Буддизм: социально-экономические условия возникновения, его направления, география распространения.



Буддизм моложе индуизма и генетически связан с последним. Он возник в 6-5 веках до н.э. как протест против норм кастовой системы, брахманских ритуалов и засилья жречества. Основателем буддизма была реальная историческая личность – принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой («Просветлённым»). Целью своей религии Будда считал избавление человека от страданий. Согласно учению буддизма жизнь человека в мире – бесконечный поток перерождений (сансара), определяемый сочетанием нематериальных частиц (дхарм). Дхармы определяют бытие всего в этом мире: богов, людей, животных, растений и даже камней. Буддисты не верят в переселение душ и перевоплощение, отвергая само существование бессмертной души. Мир и всё существующее в нём – это сочетание дхарм, после их распада наступает смерть, но дхармы не исчезают – подчиняясь закону кармы, образуют новую комбинацию, давая начало новой жизни. Таким образом, колесо сансары вращается вечно. Цель буддиста – прервать этот поток перерождений. Буддизм утверждает, что сущность жизни – страдание, причина страданий – желания и привязанности. Поэтому важнейший его принцип – это непротивление злу насилием. Любое сопротивление несправедливости согласно социальному учению буддизма лишено смысла, так как оно возбуждает страсти, ведущие к страданию.

Будда призывал своих адептов вырвать с корнем все свои желания и привязанности, тем самым внутренне освободиться от оков, которые несёт в себе человеческая жизнь. Такое состояние полной внутренней свободы называется нирваной. Только нирвана освобождает от уз сансары. Но как достичь этого состояния, как научиться не желать и не чувствовать привязанностей? Человек должен угасить пламя своих страстей, быть правдивым, доброжелательным, не причинять вреда живым существам, в том числе не убивать животных. А также участвовать в обрядах и поддерживать монахов, их совершающих. Обрядность буддизма близка к индуистской. Для совершения культа строятся храмы и ступы (вершины) – сакральные макеты золотой горы Меру, олицетворяющей центр мироздания. Кроме Будды Гаутамы в буддийском пантеоне насчитывается тысячи будд, святых, боддисатв, а также многочисленные индуистские боги и демоны. Все боги делятся на добрых и злых. Их изображения являются предметом поклонения.

Главным источником буддийского вероучения считается Трипитака («Три корзины») – полный свод священных текстов буддизма, записанных по преданию со слов самого Будды его учениками. Наиболее важной частью Трипитаки является Палийский канон, раскрывающий основы буддийского учения.

К началу нашей эры в буддизме наметились два основных направления, существующие и по сей день. Это хинаяна («узкий путь») и махаяна («широкий путь»). Сторонники хинаяны скрупулёзно следуют принципам раннего буддизма, считают Будду исторической личностью, верят, что нирваны могут достичь только монахи. Обрядность в хинаяне довольно проста. Сейчас буддизма в этой форме придерживается около трети буддистов мира. Они составляют большинство населения Шри-Ланки, Мьянмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи.

Адепты махаяны допускают возможность обретения нирваны мирянами, но при условии того, что им помогают боддисатвы. Боддисатвами («стремящимися к просветлению») считаются существа, добивающиеся нирваны, но решившиеся остаться в сансаре, для того чтобы помогать непросветлённым. Махаяна отличается развитым культом, сложной обрядностью, обожествлением Будды. Разновидностью махаяны, возникшей в Тибете, считается ламаизм. В ламаизме ещё большее значение придаётся обрядам, чёрной и белой магии, с помощью которых, как считается, можно достичь нирваны. Особенность ламаизма – это почитание лам-перерожденцев (духовных учителей, считающихся перерождениями известных подвижников, святых, боддисатв и даже будд). Ламаизму также присуща строгая церковная иерархия, во главе которой стоит Далай-лама, воспринимаемый верующими как перерождение боддисатвы Авалокитешвары.

Махаянисты составляют около 2/3 из более чем 350 млн буддистов мира. Они живут в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме. В Монголии, Тибете, Бурятии, Калмыкии и Тыве большинство верующих принадлежат к ламаизму. Всё большее число буддистов всех направлений в результате миграций оказывается в Европе и Америке.

В заключение необходимо отметить, что и махаяна, и хинаяна состоят из множества школ, отличающихся друг от друга особенностями вероучения и культа.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!