Тип советского фельетона – новая журналистская сатира



Дух времени запечатлевался не только в очерках, но и в фельетонах, которые также традиционно относят к числу художественно-публицистических жанров. О предназначении «смешного» жанра хорошо сказал в свое время Борис Мирский, работавший в «Новом Сатириконе» — журнале, закрытом большевистской властью в 1918 г.: «Человек профессионального хохота невольно умолкает перед таким объектом, как собственная Родина».

Новую журналистскую сатиру сблизили с прежним фельетоном присутствие в содержании комического элемента, а также определенного идеала, которому противопоставлена окружающая действительность. В 1920-1930 гг. содержательно-тематические черты фельетона изменились по сравнению с дореволюционными. Советский фельетон стал идейно более выдержанным и активно встал на защиту провозглашенных в обществе политических идей. Характерно высказывание известного журналиста Д.Заславского. «Овладение марксизмом-ленинизмом необходимо фельетонисту как работнику большевистской печати. Но, кроме того, советский фельетонист должен изучать язык Маркса и Энгельса Ленина и Сталина, должен вдумываться в то, как они строят фразу, как пользуются образом, как полемизируют с противниками».

Фельетон пользовался особой симпатией у советских читателей. С его помощью создавалось впечатление об особых (всепроникающих) возможностях нашей журналистики. На фоне неприкрытой пропаганды, заметной сухости языка па страницах наших изданий тех лет фельетон как жанр выглядел особо привлекательным. Именно поэтому имена многих фельетонистов знали миллионы людей. Их была целая плеяда — М.Кольцов. И.Ильф и Е.Петров, В.Зорич и др., творчество которых существенно дополняет понимание тогдашней общественной жизни, массовой психологии общества.

... Был ли кто-либо из журналистов более популярным в это время, чем Михаил Кольцов (Фридлянд), перу которого принадлежат сотни фельетонов на внутреннюю и международные темы! Журналист, стоявший у истоков журналов «Огонек» и «Крокодил», член редколлегии газеты «Правда», награжденный орденами Красного Знамени и Красной Звезды. А еще просто человек неуемной энергии, большого личного мужества. Это отчетливо проявилось, например, во время его пребывания в революционной Испании, где в буквальном смысле под бомбежкой он создавал свой «Испанский дневник». При этом Кольцов фанатично был предан советскому режиму, неоднократно подчеркивал в своих материалах приверженность делу Сталина и социализма. «Ненависть и отвращение, — говорит в романе Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» интербригадовец Марков, чьим прототипом стал сам Кольцов, — вызывает у нас двурушничество таких, как Зиновьев, Каменев, Рыков. Мы презираем и ненавидим их...». Власть так же презрительно отнеслась к Михаилу Кольцову, как он отнесся к другим жертвам тоталитарной системы: 14 декабря 1938 г. он был арестован, в феврале 40-го расстрелян...

Кольцов по-особому показывает своего героя, что достигается посредством необычного типа фельетона — положительного. При рассмотрении его публицистики нельзя не уловить сходство этого жанра с очерком (что определяется всесторонней описательностью предмета исследования), однако практически любую бытовую ситуацию Кольцов будучи в центре происходящего, стремится рассматривать от своего «я», причем делает это нередко с улыбкой, с юмором, в жизнеутверждающем свете. Таковы, например, фельетоны «Три дня в такси», «В загсе», «Семь дней в классе», где на фоне конкретных жизненных ситуаций идет разговор о личности «среднего» человека — пассажира, молодожена, учителя.

Это не значит, что «прямые» разоблачения, едкая сатира по отношению к вранью, рвачеству, мещанству была отнесена Кольцовым на второй план. Таких материалов немало. Можно привести в пример фельетон «Душа болит», где изобличается ложь работника наркомторга, «Куриная слепота» — о воинствующей глупости администратора-бюрократа и множество других. Но во всех случаях автор стремится найти конструктивный выход из той или иной проблемной, критической ситуации. Тем самым он стремится внушить читателям мысль о неизбежности победы хорошего над плохим, как в политическом, так и бытовом масштабах. «В книгах и песнях рождается новая сатира, дерзкая и радостная, рождается для защиты культуры, для нападения на грязь, позор и рабство нового мира».

Это высказывание сегодня во многом выглядит условным - изменилось время, изображение происходящего и т. д. Однако идея «положительного смеха», поиск позитивного примера на фоне недостатков жизни, на наш взгляд, остаются важными для нынешних СМИ, когда в большинстве публикаций заметно ощутимы апатия, ностальгия по прошлому и другие элементы кризисного состояния нашего общества.

Представления М.Кольцова в показе новой жизни во многом разделял и другой фельетонист-— Александр Зорич (В.Т.Локоть), До прихода в «большую» журналистику он возглявлял черниговскую газету «Красное знамя», был замечен М.И.Ульяновой и приглашен в «Правду», в бюро расследований. С самого начала работы в Москве ему пришлось столкнуться с массой обращений, жалоб, многие из которых и легли в основу созданных фельетонов. 19 июля 1923 г. был опубликован один из них, «В нищете ли дело», где Зорич формулирует три основных принципа, на которых строится его сатира: спрос по большому счету («Не беспечный фельетон»), смелость выступления («Я рискну») и доказательная критика («С десятками фактами в руках»).

Зорич, как и Кольцов, стремится найти «в суете буден» людей творческих, ищущих ту самую положительную личность, о которой шел наш разговор выше. Но если Кольцов, отталкиваясь от конкретного факта, стремится обобщить ту или иную проблему (бюрократизм, рвачество, ханжество и т.д.), то Зорич скрупулезно обращает внимание на детали, часто создавая своеобразный и неожиданный подтекст в изображении события или явления. Он «ворочает» фактом, дополняя к нему анекдотаческие детали, в результате чего сама изображаемая ситуация становится смешной и выразительной. Как тут не вспомнить фельетон «Поросенок как элемент» (1927 г.), где Зорич смеется над бездарно составляемыми справками и анкетами. Если для Кольцова в показе своего героя характерны беседа, анекдот, игра слов, то Зорич тяготеет к иронии, что позволяет ему сильнее «закрутить»сюжет. И в этом — различие в творческой манере двух фельетонистов.

Если у Кольцова чаще присутствует фельетон-очерк, то у Зорича—фельетон-рассказ. Обе эти жанровые тенденции именно тогда и утвердились в печати. По первому пути шла преимущественно газетная фельетонистика (в том числе и в послевоенные годы), второе направление особенно проявилось в творчестве художественных сатириков — И.Ильфа и Н.Петрова, М.Зощенко и др.

Вместе с тем, если у А.Зорича фельетон-рассказ чаще имеет сюжет, основанный на присланном в редакцию письме или ситуации, лично увиденной автором, то Илья Ильф и Евгении Петров в своих фельетонах нередко доводят в общем-то типичные черты и ситуации до абсурда, стремясь показать полное несоответствие негативного явления логике жизни.

В день 100-лстия со дня рождения И.Ильфа, 15 октября 1997 г., «Комсомольская правда» писала так: «До того момента, когда Ильф пришел в «Гудок», он успел побывать чертежником, телефонным монтером, статистиком, токарем. Он был образован, знал стихи Апполинера, любил Матисса и французское искусство... Газета и реальность положили литературным упражнениям конец: Ильф правил читательские письма, сочинял фельетоны». Упомянутой газетой стал одесский «Маяк», где Илья Ильф работал репортером. Не менее разносторонне одаренным и эрудированным был и Е.Петров, который до появления в «Гудке» поработал в Украинском телеграфном агентстве и журнале  «Красный перец».

Положительными героями в их сатире (и в этом отличительная особенность творчества Ильфа и Петрова) выступают чаще всего сами авторы. Однако они не склонны к назидательности, хотя и горят желанием исправить недостатки, факты и явления они анализируют как бы со стороны.

Можно назвать две темы, которые особо привлекали внимание сатириков: ход литературно-художественного процесса в стране в эти годы и бытовые недостатки в жизни советского общества.

К первой теме стоит отнести такие фельетоны, как «Отдайте ему курсив», «Саванарыло», «Когда уходят капитаны», «Литературный трамвай» и ряд других, написанных после появления постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». В документе поднимались вопросы о недопустимости нивелирования творческого «лица» литераторов, более внимательном отношении критики к новым произведениям и т.д. Вокруг этих проблем и идет разговор в названных фельетонах— небольших по объему, но вместе с тем образных и ярких. Бытовая тема, в свою очередь, нашла отражение в фельетонах «Веселящаяся единица» (о проблеме культурного отдыха),«Человек с гусем» (об отношениях между людьми, построенных по принципу: ты — мне, я —тебе).«Костяная нага» (о бюрократизме, мешающем созданию семьи).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1932; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!