Межэтнические конфликты в Средней Азии: исторические предпосылки, основные этапы развития, современное состояние, политика государств в разрешении конфликтов.



С древнейших времен Средняя Азия была территорией, где соприкасались разные этнокультурные группы. Характер этих контактов - мирный и военный - зафиксирован археологами уже для эпохи палеолита (ранний каменный век - 2,5 млн лет назад), а с конца II и начала I тысячелетия до нашей эры они нашли отражение и в некоторых письменных источников.

Этническая карта региона к началу нашей эры значительно усложнилась: в конце IV века до н. э. сюда проникли греки и македоняне, в I веке до н. э. здесь стали оседать юэчжи. Появление новых этнических групп не проходило незаметно. Обострялась борьба за ресурсы, происходил передел владений и богатства. В этой борьбе побеждал сильный, побежденный терял не только ресурсы, но часто и этническую самобытность: происходило смешение этносов, культур и религий. К числу пострадавших в этот период народов Средней Азии следует отнести согдийцев. Армия Александра Македонского провела в 329-327 гг. до н.э. настоящий геноцид местного населения: производились массовые убийства, истребление населения населенных пунктов, любые выступление жестоко подавлялись, ресурсы разграблялись. Именно тогда начинается миграция согдийцев на восток - за линию Сырдарьи и в Семиречье. Появляются новые согдийские поселения на территории проживания кочевых племён.

Рубеж тысячелетий был сложным периодом, ознаменовавшимся усилием миграционных процессов, предвосхитившим "великое переселение народов".

С V –VI вв. н.э. в Среднюю Азию стали проникать различные тюркские племена; на смену сакам и массагетам, близким по языку и культуре к землевладельческому населению, пришли иноязычные кочевники. Теперь различие было не только в форме хозяйствования, но и в расовом типе. В VI в. н.э. тюркские племена достигли берегов Сырдарьи и включили значительную часть бассейна Средней Сырдарьи в состав своего государства - Тюркского каганата. Миграции населения привели к резкому увеличению возможности межэтнического общения.

В свою очередь, в этот период наблюдается проникновение согдийцев и представителей других оседлых народ- ностей Средней Азии на восток, в глубь Центральной Азии. Вдоль трасс Великого шёлкового пути создаются торговые поселения и пункты согдийцев. Согдийская колонизационная деятельность достигла Дальнего Востока. Величайшим культурно- интеграционным феноменом в 1 тыс. н.э. стал Великий шелковый путь. Эта международная торговая трасса могла функционировать только в условиях преобладания тенденции интеграции, когда на первый план выдвигаются вопросы тесной взаимосвязи стран и народов, стремление к взаимовыгодному обмену всеми своими достижениями.

Миграционные процессы изменили ранее существовавшие линии сопри- косновения и зоны контактов кочевников и оседлого населения Средней Азии. После походов тюрков с Алтая до придонских степей вся эта огромная мультиэтническая территория оказывается на небольшой исторический период под властью тюркских хаканов.

Это взаимодействие происходило в рамках Тюркского каганата (сначала единого, а потом распавшегося на Западный и Восточный). В этот же период начинается проникновение нового этнического массива и с запада: идет расширение на восток молодого Арабского государства. Арабы, завоевав сначала близлежащие, окружающие их страны, затем захватывают почти весь Ближний и Средний Восток, а начиная со второй половины VII века начинают свои походы на Мавераннахр. Средняя Азия, населённая в основном ираноязычными оседлыми народностями, оказалась между двумя волнами кочевых народов – тюрков (с востока) и арабов (с запада), что также наложило свой отпечаток на межэтнические отношения и контакты в регионе. Исследователи отмечают усиление инфильтрации иноязычных групп в среду населения Средней Азии – происходит переход к оседлости некоторых тюркских племён, в свою очередь поощряется поселение арабов-завоевателей в городах Средней Азии.

Проникновение арабов в Среднюю Азию заняло относительно длительный исторический период, и последствия его оказались гораздо глубже предыдущих иноэтнических проникновений. Сначала это были походы для захвата и разграбления отдельных городов (Бухары, Пайкента, Самарканда), а затем последовал период завоевательных походов арабов в Мавераннахр и регион вошёл в состав Арабского халифата. Арабы внесли не только новый этнический элемент. Здесь, в Средней Азии, началось утверждение новой религии – ислама.

Это привело к тому, что к прежнему хозяйственному разделению населения на оседлых и кочевников и этническому различию (иранец/тюрок), накладывается новая разделительная линия: мусульманин – язычник. В Саманидском государстве, ставшем независимым от Арабского халифата, формируется таджикский народ. Начинается консолидация и тюркоязычных групп ареала – они оседают, принимают нормы поведения, образ жизни, культуру и религию местного населения. Тюрки, живущие в Саманидском государстве и принявшие ислам, оказались по разные стороны линии с тюрками, живущими за границами государства. Более того, войска и гвардия саманидских эмиров, состоящие в основном из тюрков, защищали пределы государства от нападений тюркских племён, кочевавших по краям границ государства Саманидов.

В Х1 в. Саманидское государство сменилось Караханидским. Государство было образовано тюркскими племенами, главными среди которых были карлуки, чигили и ягм. Завоевание сопровождалось миграцией значительных масштабов. Территория страны была разделена на уделы. Каждое племя занимало определённую территорию. Интеграционные процессы получили ещё больший импульс. С одной стороны шёл процесс роста городов, развития торговли и ремесла, с другой – шло интенсивное оседание обедневших кочевников на землю.

В начале II тыс. н.э. (точнее – XI-XII вв.), по мнению ряда исследователей, в Средней Азии складывалась определённая экономическая система, объединившая как оседлую, так и кочевую части населения и которая функционировала благодаря тесному и постоянному взаимообмену. За каждой более или менее крупной этнической группой были закреплены определённые виды деятельности, и, соответственно, они занимали территорию, отвечающую условиям их деятельности. Взаимоотношения между таджиками и пришлыми племенами: огузами, карлуками, ягма и др. приходят в определённое равновесие и характеризуются в этот период определённой стабильностью. Формируется общее определение этнического состава населения региона как «турку тоджик», отражающее и характер межэтнических отношений XXIII вв. Культурологический аспект взаимодействия характеризуется такими явлениями, как взаимодействие, подражание, диффузия и интеграция, отразившимися в материальной и духовной культуре населения.

Вторжение в Среднюю Азию монгольской армии Чингизхана разбавило более или менее установившееся равновесие этнических групп населения Средней Азии. Причем хорошо известно, что монгольская армия не была этнически однородной: значительный процент её составляли тюркские племена и народности, включенные в состав армии по пути её следования, и, более того, сами монголы в значительной степени смешались с тюрками.

Период позднего Средневековья был для народов Средней Азии настоящим «застоем». Вплоть до XVII в. почти вся территория Средней Азии с её оседлым и кочевым населением объединялась в пределах нескольких последовательно сменявших друг друга или сосуществовавших государственных объединений: Саманидов (IX-X вв.), Газневидов (X- XII вв.), Караханидов (XI- XII вв.), Сельджукидов (XI- XII вв.), Хорезмшахов (XII - XIII вв.), Чагатайского улуса (XIII-XIV вв.), Государства Тимура и Тимуридов (XIV-XV вв.), Шейбанидов и Аштарханидов ( XVI-XVIII вв.). В интересующем нас плане крупнейшим событием периода стало завоевание Средней Азии Шейбанидами – династией правителей даштикипчакских узбекских племён в начале XVI века.

Только в период правления последней из вышеназванных династий – династии Аштарханидов (Джанидов) начинается дезинтеграция: на месте единого государства появляются Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства, население каждого из которых было полиэтничным. Характерной чертой этого периода была феодальная междоусобица. Ханства постоянно вели между собой войны, тяжело отражавшиеся на экономике страны и положении населения. Войны были следствием борьбы за власть и богатство, но никак не отражением межнациональных противоречий. В то же время усиливается влияние религии. Теперь конфликт приобретает иной оттенок: линия проходит между шиитским (в основном) Хорасаном и суннитским Мавераннахром. Разлом между шиитским Ираном и суннитской Средней Азией шёл по всем сферам: в области политики, экономики и

культуры до середины Х1Х века. Иллюстрацией этих политических тенденций служит вторжение Надир-шаха в Бухарское ханство.

Новой вехой в развитии межэтнических отношений в Центральной Азии можно назвать вторую половину Х1Х века. Вследствие геополитической «Большой игры» Средняя Азия оказалась в зоне интересов и влияния Российской империи. Завоевание Средней Азии Российской империей вновь сместило разделительную линию: постепенно в регионе появляется европейское население в лице русской колониальной администрации, чиновников и военных, предпринимателей, рабочих и переселённых крестьян, к тому же являющихся носителями иной для местного населения религии – христианства. В Чуйской долине появились казацкие хутора, вдоль железных дорог и на местах разработок полезных ископаемых строились рабочие посёлки, в некоторых городах образовались отдельные кварталы европейского населения.

Хотя этнические русские составляли большую часть вновь прибывших, среди них было немало представителей и других народов – украинцев, татар, евреев, белорусов и т.д. Активно проводилась и переселенческая политика. Уже одно – передача земель для приезжих из России крестьян – могло стать источником напряжения в отношениях местного и пришлого населения, не говоря о других сторонах вопроса. Важно отметить резкое увеличение количества представляемых здесь народов, меняющих этническую карту региона Центральной Азии и усложняющих и без того непростую картину межнациональных отношений. В сложившихся реалиях полиэтничности Средней Азии значительную роль играла религиозная идентичность. Жители Бухарского эмирата, Кокандского ханства или Туркестанского генерал-губернаторства идентифицировали себя мусульманами. Такая позиция занимала важное место в самосознании местных жителей – таджиков, узбеков и др. народов. Однако как идентичность признавались и место происхождения (самарканди, худжанди и др.), и принадлежность к той или иной этнической группе (минг, барлас, турк, локай, мангыт и др.), и эта ситуация в общих чертах сохранялась вплоть до Октябрьской революции, приведшей к большим изменениям в политической системе.

Определяющим событием в складывании межэтнических отношений в Центральной Азии стало проведение в регионе национально- территориального размежевания (1924 г.). Осуществление новой национальной политики Советского государства привело к возникновению новых государственных образований – национальных республик (государств) в составе СССР. Именно в этих республиках, названных по этнониму его основного населения, начинаются процессы формирования национального государства и национального самосознания. В каждой республике издавались газеты и журналы на местных языках, строились национальные школы, учреждения культурно-просветительского характера и т.д. В русле происходящих событий шло и формирование новых межэтнических отношений народов, населяющих Среднюю Азию. Система и соотношение идентичностей формировались в рамках новых государственных образований в составе СССР.

Почти 70-летний опыт СССР (1922-1991 гг.) в проведении национальной политики и регулировании межэтнических отношений хорошо отражен в науке. Не останавливаясь на этом подробно, следует напомнить главный её лозунг: «Расцвет национальных культур и их сближение». Конечной целью такой политики было создание новой общности – советского народа. Предполагалось, что в этом процессе этнические различия будут нивелированы (однако не совсем было ясно, сохранятся ли этносы как таковые), а межэтнические отношения приобретут гармоничный характер. Что касается межнациональных отношений в Средней Азии, то их изучение в советский период (как и в других регионах СССР) было интенсивным, но, находясь под сильным идеологическим прессом, исследования носили односторонний характер. Многие острые вопросы обходились стороной, часто межнациональные проблемы не решались, а тушевались и скрывались. В результате, как известно, кризисное состояние экономики СССР конца 80-х годов сильно отразилось и на состоянии межнациональных отношений: произошли межнациональные и этнические конфликты в Казахстане, Прибалтике, в Закавказье. Обострение межнациональных отношений не обошло и наш регион (межэтнические конфликты в Исфаре (противостояние между таджиками Исфаринского р-на Таджикистана и киргизами Баткенского р-на Кыргызстана), «ферганские события» (межэтнический конфликт между узбеками и турками-месхетинцами.) и т.д.).

Первые межэтнические конфликты, произошедшие в послевоенные годы, были также связаны с Хрущевской программой освоения целины. За этот период в Казахскую ССР было переселено около шести миллионов русских и украинцев из РСФСР и УССР. Что создало значительный демографический перекос населения, усилило конкуренцию на рынке труда и жилья. Изъятие земель для целины лишило казахское население возможности заниматься традиционно пастбищным скотоводством, что привело к значительному ухудшению их материального положения.

С распадом СССР в 1991 году и получением суверенитета национальными республиками бывшего СССР обнажились и резко обострились многие «болевые» вопросы межнациональных отношений.

Появление в Центральной Азии суверенных республик – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - не только изменило политическую картину региона, но и оказало влияние на характер межэтнических отношений: в новых условиях этнические конфликты (даже небольшие локальные) выходят на уровень межгосударственных, что, конечно, оказывает влияние на взаимоотношения государств в регионе. В условиях нехватки ресурсов обострилась борьба за их обладание.

После 1992 годавсе маломальские конфликты широко освещались и были направлены в основном против представителей малых народов страны таких как курды, чеченцы, лезгины,аварцы, даргинцы, уйгуры и так далее. Смещение этнической направленности связано с одной стороны резким уменьшением доли и количества русских, украинцев и немцев в стране после 1991 г. из-за эмиграции и естественной убыли, с другой стороны с новым статусом не титульной нации радикально изменившем их отношение к представителям коренной национальности. Новый статус почувствовался в одночасье сразу вместе с утерей значительной позиции во власти и исчезновением раздражающего элемента.

Вместе с тем смещение этнической направленности конфликтов связано с изменением статуса титульной нации со славян на коренных казахов. Ранее малые мусульманские народы традиционно были солидарны с казахами в своих устремлениях отстоять свои позиции. После обретения Казахстаном независимости эти стороны оказались на противоположных позициях.

Общий обзор прошедших 20 лет показывает, что на территории Центральной Азии уровень конфликтогенности остаётся довольно высоким (Ошские события, этнический конфликт между узбеками и киргизами в 2010 году, обострение конфликта в Исфаре и т.д.). Еще один аспект межнациональных отношений – «спорные» территории. Проблема останется нерешённой, пока не будет проведена демаркация и делимитация границ между республиками региона. Именно эти «спорные» территории часто становятся причинами разгорающихся конфликтов, что подтверждается событиями последних лет. Самым последним по времени является осложнившаяся ситуация вокруг узбекистанского анклава Сох. По сообщениям СМИ, 5 января 2013 года здесь произошёл межэтнический конфликт. Причиной стали несогласованные действия на «спорной» территории: киргизы начали работы по проведению линии электропередач, и часть столбов была установлена на спорной территории. Жители сохского кишлака Хушьяр сначала потребовали убрать столбы, а затем перешли к активным действиям. Для разгона толпы киргизские пограничники открыли стрельбу вверх. В ответ на это жители Хушьяра захватили в заложники нескольких жителей киргизского кишлака Чарбак, а дорога, идущая на киргизскую территорию, была блокирована. После работы совместных комиссий Кыргызстана и Узбекистана конфликт был разрешён: согласно подписанному в феврале секретному меморандуму между правительствами Киргизии и Узбекистана, Бишкек согласился на передачу Сохского анклава Узбекистану. Как говорится в меморандуме, стороны договорились "о целесообразности соединения Сохского массива с Риштанским районом Республики Узбекистан вдоль реки Сох в обход киргизских населенных пунктов с адекватной компенсацией в пользу Киргизской Республики".

Однако на границах между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном ещё много таких «спорных» территорий. Во многих пунктах конфликт находится в латентной форме. В связи с этим важным вопросом является предупреждение конфликтов и активные превентивные меры по снятию напряжения и предупреждению межэтнических конфликтов.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!