Христианство, условия распространения в ранний период, его основные направления и секты, география распространения.



В начале 1 века на Ближнем Востоке, бывшем тогда частью Римской империи, зародилось христианство. Судить о его месте в судьбах человечества можно уже по тому факту, что отсчёт новой эры пошёл от Рождества Христова, от времени рождения Иисуса Христа, основателя этой религии.

Христианство возникло в среде еврейского народа и генетически связано с иудаизмом. Христиане признают Бога иудаизма (для них это Бог-Отец), авторитет Танаха (Ветхого Завета), верят в бессмертие души, рай и ад. На этом сходство заканчивается. Если евреи ещё ждут пришествия Мессии, то христиане считают, что он уже пришёл: им был Иисус Христос, Сын Божий. Бог христиан един в трёх лицах: Отец, Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Большинство последователей христианства почитают Иисуса Христа Богочеловеком, совмещающим в себе два естества: божественное и человеческое. Они признают непорочное зачатие Девой Марией от Святого Духа. Таким образом, христианству принадлежит идея боговоплощения, то есть совмещения идеального, духовного, божественного начала и телесного, тварного в образе Иисуса Христа. Своей мученической смертью на кресте Он искупил грехи людей.

Жизнь Иисуса Христа и основы его вероучения представлены в Новом Завете, вместе с Ветхим он образует Священное Писание христиан – Библию. Центральное место в Новом Завете занимают Евангелия (Благая Весть) – хроника земной жизни Иисуса Христа, написанная его учениками-апостолами. Христиане верят, что Иисус придёт на Землю во второй раз, чтобы судить людей. Грешники по своим делам будут отправлены в ад на вечные мучения, а праведником ждёт вечное блаженство в раю. Таким образом, Бог в христианстве – это не мёртвый истукан или недосягаемый идеал, это был живой человек, который претерпел страдания, надругательство и отдал свою жизнь за всех людей в мире. В отличие от других религий, призывающих прийти к Богу, в христианстве Бог пришёл к человеку. Главная заповедь Христа людям – заповедь любви к ближним, терпения и всепрощения. Именно на этой основе строится система этических предписаний христианства, обеспечивающая ему моральное первенство среди всех религий мира. Оно свободно от иудейского этноцентризма, в нём нет идеи богоизбранного народа, Христос – Спаситель всего человечества. Поэтому в христианстве заложен большой миссионерский потенциал, позволивший ему быстро распространиться по всему миру и охватить к настоящему времени около трети человечества.

Большинство христиан признаёт совершение таинств – особых ритуальных действий, призванных приобщить верующих к Божьей благодати. Относительно числа таинств нет единого мнения. У разных христианских направлений оно различно, но не превышает семи: крещение, причащение, миропомазание, покаяние, елеосвящение, брак и священство. Первые два признаются самыми важными, так как они были установлены самим Иисусом Христом. Основой культа является литургия, воспроизводящая последнюю трапезу Христа с его учениками. Центральный момент литургии – причащение верующих вином и хлебом, символизирующих кровь и тело Христа, отданные за людей. В большинстве христианских направлений культ совершают священники, особо подготовленные для этого и прошедшие рукоположение. Во время рукоположения (таинство священства) им передаётся Божья благодать от Христа через его первых учеников (апостолов) и далее через последующие поколения их учеников до нашего времени. Это правило называется апостольской преемственностью. Рукополагают священников епископы, которым они подчиняются. Если первые христиане совершали литургию у себя в домах, то позднее её стали совершать в особых ритуальных помещениях – костелах, церквах, кирхах.

В настоящее время христианство распалось на большое количество соперничающих направлений, каждое из которых претендует на полноту отражения учения Христа.

Первый крупный церковный раскол произошёл в 1054 году и привёл к образованию православия и католицизма. Два эти направления христианства отличаются друг от друга особенностями вероучения, культа и организации. Католики организационно едины, главой их церкви является Папа Римский, официальное её название – римско-католическая. Организационный центр католицизма – Ватикан. В отличие от католиков православные разделены на 15 автокефальных (независимых) церквей: Константинопольскую, Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую, Русскую, Кипрскую, Грузинскую, Элладскую (Греческую), Сербскую, Румынскую, Болгарскую, Польскую, Чешскую и Словацкую, Албанскую и Американскую. В догматической области католиков от православных отличает несколько нововведений. Важнейшими из них стали постулаты о папской непогрешимости, об исхождении Святого Духа от Отца и Сына – филиокве (а не только от Отца, как у православных), о чистилище – своеобразном промежуточном звене между раем и адом, о непорочном зачатии Девы Марии её матерью Анной и о телесном вознесении Богородицы на небо. Нет полного единства между православными и католиками в календарном вопросе. Католики с 16 века пользуются григорианским календарём, в 20 веке на него перешло большинство православных церквей, но до сих пор Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская церкви пользуются старым юлианским календарём. В католической церкви всё духовенство целибатное (безбрачное), а в православии целибата придерживаются только монахи. Есть и некоторые отличия в культе; православное богослужение более продолжительное и пышное. И православные, и католики поклоняются кресту, мощам, иконам и другим изображениям святых, ангелов и Богородицы. И те и другие верят, что во время литургии вино и хлеб непосредственно (субстанционально) превращаются в кровь и плоть Иисуса Христа. В целом католики сохранили в большей мере древнехристианский культ, но модернизировали догматику, а православные, наоборот, изменили культ, оставив догматику почти не тронутой. Это связано с тем, что православная церковь признаёт решения лишь семи первых Вселенских соборов, состоявшихся до разделения 1054 года, так как после этого ни одного общехристианского собора не состоялось. Католики считают действительными постановления двадцати одного Вселенского собора (последний из них, Второй Ватиканский, проходил в 1962-1965 годах), в которых православные не участвовали. Решения соборов наряду с трудами Отцов Церкви (наиболее авторитетных теологов) образуют Священное Предание – живую память Церкви. Его почитают наряду со Священным Писанием (Библией). Некоторые православные церкви пошли на сближение с католиками – унию, признав главенство Папы Римского, но оставили нетронутым культ. Это униатские, или греко-католические, церкви.

Особую ветвь православия составляет старообрядчество. Оно образовалось в 18 веке в результате раскола в русском православии. Старообрядцы выступили против реформы патриарха Никона. Разногласия между старообрядцами и официальной церковью касались исключительно обрядовой стороны и вначале не затрагивали православных догматов. Старообрядцы выступали против изменения богослужебных книг и введения трёхперстного крёстного знамения вместо древнего двоеперстного. Позднее часть старообрядцев, ввиду невозможности посвящения священников из-за отсутствия у них епископов, была вынуждена отказаться от совершения большинства православных таинств, сохранив только крещение. Это направление старообрядчества получило название беспоповство. Большая часть старообрядцев – поповцы – всё же сумела создать свою полноценную церковную иерархию. Обе ветви старообрядчества отличает строгость в нравственно-этических вопросах; важнейшей добродетелью для старообрядца является трудолюбие. В этом отношении есть сходство между старообрядчеством и протестантизмом. Роль старообрядцев в экономическом развитии России неоспорима. К ним принадлежали семьи богатейших купцов, заводчиков и меценатов Рябушинских и Морозовых. В настоящее время численность старообрядцев невелика: около 3 млн. Они сосредоточены в России и странах бывшего СССР. Отдельные группы старообрядцев проживают на территории Румынии, США, Канады и Бразилии, куда они переселились в конце 19 – начале 20 века.

В настоящее время православных более чем в пять раз меньше католиков. Они составляют около 9% всех христиан мира и 3% населения Земли. Последователи католицизма объединяют в мире 50% христиан; это более 17% населения планеты. И православная, и католическая церкви сыграли огромную роль в судьбах народов. Католицизм стал духовной основой западной цивилизации, а православие – восточной, славянской. Почти тысячелетие католическая церковь руководила развитием молодых романо-германских наций в духе христианства, являясь «матерью народов». Сохранив латинский язык в качестве литургического, она стала мостом между молодым варварским Западом и древней античной мудростью. Благодаря Риму разноязыкая Европа сохранила культурное и религиозное единство, её миссионерский пыл обеспечил доминирование европейской цивилизации во всём мире. Кроме того, католическая церковь сумела отстоять идею независимости церкви от светской власти в духовной области. Это дало возможность построения на Западе цивилизации, основанной на демократических ценностях, таких, как свобода совести и принцип разделения властей. Если католицизм – это церковь наднациональная, то православие, наоборот, сумело тесно слиться с каждым из обращённых ею в христианство народов. У русских, греков, сербов церковь и национальная идея, церковь и государство неразделимы, одно воспринимается как продолжение другого.

В 16 веке в результате Реформации от католицизма откололся протестантизм. Целью протестантской реформы было возвращение к идеалам и практике раннего христианства. Во главу угла протестанты ставят непосредственное общение верующих с Христом через Библию, без посредничества священников. Культ в протестантизме предельно упрощён и удешевлён, в нём нет поклонения Богородице и святым, нет и почитания мощей и икон. На передний план в богослужении выдвигается проповедь на евангельские темы. Убранство церквей отличается простотой и аскетизмом. Библия признаётся протестантами главным фундаментом веры, а безусловный авторитет Священного Предания отвергается. Каждый верующий сам вправе толковать библейский текст. Протестантизм отвергает таинства, кроме крещения и евхаристии, причём и они скорее рассматриваются как символы или обряды, предназначенные для того, чтобы напомнить верующим о спасительной жертве Иисуса Христа. Спасение, как учит протестантизм, достигается личной верой, а не исполнением обрядов или добрыми делами. Некоторые протестантские направления идут ещё дальше, считая, что посмертная судьба человека уже предопределена Богом (догмат о предопределении). Придерживаясь принципа всеобщего священства, протестантизм снимает сакральные различия между священником и прихожанином, оставляя лишь функциональный смысл церковной иерархии. Нет в протестантизме и института монашества. Современный протестантизм не представляет единого целого ни в догматическом, ни в организационном плане. Он разделён на множество течений.

Наиболее ранними протестантскими направлениями являются англиканство, лютеранство и кальвинизм (реформаторство). Англиканство сохранило многие черты католицизма, так как церковная реформа в Англии носила большей частью не догматический, а политический и экономический характер. Англиканство сочетает католический догмат о спасительной силе церкви с протестантской верой в спасение посредством личной веры. Поэтому характерной чертой англиканской церкви является наличие епископального устройства и иерархии, претендующей на апостольскую преемственность. Глава церкви – король Англии, а в вопросах вероучения решающее слово принадлежит парламенту, в верхнюю палату которого входят англиканские епископы. Распространено англиканство в Великобритании и бывших британских колониях. В состав Англиканского содружества входят 32 национальные церкви, среди них Церковь Англии, Церковь Уэльса, Епископальная Церковь в США, Церковь Северной Индии и ряд церквей в Канаде, ЮАР, Австралии и других странах. Общая численность англикан в мире около 60 млн человек.

Лютеранство своё название получило по имени его основателя Мартина Лютера (1483-1546). Оно гораздо радикальнее порвало с католицизмом, чем англиканство. Догматически лютеранство представляет собой классический протестантизм и тесно связано с немецким этносом. Лютер впервые перевёл на немецкий язык Библию, и этот перевод стал основой для формирования немецкого литературного языка. В лютеранских церквах – кирхах – нет росписей, изображений, но распятие – необходимая принадлежность богослужения. Сохранена в лютеранстве епископальная структура церкви и облачения духовенства, однако нет резкой границы между духовенством и мирянами, так как признаётся принцип всеобщего священства. Пасторы и епископы избираются. Апостольская преемственность во многих церквах нарушена. В кирхах есть алтарь, используются свечи, органная музыка и хоровое пение. Центральное место в богослужении занимает чтение Евангелия и проповедь. В настоящее время центрами лютеранства являются Германия и Скандинавские страны; много лютеран в США и странах Африки. Общая их численность примерно 80 млн человек.

Кальвинизм (реформаторство) среди исторических направлений протестантизма занимает наиболее радикальные позиции. Оно основано французским проповедником и теологом Жаном Кальвином (1509-1564). Кальвинизм демократизировал церковное управление, полностью упразднив иерархию. Церковь кальвинистов состоит из независимых друг от друга общин – конгрегаций, управляемых советами. В состав конгрегации входят пастор, диакон и избираемые верующими старейшины (пресвитеры) из числа наиболее уважаемых мирян. У конгрегационалистов – одного из направлений кальвинизма – каждая конгрегация полностью самостоятельна. У остальных направлений она только автономна, так как высшим органом Церкви является Национальный Синод, формирующийся из представителей конгрегаций. Кальвинизм значительно упростил и удешевил церковный культ. Изображения в храмах не допускаются, даже крест перестал быть атрибутом культа, нет и священнических облачений. В кальвинистских храмах нет алтаря. Во время богослужения не звучит музыка. Отбросив все внешние атрибуты культа, он концентрирует внимание верующих на внутреннем смысле богослужения – молитве. Из всех христианских таинств в кальвинизме сохранились только крещение и евхаристия, рассматривающиеся как символические обряды. Кальвинисты приняли догмат о предопределении, в которым главным критерием спасения человека служит та роль, которую он занимает в обществе. Если человек богат, благочестив и уважаем, его спасение уже предопределено. Поэтому для спасения души нужны не вера или добрые дела, а труд. И всё, что отвлекает человека от труда, есть грех. Кальвинизм не терпит человеческой праздности и лени. Учение Ж. Кальвина стало идеологической основой формирования буржуазного общества накопительства. В этом его огромная историческая заслуга. Сейчас кальвинистов насчитывается более 50 млн человек, большая их часть живёт в Нидерландах, Швейцарии, Шотландии, Германии, Франции (гугеноты), США, ЮАР и Индонезии.

В 18 веке от англиканства отпочковался методизм. В Англии он возник первоначально в виде движения внутри англиканства, требовавшего методичного соблюдения религиозных предписаний. Догматически методизм мало отличается от англиканства. Главное внимание методизм уделяет духовному совершенствованию человека путём скрупулёзного выполнения им христианских заповедей. Стержнем религии являются личные взаимоотношения человека с Богом. Часть методистов отказалась от епископального устройства церкви. Методизм либерален в области догматики и допускает личные суждения своих адептов в вопросах веры. Методисты ведут активную миссионерскую и благотворительную деятельность. В последнее время большинство методистских церквей либерализировались настолько, что допускают священство женщин и освящение однополых браков.

Всемирный методистский совет объединяет ныне десятки церквей по всему миру. Общая численность методистов около 40 млн. Наибольшее их число проживает в США и Великобритании.

С англиканством генетически связан баптизм, возникший в Англии в начале 18 века. Единственным источником вероучения баптизма является Библия (прежде всего Новый Завет). Баптисты проповедуют идею греховности мира и строгое соблюдение норм нравственности (отказ от употребления алкоголя и от сквернословия, взаимная поддержка и помощь). Популярность баптизма во многом объясняется его специфичной организацией. Центром для баптиста служит его община, вступление в которую означает приобщение к сплочённому коллективу (в сочетании с ограниченностью социальных контактов вне общины). Большое внимание баптисты уделяют проповеди своей веры. Отказавшись от всех церковных обрядов, они отвергают крест как священный символ. Главным обрядом у баптистов является водное крещение, к которому допускаются только совершеннолетние, а также хлебопреломление, призванное напомнить верующим о Тайной вечере. Современный баптизм отличается большой миссионерской активностью. В мире насчитывается более 70 млн баптистов, объединённых во Всемирный совет. Большинство проживает в США, где эта конфессия считается второй по численности после католицизма.

Пятидесятничество, или христианство веры евангельской, относится к поздним протестантским церквам. Первые пятидесятники появились в США в начале прошлого века. Главное в нём – очищение человека от грехов путём крещения Святым Духом. В результате человек обретает дары Святого Духа, важнейшим из которых признаётся говорение на иных языках – глоссолалия. Этот дар, согласно Библии, получили апостолы во время сошествия на них Святого Духа в день праздника, отмечаемого на пятидесятый день после Пасхи. Отсюда и название этого направления протестантизма. У пятидесятников нет священства, и они признают только два обряда – крещение и причащение. Отличается это направление протестантизма своей экстатичностью и отсутствием в нём чётко определённого канона. Главное для них – обеспечить открытость человека Святому Духу. Во время богослужения пятидесятники могут громко петь, танцевать и даже кричать; входя в экстаз, они начинают говорение. Такое богослужение оказывает на человека мощное эмоциональное воздействие и не случайно в настоящее время пятидесятничество – наиболее динамично растущее направление в христианстве. Общая численность пятидесятников вместе с близкими к ним харизматами и перфекционистами (Церковь Бога) составляет сейчас более 100 млн человек. Самые крупные группы пятидесятников проживают на американском континенте (США, Бразилия, Чили) и в Африке (ДРК, Нигерия, Мозамбик, ЮАР).

Среди других, менее значительных по численности направлений протестантизма следует назвать адвентистов седьмого дня, иеговистов, меннонитов. Адвентисты (адвентус по-латыни означает «пришествие») возникли в 19 веке из христианских групп, веривших в близкий Конец Света и неминуемое возвращение Христа. Культ и догматика их аналогичны баптистским, однако в отличие от последних они соблюдают еврейскую субботу, а не воскресенье, и не верят в бессмертие души. Адвентисты проповедуют сдержанный, строгий образ жизни. Общее число последователей этого протестантского направления около 16 млн человек. Наиболее крупные группы сосредоточены в США, Бразилии, Мексике, Демократической Республике Конго (ДРК).

Иеговизм родился в США во второй половине 19 века. Иеговисты не верят в загробную жизнь, в божественность Христа, который, согласно их представлениям, лишь выполняет волю Иеговы, отрицают христианский догмат о Троице. Важной его частью является учение об Армагеддоне – глобальной войне, в которой Христос с ангелами уничтожит грешников. Большое внимание иеговисты уделяют изданию и распространению своей религиозной литературы. Журнал иеговистов «Сторожевая башня» имеет тираж более 3 млн экземпляров. Иеговизм строго централизован, штаб-квартира организации находится в Бруклине (США). Численность иеговистов около 4 млн человек, больше всего их проживает в США.

Меннониты относятся к ранним направлениям протестантизма, возникшим ещё в период Реформации. Основателем движения был голландец Менно Симонс (1462-1561). Меннониты не верят в предопределение и придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед Библией, и покаянию в грехах. Они являются пацифистами, и поэтому освобождаются от воинской службы и присяги. Для части меннонитов характерны замкнутость и желание избежать всяких контактов с цивилизованным миром. Это амиши, до сих пор живущие по укладу 18 века. В мире насчитывается более 1 млн меннонитов, в основном в США, Канаде, Нидерландах, Германии, ДРК, Индии.

Кроме трёх основных ветвей христианства – католицизма, православия и протестантизма, есть ещё две, гораздо меньшие по численности: монофизитство и несторианство. Эти направления образовались в 5 веке и по вероучению и обрядам близки к православию. Главным их отличием является то, что монофизиты признают только божественную природу Иисуса Христа, а несториане – только человеческую. Монофизитскими являются Армянская (Армяно-Григорианская), Коптская (египетская), Сирийская, Эфиопская, Малабарская церкви. Общая численность монофизитов около 50 млн человек. Несторианами являются адепты Ассирийской Церкви Востока. Их не больше 300 тысяч человек. Часть монофизитов и несториан заключили унию в Римом. Таким образом возникли копто-католическая, армяно-католическая, эфиопо-католическая, сиро-католическая, сиро-малабарская, маронитская, халдейская церкви.

Особое положение в христианстве занимают африканские независимые церкви. Они возникли в последние 100 лет и исповедуют синтез христианства с традиционным первобытными верованиями Африки. Многие из них носят пророческий и харизматический характер. Основной акцент делается на проповеди духовности и общения с предками. Нередко эти церкви разделяют национальные и племенные амбиции своих адептов, для некоторых из них характерен даже чёрный расизм. Как правило, эти церкви малочисленны и группируются вокруг личности лидера-пророка или пророчицы. Нередко после смерти лидера группа распадается. Крупнейшим направлением афро-христианства является кимбангизм, выделившийся в начале прошлого века из пятидесятничества. Общая численность адептов афро-христианства оценивается примерно в 100 млн человек, большинство которых находится в странах Африки (можно выделить ДРК, Анголу, Мозамбик, Нигерию).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 799; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!