Иудаизм – социально-политические условия возникновения, основные догмы, отличительные особенности.



Если в Южной и Восточной Азии возникали политеистические религии, то на Ближнем Востоке во 2 тысячелетии до н.э. появилась первая в истории человечества монотеистическая (признающая единобожие) религия – иудаизм. Он возник и развивался в среде еврейского народа. До настоящего времени между терминами «еврей» и «иудей» фактически можно поставить знак равенства. Евреи верят в Единого Бога – творца вселенной и человека, в бессмертие человеческой души, посмертное воздаяние, рай и царство мёртвых, богоизбранность своего народа. Согласно воззрениям иудаистов Бог заключил с евреями завет (договор), в соответствии с которым избавил их от египетского рабства и поселил в Палестине (Земле Обетованной). В свою очередь, евреи обязались почитать Бога и исполнять его заповеди. Поэтому иудаизм – это религия Закона, и иудаисты должны соблюдать многочисленные религиозные предписания. Прежде всего этические – знаменитые десять заповедей (не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не возжелай жены и имущества ближнего и т.д.), ставшие основой морали западной цивилизации. Кроме этого для них существуют сложные нормы бытового поведения, брачные установления, пищевые запреты. Иудаисты ждут пришествия небесного избавителя – Мессии, который совершит праведный суд над живыми и мёртвыми. Праведникам обещана вечная жизнь на небе, а грешники обречены на страдание в загробном мире.

Священным писанием иудаистов является Танах, состоящий из трёх частей: Торы (Пятикнижие Моисеево), Небиима (Пророки) и Кетубима (Писания), для христиан Танах – это ветхозаветные книги Библии. Большую роль в иудаизме играет также Талмуд – свод трактатов по культовым и религиозно-правовым вопросам. Предписания Талмуда почти полностью заменили ритуальную практику, существовавшую до 70 года, когда римляне разрушили Храм в Иерусалиме, построенный Соломоном, и выселили иудеев из Палестины. Так как восстановить Храм было невозможно, евреи отказались от сложного храмового ритуала и стали строить синагоги – дома религиозных собраний, а место жрецов заняли раввины – учителя религиозного закона, выполняющие также и судебные функции.

В 19 веке в еврейском народе началось движение за возвращение в Палестину и возрождение еврейского государства. Оно стало называться сионизмом от названия горы Сион, где стоя Храм. Антисемитизм предвоенных лет и чудовищный геноцид евреев, учинённый фашистами во время Второй мировой войны, доказали необходимость восстановления еврейского государства. В 1947 году государство Израиль появилось на политической карте мира. В настоящее время более 14 млн евреев живут по всему миру, больше всего их в США, Израиле (более 80% населения) и СНГ.

В иудаизме существует три направления: ортодоксальное, реформированное и консервативное. Определяющей характеристикой того или иного направления иудаизма является его отношение к Откровению на горе Синай. Ортодоксы утверждают, что Тора была передана Моисею божественным способом. Реформаторы согласно с божественным авторством Торы, но при этом считают, что записана она была людьми в силу их разумения, значит, не является чем-то неизменным и в неё могут вноситься коррективы в зависимости от условий жизни евреев. Консерваторы занимают среднюю позицию между этими двумя. Особое направление иудаизма – хасидизм – сочетает в себе ортодоксальность с крайним мистицизмом. За последнее столетие численность евреев почти не росла, доля их в населении мира даже уменьшилась. Причинами этого являются низкая рождаемость, ассимиляция, а также геноцид времён Второй мировой войны.

Индуизм – самая большая национальная религия в мире. Особенности развития, основные положения, влияние ислама.

Современный индуизм является плодом пятитысячелетнего развития религиозной мысли Индии. У него нет основателя или пророка, нет духовной иерархии и единых канонов. Скорее это образ жизни или культура, чем упорядоченная религиозная традиция. Индуизм представляет собой конгломерат разных направлений, течений, религиозных школ и сект, являясь своеобразным «парламентом религий», возникшим на одном историко-культурном субстрате. Он противоречив: высоты религиозной мысли сочетаются в нём с нелепыми предрассудками и самой примитивной магией, мировоззренческая терпимость – с косностью в ритуальной и общественной сферах. В индуизме отсутствует дуалистическое восприятие мира. Истина представляется индуисту в виде иерархической системы малых истин. Причём в этой иерархии нет места лжи, так как даже заблуждение есть истина, только более низкого порядка. Нет в индуизме и еретических форм, так как нет ортодоксии. Порождением индуизма в общественной сфере является кастовая система. Согласно её установлениям всё общество делится на брахманов – священнослужителей, кшатриев – правителей и воинов, вайшьев – землевладельцев и торговцев, шудр – ремесленников и наёмных рабочих. Неприкасаемые выполняют самую грязную работу. Кастовый статус человека закрепляется за ним на всю жизнь.

Важнейшим понятием в индуизме является дхарма (в переводе с санскрита «закон» или «долг») – совокупность религиозных и общественных обязанностей человека в соответствии с его местом в кастовой системе. Таким образом, у каждой касты своя истина, свой долг, согласно которым и строится её жизнь. Попытка изменить свой социальный статус, по индуизму, бессмысленна, так как он является объективным результатом кармы – суммы всех поступков и их последствий, совершаемых живым существом. Карма определяет судьбу человека. Если его поведение соответствует его дхарме, то у него хорошая карма, обеспечивающая ему будущее перерождение в более высокой касте или даже среди небожителей. Любое восстание, направленное на повышение своего социального статуса, есть святотатство, и приводит оно, согласно индуизму, к обратным результатам, то есть к перерождению либо в низших слоях общества, либо в аду, либо в теле животного. Поэтому Индия не знает хорошо нам известных по истории других стран крестьянских войн в эпоху феодализма или рабочих восстаний Нового времени; не было в Индии и революций. Даже борьба индийцев за независимость приняла ненасильственный характер. Европейские идеалы равенства и братства повергают индуистов в ужас, для них вид кухарки, управляющей государством, оскорбляет Бога.

Индуизм – религия многобожия. Вначале индуисты почитали богов, персонифицирующих силы природы: Индра олицетворял гром и молнии, Агни – огонь, Варуна – воду, Ваю – ветер и т.д. Их воспевали в гимнах, задабривали во время ритуалов, к их силам взывали в магических обрядах. В начальный, ведический период существования индуизма, примерно в 3-2 тысячелетии до н.э., сложился свод его канонических текстов – Веды. Он состоит из 4 сборников (самхит): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Адхарваведа, содержащих соответственно молитвы (мантры), гимны, обрядовые и магические заклинания. Язык Вед – санскрит – стал священным языком индуизма, на котором и в дальнейшем писались все его ритуальные тексты. Знание санскрита было исключительной прерогативой брахманов. Главные носители индуизма в древний период – кочевые племена ариев – вторглись на территорию Индостана в конце 3 тысячелетия до н.э. Древние арии не знали храмового культа, поэтому основным ритуалом индуизма того периода был огненный обряд. В качестве приношений использовались продукты животноводства: молоко, масло, живой скот, а также сома – особый пьянящий напиток, похожий на пиво.

В дальнейшем, при переходе ариев к оседлости и с образованием первых индийских государств изменился и индуизм. Эта стадия его развития называется брахманизмом. В качестве верховных богов выдвигается троица (Тримурти): Брахма – создатель, Вишну – защитник и Шива – разрушитель мира. Позже Брахма стал рассматриваться как высшее духовное начало – Абсолют и его культ был оттеснён почитанием Вишну и Шивы, почему индуистов можно разделить на несколько направлений: вишнуиты, которые почитали Вишну (к ним относятся и известные в России кришнаиты); шиваиты – они поклонялись Шиве, а также шактисты, почитающие женские божества. Богини в индуизме воспринимаются как проявления творческой энергии (шакти) Тримурти. Шакти Вишну – Лакшми, Шивы – Дурга и Кали, Брахмы – Сарасвати. В честь этих и многих других богов и богинь в Индии возводили грандиозные храмы, культ становился более пышным и дорогим, так как он символизировал богатство и мощь индийских властителей. Усложнилась и структура священных текстов: к Ведам добавили Веданту (буквально: окончание Вед). В состав Веданты входят Упанишады и Агамы, представляющие собой религиозно-философские комментарии к Ведам. Основное место в Веданте занимали абстрактные вопросы мироздания, космогонии, роли человека в мире. Большое внимание уделялось также проблеме освобождения индивидуальной души-дживы от мирских пут, которое понималось как слияние с Брахманом и достижение блаженства (ананды).

В 4-6 веках брахманизм подвергся некоторой трансформации под влиянием эгалитаристских идей возникших в это время буддизма и джайнизма. Именно этот реформированный брахманизм и называется сейчас индуизмом. Брахманы смогли выиграть соревнование с новыми религиями, приблизив индуизм к народу. Основой культа стали уже не эзотерические храмовые мистерии, а простой домашний ритуал – пуджа. К этому же времени относится создание Пуран – эпическо-мифологических произведений, написанных понятным языком. Самой знаменитой из Пуран является Махабхарата, в центре повествования которой взаимоотношения бога Кришны и его друга царевича Арджуны. Частью Махабхараты является высоко ценимая в современном индуизме Бхагаватгита. Несмотря на то что авторитет Вед в индуизме официально остаётся непререкаемым, фактически место основной духовной литературы заняли Пураны. В пураническом индуизме появляется учение об аватарах («нисхождение») – воплощениях Бога в образах других божеств, людей или даже животных. Это учение дало индуизму возможность вобрать в себя многочисленные племенные культы, объявляя племенных божков и тотемов аватарами главных богов индуизма. Так, например, аватарами Вишну являются, например, Матсья-рыба, Курма-черепаха, царевич Рама, Кришна и даже Будда.

Нововведением пуранического периода является также положение об ахимсе – непричинении зла любому живому существу, и особый запрет на убой коров, которых объявили священными животными. Для индуиста убийство коровы – грех более страшный, чем убийство брахмана. (Интересно, что в ведический период говядина была жертвенной пищей.) Изменяются и методы достижения духовного идеала индуизма. Если раньше для единства с Брахманом было необходимо заниматься медитацией, изучать писания, быть аскетом, то в современно индуизме, чтобы достичь единства с Кришной, надо быть его бхактой («любящим»), то есть любить Бога. Такой путь гораздо доступнее и годится как для брахмана, так и для шудры – низшего сословия.

Индуизм продолжает развиваться. Сейчас в нём наметилось несколько тенденций. С одной стороны, это неоиндуисты, выбравшие своим девизом лозунг «Назад к Ведам». Они стремятся упростить религиозную практику и привести её в соответствие с ранними нормами. Неоиндуисты выступают также против кастовой системы и многобожия. С другой стороны, это ортодоксы, которые в современной Индии стремятся законсервировать средневековые религиозные нормы.

Динамично растущая религия индуизм за последнее столетие увеличила число своих адептов. Расширяется и его география. На начало текущего столетия численность индуистов превысила 900 млн человек (по другим данным, более 1 млрд человек). Из них более 90% приходится на Южную Азию (более 2/3 населения региона); больше всего индуистов проживает в Индии: около 850 млн человек – это более 80% населения страны.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 735; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!