Традиционные религии в современном мире: география анимизма, тотемизма, шаманизма. Отличительные особенности Африканского, Австралийского, Сибирского регионов.



Наряду с существованием развитых религий во многих районах земли сохранились адепты примитивных, родоплеменных верований. Это тотемизм – вера в родство с животными или растениями, магия – как возможность влиять сверхъестественным путём на других людей и природу, анимизм – вера в духов, души и всеобщую одухотворённость природы, шаманизм – вера в способность человека, войдя в экстатическое состояние, общаться с духами и использовать их силу. Из 130 млн приверженцев родоплеменных культов 2/3 живут в Африке и около 1/3 – в Азии, однако сторонники родоплеменных культов есть во всех частях света. Они составляют от половины до трети населения в таких странах, как Либерия, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Мадагаскар, Мозамбик, Ботсвана, Того, Зимбабве, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар и Лаос, есть они в Китае и Индии.

Синтоизм как основа социально-политического строя в Японии, отличительные особенности и заимствования.

Современником ислама является синтоизм, ставший главной религией Японии. В отличие от конфуцианства и даосизма, возникших в соседнем Китае на основе философских систем, синтоизм (японское «синто» переводится как «путь богов») возник в результате трансформации и синтеза родоплеменных культов Японии. Главные составляющие этой религии – культ природы, культ предков, магия и шаманизм. Синтоизм – политеистическая религия. По представлениям японцев, окружающий их мир населён многочисленными богами и духами – ками. Пантеон богов возглавляет богиня солнца Аматэрасу, внук которой Ниниги считается мифическим прародителем японцев и основателем правящей в стране императорской династии. Поэтому для синтоизма характерно обожествление императорской семьи. Формально культ императора был отменён в 1945 году, однако японцы до сих пор ведут своё летосчисление по эпохам, носящим имена императоров. Культ в синтоизме очень прост: он сводится к произнесению молитвенных формул и принесению подношений для ками. Зато в Японии тысячи синтоистских храмов. Крупнейший из них, сохранивший до сих пор общенациональное значение, - это храм Аматэрасу в Изе. Сюда приезжает каждый новый премьер-министр страны докладывать богине о сформировании кабинета. Многие синтоистские храмы связаны с культом солдат, отдавших свою жизнь за родину – камикадзе и ставшими после смерти ками. Священные книги синтоизма Кодзики и Нихонги (Нихонсёки) содержат в себе мифологическое описание истории страны и японцев. Для Японии, как и для Китая, характерен поликонфессионализм. Одни и те же верующие, как правило, посещают и синтоистские, и буддийские храмы. Свадьбы в японских семьях обычно проводятся по обряду синто, а похороны сопровождаются буддийскими ритуалами. В связи с этим определить точную численность синтоистов очень сложно. Статистика приводит разные данные: от 2 до 100 млн человек. Ревностными приверженцами этой религии, исповедующими только синтоизм, оказалось лишь 2-3 млн человек. Синтоизм распространён почти исключительно среди японцев, подавляющее их большинство – жители этой страны. Много синтоистов также в японской диаспоре по всему миру, особенно в Латинской Америке (Бразилия, Перу) и в США.

Религиозно-философские представления в Китае – конфуцианство и даосизм, их влияние на формирование Китайской цивилизации.

В 5-6 веках до н.э. в Китае зародились два философско-этических учения: конфуцианство и даосизм, со временем трансформировавшиеся в религии. В конфуцианстве социально-этические положения, выдвинутые его основателем Конфуцием (Кун-Цзы), до сих пор играют первостепенную роль. Основное внимание эта религия уделяет формированию норм поведения человека в семье и обществе, требуя безоговорочного послушания младшего старшему, ученика – учителю, подчинённого – начальнику. Конфуцианство культивирует чинопочитание. Верховным божеством конфуцианского пантеона является Небо (Тянь), его культ служит для выработки правильных отношений между правителем и его подданными. Правитель Китая воспринимается как сын Неба, отец нации. Его почитание, послушание его воле – религиозный долг конфуцианца. Идеальное общество, по Конфуцию, состоит из двух слоёв – верхов и низов; первые думают и управляют, вторые – работают и повинуются. Критерием принадлежности человека к тому или иному социальному слою служат, однако, не происхождение или богатство, а знания и добродетель. От этого происходит пиетет китайцев перед учёностью и их стремление получить образование. В систему конфуцианских добродетелей также входит человеколюбие, сыновняя почтительность. Семья воспринимается в конфуцианстве как сердцевина общества. Укреплению семейных отношений способствовал и развитый культ предков. Традиция большой китайской семьи своими корнями уходит именно в конфуцианство.

Для конфуцианства, как и для даосизма, характерно восприятие мира как сочетание двух противоположных, но взаимозависимых сил: инь и янь. Инь – пассивное женское начало, которое ассоциируется с мраком и влагой; янь – активное мужское – со светом и сухостью. Причём каждая из этих сил содержит в себе зародыш другой. Цель конфуцианца – уравновесить обе эти силы и достичь таким образом гармонии и порядка в себе, в своей семье и в обществе.

Краеугольным понятием учения Лао-Цзы, основоположника даосизма, является почитание Дао («Путь»). Это начало всех начал, Абсолют, неизменный принцип бытия. Даосизм требует от своих адептов жить в соответствии с Дао, то есть покорно следовать общему потоку жизни, не оказывая ему сопротивления. Даосисты поклоняются обширному пантеону богов, в который входит и сам Лао-Цзы.

Даосские жрецы практикуют многочисленные магические обряды, гадания, занимаются врачеванием. Особое значение в даосизме придаётся достижению физического бессмертия. Оно реализуется гармонизацией внутренних сил организма с помощью правильного питания, особой гимнастики (цигун), регуляции сексуальной энергии. Если такой путь достижения бессмертия представляется слишком сложным, то заветной цели можно достичь, съев пилюли «бессмертия».

Большинство китайцев не ограничивается только одной из этих религий. Вероисповедание китайцев представляет собой совокупность трёх учений: конфуцианства, даосизма и буддизма. Их сплав и называется китайской традиционной религией – сань-цзяо. В зависимости от конкретного случая китайцы имеют широкий выбор. Так, одна и та же семья может справлять свадьбу по даосскому ритуалу, похороны по буддийскому, а день повиновения предков по конфуцианскому.

В течение двух с лишним тысячелетий китайская традиционная религия, влияя на умы и чувства, формировала психологию, поведение, мышление, быт и уклад жизни китайцев. Именно под религиозным влиянием сложился китайский национальный характер, позволивший получить столь впечатляющие успехи в экономической сфере.

Общая численность адептов конфуцианства, даосизма и китайской формы буддизма оценивается приблизительно в 200-300 млн человек. Они составляют около четверти населения Китая, а также значительную часть китайских мигрантов во всём мире. Кроме китайцев конфуцианство исповедуют примерно 5 млн корейцев в Республике Корея.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 614; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!