Общая характеристика средневековой культуры. 



Зарубежная литература Средневековья и эпохи Возрождения

 

1. Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг. 1

2. Древнегерманский эпос. 3

3. Общая характеристика средневековой культуры. 3

4. Факторы формирования культуры средневековья. 5

5. Героический эпос Высокого средневековья XI-XIII вв. 5

6. «Песнь о Сиде» и испанский героический эпос. 5

7. «Песнь о Роланде» и французский героический эпос. 6

8. «Песнь о Нибелунгах» и немецкий героический эпос. 7

9. Рыцарская куртуазная литература. 8

10. Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв. 8

11. Рыцарский роман средневековья и его основные циклы. XII в. 10

12. Романы Кретьена де Труа 2/2 XII. 11

14. Средневековая драма и ее основные жанры. 11

15. Городская литература средневековья. 12

24.  Гуманизм в Италии 15 века. Кружок Лоренцо Медичи. 14

25. Специфика “Северного Возрождения”. Немецкий гуманизм. 14

26. Эразм Роттердамский и лит-ра Франции. 14

27. Французское возрождение. Общая характеристика. 16

28. Кружок Маргариты Наваррской. 17

29. Творчество Франсуа Рабле + «Гаргантюа и Пантагрюэль». 18

31. «Плеяда» и Пьер де Ронсар. 20

32. Французская литература религиозных войн 16в (А. д’Обинье, Монтень) 22

33. Испанское Возрождение. 23

34. Развитие романа до Сервантеса. 24

35. Творчество М. де Сервантеса (1547-1616) 25

37. Творчество Лопе де Веги и испанский ренессансный театр. 26

38. Анализ одной из пьес Лопе де Веги. 27

39. Общая х-ка Английского Возрождения. 27

40. Томас Мор и европейский утопизм. 29

41. Общая х-ка литературы елизаветинского времени. 29

42. Развитие английской драмы до Шекспира (Марло, Кид) 31

 

Периодизация. 33

Таблица 1. 33

Таблица 2. 34

Таблица 3. 36

Список вопросов к экзамену по истории западноевропейской литературы.. 38

Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг.

 

1. Кельты

· Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия. Ирландия – центр культуры.

· Соц. строй – родовая община (нет гос-ти, «предшествующий» человек)

· Религия – друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания (V-VII)

· Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры

· Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев

· Наследие: Испания (Галисия), Бретань, Ирландия

2. Черты мифологического предания

· первобытный синкретизм (теория Веселовского)

• не было разделения искусств, не было жанров, искусство сливало в себе звук, ритм, слово

• это труд, познание мира и воздействие на него, ритуал

· искусство сакрально

• вера в «правильность» искусства, которая может повлиять на мир

• процессом руководил вождь-друид

• сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит

· миф – оформление этого предания в слове

• миф так же секретен, как искусство

• миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится

• категории причины и следствия, бытия, времени и пространства иные. Время не линейно, не однонаправленно, не безвозвратно; время прочно и цельно

• прошлое, настоящее и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали → смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов. Инициация – встреча с прошлым, передача опыта; новое имя – полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир

• роль человека мала, главное – события, нет этических оценок

3. Ирландские саги:

Саги – прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т.к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные – с VII, не дошли. Дошли – с XII.

· героические саги (=ранние саги, VII)

· уладский (=ольстерский) цикл

• название ←Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии

• Центральная фигура – король Конхобар, главный герой – Кухулин: мифологический герой (рождение, превращения, магическая сила – рогатое копьё кидает пальцами ноги из-под воды) и земной человек (благородный и мужественный). В нём воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.

• каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином → вместе создают жизнеописание героя («Похищение быка из Куальнге»)

· цикл о Финне – на юге Ирландии. Феннии – особое племя свободных воинов.

· фантастические саги (цикл о мореплаваниях)

• тема – рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости

5.Особенности стиля:

· ясный, четкий

· нарядный, украшенный множеством риторических фигур

6.Литературные особенности:

· эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник – эпическая дистанция (временная, пространственная), иначе – роман.

· эпос существует вне конкретного времени и пространства

· герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой

· незаметная гиперболизация – бросал копьё из-под воды

· много батальных сцен

7.Словесные особенности:

· ритмически организованная художественная речь ← мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический

· мнемонические приемы → формулы, модульность. Но это не штампы, т.к. их внутренний смысл обычно меняется

· аморфная композиция, бесформенная, может меняться при передаче

Ирландский героический эпос III – VIII

· христианизация V не повлияла на кельтское общество

· первоначально хранители преданий – старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды (жрецы-заклинатели) + певцы-рассказчики.

певцы-рассказчики= барды (лирическая поэзия, с музыкой – хвалебные и позорящие песни) + филиды (советники князей и «мудрецы» + рассказчики эпических преданий)

· повести – «скелы» - саги (из Скандинавии) – проза со вставками стихов, передавались устно → сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам

· первые записи – VII-VIII – монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима → слабая христианизация → больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе

 

Древнегерманский эпос

 

1.Германцы

· соц. строй – родовая община

2. Эпос древних германцев

· песенный характер и передавалась в устной традиции

· с III – руническое письмо – короткие надписи, в сакральных целях. Латинская письменность – с принятием христианства.
· ранние сведения о поэзии др. германцев – из сочинений римских историков

· в основном песни связаны с событиями военного характера

· христ. церковь вела борьбу против язычества в песне → не сохранилось древних памятников

· сюжеты часто связаны с историей «переселения народов», но образы подвергались поэтической стилизации и героизации (подвиги разных героев – одному, разные подвиги – в циклы)

Общая характеристика средневековой культуры. 

Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немец­ким историком Горном, в классической (христианс­кой) схеме периодизации культурно-историче­ского процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем.

 

IV-VI – переход от античности к средним векам (476 – императора убили, падение Рима)

V – X/XI – распад цивилизации, темные века, раннее средневековье

XI-XIII – высокое средневековье

>XIII – Возрождение в Италии, >XV – везде

 

1.Это культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культу­ры.

· Средневековая литература носит религиозный характер, пре­обладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действи­тельности, а воплощением идеальных представлений о челове­ке, типизацией его жизни. Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой вели­ких жертв свет торжествовал над мраком.

· Если в основе античного понимания культуры - при­знание безличностного абсолюта, которым выступал «божест­венный строй вещей», то в средневековой культуре просле­живается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности.

· Античный человек черпал свою уве­ренность в созерцании космоса и природы. Теперь ликвидируется признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира.

· Культура сознания и самосознания приобретает книжный ха­рактер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры.

· Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье не в познании себя, а в познании Бога.

 

1.два начала

§ «романское начало» - традиции Западной Римской империи Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искус­ство, философия; а также христианство, ставшее на зака­те Рима государственной религией империи.

· «германское начало» - усвоенные варварами традиции римлян (франков, галлов, саксов, ютов, готтов и др.)

 

2. Материальная основа: феодальные отноше­ния:

· условность собственности на землю: социально-политическая иерархия, сюзирентно-вассальные отношения. Личное и экономическое подчинение крестьян, основные формы зависимости — патронат и крепостное право. Взаимные обязательства сеньора и вассала

· натуральное хозяйство → городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производст­во, торговля, денежное хозяйство.

· материальное богатство необходимо, но значение его второстепенно

· политическое господство дворянства, основанное на соче­тании прав на землю с политической властью. Социальные отно­шения сеньора и вассала строились на основе договоров, семей­ных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Духовенство заботилось о душе чело­века, дворянство (рыцарство) занималось государственны­ми делами, народ трудился.

· Для второй сословной группы — дворянства — характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храб­рость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благород­ство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом.

· Традиционализм, ретроспективность. Чем древнее — тем подлиннее — вот кредо связи ново­го и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявле­нием гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ог­раничение свободы творчества рамками теологически норми­рованного мировоззрения, каноничность.

· Рефлексивность, психологичес­кая самоуглубленность средневековой духовной культуры. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни чело­века, очищения, искренности для его душевного спасения.

· Особым явлением была рыцарская литература, воспеваю­щая дух войны, вассального служения, поклонения прекрас­ной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, побе­дах, эти произведения использовали живой разговорный язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославля­ются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 443; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!