Организация маркетинга на кинопредприятии 38 страница



Во время репетиций и съемок с участием животных дрессиров­щик отвечает за безопасность работы съемочной фуппы. Чтобы полностью обезопасить участников съемки, кадры с животными снимаются в манежной клетке, причем артистов в этом случае за­меняют специалисты-дублеры, или такие кадры снимают комби­нированным способом. При киносъемке с животными на съемоч­ной площадке должно быть организовано дежурство ассистентов


дрессировщика со средствами защиты от возможного нападения. Ими могут быть факелы из легковоспламеняющихся материалов, длинные стальные вилы и пики, пожарные стволы с имеющимися на них кранами -Для пуска водь!. Продюсер должен также обесйе-чить выполнение требований к содержанию и транпортировке жи­вотных и к оборудованию для них специальных помещений.

16.6. Организация и проведение трюковых киносъемок

В ходе работы над отдельными фильмами появляется необходи­мость в съемке трюковых сцен. Трюковыми называются киносъем-Ш, связанные с опасными факторами и выполнением искусных при­емов, Требующих от исполнителя навыков. Они могут йгроводиться при помощи как обычных, так и комбинированных методов, с ис­пользованием технических средств и специальных присйособлений. Выбор и исполнение трюка зависят от содержания сценария, его темы, а также от художественных замыслов авторов. Невозмож­но перечислить все виды трюковых киносъемок, но все же можно выделить несколько групп наиболее типичных, часто встречающихся в практике фильмопроизводства, к которым относятся трюки:

• изображающие рукопашные схватки, борьбу, драку;

• изображающие схватки с применением холодного и огне­
стрельного оружия, различных предметов, с использовани­
ем пиротехнических эффектов;

' • выполняемые на большой высоте, а также связанные с прыж­ками и падениями с высоты;

• выполняемые на движущемся транспорте (трюки на авто­
мобилях и мотоциклах, транспортные катастрофы, игровые
сцены на движущихся железнодорожных составах и т.п.);

• • конные трюки (падение с лошади на ходу, падение лошади вместе с всадником и т.Дч);, ■

• трюки на поверхности воды и под водой (в том числе с лде~ пользованием, плавательных средств);

• связанные с полетами в воздухе, выполняемые с использо­ванием вертолетов, самолетов, воздушных шаров и т.д4*

• связанные с изображением горящих объектов и находящих­ся в них или в непосредственной близости от них людей (в том числе людей в горящей одежде).

При организации трюковых киносъемок необходимо опреде­лить, насколько опасен предполагаемый трюк, ж кто его исполнит. В решении этих вопросов принимают участие режиссеп-ттпг^гяи/


щик, продюсер, специалист по охране труда, консультант (поста*-новщик) по трюкам. Они должны исходить из основного положе<-ния охраны труда; никто не имеет права на риск, какими бы высо­кими целями искусства этот риск ци оправдывался. Поэтому лю­бые действия исполнителя, которые представляют прямую опас­ность для его здоровья, даже если они производятся для наиболее правдивого изображения трюка, запрещены отраслевыми правила­ми. К участию в трюковых киносъемках привлекаются каскадеры. Реже сами актеры исполняют трюки. Использование различной тех­ники, атмосфера съемочной площадки, яркий свет осветительной аппаратуры, повторы для съемки нескольких дублей — все это ос­ложняет работу каскадеров. На съемочной площадке от них требу­ются одновременно артистизм, точный профессиональный расчет, собранность, четкая координация движений. От каскадера помимо исполнительского мастерства требуются знания в различных обла­стях техники для подготовки средств и методов страховки, освое­ния специальных приспособлений для исполнения трюков.

Если трюковые сцены исполняются самими артистами, с нищ предварительно проводится специальная подготовка. Но все рав­но во время съемок рядом с ними постоянно должен находиться профессиональный каскадер, который вовремя подстрахует, под­скажет, исправит. Только тщательная подготовка трюковых сцен, высокое мастерство и точный расчет, строгое соблюдение всех правил охраны труда позволяют свести до минимума риск, прак­тически исключить возможность несчастных случаев.

Для подготовки к съемкам привлекаются постановщики трю­ков из числа опытных каскадеров, спортсменов, имеющих, как пра­вило, высшее специальное спортивно-педагогическое образование и знакомых со спецификой филъмопроизводства. Во время трюко­вых киносъемок постановщик трюков является старшим по съе­мочной площадке, и его указания по безопасности труда обязатель­ны для всех. Он имеет право отменить киносъемки, если требова­ния охраны труда не выполняются. Например, в плане проведения съемок постановщик трюков указал, что во время съемки эпизода с переворотом автомобиля со взрывок на площадке должны быть две пожарные машины, но перед началом съемок приехали лишь одна. По действующим правилам постановщик не имеет права снимать данный трюк без запасного пожарного рукава. Он отменяет съемки до приезда второй бригады пожарных, и никто не имеет права зас­тавить снимать эту сцену, в том числе и продюсер.

Подготовка к трюковым киносъемкам проводится заранее с учетом их характера и сложности. В подготовительном периоде (а


при большом объеме трюковых съемок — в период режиссерской разработки) к работе съемочной группы привлекается постанов­щик трюков. Первым его шагом является обсуждение с режиссе­ром-постановщиком возможных трюковых сцен фильма. После .этого постановщик трюков разрабатывает трюковой сценарий с раскадровкой (приложения 2, 3 в конце главы), а также план про­ведения трюковых съемок, предусматривающий техническое, орга­низационное обеспечение и меры безопасности (приложение 4 в конце главы). Эти документы согласовываются с режиссером-по­становщиком и продюсером. Если они принимаются, постанов­щик трюков составляет смету затрат на исполнение трюков (прило­жение 5 в конце главы). После утверждения сметы продюсер зак­лючает с постановщиком трюков доювор на организацию трюко­вых съемок по фильму. Договор может заключаться как с физическим лицом — постановщиком трюков, так и с юридическим лицом — организацией каскадеров (ассоциацией, гильдией ^mn.). В первом <У1учае ответственность за трюковые съемки несет постановщик. Ему дано право решать, кто будет заключать договоры с исполни­телями трюковых сцен по данному фильму. Во втором случае, когда трюковые съемки по картине обеспечивает специальная организа­ция, киностудия заключает с ней договор. Всю ответственность за проведение трюковых съемок в данном случае несет организа­ция. В обоих случаях в договоре обязательно устанавливаются ма­териально-техническая ответственность сторон, ответственность за соблюдение правил охраны труда во время организации и проведе­ния трюковых съемок, причем за соблюдение правил охраны труда несут ответственность обе стороны — киностудия и постановщик. Формы договоров приведены в приложениях 6 и 7 в конце главы. Техническое обеспечение, средства страховки и специальные приспособления, предназначенные для исполнения трюков, пе­ред проведением киносъемок тщательно проверяются на надеж­ность. В проверке обязательно должен участвовать исполнитель трюка. В зависимости от ввда трюка и поставленной изобрази­тельной задачи проводится соответствующая подготовка съемоч­ной площадки: взрыхляется грунт, устанавливаются предметы рек­визита, оборудуется сигнализация и т.п.

Каскадеры и артисты допускаются к таким киносъемкам только с разрешения врача. Кроме того, медицинский контроль за состоя­нием здоровья исполнителей должен быть организован на съемоч­ной площадке. Если появляется необходимость повторить трюк, Ъ& снять второй и последующие дубли, врач должен осмотреть испол-


нителя и решить, может ли тот продолжать сниматься. Исполните­лю требуется некоторое время, чтобы отдохнуть и восстановить силы.

Самыми распространенными видами трюковых киносъемсж, особенно в фильмах приключенческой тематики, являются руко­пашные схватки, драки, борьба, нападение с оружием и <ш. Уча­ствовать в них могут как каскадеры, так и артисты, которые пред­варительно проходят специальную подготовку под руководством постановщика трюков. Делается это для того, чтобы действия ар­тистов выглядели на экране правдоподобно и в то же время были безопасными. Из каскадеров для постановки трюков данного вида наиболее часто привлекаются борцы (самбисты, дзюдоисты) — спортсмены с разносторонней подготовкой. Холодное оружие и предметы, испояьзуемые в качестве средств борьбы, специально подготавливаются или изготавливаются для киносъемок- Исполни­тели соответствующим образом экипируются для защиты от воз­можных ранений. Так, если артисты используют шпаги, копья, ножи или стрелы, под одежду прячется кусок доски. Толщина ее опреде­ляется, исходя из качества материала, вида оружия и силы удара.

При подготовке сцен рукопашных схваток, исполняемых в ог­раниченном пространстве, среди здание и различных твердых предметов, очень важно провести соответствующую подготовку объект твердые предметы по возможности заменить легкими бу­тафорскими или сделать мягкие прокладки* на пол в местах паде-ffirit постелить маты.

Иногда в фильмах используются конные трюки: различные подсечки, падения лошади с всадником, джигитовка. Как прави­ло, исполняют такие сцены спортсменыжаскадеры, артисты цир­ка, а также воины кавалерийского полка, которые привлекаются к киносъемкам.

Прежде чем приступить к постановке конных трюков, необходи­мо провести предварительную подготовку. Лошади должны бьиъ проверены и приучены к условиям съемочной площадки. Исполни­тели трюков обеспечиваются необходимым снаряжением с защит­ными приспособлениями. Массовые сцены с конницей должны быть тщательно отрепетированы, каждый исполнитель ознакомлен с мар­шрутом движения и действиями, которые ему нужно выполнять. Перед киносъемками проводится подробный инструктаж.

Широко распространены в фильмах автотрюки: перевороты машин, катастрофы, фигурная езда, прыжки через препятствия, наезды и т.д. Часто при выполнении трюка каскадер испытывает сильные физические нагрузки. Так, в одном фильме герой на пол-


дом ходу вылетает из перевернутого мотоцикла в канаву. Удар, приходящийся на руки, по силе равен падению со второго этажа. Вепи подобные трюки плохо подготовлен^, это может привести к тяжелым травмам. Большую роль в успешном выполнения трю­ков играем также психологическая подготовка каскадеров. Для съеКгок особо опасных автотрюков, когда не может быть обеспече-rta полная безопасность исполнителей, используются муляжи.

Большая работа проводится каскадером и соответствующими специалистами по технической подготовке транспортных средств, которые будут использоваться в киносъемках. Так, например, для защиты каскадеров от возможных ушибов и ранений при ударе ав­томобиля о препятствия, в кабину машины устанавливается свар­ной каркас из труб. Перед съемками столкновения автомобилей проводится подготовка каскадера. Для того чтобы человек не уда­рился о переднюю панель (приборную доску) автомобиля, ноги ■рркадера подвязывают — в момент удара их сложно удержать в Врсодном положении. Для безопасности используются также спе­циальные пристегивающие ремни и каски. Рекомендуемая скорость движения автомобилей при исполнении данного трюка — 20 км/ч. 3 этом случае нагрузка на организм каскадера минимальна и он находится в безопасных условиях. При подобной скорости сцену деожно снимать ускоренно или замедленно в зависимости от изоб­разительной задачи. Момент столкновения автомобилей часто сни­мают ускоренной киносъемкой для того, чтобы потом, зогда фильм демонстрируется с нормальной свдррстью, зритель успел разгля­деть эффектный кадр. При съемке столкновения автомобиль, осо­бенно грузовой, следует направлять в острые углы зданий, предме­тов, поскольку в этом случае площадь соприкасающихся поверхно­стей меньше, и машина как бы постепенно «вминается» в препят­ствие. £сли по сценарию «^результате столкновения возникает по­жар, сначала снимается авария, а потом поджигается автомобиль.

Такие же меры безопасности требуются при съемке переворота автомобиля. Этот трюк в целях безопасности выполняется при ско­рости 30—40 км/ч&с. Небольшая скорость позволяет проще «уло­жить» автомобиль в заданный квадрат. Для большей безопасности подобные трюки должны выполняться с использованием подкид­ного мостика — без него скорость автомобиля требуется увеличить до 80 км/час, а это значительно повышает опасность для каскадера и снижает *гЬчносте исполнения т^юка. Во время выполнения авто-мототрюков на месте съемок должны дежурить работники ГАИ, медицинской службы, а при необходимости и пожаоные.


Большую опасность представляют собой съемки пожара, особен­но если в зоне огая находятся люди. Руководители съемочной групры должны обеспечить надежную защиту исполнителей от открытого ощя, повышенной температуры воздуха и предметов, токсических продук­тов горения и дыма, пониженной концентрации кислорода, разру1на-ющихся зданий и сооружений. Исполнители-каскадеры должны ныть обеспечены специальными термозащитными одеждами. Для защи­ты от огня на кожу лица наносится вазелин. При проведении ки­носъемок на площадке должно находиться не менее двух страхую­щих помощников-каскадеров. По времени они бывают в огне боль­ше, чем каскадеры. Поэтому их нужно обеспечивать герметичными пожарными костюмами и ранцевыми кислородными аппаратами.

Еще до начала киносъемок устраивают предварительный под­жог, чтобы определить высоту пламени, интенсивность горения, зону огня. Если применяется бензино-соляровая смесь, то время горения зависит от количества солярового масла, а высота пламе­ни определяется количеством бензина. Оптимальное соотноше­ние выводится, исходя из изобразительных задач и соображений безопасности. Организуя огнеопасные съемки, нельзя забывать и о необходимости защитить киносъемочную технику от воздействия огня и высоких температур.

Особенно тщательно должны быть подготовлены сцены с пользо­ванием огня в замкнутом пространстве. Одна нз*сторон помещения должна быть обязательно свободна для выхода исполнителей. Ис­пользуемый обычно в качестве горючего материала опущенный бен­зин после того, как* его нанесли гна поверхность помещения, пред­метов, до момента поджигания должен немного «выдохнуться». Поджигать пространство нужно изнутри к выходу, а не наоборот. Иначе^к началу съемки выход будет охвачен сильным пламенем, и каскадеру сложно в такой ситуации выбраться из замкнутого про­странства. После каждого дубля исполнитель надевает новую одеж­ду. Дважды поджигать одну и ту же одежду нельзя, так как наруша­ется структура ткани, теряется ее прочность и ткань может распол­зтись. Во время пожароопасных киносъемок на площадке должны дежурить пожарная команда и работники медицинской службы.

Развитие и совершенствование безопасных методов съемок помогают съемочным группам достичь более высоких производ­ственных и творческих результатов. Однако безопасность труда не обеспечивается только разработкой правил и инструкций, приме­нением защитных средств и приспособлений. Важную роль в пре­дупреждении травматизма играет сознательное отношение съемоч­ного коллектива и отдельных работников к вопросам охраны труда.


ИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ЖУРНАЛ по охране труда

съемочной группы

(наименование фильма)

■ /i I

УТВЕРЖДАЮ: Директор киностудии

2                                                              Гл. инженер кинокомбината

АКТ

об установлении требований и мероприятийпо охране труда при съемках фильма

Настоящий акт составлен в том, что комиссия в составе режиссера-поста­
новщика __________ , директора съемочной группы_______________ ,

при участии инженера по охране труда киноконцерна «Мосфильм»______

_____________________ , установила:

1. Перед отправкой в киноэкспедицию _^____________

(указываются места экспедиций)

работники группы проходят / не проходят медицинское освидетельствование.
I Медицинское освидетельствование проходят несовершеннолетние ис­
полнители ролей________________________________________ •

(указываются роли и исполнители: ф., и., о., возраст)

Артисты — исполнители ролей________________ ■ .; _____________

(перечислить роли)

проходят / не проходят медицинское освидетельствование. Они будут / не будут
иметь заключение врача на исполнение кадров_______________ .

(.NaNs кадров)

2. Артистов — исполнителей ролей_________

(перечислить роли)

требуется / не требуется обучать: ______________________      _____

" (указывать чему: вождению автомашины, верховой езде, обращению с огнестрельным оружием и т.н.)

Будут привлечены инструкторы:_________________   ________ _

(указывается профессия)

не позднее_____________________

(месяц)


Для исполнения кадров:_________________

(№№ кадров)

привлекаются / не привлекаются дублеры.

3. Для съемок изготавливаются / не изготавливаются шещгриспособления:

(наименование приспособления, в том числе действующие в кадре сценическо-постановочные средства)

Акт и инструкция по их эксплуатации будут составлены___________ I

(указать, кем составлены);.

утверждены глазным инженером кинокомбината или другой организации и
переданы в группу не позднее_______________ .

(месяц)

4. При съемку кадров;__________________________________

(№№ кадров)

не привлекаются / привлекаются воинские подразделения. Ответственный
за охрану труда из командного состава будет привлечен не позднее______ ,

(месяц)

военные консультанты по____________________________________

(профессии консультантов)

будут привлечены не, позднее____________________ .

(месяц)

5. При съемке кадров:__________________________________

(№№ кадров)

будет / не будет участвовать гражданская массовка. Инструктаж массовки

проводит

(фамилия и должность работника группы)

6. При съемке кадров:__________________________________

(№№ кадров)

используется/не используется воздушный транспорт. Инструктаж о поведении в
воздухе будет проводить шнсугштант; привлекаемый не позднее_______ .

(месяц)

7. В кадрах____________________________________________

(№№ кадров)

используется / не используется водный транспорт. Консультант по съемкам
на воде будет не позднее________________ ,

(месяц)

во время съемок группа привлекает_________ спасателей.

(количество)

В кадрах:___________________________________________

(№№ кадров)


' используется железнодорожный транспорт. Консультант по использованию
\ железнодорожного транспорта и ответственный за охрану труда на желез-
\ ной дороге будет привлечен не позднее____________ .

(месяц)

j В кадрах: ~___________________________________________

> £№№ кадров) I

I используется / не используется автомобильный транспорт. При использова-
L нии автомобильного транспорта для съемки в качестве технических или сце-
г ничфко-постановочных средств группы привлекает в съемочную сыену и
на репетиции не менее__________ работников ГАИ.

(кол-во)

В кадрах:___________________________________________

(ЖМЪ кадров)                                          ' "


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!