Петраркизм и жанр сонета.

Творчество Боккаччо.

Гуманизм в Италии 15 века. Кружок Лоренцо Медичи.

Луиджи Марсили 2/2 XIV

Специфика “Северного Возрождения”. Немецкий гуманизм.

 

1.В 16 в Германия испытывала влияние Франции (рядом с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того, в то время Германия находилась под деспотическим правлением династии Гагсбургов (+завесила от папы). Но в 15-16 веке начинают появляться буржуазные отношения в феодальном обществе, что влечёт к быстрому и колоссальному экономическому подъёму. Развивается, однако, Германия не так быстро и равномерно как Италия, Франция или Нидерланды. В Германии началась некая политическая раздробленность из-за того, что одни города развивались быстрее других. Но и те и другие были лишены выхода к мировому рынку. Ситуация и правда противная – князья наживают состояния за счёт императора, но низшие слои общества разорялись и теряли свою политическую самостоятельность. Это повлекло за собой ряд крестьянских восстаний. В это же время, пусть не все, но растут города. Подъём городов, и развитие городской культуры во второй половине 16в являются основной предпосылкой возникновения гуманизма в Германии. Благодаря, правда, остальным факторам, гуманистическое движение не получает здесь такого размаха как в Италии.

2. Среди титанов возрождения нет немцев. В Германии гуманисты не интересуются всесторонним развитием человека, они замкнуты на изучении античности, филологии и т.п. В Германии существует УЧЁНЫЙ ГУМАНИЗМ.

Главными гуманистическими центрами в Г., являлись южные города, связанные с Италией торговлей (Страсбург, Нюрнберг и др.). Повлияло на Нем. Гуманизм и создание университетов (кружок гуманистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом).

Литература немецкого гуманизма написана большей частью на немецком языке (интеллигенции нет дела до широких масс).

3. Среди нелатинских поэтов выделяются Конрад Цельтис («немецкий Гораций) и Генрих Бебель, чьи короткие комедии по подобию итальянских новелл и французских фаблио «Фацетии» пользовались огромной популярностью.

4. Крупнейшим представителем нем гуманизма был Иоганн Рейхлин, богослов, философ, историк, блестящий филолог и знаток тдревних языков. Написал комментарии к Ветхому завету, что положило начало более подробному изучению святых книг. Церткви это не очень – то понравилось и она решила отдать Рейнлиха под суд, ему стали писать сочувственные письма, которые он издал в сборнике под названием: «Письма тёмных людей» (1514), что стало блестящим оразцом боевой сатиры эпохи гуманизма. Книга имела огромный успех и свидетельствовала о надвигающейся реформации.

Ульрих Гуттен происходил из старинной рыцарской, но обедневшей семьи. Сбежал из монастыря, куда его отправил учиться отец, мечтая посвятить себя гуманитарным наукам. Он ипринял участие в составлении второй части «Писем» Рейнлиха и напечатал найденную им рукопись итальянца Лоренцо Валы «О ложности дара Константина». Против папы и католической церькви написал «Диалоги» в духе Лукиана. Хорошо отнёсся к реформации, но видел в ней прежде всего не церковную, а национально-духовную революцию. Непосредственным призывом к борьбе против римского влияние, является «Жалоба и увещение против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного духовенства. Написана уже на немецком языке.

 

26. Эразм Роттердамский и лит-ра Франции.

 

1.Средневековая католическая церковь господствовала во всех областях жизни, а, следовательно, борьба против феодализма = борьба против церкви и её святого учения = ересь = очень тяжёлая ситуация реформаторов. Но оппозиция против церкви была общенациональной, т.к. в отличие от остальной Европы, которая пыталась освободиться от императора и попасть под влияние церкви, Германия пыталась выйти из-под влияния церкви, вечно облагающую её всевозможными налогами и сборами на церковные нужды. Начало реформационного движения явилось в 1517 выступление Лютера против злоупотребления папской власти, это вызвало колоссальные волнения среди немцев.

2.Мартин Лютер (1483-1546), учился в монастыре, а оттуда ушёл в Эрфуртский университет, где занимался гуманитарными науками и богословием. Оттуда ушёл в августинский монастырь, стал учёным монахом и, в последствии, профессором богословского факультета в г. Виттенберге, в Саксонии. Побыл в Риме, где видел «весь ужас и разложение папской власти», после чего захотел всё переделать в Германии. Лютер выступает против папа, поддерживаемый тысячами крестьян, но вскоре присоединяется к не очень ярко выраженной контрпапской политике князей. Почему? Испугался сокрушительной силы? Неизвестно. Он, будучи выходцем из народа, говорит, что настоящее богатство для немецкого народа не в латыни, а в родном языке. «Застольные речи», множество религиозных песен, богословско-политические памфлеты – всё на немецком языке. Перевёл множество латинских псалмов на родной язык, которые впоследствии получили распространение в лютеранской церкви. Томас Мюнцер – ещё один вождь реформации. Священник и доктор богословия, он скоро разошёлся во взглядах с Лютером, т.к. был за полное уничтожение старой церкви.

3.Существовала ещё и Бюргерская литература. Она развивалась параллельно с латинской л-рой гуманистов, агитационно-политической, научной и художественной. Эта литература на немецком языке. Она не создала какие-либо памятники и была всего-навсего некой «городской» литературой, авторы писали на вольные темы сатирические рассказы и не черпали сюжеты из зарубежных разнообразных жанров, а по сему эта л-ра была замкнутой и для избранного круга горожан. Её родоначальником являлся Себастьян Брант, который написал стихотворную сатиру «Корабль дураков», положившей начала «литературе о глупцах», к которой относится «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. Наиболее выдающийся её представитель – Ганс Сакс, которому Гётте посвятил одно из стихотворений. Он написал «Похвальное слово» там где превозносит родной город. Лютера поддерживал, но весьма своеобразно и в рамках своей литературы («Спор между священником и сапожником», где идиотом оказывается священник)

4. Вообще реформация не очень благоприятна сказалась на развитии гуманизма: реформаторы были против подобного рода мыслей и призывали вложить все силы в реформирование, а церковь сражалась со всеми, кто проявлял себя как индивидуалист, ибо считала это ростком ереси. В такой ситуации сложилось творчество Иоганна Фишарта, который писал прозаические сатиры типа «Спор босоногих монахов» и «Житие св. Доминика и Франциска», его лучшее творение – перевод первой книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», который он превознёс к политической обстановке Германии того времени. Книгопечатанье положило начало демократической литературе, которая в основном являлась вольными переводами французских и итальянских произведений (Тиль Эйлиншпигель», «Доктор Фауст», «Тристан», «мелюзина» и др.) Эта литература пользовалась особой популярностью в эпоху Романтизма.

5.Крупнейшим учёным гуманистом в 16в был Эразм Роттердамский, уроженец Роттердама, голландец по происхождению и «гражданин мира» по своим убеждениям, большую часть жизни странствовал по Европе, поддерживал дружеские связи с гуманистами в Италии и Франции, очень повлиял на его развитие в Германии. Он учился в монастыре, где изучал латынь и греческий и на всю жизнь получил ненависть к церковному учению. Жил и учился в Париже, Риме и Англии. Учёные сочинения Эразма, написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности. Его филологическая критика церковных книг, подорвала доверие к их первоначальному трактованию. Однако Эразм не присоединился к реформаторам т.к. лютеранство было против гуманизма ( трактат «О свободе воли» к Лютеру). «Похвала глупости», - одно из самых выдающихся его произведений, знамениты так же и «Домашние беседы», написанные на латинском языке как и всё остальное. «Беседы» по образу «Диалогов» Лукиана, дают сатирическое обозрение различных сторон современной частной и общественной жизни. Более глубокая и обобщённая сатира – «Похвала глупости». Которая сразу перевелась на многие европейские языки. Самые жестокие насмешки – против церкви. Всё человеческое общество у Эразма – царство глупости, только одна природа не тронутая человеческой цивилизацией – источник мудрости.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!