Методика организации формирования основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста



Нами составлен план использования подвижных игр в формировании здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста.

Цель: формирование здорового образа жизни дошкольников

Задачи:

1. Повышение активности и общей работоспособности;

2. Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, по формированию здорового образа жизни, в подвижных играх;

3. Организации подвижных игр в режиме дня дошкольников;

4. Организации детей на занятиях подвижными играми.

План работы на год

п/п № Упражнения Сент. Октяб. Нояб. Декаб. Янв. Февр. Март Апрель Май
1 Подбор подвижных игр + + + + + + + + +
2 Подбор подвижных игр включаются в каждое занятие. + + + + + + + + +
3 Подбор подвижных игр на прогулке. + +         + + +
4 Подбор подвижных игр на занятиях       + + + + + +
5 Подбор подвижных игр в режимных моментах. + + + + + + + + +

 

На физкультурных занятиях в экспериментальной группе поформированию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх отводилось 63 % тогда как в обычных группах 20 % и 25%.

Занятия предусматривают подготовку и проведение с дошкольниками подвижных игр:

- направленных на развитие различных физических качеств;

- различной интенсивности;

- в форме эстафет и соревновательных упражнений;

- направленных на установление психологического контакта между играющими.

Методика организации и проведения подвижных игр.

Методика обучения подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Ее эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.

Выдвижение на первый план задач воспитания вытекает из основных положений педагогики, ставящей своей главной целью всесторонне развитие и воспитание подрастающего поколения. Перед играющими необходимо каждый раз ставить определенные образовательные задачи, соответствующие характеру трудностей предстоящей игры. В дальнейшем эти трудности должны систематически усложняться, чтобы не потерять своего воспитательного значения.

Важное условие успешной игровой деятельности - ясность понимания содержания и правил игры. И здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и действий. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Эта первая попытка позволяет ему проверить, как поняли игру дети. Если необходимо, то ее сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается для введения мелких правил и исправления ошибок играющих.

Лучше проводить объяснение в несколько этапов:

1-й этап – ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

2-й этап – дальнейшее изучение правил;

3-й этап – внесение изменений в содержание и правила игры.

Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесен на последующие занятия.

Объяснение полезно проводить на месте с расстановкой играющих и распределением ролей.

Обучение детей подвижным играм – это организованная система, обеспечивающая полное и качественное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность в усложнении изучаемых образцов. Обучение детей целесообразно начинать с простых некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм и завершить сложными командными играми. Трудность игровых действий нарастает с усложнением отношений между играющими.

Более тонкие различия определяются трудностью игровых действий, их двигательным содержанием. Поэтому преподаватель должен учитывать особенности подготовленности всей группы и отдельных учеников, подбирая игры и роли в них в соответствии с возможностями занимающихся.

Переходить от простых к более сложным играм целесообразно не дожидаясь, пока у занимающихся пропадет интерес к уже изученным. При этом важно опираться на имеющийся опыт: каждая новая игра должна как бы вырастать из уже освоенной игры, хорошо известной. Это облегчит усвоение игры и будет способствовать закреплению навыков и умений.

Прочность и богатство игрового опыта являются важным элементом: двигательной подготовки и могут оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.

Таким образом, процесс проведения игр делится на две взаимосвязанные фазы: создание предпосылок (сюда входит овладение игровыми действиями) и непосредственно проведение игры.

Практическая деятельность руководителя в любом случае складывается из нескольких элементов (выбор игры, подготовка места и инвентаря, организация играющих, объяснение, руководство, подведение итогов).

Нагрузка в подвижных играх.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это, вместе взятое, и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм. При подборе игр необходимо учитывать характер и реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Для того чтобы определить величину нагрузки, в практике часто используется простой и достаточно точный показатель - подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС). Известно, что у ребенка, находящегося в состоянии покоя (после сна), она составляет 60- 80 ударов в минуту (уд/мин). Любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения, таким образом, чем больше нагрузки, тем выше ЧСС. Спокойные малоподвижные игры не вызывают повышения ЧСС. В играх с большим количеством разнообразных движений, быстрых перемещений, с сильным эмоциональным напряжением ЧСС может увеличиваться даже в 2 раза (по сравнению с состоянием покоя). Такие игры развивают легкие, укрепляют систему кровообращения и тем самым усиливают оздоровительный эффект от занятия. Однако подвижные игры большой интенсивности доступны не всем детям (это зависит от состояния их здоровья). Чтобы не ошибиться в выборе игры, необходимо для каждого ребенка определить доступный режим физической и эмоциональной нагрузок. Существует несколько так называемых зон интенсивности (напряженности) для игр с разной степенью подвижности.

- ЧСС до 100 уд/мин - зона самой низкой интенсивности. Игры проводятся преимущественно сидя с локальным воздействием на мелкую моторику («пальчиковые игры»), активизацию дыхания, координацию и точность движений. Амплитуда небольшая, продолжительность игрового занятия 10-15 минут, включая паузы для отдыха. В течение дня эти игры можно предлагать неоднократно детям. Редко, когда такая нагрузка является предельно доступной по состоянию функциональных возможностей. По медицинским показаниям малоподвижные игры рекомендованы всем детям.

- ЧСС 100-120 уд/мин - зона умеренной интенсивности. Характерна для таких подвижных игр, как «Запрещенное движение», «Совушка», «Поезд» и др. Эти игры служат не только для развлечения, они развивают внимание, четкость и слаженность движений, быстроту реакции, координацию движений (особенно мелких и средних мышечных групп). Способ организации - малогрупповой, по 4 - 8 человек. Продолжительность одной игры 3 - 5 минут. Игра повторяется 3 - 4 раза, в зависимости от желания играющих. Но лучше включить несколько подвижных игр, рассчитанных на развитие разных групп мышц, так как разнообразие движений, вариативность речитативов усиливают воздействие игры на организм и личность ребенка. Суммарная продолжительность подвижных игр составляет 15-20 минут. Нагрузка при ЧСС 100-120 уд/мин не вызывает перенапряжения организма и развивает общую выносливость.

- ЧСС 120-140 уд/мин - зона тонизирующей нагрузки. Характерные игры: «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Лохматый пес» и др. Двигательная активность в этой зоне является наиболее типичной для многих подвижных игр, частота пульса отражает степень физической и психической напряженности. Продолжительность одной игры 2-3 минуты, но повторяются такие игры многократно. Как правило, в одно игровое занятие включаются 2-3 хорошо освоенные игры и 1-2 новые. Тренирующее воздействие достигается за счет суммарной величины нагрузки. В процессе каждой подвижной игры организм приспосабливается к небольшому утомлению и восстанавливается во время отдыха между играми. Подвижные игры и эстафеты включают самые разнообразные движения: бег, прыжки, метание, лазанье, упражнения с предметами, имитацию движений животных, упражнения на воде и т.п. Подвижные игры с тонизирующей нагрузкой оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма и в зависимости от их содержания требуют внимания, ловкости, быстроты реакции, равновесия, умения ориентироваться в пространстве. Форма организации - малогрупповая, от 6 до 10 человек. Многие игры и эстафеты проводятся в виде соревнований. Общая продолжительность игрового занятия 30-40 минут. Индивидуальное участие зависит от медицинских показаний, физического состояния, личного интереса детей [16; 49].

- ЧСС 140-160 уд/мин - зона тренирующего воздействия. Характерными для этой зоны являются «Пятнашки», «Космонавты», «Кто быстрей», «12 палочек» и другие подвижные игры, переходные к спортивным: «Мяч капитану», «Челночный бег», «Живая корзина», «Встречная эстафета», а также спортивные игры по упрощенным правилам: мини-футбол, волейбол в круге, баскетбол, хоккей на полу, бадминтон, настольный теннис.

Подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т.п.) в течение 10-15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыхом, а затем снова и снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки.

Подвижные игры - переходные к спортивным и спортивные - сопряжены с соревновательной деятельностью и требуют длительного поддержания работоспособности. Но даже та интенсивность, на которую способны дети и подростки с ограниченными физическими возможностями в соревновательных играх, ведет к повышению ЧСС до 150-160 уд/мин, а иногда и выше. Такая реакция вызывается не только физической нагрузкой, но и эмоциональным напряжением, потому что состязания - это всегда соперничество, желание одержать победу, они связаны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, комбинаторикой, фантазией, поиском наиболее рациональной техники и тактики.

Сопереживание, радость, гордость за проявленное упорство переполняют не только играющих, но и болельщиков, у которых ЧСС также достигает больших величин, что естественным образом отражается на положительных реакциях организма.

Было бы ошибочным считать, что каждый из предложенных режимов физической нагрузки годится только для какой-то одной, строго определенной категории детей. Это, несомненно, сузило бы представления о роли игры в жизни детей и подростков. Совершенно очевидно, что каждый руководитель (учитель, волонтер, вожатый) должен знать, как влияют те или иные подвижные игры на организм ребенка, для того чтобы подбирать их содержание и нагрузку соответственно возрасту, двигательному опыту, уровню физического и умственного развития детей, их индивидуальным особенностям и состоянию сохранных функций.

Любые из перечисленных режимов физической нагрузки могут быть использованы как в одной игре, так и в целом комплексе на специально организованном игровом занятии. При этом важна организация подвижной игры, соблюдение правил и ограничений, суть которых сводится к тому, чтобы не навредить здоровью ребёнка.

Перенасыщенность подвижной игры эмоциями или слишком большая продолжительность игры могут оказаться чрезмерными и превысить физиологические возможности ребенка, что проявляется в неадекватных поведенческих реакциях, излишнем возбуждении, плохом самочувствии, беспокойном сне и т.п.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Подбор подвижных игр

1. Игра «Чей свет быстрее загорится» (для детей от 4 лет)

Цель игры: Закрепление знаний о работе светофора. Развитие внимания и быстроты реакции.

Правила: Дети делятся на три команды. Каждой команде дается название одного из цветов светофора и выбирается ведущий, которому вручается соответствующий цветовой кружок.

Ход игры:Команда образует круг вокруг ведущего. Начинает звучать медленная музыка. Дети идут под музыку по кругу, сцепив руки. При смене характера музыки (звучит быстрая, подвижная музыка) дети разбегаются по залу. В тот момент, когда музыка заканчивается, игроки в кратчайшее время должны снова построить круг вокруг своего ведущего. Выигрывает та команда, которая построилась раньше.

2. Игра «Зайцы иволк» (для детей от 4 лет)

Цель игры: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Оборудование:

Маски с изображением животных, шишки, камушки.

Правила:Зайцы выбегают при словах –зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Ход игры:Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки иликвадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки –в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок –скок –скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

3. Игра «Кролики»(для детей от 4 лет)

Цель игры:Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.

Оборудование:Мел, стул, маски с изображением животных.

Правила: Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток. Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!»

Ход игры:На одной стороне площадки отчерчиваются круги –клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул –дом сторожа. Между домом и клетками кроликов –луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» -говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки –это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

4.Игра «Самолеты» (для детей от 4 лет)

Цель игры:Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Оборудование: Флажки.

Правила: Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!». По сигналу воспитателя «На посадку!» -играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок)Ход игры:Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками –заводят мотор. «Летите!» -говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» -самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

5. Игра «Где позвонили» (для детей от 4 лет)

Цель игры:Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Оборудование:Колокольчик.

Правила: Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Описание:Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил –поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.

6. Игра «Лиса в курятнике».

Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один изиграющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. Посигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшуювзобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила:

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

7. Игра «Зайцы и волк»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцыстоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают изкружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поискахволка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать,коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводитсебе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

8. Игра «У медведя во бору»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения.

Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальныедети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы,имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведьв это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведьстарается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новыймедведь.

Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».Медведь не может ловить детей за линией дома.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!