Факторы формирования культуры средневековья.



I.Варвары:

1 языки → разрушили чистоту латыни

2 поэзия → мифологический, поэтический, устный характер

3 первобытнообщинный строй → социальный характер

II.Античность («посмертное влияние») → языковое влияние, латынь

III.Религия. Христианство (с I в) + ислам + буддизм. Христиане = 250 млн католиков + 150 православных + 150 протестантов.

Раскол 1054 года: западное христианство: католики и протестанты (новый буржуазный тип сознания).

 

Героический эпос Высокого средневековья XI-XIII вв.

1.появляются: христианские мотивы, большая по сравнению с ранним средневековьем реальность географического и исторического контекста, изображение сеньориально-вассальных отношений. Новые средства героизации персонажей: рыцарь обязательно знатный.

2.Народная поэзия

Исполнители (во многом и авторы) – профессиональные певцы-потешники, во Фр. – жонглеры, в Исп. – хуглары, в Герм. – шпильманы. Сначала их ƒ: общая развлекательная – для всех, потом – разделились на потешников и исполнителей «высоких жанров» - эпоса и духовных стихов.

Свойства творчества жонглеров:

· происхождение из народной песни

· стиховая напевная форма

· фольклорность – продукт коллективного творчества поколений певцов – нет автора

· хорошо известный сюжет – основа для современных вариантов

3.Героический эпос – вид народной поэзии. На примере французского.

· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.

· назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).

· от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога

· в основном – не рифмованные (→у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение

3.Темы:

· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)

· верная служба сеньору, королю

· феодальные распри

 

Песнь о Сиде» и испанский героический эпос.

1.В испанском эпосе сильно отразились политические события:

· борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами – 711)

· раздоры между феодалами – изображались как великое зло, как измена родине

· борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено)

2.Героический эпос – вид народной поэзии.

· основа – лиро-эпические песни и устные предания

· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – хугларами.

· состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский)

· но написаны народным – «неправильным» размером – стихами с неопределённым количеством слогов (8-16)

 «Песнь о Сиде» 1140

Сид – лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: «ПоС» (ранняя, близка к истории – писалась еще «при свидетелях», Сид умер 1099) и «Родриго» + много романсов. Жил XI. Прозвище сид = «господин» (ненависть и страх к нему). Имена, факты реальные. Альфонс VI – король Кастилии, благоволил к Леону и ненавидел Сида, изгнал его. В поэме с ним уходят его вассалы, на деле вассалы в большинстве остаются, а к нему присоединяются все недовольные вообще политикой Альфонса. Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров. Великий деятель реконкисты – народный герой, «мой Сид».

1.Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части:

· об изгнании

· о свадьбе и об оскорблении дочерей.

2.Особенности:

· формульность, повторы

· более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде

· обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери.

· нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского)

· отсутствует исключительность рыцарских чувств – приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин

· «заниженность» Сида – сказано, что он «инфансон» (владелец вассалов), (был грандом)

 

Песнь о Роланде» и французский героический эпос.

1.Героический эпос – вид народной поэзии.

· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.

· назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).

· от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога

· в основном – не рифмованные (→ у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение

2.Темы:

· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)

· верная служба сеньору, королю

· феодальные распри

3.1, 2 темы – связаны с образом Карла Великого (800 - император). В поэме предстаёт в идеализированном виде.

· В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.

· В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное – Роланду.

«Песнь о Роланде» (1100)

1.Неизвестный автор, заслуги:

· сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания

· связал его с живой современностью

· нашел блестящую художественную форму

2. Источник – исторические факты, но искажены:

· VIII –Карл вмешался в междоусобицу мусульман → осаждал Сарагосу → арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-храстиане)

· был Хруотланд – Роланд – погиб в этой битве

3.Особенности:

· гиперболизация (масштаб событий), (у Р. лопаются виски)

· идеализация главных героев (Р., Карл, архиепископ Турпин, Оливьер)

· идея религиозной борьбы и особой в этой борьбе роли Франции (небесные знамения, религиозные призывы, очернение «язычников», покровительство «наших» богом, Р. – вассал Карла и бога, образ Турпина – одновременно благословляет на бой французов и сам дерется)

· смерть Р. символична (нет ран, а в силу внутренней необходимости - раскаяние)

· трагизм смерти Р. смягчается – попадает в рай и вручает богу перчатку, как небесному сеньору

4.Влияние:

· «ПоР» написана незадолго до первого крестового похода – сильно влияние его пропаганды

· социально-политические противоречия – эпизод предательства Ганелона

5.Противостояния:

· Карл – Ганелон: как родина (общее дело) – предатель

· Р. – Ганелон – личное

· Р. – Оливьер – 2 варианта одного положительного начала, Р. – безмерно отважен, О.- благоразумен.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!